Программирование на языке Паскаль Часть II
Массивы
Массивы
Объявление массивов
Объявление массивов
Что неправильно?
Заполнение массива
Заполнение массива
Заполнение массива
Массивы
Программирование на языке Паскаль Часть II
Максимальный элемент
Максимальный элемент
Программа
Программирование на языке Паскаль Часть II
Случайные процессы
Случайные числа на компьютере
Распределение случайных чисел
Распределение случайных чисел
Генератор случайных чисел в Паскале
Генератор случайных чисел в Паскале
Заполнение массива случайными числами
Подсчет элементов
Подсчет элементов
Подсчет элементов
Сумма выбранных элементов
Сумма выбранных элементов
Сумма выбранных элементов
Поиск в массиве
Поиск элемента, равного X
Поиск элемента в массиве
Реверс массива
Как переставить элементы?
Программа
Циклический сдвиг
Программа
Выбор нужных элементов
Выбор нужных элементов
Как вывести массив B?
Программирование на языке Паскаль Часть II
Сортировка
Метод пузырька
Программа
Программа
Метод пузырька с флажком
Метод пузырька с флажком
632.89K
Категория: ПрограммированиеПрограммирование

Программирование на языке Паскаль Часть II. Массивы. Тема 1

1. Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 1. Массивы

2. Массивы

Программирование на языке Паскаль.
Массивы
Массив – это группа однотипных элементов,
имеющих общее имя и расположенных в памяти
рядом.
Особенности:
• все элементы имеют один тип
• весь массив имеет одно имя
• все элементы расположены в памяти рядом
Примеры:
• список учеников в классе
• квартиры в доме
• школы в городе
• данные о температуре воздуха за год
2

3. Массивы

Программирование на языке Паскаль.
3
Массивы
A
НОМЕР
массив
1
5
элемента массива
(ИНДЕКС)
2
10
A[1]
33
15
15
4
5
20
25
A[2] ЗНАЧЕНИЕ
A[3] элемента
A[4]
A[5]
массива
НОМЕР (ИНДЕКС)
элемента массива: 2
A[2]
ЗНАЧЕНИЕ
элемента массива: 10

4. Объявление массивов

Программирование на языке Паскаль.
4
Объявление массивов
Зачем объявлять?
• определить имя массива
• определить тип массива
• определить число элементов
• выделить место в памяти
Массив целых чисел:
имя
начальный
индекс
конечный
индекс
тип
элементов
var A : array[ 1 .. 5 ] of integer ;
Размер через константу:
const N=5;
var A: array[1.. N ] of integer;

5. Объявление массивов

Программирование на языке Паскаль.
Объявление массивов
Массивы других типов:
var X, Y: array [1..10] of real;
C: array [1..20] of char;
Другой диапазон индексов:
var Q: array [0..9] of real;
C: array [-5..13] of char;
Индексы других типов:
var A: array ['A'..'Z'] of real;
B: array [False..True] of integer;
...
A['C'] := 3.14259*A['B'];
B[False] := B[False] + 1;
5

6. Что неправильно?

Программирование на языке Паскаль.
Что неправильно?
var a: array[10..1]
[1..10] of integer;
...
A[5] := 4.5;
var a: array ['a'..'z']
['z'..'a'] of integer;
...
A['B'] := 15;
A['b']
var a: array [0..9] of integer;
...
A[10] := 'X';
6

7. Заполнение массива

Программирование на языке Паскаль.
7
Заполнение массива
Объявление:
const N = 5;
var A: array[1..N] of integer;
i: integer;
Заполнение одинаковыми числами:
for i:=1 to N do begin
A[i]:= 8;
end;
i
1
2
3
4
5
8
?
8
?
8
?
8
?
8
?
A[1]:=8 A[2]:=8A[3]:=8 A[4]:=8A[5]:=8

8. Заполнение массива

Программирование на языке Паскаль.
8
Заполнение массива
Объявление:
const N = 5;
var A: array[1..N] of integer;
i: integer;
Заполнение последовательными числами:
Z:= 8;
for i:=1 to N do begin
A[i]:= Z;
Z:= Z + 1;
end;
Z
10
13
12
11
9
8
?
i
1
2
3
4
5
8
?
9
?
10
?
11
?
12
?
A[1]:=8 A[2]:=9A[3]:=10A[4]:=11A[5]:=12

9. Заполнение массива

Программирование на языке Паскаль.
9
Заполнение массива
Заполнение последовательными числами:
Z:= 8;
i
for i:=1 to N do begin
A[i]:= Z;
1
Z:= Z + 1;
end;
2
Z = i + 7
for i:=1 to N do begin
A[i]:= i + 7;
?
Z
8
9
3
10
4
11
5
12
Как связаны i и Z?

10. Массивы

Программирование на языке Паскаль.
10
Массивы
Объявление:
const N = 5;
var a: array[1..N] of integer;
i: integer;
Ввод с клавиатуры:
for i:=1 to N do begin
write('a[', i, ']=');
read ( a[i] );
end;
a[1] =
a[2] =
a[3] =
a[4] =
a[5] =
5
12
34
56
13
?
Почему
write?
Поэлементные операции:
for i:=1 to N do a[i]:=a[i]+1;
Вывод на экран:
writeln('Массив A:');
for i:=1 to N do
write(a[i]:4);
Массив A:
6 13 35
57
14

11. Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 2. Максимальный
элемент массива

12. Максимальный элемент

Программирование на языке Паскаль.
12
Максимальный элемент
Задача: найти в массиве максимальный элемент.
Алгоритм:
Псевдокод:
{ считаем, что первый элемент – максимальный }
for i:=2 to N do
if a[i] > { максимального } then
{ запомнить новый максимальный элемент a[i] }
?
Почему цикл от i=2?

13. Максимальный элемент

Программирование на языке Паскаль.
13
Максимальный элемент
Дополнение: как найти номер максимального элемента?
max := a[1]; { считаем, что первый – максимальный }
iMax := 1;
for i:=2 to N do
{ проверяем все остальные }
if a[i] > a[iMax]
max
then { нашли новый максимальный }
begin
max := a[i];
{ запомнить a[i] }
iMax := i;
{ запомнить i }
end;
?
Как упростить?
По номеру элемента iMax всегда можно найти его значение
a[iMax]. Поэтому везде меняем max на a[iMax] и убираем
переменную max.

14. Программа

Программирование на языке Паскаль.
Программа
program qq;
const N = 5;
var a: array [1..N] of integer;
i, iMax: integer;
begin
{ здесь нужно ввести массив с клавиатуры }
iMax := 1; {считаем, что первый – максимальный}
for i:=2 to N do
{ проверяем все остальные}
if a[i] > a[iMax] then { новый максимальный}
iMax := i;
{ запомнить i }
writeln; {перейти на новую строку}
writeln('Максимальный элемент a[',
iMax, ']=', a[iMax]);
end.
14

15. Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 3. Обработка массивов

16. Случайные процессы

Программирование на языке Паскаль.
16
Случайные процессы
Случайно…
1)встретить друга на улице
2)разбить тарелку
3)найти 10 рублей
4)выиграть в лотерею
Как получить случайность?
Случайный выбор:
1)жеребьевка на
соревнованиях
2)выигравшие номера
в лотерее

17. Случайные числа на компьютере

Программирование на языке Паскаль.
17
Случайные числа на компьютере
Электронный генератор
• нужно специальное устройство
• нельзя воспроизвести результаты
Псевдослучайные числа – обладают свойствами случайных
чисел, но каждое следующее число вычисляется по
заданной формуле.
Метод середины квадрата (Дж. фон Нейман)
564321
318458191041
458191
938992
209938992481
в квадрате• малый период
(последовательность
повторяется через 106 чисел)

18. Распределение случайных чисел

Программирование на языке Паскаль.
18
Распределение случайных чисел
Модель: снежинки падают на отрезок [a,b]
распределение
равномерное
a
?
неравномерное
b
a
b
Сколько может быть разных распределений?

19. Распределение случайных чисел

Программирование на языке Паскаль.
19
Распределение случайных чисел
Особенности:
• распределение – это характеристика всей
последовательности, а не одного числа
• равномерное распределение одно, компьютерные датчики
случайных чисел дают равномерное распределение
• неравномерных – много
• любое неравномерное можно получить с помощью
равномерного
a
b
x1 x2
x
2
равномерное распределение
a
b
x1 x2 x12
x
12
неравномерное распределение

20. Генератор случайных чисел в Паскале

Программирование на языке Паскаль.
20
Генератор случайных чисел в Паскале
Целые числа в интервале [0,N):
var x: integer;
...
x := random ( 100 );
{ интервал [0,99] }
Вещественные числа в интервале [0,1)
var x: real;
...
x := random;
{ интервал [0,1) }

21. Генератор случайных чисел в Паскале

Программирование на языке Паскаль.
21
Генератор случайных чисел в Паскале
Целые числа на отрезке [a,b]:
var x: integer;
...
x := random ( N );
?
Какой отрезок?
[0,N-1]
x := a + random ( N );
?
Как выбрать N?
[a,a+N-1]
b = a + N - 1
N = b – a + 1
x := a + random ( b-a+1 );

22. Заполнение массива случайными числами

Программирование на языке Паскаль.
Заполнение массива случайными числами
const N = 5;
var A: array [1..N] of integer;
i: integer;
begin
writeln('Исходный массив:'); случайные числа в
интервале [50,150)
for i:=1 to N do begin
A[i] := random(100) + 50;
write(A[i]:4);
end;
...
?
Зачем сразу выводить?
22

23. Подсчет элементов

Программирование на языке Паскаль.
Подсчет элементов
Задача: заполнить массив случайными числами в
интервале [-1,1] и подсчитать количество
нулевых элементов.
Идея: используем переменную-счётчик.
Решение:
1)записать в счётчик ноль
2)просмотреть все элементы массива:
если очередной элемент = 0,
то увеличить счётчик на 1
3)вывести значение счётчика
23

24. Подсчет элементов

Программирование на языке Паскаль.
24
Подсчет элементов
начало
начать с 1-ого
пока ни одного
не нашли
count:= 0
i:= 1
нет
i <= N?
конец
да
A[i] = 0?
нет
да
нашли еще 1
count:= count + 1
i:= i + 1
перейти к
следующему

25. Подсчет элементов

Программирование на языке Паскаль.
25
Подсчет элементов
program qq;
const N = 5;
var A: array [1..N] of integer;
i, count: integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
count:= 0;
for i:=1 to N do
перебираем все
элементы массива
then count:=
count:= count
count++1;
1;
if A[i] = 00 then
writeln('Нулевых элементов: ', count);
end.

26. Сумма выбранных элементов

Программирование на языке Паскаль.
26
Сумма выбранных элементов
Задача: заполнить массив случайными числами в
интервале [-10,10] и подсчитать сумму
положительных элементов.
Идея: используем переменную S для накопления
суммы.
S:=0 S:= A[1] S:= A[1]+A[2]
S:= A[1]+A[2]+A[3]
S:= A[1]+A[2]+…+A[N]
Решение:
1)записать в переменную S ноль
2)просмотреть все элементы массива:
если очередной элемент > 0,
то добавить к сумме этот элемент
3)вывести значение суммы
S:= S+A[i]

27. Сумма выбранных элементов

Программирование на языке Паскаль.
27
Сумма выбранных элементов
начало
начать с 1-ого
пока ни одного
не нашли
S:= 0
i:= 1
i <= N?
нет
конец
да
A[i] > 0?
нет
i:= i + 1
да
нашли еще 1
S:= S + A[i]
перейти к
следующему

28. Сумма выбранных элементов

Программирование на языке Паскаль.
28
Сумма выбранных элементов
program qq;
const N = 5;
var A: array [1..N] of integer;
i, S: integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
S:= 0;
for i:=1 to N do
перебираем все
элементы массива
> 00 then
then count:=
S:= S + A[i];
if A[i] =
count + 1;
writeln('Cумма полож. элементов: ', S);
end.

29. Поиск в массиве

Программирование на языке Паскаль.
Поиск в массиве
Задача – найти в массиве элемент, равный X, или
установить, что его нет.
Пример: если в классе ученик с фамилией Пупкин?
Алгоритм:
1)начать с 1-ого элемента (i:=1)
2)если очередной элемент (A[i]) равен X, то
закончить поиск
иначе перейти к следующему элементу:
29

30. Поиск элемента, равного X

Программирование на языке Паскаль.
30
Поиск элемента, равного X
начало
начать с 1-ого
i:= 1
i <= N?
нет
‘Не нашли’
да
A[i] = X?
нет
i:= i + 1
да
‘Есть!’
перейти к
следующему
конец
?
Как найти номер?

31. Поиск элемента в массиве

Программирование на языке Паскаль.
Поиск элемента в массиве
program qq;
const N=5;
var a:array[1..N] of integer;
i, X: integer;
begin
{ здесь надо заполнить массив }
i:=1;
while (i<=N)
A[i]<>Xand
do (A[i]<>X) do
i:=i+1;
if i <= N then
writeln('A[', i, ']=', X)
else writeln('Не нашли...');
end.
31

32. Реверс массива

Программирование на языке Паскаль.
32
Реверс массива
Задача: переставить элементы массива в обратном
порядке.
1
2

N-1
N
3 5 … 9 7
Алгоритм:
1
2

N-1
N
7 9 … 5 3
сумма индексов N+1
поменять местами A[1] и A[N], A[2] и A[N-1], …
Псевдокод:
for i:=1 to NN do
div 2 do
{ поменять местами A[i] и A[N+1-i] }
?
Что неверно?

33. Как переставить элементы?

Программирование на языке Паскаль.
33
Как переставить элементы?
2
Задача: поменять местами
содержимое двух чашек.
Задача: поменять местами содержимое двух ячеек
памяти.
y
x
x := y;
y := x;
?
c := x;
x := y;
y := c;
Можно ли обойтись без c?
4
6
2
4?
c
6
4

34. Программа

Программирование на языке Паскаль.
Программа
program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, c: integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
for i:=1 to N div 2 do begin
c:=A[i]; A[i]:=A[N+1-i]; A[N+1-i]:=c;
end;
{ вывести полученный массив }
end.
34

35. Циклический сдвиг

Программирование на языке Паскаль.
35
Циклический сдвиг
Задача: сдвинуть элементы массива влево на 1 ячейку,
первый элемент становится на место последнего.
1
2
3
4

N-1
N
3 5 8 1 … 9 7
5 8 1 … 9 7 3
Алгоритм:
A[1]:=A[2]; A[2]:=A[3];… A[N-1]:=A[N];
Цикл:
почему не N?
for i:=1 to N-1 do
A[i]:=A[i+1];
?
Что неверно?

36. Программа

Программирование на языке Паскаль.
Программа
program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, c: integer;
begin
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
c := A[1];
for i:=1 to N-1 do A[i]:=A[i+1];
A[N] := c;
{ вывести полученный массив }
end.
36

37. Выбор нужных элементов

Программирование на языке Паскаль.
37
Выбор нужных элементов
Задача – найти в массиве элементы, удовлетворяющие
некоторому условию (например, отрицательные), и
скопировать их в другой массив.
B
A
Примитивное решение:
1 1
const N = 5;
?
var i: integer;
2 -5
-5
?
A, B: array[1..N]
3 3
?
of integer;
4 -2
-2
?
begin
5 5
{ здесь заполнить массив A }
?
for i:=1 to N do
if (A[i] < 0) then
Что плохо?
B[i]:= A[i];
...
end.
?

38. Выбор нужных элементов

Программирование на языке Паскаль.
38
Выбор нужных элементов
Решение: ввести счетчик найденных элементов count,
очередной элемент ставится на место B[count].
count:=0;
for i:=1 to N do
if (A[i] < 0) then begin
B[ count ]:= A[i];
count:=count+1;
end;
A
B
1
1
2
-5
-5
?
-2
?
3
3
?
4
-2
?
5
5
?

39. Как вывести массив B?

Программирование на языке Паскаль.
39
Как вывести массив B?
Примитивное решение:
writeln('Выбранные элементы:');
for i:=1 to N do
write(B[i], ' ');
?
Правильное решение:
writeln('Выбранные элементы:');
for i:=1 to count do
write(B[i], ' ');
Что плохо?

40. Программирование на языке Паскаль Часть II

Тема 4. Сортировка массивов

41. Сортировка

Программирование на языке Паскаль.
41
Сортировка
Сортировка – это расстановка элементов массива в
заданном порядке (по возрастанию, убыванию,
последней цифре, сумме делителей, …).
Задача: переставить элементы массива в порядке
возрастания.
сложность O(N2)
Алгоритмы:
• простые и понятные, но неэффективные для больших
массивов
метод пузырька
метод выбора
время
• сложные, но эффективные
«быстрая сортировка» (Quick Sort)
сортировка «кучей» (Heap Sort)
сортировка слиянием
пирамидальная сортировка
O(N2)
N

42. Метод пузырька

Программирование на языке Паскаль.
42
Метод пузырька
Идея – пузырек воздуха в стакане воды поднимается со дна вверх.
Для массивов – самый маленький («легкий» элемент
перемещается вверх («всплывает»).
1-ый проход
5
5
5
1
2
2
1
5
1
1
2
2
3
3
3
3
2-ой проход
• начиная снизу, сравниваем два
соседних элемента; если они стоят
«неправильно», меняем их местами
• за 1 проход по массиву один
элемент (самый маленький)
становится на свое место
3-ий проход
1
1
1
1
1
5
5
2
2
2
2
2
5
5
3
3
3
3
3
5
Для сортировки массива
из N элементов нужен
N-1 проход (достаточно
поставить на свои места
N-1 элементов).

43. Программа

Программирование на языке Паскаль.
43
Программа
1-ый проход:
1
5
2
2


N-1
6
N
3
2-ой проход
1
1
2
5


N-1
3
N
6
i-ый проход
сравниваются пары
A[N-1] и A[N],

A[1] и A[2]
A[N-2] и A[N-1]
A[j] и A[j+1]
for j:=N-1 downto 11 do
if A[j] > A[j+1] then begin
c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c;
end;
!
A[1] уже на своем месте!
for j:=N-1 downto 22 do
if A[j] > A[j+1] then begin
c:=A[j]; A[j]:=A[j+1]; A[j+1]:=c;
end;
for j:=N-1 downto
...
i
i
do

44. Программа

Программирование на языке Паскаль.
44
Программа
program qq;
const N = 10;
var A: array[1..N] of integer;
i, j, c: integer;
begin
Почему цикл по i до N-1?
{ заполнить массив }
{ вывести исходный массив }
элементы выше A[i] уже
for i:=1 to N-1 do begin
поставлены
for j:=N-1 downto i do
if A[j] > A[j+1] then begin
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
end;
end;
{ вывести полученный массив }
end.
?

45. Метод пузырька с флажком

Программирование на языке Паскаль.
45
Метод пузырька с флажком
Идея – если при выполнении метода пузырька не
было обменов, массив уже отсортирован и
остальные проходы не нужны.
Реализация: переменная-флаг, показывающая,
был ли обмен; если она равна False, то выход.
2
1
1
2
4
3
3
4
var flag: boolean;
repeat
flag := False; { сбросить флаг }
for j:=N-1 downto 1 do
if A[j] > A[j+1] then begin
Как улучшить?
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
flag := True; { поднять флаг }
end;
until not flag; { выход при flag=False }
?

46. Метод пузырька с флажком

Программирование на языке Паскаль.
Метод пузырька с флажком
i := 0;
repeat
i := i + 1;
flag := False; { сбросить флаг }
i do
for j:=N-1 downto 1
if A[j] > A[j+1] then begin
с := A[j];
A[j] := A[j+1];
A[j+1] := с;
flag := True; { поднять флаг }
end;
until not flag; { выход при flag=False }
46
English     Русский Правила