Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен ( 1812 - 1870
Произведения написаные А.И. Герценым:
126.99K
Категория: БиографииБиографии

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870)

1. Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен ( 1812 - 1870

русский публицист, писатель,
философ, педагог,
принадлежащий к числу
наиболее видных критиков
официальной идеологии и
политики Российской империи
в XIX веке, сторонник
революционных буржуазнодемократических
преобразований.

2.

Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича
Яковлева. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил
фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца»
В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на
дому, основанное на чтении произведений иностранной
литературы, преимущественно конца XVIII века. Благодаря
знакомству с творчеством Шиллера, Герцен проникся
свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много
содействовал учитель русской словесности И. E. Протопопов,
приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина
Уже
в 1829—1830 годах Герцен написал
философскую статью о «Валленштейне» Ф.
Шиллера. В этот юношеский период жизни
Герцена его идеалом был Карл Моор — герой
трагедии Ф. Шиллера «Разбойники» (1782).

3.

Философские взгляды А. И. Герцена формировались под влиянием Гете,
Гегеля, Фейербаха, Прудона. Теоретическая философия интересовала его
прежде всего возможностью ее практического применения в борьбе за
социальную справедливость.
Он считал, что философия может выполнить свою роль
упорядочивающего и гармонизирующего начала жизни только в том
случае, если будет опираться в своих обобщениях на естествознание. Но
данные наук, лишенные мировоззренческого и методологического
философского синтеза, рискуют оставаться мертвой совокупностью
разрозненных фактов. "Философия, не опертая на частных науках, на
эмпирии, - призрак, метафизика, идеализм, - писал он.
Отвергая агностицизм, А. И. Герцен считал несостоятельным стремление
установить границы познания. Придавая большое значение чувственноэмпирическому познанию, он в то же время возражал против недооценки
активности самого разума. Истинное познание, по Герцену, - это единство
опыта и умозрения, которые он сравнивал с двумя магдебургскими
полушариями, "которые ищут друг друга и которых, после встречи,
лошадьми не разорвешь" (там же. С. 95). А. И. Герцен постоянно говорит,
что познание - не самоцель, а средство для изменения жизни, что человек
не может отказаться от участия в "человеческом деянии" и должен
действовать в своем месте, в своем времени.

4.

Считая высшим достижением социологической мысли
социалистический идеал, Герцен в 50 - 60-е гг. развивает
идеи русского социализма. Он критикует
западноевропейский путь буржуазного развития, полагая,
что у России должна быть иная историческая судьба. Он
утверждал, что русская деревенская обшина с ее
коллективной собственностью на землю, уравнительными
отношениями и самоуправлением содержит зачатки
социализма, который найдет свое осуществление в России
раньше, чем на Западе. Для этого необходимо просвещение
народа и его приобщение к идеям социализма.
Представления А. И. Герцена о социализме стали одним из
идейных истоков народнического движения в России.

5. Произведения написаные А.И. Герценым:

«Дилетантизм
в науке»
«Письма об изучении природы»
Роман «Кто виноват?»
Повести «Доктор Крупов»
Атобиографическое сочинение «Былое и
думы»
English     Русский Правила