Рембрандт ван Рейн
Рембрандт ван Рейн
Годы ученичества
Урок анатомии доктора Тульпа
Даная
Христос в шторм на Галилейском море
Проблемы атрибуции
Посмертная слава
Спасибо за внимание!
1.67M
Категория: ИскусствоИскусство

Рембрандт ван Рейн

1. Рембрандт ван Рейн

Исаев Александр

2. Рембрандт ван Рейн

Рембрандт Харменс ван Рейн —
голландский художник,
рисовальщик и гравёр, великий
мастер светотени, крупнейший
представитель золотого века
голландской живописи. Он сумел
воплотить в своих произведениях
весь спектр человеческих
переживаний с такой
эмоциональной насыщенностью,
которой до него не
знало изобразительное искусство.
Работы Рембрандта, чрезвычайно
разнообразные
по жанровой принадлежности,
открывают зрителю вневременной
духовный мир человеческих
переживаний и чувств.

3. Годы ученичества

Рембрандт Харменсзон ван Рейн родился 15 июля 1606 году в
многодетной семье состоятельного владельца мельницы
в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской
революции сохраняла верность католическому
вероисповеданию.
В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу
при университете, но наибольший интерес проявлял к
живописи. В 13 лет его отдали учиться изобразительному
искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван
Сваненбюрху, католику по вере.
В 1623 году Рембрандт учился в Амстердаме у Питера
Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и
специализировавшегося на исторических, мифологических и
библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден,
Рембрандт вместе с другом Яном Ливенсом открыл
собственную мастерскую и начал набирать учеников. За
несколько лет он приобрел широкую известность.

4.

Ночной дозор
Картина была написана по заказу
Стрелкового общества — отряда
гражданского ополчения Нидерландов,
пожелавшего украсить своё новое
здание групповыми портретами шести
рот. В XVIII веке полотно обрезали со
всех сторон, чтобы картина поместилась
в новом зале. Больше всего пострадала
левая часть картины, где исчезли два
стрелка. Сохранилась копия XVII века,
по которой можно судить об утраченной
части картины.
Сейчас картина хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших
картин музея. Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего
рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый
раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено
более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной
кислотой.

5. Урок анатомии доктора Тульпа

Центральная фигура картины —
доктор Николас Тульп, который
показывает собравшимся
устройство мускулатуры руки
человека.
Труп — Адриаан. В своё время он
тяжело ранил в Утрехте тюремного
охранника и в Амстердаме избил и
ограбил человека. За это 31 января
1632 года он был повешен.
Подобные открытые
анатомические уроки были
обычным явлением не только в
Нидерландах, но и по всей Европе.
Они проходили только раз в году,
обычно в зимние месяцы, чтобы
тело лучше сохранялось, носили
торжественный характер и длились
как правило несколько дней.
Зрителями были студенты,
уважаемые граждане и простые
горожане.

6. Даная

«Даная» —
картина Рембрандта из
коллекции Эрмитажа,
написанная по мотивам
древнегреческого мифа
о Данае, матери Персея.
Когда царь
древнегреческого
города Аргоса узнал о
пророчестве, согласно
которому ему суждено
умереть от руки сына
Данаи, своей дочери, он
заключил её в подземелье
и приставил к ней служанку.
Классический сюжет
картины — явление Зевса к
находящейся в
заключении девушке. К
этому сюжету обращались
такие знаменитые
художники, как Тициан и
Корреджо.

7.

В отличие от произведений других художников, на
картине отсутствует золотой дождь, символизирующий
Зевса, и взгляд Данаи направлен не вверх, как можно
было бы ожидать, а в сторону протянутой руки.
Руки женщины украшены браслетами, а на левой руке на
безымянном пальце надето кольцо, которое может
трактоваться как обручальное, хотя это идёт вразрез с
сюжетом древнегреческого мифа.
Над изголовьем кровати младенец с крылышками, на
лице которого застыло страдание.
Молодая обнажённая женщина
в постели освещена потоком
тёплого солнечного света,
падающего через сдвинутый
служанкой полог. Женщина
приподняла голову над
подушкой, протянув правую
руку навстречу свету, пытаясь
как бы почувствовать его своей
ладонью. Спутанная прическа,
примятая подушка — всё
говорит о том, что ещё минуту
назад, раскинувшись в
дремотной неге, женщина
смотрела сладкие сны в своей
роскошной постели.
Обнажённое тело молодой
женщины привлекает внимание
мягкими контурами, игрой
света и тени.

8. Христос в шторм на Галилейском море

В 1633 Рембрандт переехал из Лейдена в
Амстердам. Здесь он вскоре стал одним из
самых популярных художников, имел
огромное число заказов и успех у клиентов.
Данное полотно, написанное мастером в это
время, единственный пока известный
морской пейзаж его кисти.
Евангельский сюжет повествует о том, как
однажды Иисус вместе со своими учениками
переправлялся на лодке через Галилейское
море. Во время плавания он заснул на
корме, как вдруг началась буря. Лодку уже
наполняла вода, когда испуганные ученики
разбудили Христа со словами: «Господи!
спаси нас, погибаем! И говорит им: что вы так
боязливы, маловерные? Потом, встав,
запретил ветрам и морю, и сделалась
великая тишина».
На картине показано начало бури, когда
вздымаются волны, ветер рвет снасти,
апостолы пытаются убрать паруса. Кажется,
что судно вот-вот перевернется, и в это
время один из учеников начинает будить
Христа. Несмотря на то что перед зрителем драматический момент истории, ее
оптимистический финал художник передал в
изображении неба, где среди грозовых туч
пробиваются лучи солнца.

9. Проблемы атрибуции

Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества
Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число
копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён
проходили в каталогах под его именем[. Так, например, известно
десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников»,
которые невозможно однозначно атрибутировать определённому
художнику.
В 1968 году в Амстердаме стартовал исследовательский проект
«Рембрандт», поставивший своей целью составление выверенного
реестра произведений Рембрандта с использованием новейших
методов атрибуции. Заключительный каталог проекта,
опубликованный в 2014 году, содержит список из 346 картин, в то
время как на начало XX века считалось, что кисти Рембрандта
принадлежат около 800 картин. Например, из 12 картин,
выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого
художника, проект сначала подтвердил рембрандтовское авторство
только одной, хотя потом их число увеличилось до пяти. Что
касается картин Рембрандта, выставленных в российских музеях, то
в музее имени А. С. Пушкина, согласно каталогу, находится только
три произведения Рембрандта, а в Эрмитаже — 14.

10. Посмертная слава

Человечеству понадобилось два столетия, чтобы
в полной мере оценить значение творчества
Рембрандта.
Ещё сто лет назад самым большим собранием
рембрандтовских полотен мог
похвастаться Императорский Эрмитаж, однако
в XX веке часть этого собрания была распродана,
некоторые картины были переданы в Пушкинский
музей, авторство других было оспорено. В
течение всего XX века голландцы вели
кропотливую работу по скупке полотен
Рембрандта и их возвращению на родину; в
результате этих усилий наибольшее число картин
Рембрандта можно ныне увидеть в Амстердаме.
Одна из центральных площадей Амстердама в
1876 году получила современное
название Площадь Рембрандта в честь великого
художника. В центре площади находится
памятник Рембрандту. В амстердамском доме
художника с 1911 года также действует музей.
В 2009 году именем художника был назван кратер
на планете Меркурий, являющийся одним из
самых больших в Солнечной системе.
Работники Государственного
музея в Амстердаме решили принести искусство
Рембрандта поближе к людям. В апреле 2013 года
они «оживили» картину «Ночной дозор», создав
целый спектакль.

11. Спасибо за внимание!

English     Русский Правила