Похожие презентации:
Социальная сущность человека
1. Социальная сущность ЧЕЛОВЕКА
Человек – вечная проблема,которая вечно решается,
и которая никогда
не будет решена.
А.Ф. ЛОСЕВ
2. «Человек есть постоянная проблема для самого себя»
Однажды великий философДревней Греции Диоген
Синопский (IV в. до н. э.) зажег
днем фонарь и пошел с ним по
городу. На недоуменные
вопросы горожан он отвечал
кратко: «Ищу человека». Тем
самым философ хотел сказать,
что найти совершенного
человека, который полностью
отвечал бы этому званию,
практически невозможно, его
буквально «днем с огнем не
сыщешь».
3. Философские споры о человеке
Когда Платон дал определение,имевшее большой успех:
«Человек есть животное о
двух ногах, лишённое
перьев», Диоген ощипал
петуха и принёс к нему в школу,
объявив: «Вот платоновский
человек!» На что Платон к
своему определению вынужден
был добавить «…и с плоскими
ногтями»
4.
5. Философские споры о человеке
ОПТИМИСТЫПЕССИМИСТЫ
Человек – существо
духовное, наделенное
сознанием и стремящееся
к истине.
Упор на биологическую
сущность человека.
«Человек, в сущности,
дикое, страшное животное.
Мы знаем его лишь
в состоянии укрощенности,
называемом цивилизацией,
поэтому
и пугают нас
случайные
выпады его
природы»
Пьер Абеляр
«Какое величие являет собою
человек! Какое благородство в
его уме, бесконечность
в способностях, прелесть в
формах,- это
дух небесный,
украшение света,
образчик
остальной
природы».
У. Шекспир
6. Науки, изучающие человека
Анатомия,физиология,
генетика,
медицина
психология,
Социология
Антропология («наука о человеке») – наука,
изучающая человека, его происхождение,
развитие, существование в природной
(естественной) и культурной (искусственной)
средах (биологическая и философская)
7. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ: сущность человека состоит в единстве природного и социального начал
Что есть человек?Место
человека
в мире
ФИЛОСОФСКАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ
Происхождение
человека
Смысл
жизни
8. Часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (лат. Homo sapiens), отделившегося от
Часть биологической эволюции, которая привела кпоявлению человека разумного (лат. Homo sapiens),
отделившегося от прочих гоминид,
процесс историко-эволюционного формирования
физического типа человека, первоначального развития
его трудовой деятельности, речи называют
АНТРОПОГЕНЕЗ
(аnthropos — человек + genesis — происхождение)
9. Подходы к решению вопроса о происхождении человека
Божественноепроисхождение
человека.
Душа - источник
человеческого в
человеке
Человек —
создание неземное,
пришельцы из
космоса, посетив
Землю, оставили
на ней
человеческие
существа
Человек
произошёл
от древнейших
видов обезьян
10.
Ч. ДарвинЧеловек как биологический
вид имеет естественное,
природное происхождение
и генетически связан
с высшими млекопитающими
Ф. Энгельс
Главная причина появления
человека - труд.
Под влиянием труда
сформировались специфические
качества человека: сознание,
язык, творческие способности
11.
Вопрос о соотношении в человеке природногои социального решался по-разному.
Существуют два односторонних подхода:
НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
к человеку, преувеличивающий
значение в нем природного начала,
влияющего на его жизнь и поведение,
а значит, и на развитие общества.
Признание в человеке
только социального
начала и игнорирование
при этом биологической
стороны его природы.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит
к биологизаторству или социологизаторству
Биологизаторский подход:
Акцентирует лишь эволюционнобиологические предпосылки
человеческой природы.
Социологизаторский подход:
Объясняет природу человека,
исходя из социально значимых
факторов. Человек — «чистая
доска», на которой общество
пишет нужные слова.
12.
13. Человек – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Биологическаясущность
Черты человека как
Homo sapiens
Пример:
Социальная
сущность
Те черты, которые получаем в
общении с другими людьми
Пример:
Распределите:
Сознание и разум, готовность к труду, анатомия, потребности
физиологические (в пище, воде и т.д.), свобода и
ответственность, потребность в общении, кровеносная
система, творчество, инстинкт самосохранения. способность к
абстрактному мышлению, умение говорить, субъект познания
и изменения мира. строение костной и мышечной систем.
14. Составь предложение из «рассыпавшихся слов»
Рождается, существо, как, социальное,как, человек, биологическое, развивается
15. Природные факторы, повлиявшие на выделение человека:
1) Изменение климата.2) Исчезновение тропических лесов.
Социальные факторы,
повлиявшие на выделение человека:
1) Трудовая деятельность (человек изменяет природу в
соответствии со своими потребностями).
2) Развитие речевого общения в процессе труда
(развитие мозга и гортани).
3) Регулирование семейно-брачных отношений
(экзогамия).
4) Неолитическая революция (переход от
собирательства и охоты к скотоводству и земледелию,
от присваивающего к производящему).
16. «Человек» обозначение всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира
обозначение всеобщих, присущих всемлюдям способностей, отличающих нас от
животного мира
17. Основные отличия человека от животного
Человекобладает
мышлением и
членораздельной речью.
Человек способен к сознательной
целенаправленной творческой деятельности:
- Моделирует свое поведение и может выбирать различные
социальные роли;
- Обладает способностью предвидеть отдаленные
последствия своих действий, характер и направленность
развития природных процессов;
- Выражает ценностное отношение к действительности.
18. Основные отличия человека от животного
Человек в процессесвоей деятельности
преобразует
окружающую
действительность,
создает необходимые
ему материальные и
духовные блага и
ценности.
Осуществляя
практически
преобразующую
деятельность, человек
творит «вторую
природу» – культуру
19. Основные отличия человека от животного
Человек способенизготавливать орудия
труда и использовать их
как средство
производства
материальных благ.
Человек воспроизводит
не только свою
биологическую, но и
социальную сущность и
поэтому должен
удовлетворять не
только свои
материальные, но и
духовные потребности.
20.
Универсальноесущество (способное
к любому виду
деятельности)
Целостное
существо
Уникальное
существо
(интегрирует в
себе физическое,
психическое и
духовное начала)
(открытое миру,
неповторимое,
духовно
незавершенное)
ЧЕЛОВЕК
21.
22.
23. Феномен МАУГЛИ
История Камалы и Амалы1920 год,
Индия
С 1841 года по 1895 год на
полуострове Индостан были
найдены
14 детей-волков.
24. Факторы формирования личности
НаследственныеПриродно-географическая среда
Социальные
Развитие личности идет через самоидентификацию
(отождествление себя с другими людьми и обществом в
целом или его группами), поиск своего «Я», субъективное
переживание своей
неповторимости,
индивидуальности.
Социальная среда оказывает
влияние на формирование
личности. Формирование
индивидуального «Я»
дополняется «Я» социальным.
В этом возникают
противоречия.
25.
Формирование личности изначально детерминируется средой, вкоторой человек живет и развивается. Появляясь на свет, человек застает
уже
существующее
определенное
общество
с
конкретными
общественными условиями, с определенным уровнем развития культуры.
Именно социальная среда, а также природные условия представляют
собой факторы, влияющие на формирование личности.
• формирование личности происходит в пределах
микросреды: в семье, в кругу друзей, под влиянием
ближайшего о кружения человека. Эта среда
определяет в основном формирование единичных,
индивидуальных качеств личности.
• мезосреда, включающая условия профессиональной
Социальная деятельности, поселенческие и социально-групповые
среда имеет условия. Под влиянием этих условий формируется
особенные черты личности.
несколько
• уровень макросреды, уровень общества, под
уровней:
воздействием условий которого формируются
общие,
типичные
черты
личности
данного
общества. Личность является продуктом данного
общества.
26.
• Первый уровень развития: личности, как таковой, нет, человек выступает лишькак объект управления. На этом уровне не действует мораль и нужно большое
количество надзирателей и контролеров. В этом случае идет процесс духовной
гибели человека и уничтожение творческого потенциала общества.
• Второй уровень - это уровень однозначного человека догматического типа.
Однозначный человек не способен видеть подтекст, он не понимает, например,
иронию юмора, специфики интонаций; он не способен понять сложность,
неоднозначность ситуации. В идейном плане он людей разделяет на своих и
чужих, передовых и отсталых.
• Третий уровень - это уровень здравого смысла, когда человек может понять
сложность жизни, иносказание, сатиру, неординарность обстановки, он может
выполнять и творческую работу, но понять человека, мыслящего совершено
иначе, чем он сам, он не способен. Ему недоступно понимание чьей-либо
большой талантливости, а тем более - гениальности.
• Четвертый уровень - это уровень талантливых людей с высоким творческим
потенциалом, с оригинальным мышлением. Подобные люди всегда стремятся к
творчеству, к рационализаторству, к изобретательству в любом виде
деятельности. Для них характерна увлеченность в работе, способность взять на
себя ответственность за ошибки и просчеты. деятельность.
• Пятый уровень - очень редкий. Это уровень гениев, странных и непонятных для
большинства людей. Природа дает "немного" гениев, но печально еще и то, что
рожденные гении крайне редко реализуют себя полностью в жизни, т.е.
становятся таковыми на практике.
27. Используя свои знания из курсов биологии, истории, обществознания, попытайтесь обосновать или опровергнуть довольно
распространенное мнение очеловеке как венце природы.
Аргументы
«ЗА»
Аргументы
«Против»