ИСКУССТВО и РЕМЕСЛО
Близкие понятия и противоположные понятия
Произведения:
Возможные формулировки :
Возможные формулировки:
Варианты вступлений:
Варианты вступлений:
Варианты вступлений:
Варианты вступлений:
Варианты вступлений:
«Портрет» Н.В. Гоголя
«Невский проспект» Н.В. Гоголя
«Памятник» А.С. Пушкина
Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина
А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»
М.Ю. Лермонтов
А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»
И. А. Куприн. «Тапер»
К.Г. Паустовский «Старый повар»
В. Короленко. «Слепой музыкант»
А. П. Чехов. «Чайка»
А. Ахматова. «Реквием»
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
1.04M
Категория: ЛитератураЛитература

Искусство и ремесло в литературе

1. ИСКУССТВО и РЕМЕСЛО

2.


Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют
представления выпускников о предназначении
произведений искусства и мере таланта их
создателей, дают возможность поразмышлять о
миссии художника и его роли в обществе, о
том, где заканчивается ремесло и начинается
искусство.
Литература постоянно обращается к
осмыслению феномена творчества,
изображению созидательного труда, помогает
раскрыть внутренний мир персонажа через его
отношение к искусству и ремеслу.

3.

Искусство
Форма творчества,
способ духовной
самореализации человека
посредством чувственновыразительных
средств (звука, пластики тела,
рисунка, слова, цвета, света, природ
ного материала и т.д)
• Творческое отражение,
воспроизведение
действительности в
художественных образах.
• Умение, мастерство, знание
дела.
• Самое дело, требующее такого
умения, мастерства.
Ремесло
Рукодельное мастерство,
ручной труд,
работа и уменье,
коим добывают хлеб.
Профессиональное занятие,
изготовление изделий ручным,
кустарным способом.

4. Близкие понятия и противоположные понятия

Искусство, деятели искусства.
Их роль в жизни общества.
Влияние искусства на жизнь человека, предназначение художника.
Талант/бесталанность.
Истинный/мнимый талант.
Ремесло/искусство. Общее и различия в целях и т.д. Граница
между ремеслом и искусством.
Ремесленники/художники.
Феномен творчества, роль труда, созидания в жизни человека.
Энтузиаст/филистер

5. Произведения:


А.С. Пушкин: «Пророк»; «Памятник»;
«Моцарт и Сальери»;
Н. В. Гоголь: «Портрет», «Невский
проспект»;
М. А. Булгаков: «Мастер и Маргарита»;
А. П. Чехов: «Чайка», «Дом с мезонином»;
М. Горький: «На дне»;
А. Островский: «Лес», «Бесприданница»;
Л. Н. Толстой: «Война и мир»;
Н.С. Лесков: «Левша».

6. Возможные формулировки :

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Что такое настоящее искусство?
Как отличить настоящее искусство от ремесла?
Почему люди путают искусство и ремесло?
В чём ценность искусства?
Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
Над каким искусством время невластно?
Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое
время?
Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть
искусством?
Как вы понимаете фразу: «Ни искусство, ни мудрость не могут быть
достигнуты, если им не учиться»?
Кого можно назвать ремесленником в искусстве?
Что такое талант?
Чем отличается истинное искусство от фальшивого?
Почему искусство называют вечным?
Можно ли научиться искусству?
Кого можно назвать истинным творцом?
Как Вы понимаете фразу: «Не боги горшки обжигают»?

7. Возможные формулировки:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Как взаимосвязаны между собой ремесло и искусство?
Всегда ли ремеслу предстоит стать настоящим искусством?
Каким должно быть ремесло, чтобы оно стало искусством?
Что значит для человека ремесло и искусство, как они отражаются в его
жизни, на что влияют?
Что можно считать подлинным искусством?
В чем, по-вашему, состоит конечная цель искусства?
В чем разница между ремеслом и искусством?
Может ли ремесленник стать художником?
Как вы понимаете высказыванием Г. Гебелля: «Искусство – это совесть
человечества»?
Могут ли способности превратиться в талант?
Кто такой талантливый человек?
Ремесленник – это мастер своего дела или халтурщик?
Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает
художником»?
Какова роль искусства в развитии человечества?
Чем настоящее искусство привлекает человека?

8.


Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества, да
и он сам этого не замечает.
Александр Федорович Лосев
Истинный художник выражает то, что думает, не страшась противодействия
вековых предрассудков.
Огюст Роден
Искусство ревниво, оно требует, чтобы человек отдавался ему всецело.
Микеланджело Буонаротти
В руках таланта все может служить орудием к прекрасному.
Николай Васильевич Гоголь
Искусство всегда, не переставая, занято двумя вещами. Оно неотступно
размышляет о смерти и неотступно творит жизнь.
Борис Леонидович Пастернак
Едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить.
Н. Гоголь
Призвание можно распознать и доказать только жертвой, которую приносит
ученый или художник своему покою или благосостоянию, чтобы отдаться
своему призванию.
Л. Толстой
Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.
Бертольд Брехт
Талант — искра божия, которой обыкновенно человек сжигает себя, освещая
этим собственным пожаром путь другим.
В. Ключевский

9.

• Вдохновение — это такая гостья, которая не любит
посещать ленивых.
• Петр Ильич Чайковский
Творить — значит убивать смерть.
• Ромен Роллан
Творчество – это загадка, которую художник задает
сам себе.
Станислав Ежи Лец
• Творчество… есть цельное, органическое свойство
человеческой природы… Оно есть необходимая
принадлежность человеческого духа. Оно так же
законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две
ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и
составляет с ним целое.
• Ф. Достоевский

10. Варианты вступлений:

• Настоящее искусство – это творчество,
в котором души, таланта и вдохновения
больше, чем труда. Оно вдохновляет и
завораживает, заставляет человека
остановиться и посмотреть на себя и на
мир другими глазами. Оно делает мир
странным и неожиданно красивым,
поднимает над обыденностью и
заставляет задуматься о высших
смыслах. Так в чём же заключается
высшая ценность искусства?

11. Варианты вступлений:

• Искусство и ремесло. У этих двух понятий
есть много общего и много различного. Без
мастерства невозможно представить ни
художника, ни ремесленника. Но у ремесла –
функция, а у искусства – предназначение.
Если ремесленник руководствуется здравым
смыслом, то художник – интуицией. Если
ремесленник думает по большей части о
пользе и тиражирует свои изделия по
образцу, то художник создает красоту, нечто
новое, познаёт жизнь и отображает её
особым образом. Так могут ли способности
превратиться в талант? Может ли
ремесленник стать художником? И где
граница между ремеслом и настоящим
искусством?

12. Варианты вступлений:

• Искусство – особенная деятельность,
пронизанная высотой духа, красотой,
стремлением к идеалу и гармонии. Без этих
эстетических и гуманистических целей не
бывает подлинного искусства: будь то
живопись или музыка. Седьмая симфония Д.
Шостаковича, посвященная «человеческому в
человеке», помогала выжить ленинградцам в
годы блокады, стала символом
сопротивления города и его жителей,
вдохновляла на борьбу с фашистами. Так в
чем же заключается конечная цель
искусства?

13. Варианты вступлений:

• Искусство. Подлинный дар. Настоящий
художник. Что стоит за этими словами?
Ожидание вдохновения или упорный
труд, совершенствование своего
мастерства? Поиск новых ответов на
старые, как мир, вопросы? Создание
уникального произведения,
поражающего воображения и чувства,
или того, что будет с удовольствием
принято публикой?

14. Варианты вступлений:

• Искусство и ремесло – две деятельности,
грань между которыми провести бывает
сложно. Для меня искусство – животворящая
материя: это сороковая симфония В.
Моцарта, уносящая в мир красоты и мечты;
это «Джоконда» Л. Да Винчи,
завораживающая своим таинственным
взглядом; это Собор Святого семейства А.
Гауди, устремленный в небеса. Ремесло
нацелено на создание полезных и очень
нужных в быте вещей, но не всегда они
радуют взор. Искусство по природе своей
непреложно включает красоту. Чему отдать
предпочтение печному горшку или Аполлону
Бельведерскому?

15. «Портрет» Н.В. Гоголя

• Настоящий художник творит по вдохновению, следует своему
высокому предназначению, чувствует сопричастность
божественному творению. Однако не всегда даже талантливый
художник может устоять перед искушением земными благами, не
всегда остаётся творцом, верным искусству. Так, например, в
повести «Портрет» Н.В. Гоголя изображена жизненная история
художника Чарткова и его превращения из художника в
ремесленника. Чартков живет в мире высоких идей, его
вдохновляют создания великих мастеров прошлого. Деньги,
которые неожиданно достались Чарткову, оказали губительное
влияние на его судьбу. Дав ему возможность безбедного
существования, деньги отвлекли Чарткова от больших
художественных задач. Он пишет многочисленные портреты и,
приспособляясь ко вкусам и требованиям заказчиков, добивается
легкой славы. Чартков утрачивает способность передавать
жизненную правду. Талантливый художник превратился в
ремесленника. Трагедия Чарткова в том, что он сам загубил свой
талант, поставив славу и материальный успех выше искусства.
Забвение правды в искусстве мстит за себя утратой творческого
дара.

16. «Невский проспект» Н.В. Гоголя

• Для настоящего художника творчество и красота являются
главной ценностью жизни. Так, в повести «Невский проспект»
Н.В. Гоголя - история “петербургского художника” Пискарева.
Пискарёв погружен в искусство, творчество. Страстно влюблен в
красоту – высшее, что есть в мире. В человеке красота
неотделима для Пискарева от внутренней чистоты и
благородства. Действительность же приносит П. жестокие
разочарования. Удар по идеям единства красоты и добра.
Человеческая красота, поразившая художника, оказалась ложной,
фальшивой, растленной, продажной. Красота становится
объектом торговли. Мечты Пискарева разрушены, он трагически
переживает противоречие идеала и действительности.
• В повести упоминаются имена немецких ремесленников (Кунст –
“искусство”), подчеркивая идею низведения искусства к ремеслу.
Миром правят “ремесленники всякого рода”.

17. «Памятник» А.С. Пушкина

• Подлинное искусство заряжено гуманистическими
идеалами, оно обладает свободой самовыражения без
оглядки на мнение толпы. Подтверждение этих мыслей
находим в одном из стихотворений А.С. Пушкина –
«Памятник». В нем выражены оказавшиеся итоговыми
размышления поэта о своем творчестве. В первой строфе
говорится о неразрывной связи поэта с народом, о
свободном непокорном характере его творчества
(«Вознесся выше он главою непокорной»). Далее звучит
мысль о том, что истинная поэзия бессмертна и слава поэта
будет жить до тех пор, пока в мире будет существовать
поэзия. Но самое главное достоинство своей поэзии
Пушкин видит в ее гуманистическом пафосе и в призыве к
милосердию: «Что чувства добрые я лирой пробуждал» и
«Милость к падшим призывал». В финальной строфе
утверждается позиция поэта-пророка, одинокого, мудрого и
равнодушного к мнениям толпы.

18. Маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина


Об искусстве и ремесле
Творчество – напряжение душевных сил, требующее от художника полной
самоотдачи и самоотречения. Но это ещё и уникальное ощущение мира, которое
может покорить слушателя или зрителя, пробудить в нём прекрасные чувства. Так,
в маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» «безделка» гениального Моцарта
вызывает слезы и восторг и у профессионального композитора Сальери, и у
нищего старика возле трактира. Сальери - рационалист, он “поверил алгеброй
гармонию”, и он добивается власти над гармонией, но – “умертвив звуки”, “разъяв
музыку, как труп”. “Предавшись одной музыке”, Сальери убивает в своей душе
творческое, художническое начало, дарованное ему от природы, становится
«ремесленником». Убив “моцарта” в самом себе, сжигая свои творения,
рожденные истинным вдохновением, Сальери закономерно приходит к убийству
человека, воплотившего в себе свободный гений. Трагедия Сальери в измене
своему призванию, духовной независимости творческой личности.
Сальери силен фанатической верой в созданную им систему. И он имеет на это
право, ибо выстрадал его годами титанического, жертвенного труда. Всё, что не
вписывает в систему его представлений об отношении искусства к жизни,
вызывает неприятие, ненависть. А не вписывается в нее – вся жизнь и человек,
воплотивший в себе естественное, органическое жизнелюбие, Моцарт. Путь
Моцарта в музыке необъясним, т.е. для Сальери – неправилен, и тогда – зачем
он? Сальери выносит приговор другу во имя высшей справедливости – ради
пользы искусства. Здесь конфликт переходит на иной уровень – уровень
взаимоотношений искусства и нравственности.

19.


Об искусстве и нравственности
Поведение Моцарта, казалось бы, подтверждает мнение Сальери о
нем как о “гуляке праздном”. Моцарт живет не умом, а сердцем, он
способен позабавиться над беспомощной игрой скрипача, поиграть с
сыном на полу. Для Сальери это – непростительная трата гениального
дара. Быт не отвлекает Моцарта от искусства, и гениальная музыка
приходит к нему как бы случайно, в томлении от бессонницы.
“Опровержение” приходит так же – как будто случайно: реплика “Гений
и злодейство – две вещи несовместные” рушит все построения
Сальери. Своей жизнью Моцарт “доказывает”, что добровольное
отречение Сальери от свободы вдохновения и вся жизнь, построенная
на муках и героизме, это трагическая ошибка. Своей репликой
Моцарт “доказывает”, что искусство – не то, что всю жизнь делал
Сальери.
Моцарт мудр мудростью интуиции, веры в нравственный смысл
искусства. Он чувствует гармонию жизни и наделен вещим даром.
Пушкин выделяет в Моцарте лишь некоторые черты личности гения,
прежде всего естественность и вдохновенность. Но и свободе гения
есть пределы, показывает Пушкин. Напоминанием о несвободе служит
“Черный человек”, являющийся Моцарту; а реальным ее проявлением
– зависть толпы, воплощенная в поступке Сальери. Считая себя
избранником, жрецом прекрасного, Сальери оказывается подчинен
логике “толпы”, которую презирает, логике, требующей от искусства
пользы, считающей гения столь же мелким и безнравственным, как и
все остальные люди. В финале Сальери оказывается на пороге этого
открытия.

20.

• Влияние искусства на восприятие мира человеком показано в
романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Крупно проигравшись в
карты, Николай Ростов не знает, как сообщить об этом семье,
переживающей финансовые трудности. Но его переживания
развеивает пение сестры Наташи. Услышав великолепное
исполнение композиции, он успокаивается и понимает
несущественность своих душевных терзаний в сравнении с
величием искусства.
Наташа Ростова не только обладала великолепным голосом, но
и тонко чувствовала музыку. Восторг у девушки вызывали не
только композиции, звучащие на приемах и балах, ей не чуждо
было пуститься в пляс под гитару, зазывающую задорными
мотивами. Этим автор показывает, что подлинное искусство не
подчиняется временам и нравам.

21. А. С. Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»

• Настоящее искусство свободно от мнения толпы, свободно от
власти, свободно от выгоды. Об отношении к творчеству как к товару
писал А. С. Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с
поэтом». Проблема рассматривается с двух точек зрения.
Книгопродавец, ловкий предприниматель, считает, что
художественные произведения – это такой же товар, как и изделия
ремесленников, главное – знать вкусы и предпочтения публики. Поэт
же пытается спорить с торгашом, рассказывая ему о вдохновении,
душевных порывах, о «пире воображенья», о ярких видениях «с
неизъяснимою красой». Книгопродавец отвечает, что миром правят
деньги, и только тот, у кого они есть, может чувствовать свободу. В
конечном счете поэт соглашается продать свое произведение, а
стихотворение Пушкина заканчивается нерифмующейся фразой
(«Вы совершенно правы. Вот вам моя рукопись. Условимся»),
словно намек на умирающее творчество. Творчество не сопряжено с
выгодой («не продаётся вдохновенье»), и если искусство обретает
цену и заказчика, то оно превращается в ремесло.

22. М.Ю. Лермонтов


Тема поэта и поэзии занимает особое место в творчестве каждого поэта: она отражает важный
процесс самоопределения художника в мире искусства. В чем сущность поэтического
творчества? Откуда приходят слова и рифмы? Каково назначение поэзии в мире людей? Эти
вопросы становятся предметом размышлений во многих стихотворениях Лермонтова («Поэт»,
«Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель» и др.). Обратимся к текстам.
Стихотворение «Смерть поэта» (1837), написанное на смерть А. С. Пушкина, принесло
Лермонтову всероссийскую известность. Здесь тема поэта и поэзии представлена в
романтическом ключе: гений противостоит пошлой и жестокой толпе. В стихотворении дана
обобщающая характеристика пушкинского гения и вскрыта суть общественного конфликта,
который привел к гибели Поэта.
Стихотворение проникнуто болью утраты и горячей любовью к погибшему поэту, обладавшего
«свободным», «смелым даром». Поэт в стихотворении Лермонтова – певец, наделенный свыше
«чудной силой» и сочиняющий «чудные песни». Судьбу Пушкина как бы предвосхищает судьба
его героя, Ленского, сраженного «безжалостной рукой».
Страдания Поэта соотносятся с крестными муками Христа: толпа надевает на поэта терновый
венец, который язвит «славное чело». В страданиях и смерти Поэта Лермонтов обвиняет
лицемерное и жестокое светское общество. Автор дает «палачам» поэта нравственную и
социально-историческую характеристику. Безнаказанности «жадной» и «надменной» толпы
Лермонтов противопоставляет свое презрение и веру в неотвратимость высшего суда.
Тему трагического положения современного поэта продолжает стихотворение «Пророк» (1841).
По названию и по стихотворному размеру оно соотносится с одноименным пушкинским
произведением. Стихотворение Лермонтова показывает итог судьбы того, кто внял «гласу Бога»,
явился в мир «глаголом жечь сердца людей». Здесь тема поэта и общества решается как тема
трагического и неизбежного разлада между ними. «Злобные» и «порочные» люди не нуждаются
в заветах любви и правды. Пророк уходит из мира людей, отказывается от благ цивилизации и
находит приют в мире природы. В четвертой строфе стихотворения Лермонтова возникает
романтическая тема гармонии человека и прекрасной природы. Хотя люди не верят в
пророческий дар героя («Глупец, хотел уверить нас, / Что бог гласит его устами!»), он остается
истинным, а не ложным пророком. Поэту-пророку покорна вся «земная тварь», верная завету
Создателя.
Таким образом, поэт-пророк, наделенный вещим даром, несет в мир слова правды и добра, но
эти слова не находит отклика в современном обществе.

23. А. П. Чехов. «Скрипка Ротшильда»

• Герой рассказа, гробовщик Яков Иванов, играет на свадьбах;
снимает мерку для гроба с живой жены и записывает его
стоимость; огорчается, что в году есть праздничные, т.е.
убыточные, дни. Но под влиянием внезапно обрушившегося горя
– смерти жены и последовавшей затем болезни – он меняется.
Переоценка личной жизни сопровождается у него ощущением
общей неправды, царящей в мире людей. В свои 70 лет, он вдруг
в недоумении встает перед простыми, казалось бы, вещами:
почему за последние 50 лет жизни он ни разу не был на реке?
Зачем срубили березняк и сосновый бор? От наивных вопросов
он переходит к вопросам «конечным»: Зачем люди делают всегда
именно не то, что нужно? Зачем вообще люди мешают жить друг
другу? Перед смертью Яков сочиняет мелодию, в которую вложил
эти свои недоуменные вопросы, и дарит свою скрипку еврею
Ротшильду, которого всегда презирал и преследовал.
Растревоженная душа Якова продолжает жить в искусстве: она
заставляет людей плакать и будит в них беспокойство. Подлинное
искусство преодолевает смерть, оно тревожит души людей,
заставляя их помнить о вечных ценностях бытия.

24. И. А. Куприн. «Тапер»

Четырнадцатилетний пианист Юрий Азагаров волею
случая попадает в богатую семью Рудневых на
рождественский прием и с первых аккордов собирает
слушателей, среди которых оказывается и
знаменитый композитор Рубинштейн. Истинно
вдохновенная игра юного музыканта не оставила
равнодушными ни детей, занятых рождественскими
подарками, ни взрослых, пребывающих в
праздничной суете, ни талантливого композитора,
который взял талантливого мальчика к себе в
ученики и вырастил .
Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под
его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии.
Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова
которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие
мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось,
просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка
полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими,
влажными и сияющими.

25. К.Г. Паустовский «Старый повар»

• Искусство может принести облегчение от страданий,
может вернуть воспоминания о молодости и о любви.
Так, в рассказе «Старый повар» К.Г. Паустовского
умирающий герой исповедуется незнакомцу, как
оказалось молодому Моцарту, и просит его об услуге:
старый повар хотел бы ещё раз увидеть свою любимую
жену, умершую от чахотки, почувствовать радость и
любовь. Как исполнить последнее желание?! Что может
помочь?! Незнакомец садится за старый клавесин и
наполняет бедную сторожку великолепной музыкой,
подарив счастливые воспоминания уходящему в иной
мир человеку. Только искусство способно осуществить
подобное чудо – дать человеку возможность обратить
время вспять, остановить мгновенье…

26. В. Короленко. «Слепой музыкант»

• Петр родился слепым, но обладал хорошим слухом и
осязанием. С детства мальчик интересовался игрой
конюха Иохима на свирели, сам начал осваивать
дудочку, а после и фортепиано. Музыка помогала ему
воспринимать и «видеть» мир. Петру пришлось
преодолеть много испытаний, чтобы принять себя
таким, каким он есть. Но талантливому музыканту
удалось добиться признания окружающих и обрести
личное счастье.

27. А. П. Чехов. «Чайка»

• Нина Заречная мечтает стать знаменитой актрисой.
Ее родители не разделяют взглядов девушки и
выступают против. Но Нина все равно сбегает из
дома в город, чтобы играть в театре. Карьера, как и
личная жизнь девушки, не складывается. До уровня
талантливой актрисы она недотягивает: играет плохо,
«с завываниями». Ее ребенок почти сразу после
рождения умирает, а любимый человек теряет к ней
интерес. Нина решает кардинально изменить свою
жизнь: уехать в провинцию и начать там строить
карьеру с нуля. Девушку не покидает мысль, что ей
суждено быть великой актрисой.

28. А. Ахматова. «Реквием»

• В своем произведении «Реквием» А. Ахматова
описывает времена жестких репрессий, когда людей
без суда и следствия отправляли в ссылку, не
сообщая ничего родным. Матерям и женам месяцами
приходилось выстаивает бесконечные очереди,
дожидаясь хоть какой-нибудь весточки от сыновей и
мужей. Этой поэмой поэтесса бросила вызов
сталинскому режиму, за что ее остальные
произведения стали запрещенными для печати.
Ахматовой пришлось терпеть унижения и страдания
за неугодную властям позицию в искусстве.

29. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»


Ремесленничество в сфере искусства ярко показано в романе М. А. Булгакова
«Мастер и Маргарита». Столичные литераторы давно поставили на поток свои
произведения, их больше волнует отпуск на даче, путевки в Ялту и пресловутый
«квартирный вопрос».
Отношение Мастера к творчеству совсем иное: роман о Понтие Пилате поглощает
его полностью. Чтобы свободно творить, писатель снимает небольшой подвальчик на
Арбате, на все выигранные в лотерее деньги скупает литературу с нужными для книги
сведениями. Когда на роман обрушивается критика, и его не пускают в печать,
Мастер чувствует себя опустошенным, сжигает рукописи, а после попадает в
психиатрическую лечебницу. Таким образом видим, как истинное творчество
подменяется шаблонными произведениями, выполняемыми в угоду власти.
Воланд и его свита интересуются главным образом одной сферой жизни москвичей –
литературно-театральной. Для характеристики литературного мира очень важны
МАССОЛИТ и «Грибоедов». МАССОЛИТ – это название выдуманной Булгаковым
Московской ассоциации литераторов – организации, агрессивно настроенной по
отношению к свободомыслящим художникам. Дом, где разместился МАССОЛИТ,
называется «Домом Грибоедова», потому что им некогда якобы владела тетка
писателя Александра Сергеевича Грибоедова и там он читал ей отрывки из «Горя от
ума». Главная достопримечательность «Грибоедова» – это ресторан, который
становится в романе символом не пишущей, а жующей писательской братии,
превратившей литературу в источник насыщения неумеренных аппетитов. Среда,
оттолкнувшая Мастера, подвергается в романе суду окончательному и
бесповоротному. «Мастер и Маргарита» – это роман мщения, роман расплаты.
Главные герои его умирают еще до своего ухода со страниц книги. Мертвые, они не
спешат отбыть в иной мир, а пребывают еще некоторое время на земле, чтобы
увидеть плоды мщения.

30.


Образ Мастера раскрывается в истории его жизни, рассказанной им самим Ивану Бездомному
в психиатрической клинике, и в эпизодах романа после возвращения Мастера к Маргарите.
Главным средством характеристики нравственной позиции Мастера служит его роман о Понтии
Пилате, ведь чтобы создать такой образ, как Иешуа Га-Ноцри, Мастер сам должен был
обладать хотя бы некоторыми его качествами. Его интеллектуальная и духовная свобода также
столь велика, что с окружающей действительностью, которая как раз вся замешана на самых
разных видах несвободы, он не находит общего языка. Чем более замкнут Мастер в жизни, тем
более он раскован в творчестве. Работа над романом – это счастье свободного полета
фантазии, приобщения к вечным истинам и возможности поделиться ими с людьми. Но так же,
как и его герой, Мастер встречает непонимание и страх людей, оказывается, в сущности,
распят. Удивление Мастера перед миром, отвергающим очевидную Истину, переходит в
психическое заболевание.
Характер толпы, как это выясняют «эксперименты» Воланда, остается неизменным на
протяжении столетий, поэтому основной интерес Булгакова заключается в другом: где найти
силу, способную защитить пророков и поэтов, стать посредником между Художником и толпой.
Таким посредником у Булгакова выступает лицо, облеченное властью. От того, как сложатся
отношения творческой личности и его покровителя (Иешуа – Пилат, Мастер – Воланд), зависит
судьба поэта. Отметим: Мастер настойчиво повторяет, что он пишет роман «о Пилате», а не об
Иешуа. Трагизм отношений Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата определяется тем, что
прокуратор не обладает абсолютной властью, он подчинен императору Тиверию, страх перед
которым оказывается сильнее желания спасти философа. Трагическая развязка становится
следствием неспособности Пилата до конца сыграть свою роль покровителя. Мастер
оказывается счастливее: Воланд олицетворяет внеземную власть и может даровать герою
вечный покой. Образ Мастера позволяет Булгакову поставить проблему ответственности
творца за свой талант. Мастер наделен способностью «угадать» истину, даром прозреть сквозь
толщу веков образ подлинного Человека. Его дар может спасти людей от забвения присущей
им способности творить добро. Но он, сочинив роман, не выдерживает борьбы за него,
отказываясь от своего творения, сжигая его, не принимает тяжесть подвига. Судьба художника
представлена в романе и как вечная общечеловеческая драма, восходящая к жизненному
подвигу, страданиям и смерти Иисуса Христа, и как индивидуальная трагедия современного
человека.
English     Русский Правила