873.28K
Категория: ИсторияИстория

Культ прекрасной дамы в средневековье

1.

Культ Прекрасной Дамы
Выполнила: студентка 301
группы
Жавнерко Олеся

2.

Культ Прекрасной Дамы,
прошедший через все
Средневековье, надолго
возвел женщину на
пьедестал, окутав ее
тайной и сделав
недосягаемой

3.

В Средние века женщина занимала весьма
скромное место в социальной иерархии.
Время религиозного фанатизма,
обвинявшего Еву в том, что она довела
Адама до греха, поставило женщин в
незавидные условия - им приписывались
изменчивость, коварство, жадность,
лицемерие, завистливость, хитрость,
глупость и прочие нелицеприятные
качества. Считалось, что их основное (и
единственное) право - рожать детей и
заниматься их воспитанием.

4.

Считалось, что девочка может выходить
замуж по достижении двенадцати лет,
поэтому молодая жена целиком зависела
от воли родителей или мужа, который,
как правило, был намного старше ее.
Жены и дочери не имели прав
наследования, не могли составлять
собственные завещания, а если девочку
не удавалось выдать замуж, она должна
была всю жизнь провести за стенами
монастыря.

5.

Сквозь вековые пелены традиций и
религиозных ограничений
экзальтированного Средневековья
рисовался некий туманный, мерцающий
неразгаданной загадкой женский образ.
Так возникла легенда о Прекрасной
Даме. С относительной точностью можно
сказать, что на свет она появилась в
конце XI - начале XII века, местом ее
рождения считается южная область
Франции, Прованс

6.

Поэты Окситании, воспевавшие
Прекрасную Даму, обычно рисовали ее
замужней. Замужество было той
непреодолимой преградой, благодаря
которой любовь приобретала
необходимую степень трагической
безнадежности. Эта безнадежность и
составляла главный предмет лирики
трубадуров. Любовь вдохновенного поэта
далеко не всегда оказывалась взаимной и
только в редких случаях завершалась
близостью. Таков был закон рыцарской
верности, предполагавший максимальную
идеализацию чувства и желательно более
полный отказ от плотского наслаждения.

7.

Благородная возвышенная любовь — монополия рыцарства. Только женщина из
«сеньориального» класса обладала привиле­гией возбуждать это чувство, но никак не
простолюдинка. Есть два правила рыцарского поведения, две страсти и обязанности:
«сражаться и любить». И то и другое должно совершаться абсо­лютно бескорыстно.
Куртуазная любовь основана на поклонении Даме и строится по модели вассальных
отношений. Женщина в этом дуэте играет главную роль, занимает место сеньора.
Влюбленный приносит клятву своей избраннице и служит ей как сюзерену. Культ любви
включает отдельные ступени посвящения, а его центральным пунктом становится
испытание. Рыцарь служит во имя идеи, а Дама — только повод для выражения чувств и
демонстрации доблести. Интересно, что вознаграждение влюбленного как бы и не
предполагается в этой игре, во всяком случае не является основной целью. Таким образом,
характер этих отношений — платонический (хотя и реальная связь отнюдь не противоречила
духу времени). В доказательство этого следует отметить, что культ Дамы процветал при
дворах крупных сеньоров. Как правило, объектом поклонения избиралась хозяйка замка. Для
вассалов своего мужа, странствующих менестрелей, происходивших из семей бедных и
малоземельных рыцарей, она оставалась недося­гаемой. Они прославляли зрелую
замужнюю женщину, не рас­считывая на взаимность.

8.

9.

унижениям,
чувства
возлюбленной,
простых
рубашки
мазохистскими
Добровольно
своей
и
безобидных
чтобы
вступая
дамы,
актами
чтодобиться
было
Это
вавроде
поступков,
любовное
также
подвиги
наиболее
благосклонности
вырывания
цве­тов
на
рабство,
таких
традиционно,
поле
ееногтей,
как
герба,
боя
рыцари
ношение
своей
или
ибега
разнообразные
кончая
под­вергали
на
повелительницы.
платка,
на
турнирах,
четвереньках
самыми
ленты,
себя
совершаемые
деяния,
экзотическими
всевозможным
перчатки
и воя
начиная
по-волчьи.
в или
честь
си самых
Помимопочитателя.
воспевания
сеньоры,
культ
предполагал
реальные
действия,
подтверждающие

10.

В мире рыцарской доблести и чести
женщины неожиданно приобретают
огромные права, возносятся в сознании
мужского окружения на недосягаемую
высоту - вплоть до небывалой доселе
возможности вершить суд над мужчиной.
Правда, все эти права и возможности
осуществлялись в очень узкой сфере
рыцарской эротики, но и это уже было
победой женщины.

11.

Образ средневековой Прекрасной Дамы скорее эфемерный, бесплотный, нежели
реальный. Неслучайно многие
исследователи видят его истоки в
поклонении Деве Марии,
олицетворяющей чистоту и непорочность.
Любовь к Прекрасной Даме крайне редко
сопровождалась желанием близости,
ограничиваясь служением и воспеванием.
Однако определенными чертами, как
характера, так и внешности, дама сердца
все-таки должна была обладать. Как
правило, это женщина знатного
происхождения, замужняя. Именно
замужество считалось преградой, которая
придавала поклонению рыцаря черты
трагичности и безнадежности.

12.

Соответственным было и отношение дамы
к подобному поклонению - она не
стремилась получить физическое
удовольствие, главная цель почувствовать всю прелесть служения,
оставаясь недоступной. При этом она
должна была быть обходительной со
своим поклонником, очень
приветствовались способность занять
гостей, знание поэзии. Прекрасная Дама
была необыкновенно привлекательна и
внешне. Золотистые волосы, гибкий
стан, ясный взгляд, нежный румянец,
высокий лоб - даже если рыцарь никогда
не видел повелительницы своего сердца,
он представлял ее именно такой.

13.

Поклонение Прекрасной Даме - не
просто личное дело трубадура, это
обычай всего сословия, ведь каждый
посвященный в рыцари обязан был
избрать даму сердца и добиться
позволения служить. При этом главная
его задача - охранять свою
повелительницу и выполнять все ее
прихоти, а также регулярно произносить
клятвы в вечной любви, сражаться в ее
честь на турнирах и носить цвета ее
герба. Хорошим тоном считалась и
демонстрация рыцарем страданий,
которые он испытывает, не получая
благосклонности избранницы.

14.

15.

СПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!!!
English     Русский Правила