ВСЕВОЛОД Михайлович Гаршин (1855 – 1888)
Основные Этапы жизни В.М.Гаршина
Петр Васильевич Завадский
Гимназия
«Подлинная история Энского земского собрания»
Русско-турецкая война (1877-1878)
В.м.гаршин на войне
«Четыре дня» (1877)
«Четыре дня»
«Четыре дня»
«Трус» (1879)
«Происшествие» (1879)
«Встреча» (1879)
«Художники» (1879)
«Художники»
Болезнь писателя (1880)
1883 год
«Аttalea Princeps» (1883)
«Аttalea princeps»
«Красный цветок» (1883)
«Сказка о жабе и розе»
«Сказка о лягушке-путешественнице»
Герои рассказов Гаршина
2.48M

Всеволод Михайлович Гаршин (1855 – 1888)

1. ВСЕВОЛОД Михайлович Гаршин (1855 – 1888)

ВСЕВОЛОД МИХАЙЛОВИЧ ГАРШИН
(1855 – 1888)
Портрет В.М.Гаршина.
И.Репин. 1884 год.

2. Основные Этапы жизни В.М.Гаршина

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНИ
В.М.ГАРШИНА
1860 г.
Разводятся родители В.М. Гаршина.
1860 г. –
1864 г.
Гаршин живёт то у отца, то у
матери, в Старобельске, Харькове,
Санкт-Петербурге.
1864 г. –
1874 г.
Гаршин учится в Петербургской
гимназии.
1874 г.
Поступает в Горный университет.
1877 г.
Печатается первое его
произведение «Подлинная история
Энского земского собрания»
Апрель 1877
г.
Отправляется добровольцем на
войну с Турцией.

3.

В. М. Гаршин (справа в клетчатой блузе) с матерью,
братом Евгением и двумя учениками Е. С. Гаршиной в
Сольцах в 1867 г.
В. М. Гаршин-гимназист.

4. Петр Васильевич Завадский

ПЕТР ВАСИЛЬЕВИЧ ЗАВАДСКИЙ
Украинский революционер, один из
организаторов и руководителей
Харьковско-Киевского
тайного общества в 1856-60
годах. Сослан в Олонецкую губернию.
«Я в это время выучился читать; выучил
меня по старой книжке "Современника"
(статьи не помню) наш домашний учитель
П. В. Завадский, впоследствии сосланный за
беспорядки в Харьк. унив. в Петрозаводск и
теперь уже давно умерший».
Автобиография В.М.Гаршина

5. Гимназия

ГИМНАЗИЯ
Перед концом курса я
выдержал тяжелую
болезнь, от которой
едва спасся после
полугодового леченья. В
это же время
застрелился мой второй
брат...
Автобиография В.М.Гаршина

6. «Подлинная история Энского земского собрания»

«ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ ЭНСКОГО
ЗЕМСКОГО СОБРАНИЯ»
Весной 1877 года в журнале
«Молва» было опубликовано
первое произведение «Подлинная история Энского
земского собрания».
В небольшом фельетоне В.М.
Гаршин поднял вопросы голода
крестьян, о равнодушии к ним
земских деятелей, о ничтожном
положении крестьян в то время
когда Закону об отмене
крепостного права уже 15 лет.

7. Русско-турецкая война (1877-1878)

РУССКО-Т УРЕЦКАЯ ВОЙНА (1877-1878)
В.Верещагин. 1877-1880. «Место битвы 18 июля 1877 г. перед
Кришинским реду том под Плевной»

8. В.м.гаршин на войне

В.М.ГАРШИН НА ВОЙНЕ
"Я не могу прятаться за
стенами заведения,
когда мои сверстники
лбы и груди
подставляют под пули.
Благословите меня".
В.Верещагин. 1871 . «Апофеоз войны»
Из писем к Е.С.Гаршиной

9. «Четыре дня» (1877)

«ЧЕТЫРЕ ДНЯ» (1877)
Е. С. Гаршиной
21 июля 1877 г. Бивак у деревни Коцелево
Турки были разбиты, но наши не остались на позиции, а
ушли сначала на свой бивуак (где оставались мы), а потом
и сюда, в Коцелево. Отсюда наш батальон ходил на место
боя убрать мертвых, и я видел не особенно красивую
картину <...> Но мы были вознаграждены за все - нашли
раненого. Пять суток лежал он в кустах с перебитой
ногой. Несколько раз турки ездили мимо него, но не
замечали. Наконец 19 июля, через пять дней после боя,
наша 6 рота набрела на несчастного. Его подняли и
принесли в Коцелево. Жизнь его вне опасности. Вот уж
именно спасшийся чудом! 22)
Теперь, кажется, нам долго еще не придется быть в
деле. Не бойтесь за меня, дорогая мама! Кажется, я и
вернусь, не побывав под пулями: видно, не судьба!..

10.

«Четыре дня». Первая публикация. «Отечественные записки», № 10
за 1877 г.

11. «Четыре дня»

«ЧЕТЫРЕ ДНЯ»
В.Верещагин. 1873.
Смертельно раненный.
Проблема смысла войны.
«Передо мною лежит убитый мною
человек. За что я его убил? Он лежит
здесь мёртвый, окровавленный. <…>
Кто он? Быть может, и у него, как у
меня, есть старая мать. Долго она будет
по вечерам сидеть у дверей своей
убогой мазанки да поглядывать на
далёкий север: не идёт ли ее
ненаглядный сын, её работник и
кормилец?… А я? И я также… Я бы
даже поменялся с ним. Как он
счастлив: он не слышит ничего, не
чувствует ни боли от ран, ни
смертельной тоски, ни жажды <…>»

12. «Четыре дня»

«ЧЕТЫРЕ ДНЯ»
Любой человек на войне становится
носителем зла.
«Я не хотел зла никому, когда шёл
драться. Мысль о том, что придётся
убивать людей, как-то уходила от
меня. Я представлял себе только, как
я буду подставлять свою грудь под
пули».
Война не несет ничего героического,
это смерть.
«В газетах останется не- сколько
строк, что, мол, потери наши
незначительны: ранено столько -то;
убит рядовой из
вольноопределяющихся Иванов. Нет и
фамилии не напишу т; просто скажу т:
убит один. Убит один, как та
собачонка…»

13.

Иллюстрация к рассказу «Четыре дня». (Рисунок худ. Дубровского.)

14. «Трус» (1879)

«ТРУС» (1879)
«Ты всем существом своим протест уешь
против войны, а все-таки война заставит
тебя взять на плечи ружье, идти умирать и
убивать. Да нет, это невозможно! Я,
смирный, добродушный молодой человек,
знавший до сих пор свои книги, да
аудиторию, да семью и еще несколько
близких людей, думавший через год -два
начать иную работ у, труд любви, правды, я,
наконец, привыкший смотреть на мир
объективно, привыкший ставить его перед
собой, думавший, что всюду я понимаю в
нем зло и тем самым избегаю этого зла, —
я вижу все мое здание спокойствия
разрушенным, а самого себя
напяливающим на свои плечи то самое
рубище, дыры и пятна которого я сейчас
только рассматривал…»

15. «Происшествие» (1879)

«ПРОИСШЕСТВИЕ» (1879)
Героиня рассказа, Надежда
Николаевна, молодая
интеллигентная девушка, которую
жизненные обстоятельства
толкнули на страшный пу ть
простит уции, начинает
размышлять над своей судьбой.
Этим открывается рассказ.
Первая фраза его гласит: "Как
случилось, что я, почти два года
ни о чем не думавшая, начала
думать, -- не могу понять.
Надежда Николаевна с
раздражением и горечью говорит
о своем прошлом и настоящем.
Она знает ясно, что выхода для
нее никакого нет и не может
быть, кроме самоубийства, и она
готова к этому шагу.
К. Сомов. Дама в голубом, 1897-1900

16. «Встреча» (1879)

«ВСТРЕЧА» (1879)
Герои рассказа «Встреча»
Учитель Василий Петрович,
человек без твердых
убеждений, без чувства
личной ответственности за
общественную неправду
Казнокрад Кудряшов,
откровенный циник-делец

17. «Художники» (1879)

«ХУДОЖНИКИ» (1879)
И.Е.Репин.Иллюстрация к рассказу В.М.Гаршина «Художники»

18. «Художники»

«ХУДОЖНИКИ»
Рябинин
Дедов
Сторонник «беспокойного искусства»,
обнажающего все социальные язвы
Сторонник «чистого искусства»,
«воспроизведение изящного в природе»
Предмет изображения
Фигура замученного каторжным трудом
рабочего-котельщика – «глухаря»
Пейзажи
Как влияет искусство на человека?
Рябинин не нашел этого ответа. Даже
искусство, убивающее спокойствие
людей, показалось ему мало
действенным, не способным перевернуть
жизнь.
«Вот для него так уж нет никаких
сомнений; пишет, что видит: увидит реку и пишет реку, увидит болото с осокою - и
пишет болото с осокою. Зачем ему эта
река и это болото? - он никогда не
задумывается».

19.

20. Болезнь писателя (1880)

БОЛЕЗНЬ ПИСАТЕЛЯ (1880)
В. Н. Афанасьеву
31 декабря 1881 г. Ефимовка
Писать я не могу (должно
быть), а если и могу, то не хочу.
Писать для меня теперь - значит
снова начать старую сказку и
через три-четыре года, может
быть, снова попасть в больницу
душевнобольных. Бог с ней, с
литерат урой, если она доводит
до того, что хуже смерти,
гораздо хуже, поверь мне.

21. 1883 год

1883 ГОД
В начале 1883 г. он устроился
на службу секретарем
канцелярии Съезда
представителей железных дорог
с окладом в 1200 рублей в год
(на эти деньги он мог снимать
четырехкомнатную квартиру,
содержать семью, иметь слуг).
В феврале Гаршин женился на
Надежде Михайловне
Золотиловой.
H. M. Золотилова. Фото. 1880 г.

22.

В. М. и Н. М. Гаршины.

23.

И.Е. Репин. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года, 1885

24.

И.Е. Репин. Портрет писателя В.М.Гаршина. 1883. Этюд для
головы царевича в картине Иван Грозный и его сын

25. «Аttalea Princeps» (1883)

«АTTALEA PRINCEPS» (1883)

26. «Аttalea princeps»

«АTTALEA PRINCEPS»
В "Attalea princeps"
изображена оранжерея, в
которой томятся "заключенные
растения". "Для растений
нужен был широкий простор,
родной край и свобода".
Мятежная пальма начинает
одинокую борьбу за
освобождение. Она гибнет в
этой борьбе, но гибнет
героически: ей удается пробить
потолок стеклянной тюрьмы и
хоть ненадолго выйти на
свободу.
Иллюстрация к рассказу «Attalea
princeps». (Рисунок худ. Г. П. Кондратенко).

27. «Красный цветок» (1883)

«КРАСНЫЙ ЦВЕТОК»
(1883)
«Красный цветок» объединил
в себе черты
психологического рассказа и
аллегорической сказки.
Главный его герой, бедный
безумец, увидел в
больничном саду три
красных цветка и,
вообразив, что в них
заключено все мировое зло,
уничтожил их ценою
собственной жизни.

28. «Сказка о жабе и розе»

«СКАЗКА О ЖАБЕ И РОЗЕ»
Молодая девушка, для того
чтобы последней радостью
порадовать маленького
умирающего брата, убивает
цветущую розу и потом,
срезанную, ставит ее в
отдельном бокале у раннего
гробика. Если бы девушка
этого не сделала, розу слопала
бы жаба, и цветок рад, что он
умер другою смертью, вместе
с ребенком, и что скатилась на
него слезинка из девичьих
глаз .

29. «Сказка о лягушке-путешественнице»

«СКАЗКА О ЛЯГ УШКЕПУ ТЕШЕСТВЕННИЦЕ»

30.

31. Герои рассказов Гаршина

ГЕРОИ РАССКАЗОВ ГАРШИНА
Герой -- "смирный, добродушный молодой человек,
знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию,
да семью... "
Столкновение с каким-либо вопиющим фактом, типичным
для буржуазной среды
Глубокий нравственный кризис
Самоубийство
Уход "туда", "в это
горе"

32.

В. М. Гаршин в гробу. (Карандашная зарисовка худ. И. Е. Репина.)
English     Русский Правила