15.98M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Книга мертвых

1.

Книга Мертвых

2.

Книга Мертвых – самая древняя
иллюстрированная из дошедших до нашего
времени книг. Книга мертвых - это не книга о
смерти, это книга о жизни, которая победила
смерть. Более того, содержание книги
противоположно по смыслу ее названию. Книга
мертвых является таким же символом Древнего
Египта, как пирамиды, сфинкс, мумии,
гробницы фараонов.
Если говорить совсем просто, то
древнеегипетская "Книга мёртвых"
являлась инструкцией для умершего
человека. Следуя ей, он мог преодолеть
множество опасностей, поджидавших его
на том свете, и обрести покой и
благополучие в царстве теней.

3.

История «Книги мёртвых»
В эпоху Древнего царства существовал обычай чтения вслух заклинаний для умершего царя, что
должно было обеспечить ему загробную жизнь. Позднее подобные тексты стали записывать и в
гробницах египетских вельмож. Ко времени Среднего царства собрания заупокойных заклинаний
(частью — старых, частью — сочиненных заново по их образцу) записывались уже на поверхности
саркофагов и стали доступны каждому, кто мог приобрести такой саркофаг. В Новом царстве и позднее
их записывали на папирусных свитках, а иногда на коже. Эти свитки и получили название «Книги
мёртвых», несмотря на то, что они сильно различаются по содержанию и расположению текстов.
Этот религиозно-магический сборник производит впечатление хаотического нагромождения молитв,
песнопений, славословий и заклинаний, связанных с заупокойным культом. Постепенно в «Книгу
мёртвых» проникают элементы морали. На развитие этических воззрений указывают главы 1, 18, 30 и
125. По своей сути «Книга мёртвых» является религиозным сборником, поэтому имеющиеся в ней
элементы нравственности переплетаются с древней магией

4.

Так, в 30-й главе «Книги мёртвых»
покойный заклинает своё сердце не
свидетельствовать против него на
посмертном суде. Эта пёстрая смесь
религиозно-магических верований
объясняется тем, что «Книга мёртвых»
составлялась и редактировалась на
протяжении ряда веков. Древние тексты
традиционно сохранялись до позднего
времени, причём их содержание часто
становилось непонятным и даже
требовало объяснений, которые,
например, были добавлены к 17-й главе
«Книги мёртвых».
Часть Книги мёртвых из Ахмима,
изображающий суд Осириса. IV—I вв. до н. э.
Египетский музей и собрание папирусов в
Берлине

5.

5-6 династии Древнего царства (26-23 вв.
до н.э.) – появление Текстов пирамид;
12-13 династии Среднего царства (21-17
вв. до н.э.) - появление Текстов
саркофагов;
18-20 династии Нового царства (16-11 вв.
до н.э.) – тексты Книги мертвых
записываются на папирусах и коже.

6.

Тексты на папирусе и кожи

7.

Собрание магических формул, заклинании и молитв

8.

Суд Осириса
Особый интерес для исследователей представляет 125-я глава, в
которой описывается посмертный суд Осириса над умершим. К
главе имеется иллюстрация: Осирис (царь и судья загробного
мира) сидит на троне со знаками царской власти (с короной, с
жезлом и плетью). Наверху изображены 42 бога (очевидно, боги
номов). В центре зала стоят весы, на которых боги Тот и Анубис
взвешивают сердце покойного (символ души у древних египтян).
На одной чашечке весов находится сердце, то есть совесть
усопшего, лёгкая или обременённая грехами, а на другой Правда
в виде пера богини Маат или фигурки Маат. Если человек вел на
земле праведный образ жизни, то его сердце и перо весили
одинаково, если грешил, то сердце весило больше. Оправданного
покойного отправляли в загробный рай, грешника поедало
чудовище Амат (лев с головой крокодила).
Осирис-бог побеждающий
смерть

9.

Чертог Маат , где на весах взвешивается сердце
умершего

10.

Маат-богиня истины , правосудия и гармонии
Дочь бога-творца Ра, Маат появилась вместе с предвечным
хаосом Нуном, чтобы установить порядок и следить за его
соблюдением. Поэтому богиню называли «дочь Ра», «око
Ра» (правый глаз), «госпожа небес, царица земли и
властительница загробного мира», «госпожа богов и
богинь». Она вместе с богом мудрости Тотом сопровождает
в Небесной Ладье своего отца Ра: «Да увижу я Гора, гребца
[в ладье Ра] с Тотом и Маат по обеим сторонам от него» (из
папируса Ани)[3]. Маат нередко называли дочерью, женой
или женской ипостасью Тота[10], иногда — Птаха, чей разум
в теологических и мифологических представлениях
олицетворял Тот. В спутники Маат ставился Тот, тогда как у
Тота называется ещё менее известная богиня письменности
и счёта Сешат.

11.

Тот-бог мудрости
Тот или Джехути, в египетской мифологии бог луны, мудрости,
счета и письма, покровитель наук, писцов, священных книг,
создатель календаря. Женой Тота считалась богиня истины и
порядка Маат. Священными животными Тота были ибис и
павиан, и поэтому бога часто изображали в виде человека с
головой ибиса, иногда с папирусом и письменным прибором в
руках. Прилет ибиса-Тота египтяне связывали с сезонными
разливами Нила. Когда Тот возвратил в Египет Тефнут (или
Хатхор, как говорится в одном из мифов), природа расцвела.
Тот, отождествляемый с луной, считался сердцем бога Ра и
изображался позади Pa-солнца, поскольку слыл его ночным
заместителем. Тоту приписывалось создание всей
интеллектуальной жизни Египта. "Владыка времени", он
разделил его на годы, месяцы, дни и вел им счет. Мудрый Тот
записывал дни рождения и смерти людей, вел летописи, а
также создал письменность и научил египтян счету, письму,
математике, медицине и другим наукам.
Бог Тот с павианом
1340 год до нашей
эры
Бог Тот, барельеф
гробницы
Хоремхеба

12.

Амат-бог-чудовище, пожирающее сердца грешников
Амат (Амт, Амамат, Ammut, Amam, Am-mit; в пер. с
егип. — «пожирательница») — в египетской
мифологии чудовище (также богиня возмездия за
грехи), совмещавшее черты крокодила, льва и
гиппопотама (чаще всего изображалось в образе
гиппопотама, с львиными лапами, гривой и
головой крокодила). Считалось, что Амат обитает
в Дуате (подземном царстве). Амат часто
фигурирует в сценах суда Осириса в качестве
«пожирателя душ», пожирающего души
грешников.

13.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила