Племенные союзы на территории Казахстана
Усуни.
На территории Семиречья раско­паны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могиль­ники усуней располагались в
И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II,
Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это
Хозяйство усуней.
Канглы.
Культура канглов.
Государство кимаков .
Археология и Религиозные верования.
Захоронение умерших.
Кипчаки
Хозяйство кипчаков.
Ремесло.
1.58M
Категория: ИсторияИстория

Племенные союзы на территории Казахстана: усуни, канглы, кимаки, кипчаки!

1. Племенные союзы на территории Казахстана

ПЛЕМЕННЫЕ СОЮЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ
КАЗАХСТАНА
Усуни, канглы, кимаки, кипчаки!

2. Усуни.

Племена усуней, которые наследовали земли саковтиграхауда в Семиречье, пришли из глубины
Центральной Азии. Во II в. до н. э, около 160 г., часть
усуней переселилась в Семиречье, подчинила сакские
племена и основала владения во главе с предводителем,
носившим титул «гуньмо» (кунь баг — князь над
князьями). Основная территория усуней располагалась в
Илийской долине, а западная граница проходила по Чу и
Таласу, где усуни граничили с Кангюем. На востоке они
имели общую границу с хунну, а на юге их владения
соприкасались с Ферганой (Даванью). Столица усуней
Чигучен (Город Красной долины) находилась на берегу
Иссык-Куля. Это был укрепленный город с
предместьями. Посол китайского императора Уди князь
Чжанцянь, в 138 г. отправленный на запад, писал о том,
что владения Усуней насчитывали 630 000 чел. и могли
выставить 188 000 воинов. Письменные источники
сообщают также о 30-тысячной коннице отборной
дружины усуньских правителей и 10 тыс.
подчинявшихся им лучниках10. Политическая история
усуней, которая в источниках прослеживается до III в. н.
э., повествует об их связях с Китаем, заключении
дипломатических отношений, женитьбе усуньских
гуньмо на китайских принцессах. Этническая
принадлежность усуней еще до конца не выяснена. Одни
исследователи считают, что усуни принадлежали к
восточно-иранским племенам, другие, что усуни были
предками тюрок и говорили по-тюркски. Но как бы то ни
было, название «уйсунь» носит одно из крупных
казахских племен.
УСУНИ.

3. На территории Семиречья раско­паны десятки курганов усуней, исследованы их поселения. Могиль­ники усуней располагались в

Археологические памятники.
НА ТЕРРИТОРИИ СЕМИРЕЧЬЯ РАСКОПАНЫ ДЕСЯТКИ КУРГАНОВ УСУНЕЙ, ИССЛЕДОВАНЫ ИХ
ПОСЕЛЕНИЯ. МОГИЛЬНИКИ УСУНЕЙ РАСПОЛАГАЛИСЬ В ПРЕДГОРЬЯХ, ГОРНЫХ ДОЛИНАХ, НА БЕРЕГАХ
РЕК. КАК ПРАВИЛО, ОНИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЦЕПОЧКИ КУРГАНОВ, ВЫТЯНУТЫХ ПО ТЕЧЕНИЮ РЕК.
БОЛЬШИНСТВО КУРГАНОВ ИМЕЮТ ДИАМЕТР 6—20 И ВЫСОТУ 0,5—1,5 М, СОСТОЯТ ИЗ ЗЕМЛЯНЫХ,
КАМЕННЫХ ЛИБО КАМЕННО-ЗЕМЛЯНЫХ НАСЫПЕЙ. В УСУНЬСКИХ МОГИЛЬНИКАХ ВСТРЕЧАЮТСЯ И
ГРОМАДНЫЕ ПО СРАВНЕНИЮ С ОБЩЕЙ МАССОЙ КУРГАНЫ ДИАМЕТРОМ 50—80 И ВЫСОТОЙ 8—12 М. В
МОГИЛАХ ТАКИХ КУРГАНОВ, ДАЖЕ ОГРАБЛЕННЫХ, АРХЕОЛОГИ НАХОДЯТ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО УКРАШЕНИЙ
ИЗ ЗОЛОТА — БЛЯШЕК ОТ ОДЕЖДЫ, ЗОЛОТЫЕ СЕРЬГИ, БРОНЗОВЫЕ ЗЕРКАЛА, ДЕРЕВЯННЫЕ ШКАТУЛКИ.
РАННЯЯ ГРУППА МОГИЛЬНИКОВ ОТНОСИТСЯ К III—II ВВ. ДО Н. Э. ЭТО МОГИЛЬНИКИ КАПЧАГАЙ III,
УТЕГЕН III, КЗЫЛ-ЭСПЕ, КЗЫЛ-АУЗ III, КЗЫЛ-КАЙНАР. ДЛЯ НИХ ХАРАКТЕРНА СТРОГАЯ ПЛАНИРОВКА
«ЦЕПОЧКАМИ» С СЕВЕРА НА ЮГ ПО 5—6 КУРГАНОВ В КАЖДОЙ.

4.

К следующему периоду (среднему),
датируемому исследователями I в. до н.
э. — I в. н. э. относятся могильники
Утеген I, II, Тайгак I, Карлаак I, АлтынЭмель, Каратума, Талгар, Актас.
Установлено, что в это время усуньские
могильники состояли из курганов,
расположенных бессистемно и
цепочками из трех курганов.

5. И, наконец, к третьему, позднему периоду, который датируется II—III вв., относятся могильники Капчагай II, Чулак-Джигида I, II,

И, НАКОНЕЦ, К ТРЕТЬЕМУ, ПОЗДНЕМУ ПЕРИОДУ,
КОТОРЫЙ ДАТИРУЕТСЯ II—III ВВ., ОТНОСЯТСЯ
МОГИЛЬНИКИ КАПЧАГАЙ II, ЧУЛАК-ДЖИГИДА I, II, ГУРКОРА II, КАЛКАН IV. ВСЕ КУРГАНЫ РАСПОЛОЖЕНЫ
БЕССИСТЕМНО, «ЦЕПОЧЕК» НЕТ. МОГИЛЫ ГРУНТОВЫЕ
С ПОДБОЕМ, БЕЗ ДЕРЕВЯННЫХ ПЕРЕКРЫТИЙ.
ЭТИ ПРЕДМЕТЫ БЫЛИ НАЙДЕНЫ В КАПЧАГАЙ II.

6. Первое поселение усуней было обнаружено в Чуйской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского Алатау. До раско­пок это

ПЕРВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ УСУНЕЙ БЫЛО ОБНАРУЖЕНО В ЧУЙСКОЙ ДОЛИНЕ, ВБЛИЗИ
СЕЛА ЛУГОВОЕ В ПРЕДГОРЬЯХ КИРГИЗСКОГО АЛАТАУ. ДО РАСКОПОК ЭТО БЫЛ
ХОЛМ-ТОБЕ, СКРЫВАВШИЙ ОСТАТКИ ЖИЛИЩ С ГЛИНОБИТНЫМИ СТЕНАМИ И
ОБМАЗАННЫМИ ГЛИНОЙ ПОЛАМИ. НА ПОЛАХ НАХОДИЛИСЬ ОТКРЫТЫЕ ОЧАГИ,
НА КОТОРЫХ ГОТОВИЛАСЬ ПИЩА. БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ОБЛОМКОВ КРУПНЫХ
ГЛИНЯНЫХ СОСУДОВ, КАМЕННЫЕ ЗЕРНОТЕРКИ МОТЫГИ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О
ТОМ, ЧТО ЖИТЕЛИ ПОСЕЛЕНИЯ ЗАНИМАЛИСЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ, СОЧЕТАЯ ЕГО С
ПРИДОМНЫМ СКОТОВОДСТВОМ. В ГОРНЫХ РАЙОНАХ ТЯНЬ-ШАНЯ ПОСЕЛЕНИЯ
УСУНЕЙ ВСТРЕЧЕНЫ ВО МНОГИХ ГОРНЫХ УЩЕЛЬЯХ. ОДНО ИЗ НИХ АКТАС
НАХОДИТСЯ НА БЕРЕГУ РЕЧКИ КУРАЙЛЫ, НЕПОДАЛЕКУ ОТ СЕЛА КЕГЕНЬ. ЗДЕСЬ
БЫЛИ ОТКРЫТЫ ОСТАТКИ ПЯТИ ЖИЛЫХ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОСТРОЕК, СТЕНЫ
КОТОРЫХ СЛОЖЕНЫ ИЗ КАМНЯ. РЯДОМ С ПОСЕЛКОМ ОБНАРУЖЕНЫ ДРЕВНИЕ
ПОЛЯ, КОТОРЫЕ ОРОШАЛИСЬ ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ РЕКИ АРЫКАМИ.

7. Хозяйство усуней.

ХОЗЯЙСТВО УСУНЕЙ.
• Китайские источники характеризуют усуне как кочевников. В них пишется, что усуни «не
занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, судя
по приволью в еде и воде». Действительно, скотоводство сыграло в жизни усуней определяющую
роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать в меридиональном направлении от
зимовок, расположенных Моюнкумах и Прибалхашье, к альпийским лугам, расположенным высоко
в горах, где летом на горных травах скот жирел и набирал сил на зиму. Расстояние между
зимовками и летовками было небольшое — от 30 до 100 км. Поэтому усуни могли долгое время
оставаться на местах зимовок и летовок, а также в предгорьях на весенне-осенних пастбищах. Там
они строили стационарные жилища, заводили рядом поля и огороды. Доказательством оседлости
занятия земледелием служат усуньские поселения с их стационарными жилищами, большим
количеством тяжелой глиняной посуды, зернотерками, каменными мотыгами, остатками злаков.

8. Канглы.

КАНГЛЫ.
• В III в. до н. э. на юге Казахстана сформировалось объединение канглов.
Территория — от среднего течения Сырдарьи до предгорьи Каратау.
Столица — Битянь (близ Туркестана)
• Первые сведения о канглах встречаются в китайских источниках, которые относится ко II в. до н. э. По
сведению источников -«Численность населения канглов достигло -600 тыс. человек или 120 тыс. дворов».
• Политическая история
Канглы были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией,
Римом, Закавказьем;
• Канглы вели войны с соседними племенами: гуннами, усунями и подчинили себе Бухару, Хорезм и
некоторые другие области Средней Азии;
• Канглы контролировали отдельные участки Великого Шелкового пути.

9. Культура канглов.

КУЛЬТУРА КАНГЛОВ.
Культура
Религиозные верования. Среди
канглов были распространены: культ
природы и культ предков. Они верили
в сверхъестественные силы, приносили
им в жертву домашних животных.
Обожествляли также солнце, луну,
звезды.
Небесные светила служили основой
летосчисления, по ним определяли
дорогу во время перекочевок, время
полевых работ, регулировали
религиозные обряды.

10.

• Хозяйство
Канглы занимались скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство и
овцеводство, также разводили коров, верблюдов.
• Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и
металлическими кетменями (мотыгами). Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных
огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов.
• Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу — уток и
гусей.
В долинах рек Сырдарьи, Чу, Таласа, Келеса было развито рыболовство.
• Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка,
боярышника, фисташек. Заготавливали горный лук и чеснок.
• Канглы умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда.
• Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. В хозяйстве
использовали — горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы — бочкообразные сосуды из
необожженной глины для хранения зерна.— Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты
животноводства и зерно, что привело к развитию внешней торговли. В государстве встречались
китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, разные камни из Ирана.

11. Государство кимаков .

ГОСУДАРСТВО КИМАКОВ .
На территории Северного и Восточного Казахстана в
эпоху развитого средневековья проживало племя
кимаков. К сожалению, у современных историков
осталось немного письменных источников по поводу
происхождения данного племени. Все известия о
кимаках относятся к арабографичной мусульманской
традиции. О кимаках писали следующие авторы: алЯкуби (Китаб ал-бухдан), Ибн ал-Факих (Китаб ахбар
ал-бухдан), ал-Истахри (Китаб масалик ал-мамалик),
неизвестный автор сочинения Худуд ал-алам, алИдриси (Нузхат ал-муштак), ал-Хорезми (Китаб
мафатих ал-улум), Махмуд ал-Кашгари (Диван лугат
ат-турк), Ибн Хордадбек (Китаб ал-масалик вамамалик), Ибн Саид (Китаб джуграфия фил-акалим
ас-саба), ал-Масуди (Китаб ат-танбих вал-ишраф), Ибн
Сайд (Китаб баст ал-ард фит-тул вал-ард) и т.д.

12. Археология и Религиозные верования.

АРХЕОЛОГИЯ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ.
• В стране существовали десятки городов, развалины которых обнаружены в
Южной Сибири и Казахстане. Умерших хоронили в курганах по способу
трупоположения или сожжения (кремация). От тюрков — своих ближайших
предков — кимаки унаследовали захоронение вместе с умершим коня, изготовление
каменных статуй и поклонение богу Тенгри.
• Население в массе своей было языческим, исповедовало, как и многие
ранние тюрки, тенгрианство — веру в единого Бога Тенгри, почитало небо (космос),
солнце и звезды, землю и духов предков, занималось астрологией[2]. Некоторая
часть кимакского общества приняла манихейство (религиозное учение,
распространенное с III века в Иране, Средней Азии и Индии), а также буддизм,
позднее, с VIII века, — ислам.

13. Захоронение умерших.

ЗАХОРОНЕНИЕ УМЕРШИХ.

14. Кипчаки

КИПЧАКИ
• Кипчак (каз. Қыпшақ) — в настоящее время сохранившееся как тюркское племя в
составе Среднего жуза казахского от древнего народа кыпчаки, распространенного
от Алтая до Днестра. В настоящее время живут в Костанайской, Кызылординской и
Карагандинской областях Казахстана.
• По данным сельскохозяйственной переписи 1899—1912 г.г. кыпчаков
насчитывалось 169 тыс. человек, в том числе в Кустанайском уезде 47 тыс. человек
(41 % казахского населения), в Омском уезде 10,7 тыс. человек (28 %),
в Павлодарском уезде — 14,8 тыс. (10,3 %), Акмолинском — 10,9 тыс. (6,6 %),
в Перовском — 32,9 тыс.(22,5 %), Тургайском — 42, 9 (46 %). Кыпчаки составляли
4,5 % от общей численности казахов в Российская империяРоссийской империи.

15. Хозяйство кипчаков.

ХОЗЯЙСТВО КИПЧАКОВ.
• Хозяйство
• Скотоводство
• Основное занятие — экстенсивное кочевое и полукочевое
скотоводство. Скотоводы, нуждаясь в пастбищах, вынуждены были совершать
длительные переходы. Радиус кочевания был очень велик:
• Кыпчаки, обитавшие в Западном Казахстане, лето проводили в южных предгорьях
Урала, а на зиму откочевывали в районы Аральского моря и в низовья Сырдарьи.
• О кочевых путях кыпчаков свидетельствует данные арабского географа Аль-Омари
(XIV в.): «ханы кыпчаков проводят зиму в Сарае, летовища же их, как и не когда
летовища царей Турана, находятся в области Уральских гор».
• Некоторые группы кимаков на зиму перекочевывали в степи между Уралом и
Эмбой, а лето проводили в Прииртышье
• Часть огузов зимовала в низовьях Сырдарьи, а летовала в Прикаспийских степях.

16.

17. Ремесло.

РЕМЕСЛО.
• Развитие ремесла связано с запросом городского населения и кочевого мира. Ведущие отрасли ремесла
—гончарное дело, кузнечное дело, ювелирное дело, ткачество, ковроткачество, стеклоделие,
резьба по кости, обработка по камню и дереву.
• Высокого уровня достигло гончарное дело — изготовление керамической посуды, кухонной
керамики, светильников.
• Древние тюрки появились на исторической арене как искусные металлургии. Археологическими
разведками обнаружены памятники металлургии VI-IX вв. Из высококачественного железа они
изготовляли однолезвийные ножи, тесла-топора, стремена, удила, наконечники копий и стрел,
сабли с малым изгибом и массовым клинком, котлы. Развитие металлургии позволило тюркским
каганам перевооружить свою армию и создать отборные, ударные части из латной кавалерии.
• Из костей и рог в основном делались амулеты, рукоятки для ножей, заколки, булавки, пуговицы,
игральные фишки.
• Камень шел на изготовление распространенных в быту — зернотерок, жерновов, пестов и ступок.

18.

19.

• Денежное обращение
• Торговля требовало развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители
влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами.
• В начале VII в. известны монетные выпуски тюргешских каганов. По сведению
английского тюрколога Клоусона, первые тюргешские монеты чеканились
в Такбешиме (Суябе).
• О наличии денежной торговли говорят находки монет, отчеканенных в городах Отрар,
Суябе, Таразе — это монеты кангаров, тюргешей, тухусов. Для периода IX-XII вв.
характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В
крупных городах Казахстана —Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразефункционировали
монетные дворы.
• В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов —
золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. Золотые
динары, выполнявшие функции международной валюты, при караханидах стали
средствами обращения.
English     Русский Правила