159.99K
Категория: ЛитератураЛитература

Образец сочинения. Любовь - прекрасное чувство

1.

Любовь – прекрасное чувство
Любовь - это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать, что
это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее.
Тема любви - одна из ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до
сегодняшнего дня. Многие влюбленные стали олицетворением этого чувства. Стоит
вспомнить Лейлу и Меджнуна, кавалера де Грие и Манон Леско, даму с собачкой и
Гурова, а также многих-многих других. Сложно придумать, о чем бы писали знаменитые
поэты и прозаики, чем вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на
свете любви.
Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных
к небожителям. В средние века сложился настоящий культ любви. Рыцари посвящали всю
свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. С тех пор словом "рыцарь"
стали называть всякого, кто с почтительностью и восхищением относится к женщине.
О том, какое место занимала любовь в жизни наших предков, мы можем судить, в
частности, по произведениям русских классиков. А одной из причин самой известной за
всю русскую историю дуэли была именно пылкая любовь, столкнувшаяся с жгучей
ревностью.
У любви множество лиц. Это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть,
любовь-трагедия и другие. В любви существует не только счастье, радость взаимного
понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Можно сказать, что на фоне
любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно,
выпукло. Таким образом человек поверяется любовью.
Сказать "я люблю тебя" значит, сказать "ты никогда не умрешь", - заметил как-то великий
французский писатель Альбер Камю. Любящий запечатлевает в своем сердце образ
любимого человека, делает того бессмертным, как бессмертны солнце, земля, ветер, и
только такое бессмертие возможно в нашем несовершенном мире.
Любовь, как уже было сказано, не выгодное приобретение, а дар. И как всяким
неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Ведь говорят,
что истинная любовь дается человеку один раз в жизни, и это недалеко от правды.
Известно, что любовь реализуется целиком в сфере межличностного общения. Поэтому
нужно как бы заново учиться говорить, думать, дышать. В этом многие видят труд и
тяготы любви, особенно если любовь увенчивается законным браком. Здесь важно не
потерять собственную индивидуальность, собственную точку зрения на окружающий мир
и на саму любовь в частности.
"Ты у меня одна, Словно в ночи луна, Словно в году весна, Словно в степи сосна.
Нету другой такой Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами"
Эти строки принадлежат перу знаменитого барда Юрия Визбора. Их можно считать
своеобразным итогом современного художественного и житейского опыта. Сегодня
любовь вряд ли намного изменилась: это чувство все так же вдохновляет человека на
новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронес это замечательное чувство через
всю жизнь, может уверенно сказать: "Я жил не зря"

2.

Сила любви
Мне кажется, любовь – одно из самых прекрасных чувств, которое способен испытывать
человек. Так что же это за чувство, которому уже не первый век воспевают хвалебные
песни и посылают всякие проклятия?
Думаю, человек не может жить счастливо без любви. Она многолика. Мы любим
родителей, детей, мужей и жён, друзей – и всех по-разному, по-особому. Но к кому бы мы
ни испытывали это чувство, настоящая любовь всегда означает понимание, уважение,
готовность помочь, защитить, способность пойти на жертву ради любимого человека.
Сила любви заключается в том, что она пробуждает ответное чувство, лечит душу,
способно спасти жизнь. Это то состояние человека, когда душа его наиболее открыта
верховным началам добра, истины и красоты. Тот, кто любит, не только требует, но и
отдает, не только жаждет наслаждений, но и готов к наивысшим подвигам самоотречения.
Подлинная любовь – это ещё и выражение созидательности, она предполагает заботу,
уважение, ответственность.
Любовь - это важная составляющая часть жизни человека. Мы становимся тем, о чем
мы думаем. Чтобы полюбить кого-то или что-то, нужно сначала уважать его. Но, прежде
всего, нужно уважать себя, ведь если ты не любишь и не уважаешь себя, очень трудно
любить и уважать других. Нужно научиться принимать себя, ценить себя, независимо от
того, что другие думают или говорят о тебе.
Мне кажется, любовь создаём мы сами - это не результат судьбы или удачи. У каждого
из нас есть способность любить и быть любимым. Любви надо учиться. Настоящая
любовь все преодолеет, все покрывает, все прощает. Любовь – это, наверное, когда ты
любишь и недостатки другого человека. Если человек тебе кажется красивым, умным,
талантливым – это не обязательно любовь. Другое дело, если ты знаешь и любишь те
недостатки, которые у него есть. Однако стоит обратить внимание на высказывание о
любви В. Г. Белинского: «Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего
нет... но иногда только любовь и открывает в нем прекрасное или великое, которое
недоступно наблюдению и уму». То есть сила любви проявляется в том, что она может
открыть достоинства человека, пробудить в нём что-то прекрасное.
Любовь рождает в нас неудержимое желание совершать добрые поступки. Весь
окружающий мир влюбленному человеку кажется прекрасным и значительным.
Будничные дела становятся важными и даже приятными и выполняются с какой-то
особой легкостью. Недаром любовь считается эликсиром жизни - она пробуждает
скрытые силы человека.
Конечно, истинное счастье может принести взаимная любовь. Но в жизни не всегда
бывает так. Люди, однажды почувствовав страдание от любви, считают, что она приносит
только боль и ее стоит избегать. По безответной любви они судят о любви в целом – «уж
лучше не любить и не страдать»… Но так ли это хорошо - жить «наполовину»?
Любовь – подвиг, жертва, вершина развития души человека. Одна из граней этого
чувства – любовь мужчины и женщины – запечатлена во множестве творений
человеческого духа, воспета писателями и поэтами, композиторами и художниками,
режиссёрами и актёрами. Любовь – это вечный источник вдохновения.
Памятником такой всемогущественной любви является прекрасная и печальная история
Ромео и Джульетты – юных возлюбленных, силой своего чувства преодолевших, казалось
бы, самое непреодолимое – ненависть, вражду и даже саму смерть.
В русской литературе также можно найти немало произведений, поющих гимн вечной
любви. Так, пафос пушкинского стихотворения «Я вас любил…» - светлая печаль о
вечной любви и о невозможности счастья с возлюбленной. Лирический герой благороден,
бескорыстен. Он робко надеется, что любовь, быть может, не совсем угасла, но отрекается
от своего счастья ради благополучия любимой женщины.
В романе «Мастер и Маргарита» Булгакова главная героиня по собственной воле
продала свою душу дьяволу. Дух зла помог ей отомстить обидчикам возлюбленного. А

3.

раньше Маргарита, не задумываясь, отказалась, ради счастья с Мастером, от
обеспеченной, спокойной жизни со своим мужем.
И всё-таки любовь не поддается расшифровке, не имеет точного определения. Любовь –
это самая сложная, таинственная и парадоксальная реальность, с которой сталкивается
человек. И не потому, как обычно считается, что от любви до ненависти всего один шаг, а
потому, что «ни просчитать, ни вычислить» любовь нельзя! В ней нельзя быть
расчетливым – природа легко опрокинет любые расчеты! В ней можно быть только
чутким, чтобы следить за её прихотливым течением и вовремя душой угадать все её
изгибы, неуловимые для глаза смещения, необъяснимые подчас для разума повороты. В
любви невозможно быть мелочным и бездарным – здесь требуются щедрость и
талантливость, зоркость сердца, широта души, добрый, тонкий ум и многое-многое
другое, чем в изобилии наделила нас природа и что неразумно мы растрачиваем и
притупляем в нашей суетной жизни.
Это высокое, жизнеутверждающее чувство обладает огромной силой. Любовь - это
чувство единения. Истинная Любовь ? это радость! Это ? дарение и получение радости.

4.

Любовь, какая она... (по произведениям А. Куприна)
Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда
была любовь. Любовь, которая собирает в единый букет все лучшее, все здоровое и
светлое, чем жизнь награждает человека, которая оправдывает любые лишения и тяготы,
какие только могут встретиться на его пути. Так в “Олесе”. Так в “Гранатовом браслете”.
Так в “Суламифи”. Так в “Поединке”. Писатель до конца жизни сохранил в своей душе
романтическую настроенность юности, и этим сильны его произведения.
Многие события проходят перед нами на страницах повести “Поединок”. Но
эмоциональной кульминацией произведения стала не трагическая судьба Ромашова, а
ночь любви, проведенная им с коварной и оттого еще более пленительной Шурочкой; и
счастье, испытанное Ромашовым этой преддуэльной ночью, столь велико, что именно
оно-то одно и передается читателю.
Повесть “Гранатовый браслет” заставляет нам задуматься об огромной силе
неразделенной любви. И скромный, неприметный телеграфист вдруг предстает перед
нами значительным, великим! Ведь это он пронес через всю жизнь чистую любовь,
поклонение женщине. И всегда будут звучать, как молитва, слова: “Да святится имя
Твое!”
По мнению Куприна, по-настоящему способен любить человек, близкий к природе. Эту
тему необыкновенно интересно он раскрывает в повести о полесской девушке-колдунье.
Главные герои произведения — Олеся и Иван Тимофеевич. Цельная и непосредственная
натура Олеси выделяется богатством внутреннего мира. Редко можно встретить личность,
так щедро одаренную природой, в которой сочетались бы наивность и властность,
женственность и гордая независимость, трогательная смелость и деликатность, душевная
щедрость. Вместе с героями повести мы переживаем тревожный период зарождения
любви и счастливые минуты чистого, полного, всепоглощающего восторга. Мир
ликующей природы сливается с прекрасным человеческим чувством. Светлая, сказочная
атмосфера повести не меркнет даже после трагической развязки. Отходят на второй план
пересуды и сплетни, гнусные преследования приказчика. Над всем ничтожным и злым
одерживает победу большая любовь, о которой вспоминают без горечи, “легко и
радостно”.
А. И. Куприн — идеалист, мечтатель, певец возвышенного чувства. Он нашел особые,
исключительные условия, позволившие ему создать романтизированные образы женщин
и их идеальной любви. В своем окружении А. Куприн видел печальное расточение
красоты, измельчание чувств, заблуждение мысли. Идеал писателя восходил к победе
силы духа над силой тела и к “любви, верной до смерти”. Для Куприна любовь— самая
состоятельная форма утверждения и выявления личностного начала в человеке.
Протестуя против цинизма, продажных чувств, пошлости, А. И. Куприн создал повесть
“Суламифь”. Она была написана по мотивам библейской “Песни песней” царя Соломона.
Соломон полюбил бедную девушку-крестьянку, но из-за ревности покинутой им царицы
Астис она погибает. Перед смертью Суламифь говорит своему возлюбленному:
“Благодарю тебя, мой царь, за все: за твою мудрость, к которой ты позволил мне
прильнуть устами, как к сладкому источнику... Никогда не было и не будет женщины
счастливее меня”. Основная мысль этого произведения: любовь сильна, как смерть, и одна
она, вечная, оберегает человечество от нравственного вырождения, которым грозит ему
современное общество.
Новое возвращение к теме большой, всепоглощающей любви состоялось в повести
“Гранатовый браслет”. Бедный чиновник Желтков, однажды встретив княгиню Веру
Николаевну, полюбил ее всем сердцем. Любовь эта не оставляет места для других
интересов героя. Желтков убивает себя, чтобы не мешать жить княгине, и, умирая,
благодарит ее за то, что она была для него “единственной радостью в жизни,
единственным утешением, одной мыслью”. Эта повесть не столько о любви, сколько
молитва ей. В предсмертном письме герой благословляет свою возлюбленную: “Уходя, я в

5.

восторге говорю: "Да святится имя Твое!"”
Особо Куприн выделил фигуру старого генерала Аносова, который уверен в том, что
высокая любовь существует, но она “...должна быть трагедией, величайшей тайной в
мире”, не знающей компромиссов. Княгиня Вера, женщина, при всей своей
аристократической сдержанности, весьма впечатлительная, способная понять и оценить
прекрасное, почувствовала, что жизнь ее соприкоснулась с этой великой любовью,
воспетой лучшими поэтами мира. Любовь чиновника Желткова чужда той глубокой
затаенности, в которой благородная скромность переплетается с благородной гордостью.
“Молчать и гибнуть”... Этот талант не был дан Желткову. Но и для него “волшебные
оковы” оказались милее жизни.
В повести “Олеся” развивается тема купринского творчества — любовь как
спасительная сила, оберегающая “чистое золото” человеческой натуры от “оподления”, от
разрушительного влияния буржуазной цивилизации. Не случайно любимым героем
Куприна стал человек волевого, мужественного характера и благородного, доброго
сердца, способный радоваться всему разнообразию мира. Произведение построено на
сопоставлении двух героев, двух натур, двух мировоззрений. С одной стороны,
образованный интеллигент, представитель городской культуры, довольно гуманный Иван
Тимофеевич, с другой — Олеся, “дитя природы”, не подвергшееся влиянию городской
цивилизации. По сравнению с Иваном Тимофеевичем, человеком доброго, но слабого,
“ленивого” сердца, Олеся возвышается благородством, цельностью, гордой уверенностью
в своей силе. Свободно, без особых ухищрений рисует Куприн облик полесской
красавицы, заставляя нас следить за богатством оттенков ее духовного мира, всегда
самобытного, искреннего и глубокого. “Олеся” — художественное открытие Куприна.
Писатель показал нам истинную красоту невинной, почти детской души девушки,
выросшей вдалеке от шумного мира людей, среди зверей, птиц и леса. Но наряду с этим
Куприн высвечивает и человеческую злобу, бессмысленное суеверие, страх пе ред
неизвестным, неизведанным. Однако над всем этим одержала победу настоящая любовь.
Нитка красных бус — последняя дань щедрого сердца Олеси, память “об ее нежной,
великодушной любви”.
Особенность художественного дарования А. И. Куприна — повышенный интерес к
каждой человеческой личности и мастерство психологического анализа — позволила ему
в полной мере освоить реалистическое наследие. Ценность его творчества — в
художественно-убедительном раскрытии души своего современника. Писатель
рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Повести
Александра Ивановича Куприна поднимают извечные проблемы человечества —
проблемы любви.

6.

Любовь, о которой мечтает каждый
Любовь - важнейшая составляющая нашей жизни. Нет такого поэта, писателя, музыканта,
который не выспевал бы это удивительное чувство. Каждый сталкивается с любовью
ежедневно, будь она братской, материнской, к супругу или к другу.
Однако, все люди воспринимают слово "любовь" по-своему. Кто-то связывает его с
болью, страданиями, ревностью, а кто-то - с радостью, легкостью: будто душа поёт и
хочется летать.. Сколько людей, столько и мнений, поэтому точное определение любви
дать невозможно.
Например, в рассказе "Гранатовый браслет" любовь, по мнению А.И.Куприна, должна
основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении и честности. Такой
является любовь Желткова к Вере Николаевне. Мелкий чиновник-мечтатель влюбился в
светскую даму. Влюбился тайно, и, как следствие, безответно. Его письма не
воспринимает всерьез Вера, подаренный браслет вызвал бурю негодования. А между тем
напоминания об этих письмах и подарке поддерживают в душе Желткова надежду,
уменьшают страдания любви. Он испытывал к Вере такую страстную, испепеляющую
любовь, которую готов был унести с собой в могилу. Чиновник благодарен той, которая
вызвала сие прекрасное чувство, возвысила его над этим суетным миром. Желтков
боготворит свою возлюбленную, о чем свидетельствуют строка из его последнего письма:
"Да святится имя Твоё".
Однако я негативно отношусь к самоубийству Желткова из-за безответной любви. Я
думаю, что самопожертвование - это часть любви. сс момент опасности. И совсем другое суицид от неразделенного чувства. К этому нужно относиться как к болезни, проблемам с
психикой.
В моем представлении любовь схожа с описанием Куприна: любить - это отдавать,
ничего не прося взамен, забыть о собственном "я", дорожить каждой минутой,
проведенной вместе, принести себя в жертву ради жизни возлюбленного. Недаром, в
переводе с одного из восточных языков фраза, "Я люблю тебя" означает "Я возьму твою
боль на себя".
Многие доказывают любовь безрассудными поступками. Наверное, каждый второй
произносил эти слова: "Я готов на все ради тебя". Признаю, я бы тоже не отказалась от
усыпанной цветами земли под окнами своего дома. Но я никогда не смогу сказать
человеку: "Умри за меня". Я просто не имею на это права, ведь любая жизнь бесценна.
В итоге мне хочется дать ответ на вопрос, о какой же любви мечтает каждый. Помоему, любовь должна быть взаимной. Тогда в отношениях будут и взаимопонимание, и
альтруизм, и погибших от безответного чувства будет меньше.

7.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по
произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна)
Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна – зачастую она
окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин, Куприн – все они
испытывают тоску по настоящей, сильной, искренней любви, однако не видят ее вокруг
себя. По мнению этих художников слова, современные им люди разучились любить, они
эгоистичны и корыстны, душа их черства, а сердце холодно. Но потребность любить
заложена в человеке от природы. Именно поэтому почти все герои Чехова, Бунина,
Куприна несчастны: они стремятся к любви, но не могут ее постичь.
Однако эти писатели убеждены, что любовь – самое яркое и счастливое, что может быть
в жизни каждого человека. И в своих произведениях они показывают примеры такой
любви. С огромной силой меня поразили рассказ А.П. Чехова «О любви» и рассказ И.А.
Бунина «Кавказ». Они о разном и, в то же время, об одном и том же, В рассказе Чехова
говорится о том, что люди, не решаясь изменить свою жизнь, навсегда остаются
несчастными, упускают свою любовь.
Помещик Алехин рассказывает историю. Он был влюблен в замужнюю женщину –
Анну Алексеевну. Эта воспитанная, умная, начитанная дама была женой посредственного,
серого человека, которого, по сути, и не любила. Что держало ее рядом с ним? Привычка,
страх перемен, страх серьезного поступка? Хотя симпатию и родство душ с Алехиным
героиня начала испытывать почти сразу. Но выбрала рутинную жизнь. Со временем у нее
появляются двое детей, и она продолжает жить с нелюбимым человеком.
Герои даже не говорили о своем чувстве. Зачем? Ведь все равно они не решились бы
что-то поменять. И только отъезд любимой заставляет Алехина признаться ей: «Когда тут,
в купе, взгляды наши встретились, душевные силы оставили нас обоих, я обнял ее, она
прижалась лицом к моей груди, и слезы потекли из глаз; целуя ее лицо, плечи, руки,
мокрые от слез, - о, как мы были с ней несчастны! - я признался ей в своей любви, и со
жгучей болью в сердце я понял, как ненужно, мелко и как обманчиво было всё то, что нам
мешало любить». Но было уже поздно – герой потерял свое счастье навсегда.
Рассказ же Бунина «Кавказ» показывает обратную ситуацию. Героиня и герой решились
убежать от мужа героини. Они сбежали на Кавказ, где провели, может быть, лучшие дни в
своей жизни, лучшие дни своего романа.
Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как
контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого
солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно,
часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет
фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою,
этой красоте».
Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было
возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни.
Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки
произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой
«Кавказа» - тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь
вскользь.
Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он
лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была
настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я
думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая
мутит рассудок, заставляет человека бредить.
О величайшей потребности любить рассказывает нам и Куприн. Его герой Желтков
(«Гранатовый браслет») – то счастливчик, которому было подарено умение любить. Этот
человек испытывает великое чувство к замужней женщине, стоящей выше его по
социальному положению. Никогда Желтков не сможет соединиться с ней, однако это для

8.

него не главное. Этот человек счастлив тем, что видит Веру Николаевну, дышит с ней
одним воздухом, иногда может слышать ее голос. Ради своей любви, из-за нее Желтков
уходит из жизни, в последний миг обожествляя свою любимую: «Да святится имя твое».
Герои Бунина любят немного по-другому. Их чувство – это яркая вспышка, любовьстрасть, которая непременно проходит, иногда сменяясь трагедией («Темные аллеи»,
«Холодная осень», «Кавказ» и др.). Любовь, по Бунину, часто разрушает, калечит,
убивает. Но все же - это самое великое, самое высокое и божественное, что доступно
человеку на этой земле.
В этом с Буниным солидарны и Чехов, и Куприн. Любовь – божественный дар, за
которой нужно быть благодарным всевышнему. Без этого чувства жизнь пуста и
никчемна. И пусть иногда любовь выглядит как порок, разрушающий, испепеляющий,
уничтожающий. Однако поистине несчастны те, кто не способен испытать этого
порочного и, одновременно, божественного чувства.

9.

Любовь в жизни героев Л. Н. Толстого
В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой выделял и считал самой значимой “мысль
народную”. Наиболее ярко и многогранно,эта тема отражена в тех частях произведений,
которые повествуют о войне. В изображении “мира” преобладает “мысль семейная”,
играющая в романе очень важную роль.
Испытанию любви подвергаются практически все герои “Войны и мира”. К истинной
любви и взаимопониманию, к нравственной красоте они приходят не все и не сразу, а
лишь пройдя через ошибки и искупающее их страдание, развивающее и очищающее
душу.
Тернистым был путь к счастью у Андрея Болконского. Двадцатилетним неопытным
юношей, увлеченным и ослепленным “внешней красотой”, женится он на Лизе. Однако
очень быстро к Андрею пришло мучительное и угнетающее понимание того, как “жестоко
и неповторимо” он ошибся. В разговоре с Пьером Андрей почти в отчаянии произносит
слова: “Никогда, никогда не женись... до тех пор, пока ты не сделал все, что мог... Боже
мой, чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!”
Семейная жизнь не приносила Болконскому счастья и спокойствия, он тяготился ею.
Жену свою он не любил, а скорее презирал как дитя пустого, глупого света. Князь Андрей
постоянно был угнетен ощущением бесполезности своей жизни, уравнивающей его с
“придворным лакеем и идиотом”.
Потом было небо Аустерлица, смерть Лизы, и глубокий душевный перелом, и
усталость, тоска, презрение к жизни, разочарованность. Болконский походил в то время на
дуб, который “старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися
березами” и “не хотел подчиняться обаянию весны”. “Неожиданная путаница молодых
мыслей и надежд” поднялась в душе Андрея. Он уезжал преображенным, и вновь перед
ним дуб, но не старый, уродливый дуб, а покрытый “шатром сочной, темной зелени”, так
что “ни болячек, ни старого недоверия, ни горя — ничего не было видно”.
Любовь, как чудо, возрождает героев Толстого к новой жизни. Истинное чувство к
Наташе, так непохожей на пустых, вздорных женщин света, пришло к князю Андрею
позже и с невероятной силой перевернуло, обновило его душу. Он “казался и был совсем
другим, новым человеком”, и как будто он из душной комнаты вышел на вольный свет
Божий. Правда, даже любовь не помогла князю Андрею смирить гордыню, он так и не
простил Наташе “измены”. Лишь после смертельной раны и душевного перелома и
переосмысления жизни Болконский понял ее страдания, стыд и раскаяние и осознал
жестокость разрыва с ней. “Я люблю тебя больше, лучше, чем прежде”, — сказал он тогда
Наташе, но уже ничто, даже ее пламенное чувство не могло удержать его в этом мире.
Судьба Пьера в чем-то схожа с судьбой его лучшего друга. Так же как и Андрей, в
юности увлекшийся Лизой, только что приехавший из Парижа, по-детски восторженный
Пьер увлекается “кукольной” красотой Элен. Пример князя Андрея не стал для него
“наукой”, Пьер на своем опыте убедился, что не всегда красота внешняя является
красотой внутренней — душевной.
Пьер чувствовал, что между ним и Элен нет преград, она “была страшно близка ему”, ее
прекрасное и “мраморное” тело имело власть над ним. И хотя Пьер чувствовал, что это
“нехорошо почему-то”, он безвольно поддался чувству, внушаемому ему этой “развратной
женщиной”, и в конце концов стал ее мужем. В результате горькое чувство разочарования,
мрачного уныния, презрения к жене, к жизни, к себе охватило его через некоторое время
после свадьбы, когда “загадочность” Элен обернулась душевной пустотой, глупостью и
развратом.
Встретив Наташу, Пьер, так же как и Андрей, был поражен и привлечен ее чистотой и
естественностью. Чувство к ней уже робко начало вырастать в его душе, когда
Болконский и Наташа полюбили друг друга. Радость от их счастья смешивалась в его
душе с грустью. В отличие от Андрея, доброе сердце Пьера поняло и простило Наташу
после случая с Анатолем Кураги-ным. Хотя он и старался презирать ее, но увидел

10.

измученную, исстрадавшуюся Наташу, и “еще никогда не испытанное чувство жалости
переполнило душу Пьера”. И любовь вошла в его “расцветшую к новой жизни душу”.
Пьер понял Наташу, быть может, потому, что ее связь с Анатолем была похожа на его
увлечение Элен. Наташа поверила во внутреннюю красоту Курагина, в общении с
которым она, так же как и Пьер с Элен, “с ужасом чувствовала, что между ним и ею нет
никакой преграды”. После размолвки с женой путь жизненных исканий Пьера
продолжается. Он увлекся масонством, потом была война, и полудетская идея убийства
Наполеона, и горящая - Москва, страшные минуты ожидания смерти и плен. Прошедшая
через страдания, обновленная, очистившаяся душа Пьера сохранила в себе любовь к
Наташе. Встретившись с ней, тоже сильна изменившейся, Пьер не узнал Наташу. Они оба
верили, что после всего пережитого смогут ощутить эту радость, но любовь проснулась в
их сердцах, и вдруг “пахнуло и обдало давно забытым счастьем”, и забили “силы жизни”,
и овладело ими “радостное сумасшествие”.
“Проснулась любовь, проснулась и жизнь”. Сила любви оживила Наташу после
душевной апатии, вызванной смертью князя Андрея. Она думала, что жизнь ее кончена,
но возникшая с новой силой “любовь к матери показала ей, что сущность ее — любовь —
еще жива в ней”. Эта всеокружающая сила любви, вызывавшая к жизни любимых ею
людей, на которых была направлена.
Непросто складывались судьбы Николая Ростова и княжны Марьи. Тихая, кроткая,
некрасивая внешне, но прекрасная душой, княжна при жизни отца и не надеялась выйти
замуж, растить детей. Единственный сватавшийся, да и то ради приданого, Анатоль,
конечно, не мог понять ее высокой одухотворенности, нравственной красоты.
В эпилоге романа “Война и мир” Толстой возвеличивает духовное единение людей,
составляющее основу семейственности. Создавалась новая семья, в которой соединялись,
казалось бы, разные начала — Ростовых и Болконских.
“Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько
совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая
уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое”.

11.

Любовь в жизни Онегина, Татьяны и Пушкина (по роману «Евгений Онегин»)
Тема любви - одна из ведущих в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Именно
способностью искренне и предано любить автор «меряет» человеческую натуру, уровень
развития своих героев. Сам Пушкин считал, что любовь составляет смысл существования,
только любя, человек может полностью раскрыть все свои возможности, познать жизнь до
конца.
Главным героем романа является молодой дворянин Евгений Онегин. Один из главных
вопросов произведения – умеет ли Онегин любить? Об этом читатель думает на
протяжении всего романа.
Мне кажется, чтобы ответить на этот вопрос, стоит обратиться к описанию воспитания
и образа жизни героя. Онегин с самых юных лет был частью высшего общества
Петербурга. Все, чему мог там научиться герой, - это искусство лжи и лицемерия:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать…
Высший свет Петербурга совершенно непритязателен. В нем ценится лишь
поверхностная способность произвести приятное впечатление. Глубже никто заглядывать
не собирается. Я думаю, в таком обществе легко блистать поверхностным людям.
Постоянные романы, интриги, флирт – вот главные развлечения в этом обществе.
Естественно, Онегин в совершенстве овладел «искусством страсти нежной». Но в этих
отношениях нет ни капли искренности. Евгений достаточно быстро разочаровался в
жизни и своем окружении. Он охладел ко всему вокруг. Через некоторое время Онегин
уехал в деревню. Лишь несколько дней его интересовала простая деревенская жизнь. Но
потом герою вновь стало скучно.
Именно во время такого «душевного холода» Евгений Онегин и встретил Татьяну.
Молодая девушка мгновенно влюбилась в столичного франта. Она, в отличие от Онегина,
умела сильно и искренно любить, отдаваясь этому чувству вся без остатка.
Подтверждение тому – признание, которое героиня первая написала Онегину:
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...
Ты в сновиденьях мне являлся,
Незримый, ты мне был уж мил…
Но Онегин был уверен, что никто уже не сможет взволновать его надолго. Онегин не
отвечает героине взаимностью, давая ей отповедь. Пережив этот отказ, Татьяна, без
любви, выходит замуж за другого.
Онегин же, после убийства Ленского, некоторое время он странствовал, отошел от
высшего общества, сильно переменился. Все наносное ушло, осталась лишь глубокая,
неоднозначная личность. Спустя несколько лет, Евгений вновь встречается с Татьяной.
Теперь она замужняя женщина, светская львица. Но мы понимаем, что героиня попрежнему любит Онегина:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Да и изменившийся герой теперь способен любить и страдать, однако поздно - Татьяна
отказывает ему, оставаясь верной своему мужу.
Таким образом, герои Пушкина к финалу произведения пришли истинно любящими
людьми. Это неудивительно, ведь сам Автор считает любовь главнейшим чувством в
жизни человека: «И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод». Способность
любить – главный критерий в оценке литературных героев и людей для Пушкина.

12.

Рассуждение о любви
Любовь — это одно из чувств, которое дано изведать человеку в жизни. Можно сказать,
что это чувство делает человека добрее, чище, совершеннее. Тема любви — одна из
ведущих тем мировой литературы с древнейших времен до сегодняшнего дня. Многие
влюбленные стали олицетворением этого чувства. Стоит вспомнить Лейлу и Меджнуна,
кавалера де Грие и Манон Леско, даму с собачкой и Гурова, а также многих-многих
других. Сложно придумать, о чем бы писали знаменитые поэты и прозаики, чем
вдохновлялись бы великие композиторы и художники, не будь на свете любви,
Древние считали любовь даром богов. Это чувство, по их мнению, приближало смертных
к небожителям. В средние века сложился настоящий культ любви. Рыцари посвящали всю
свою жизнь служению прекрасной даме и были счастливы. С тех пор словом «рыцарь»
стали называть всякого, кто с почтительностью и восхищением относится к женщине. О
том, какое место занимала любовь в жизни наших предков, мы можем судить, в частности,
по произведениям русских классиков. А одной из причин самой известной за всю русскую
историю дуэли была именно пылкая любовь, столкнувшаяся с жгучей ревностью.
У любви множество лиц. Это любовь-дружба, любовь-сотрудничество, любовь-страсть,
любовь-трагедия и другие. В любви существует не только счастье, радость взаимного
понимания, удовольствия, но и обман, ревность, страх, боль. Можно сказать, что на фоне
любви прочие душевные проявления человека выступают более четко, рельефно,
выпукло. Таким образом человек поверяется любовью.
Сказать «я люблю тебя» значит, сказать «ты никогда не умрешь», — заметил как-то
великий французский писатель Альбер Камю. Любящий запечатлевает в своем сердце
образ любимого человека, делает того бессмертным, как бессмертны солнце, земля, ветер,
и только такое бессмертие возможно в нашем несовершенном мире.
Любовь, как уже было сказано, не выгодное приобретение, а дар. И как всяким
неожиданным и приятным подарком, этим чувством необходимо дорожить. Ведь говорят,
что истинная любовь дается человеку один раз в жизни, и это недалеко от правды.
Известно, что любовь реализуется целиком в сфере межличностного общения. Поэтому
нужно как бы заново учиться говорить, думать, дышать. В этом многие видят труд и
тяготы любви, особенно если любовь увенчивается законным браком. Здесь важно не
потерять собственную индивидуальность, собственную точку зрения на окружающий мир
и на саму любовь в частности.
«Ты у меня одна,
Словно в ночи луна,
Словно в году весна,
Словно в степи сосна.
Нету другой такой
Ни за какой рекой,
Нет за туманами,
Дальними странами»

13.

Эти строки принадлежат перу знаменитого барда Юрия Визбора. Их можно считать
своеобразным итогом современного художественного и житейского опыта. Сегодня
любовь вряд ли намного изменилась: это чувство все так же вдохновляет человека на
новые начинания, свершения, подвиги. И тот, кто пронес это замечательное чувство через
всю жизнь, может уверенно сказать: «Я жил не зря».

14.

Любовь на страницах произведений И. А. Бунина
В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба
двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта
тема становится главной для него. По его убеждению, любовь — это прекрасные
мгновения, озаряющие жизнь человека. “Любовь не понимает смерти. Любовь есть
жизнь” — эти слова Андрея Болконского из “Войны и мира” нашли глубокое отражение в
творчестве Ивана Алексеевича Бунина. Он пишет о самом высшем и полном, с его точки
зрения, земном счастье.
В двадцатых годах Бунин пишет большой рассказ “Дело корнета Елагина”. Герой,
влюбленный в актрису, переживает мучительное и сокрушительное чувство. Оно
оказывается роковым для обоих и приводит к трагическому исходу.
Обычно первая любовь рассматривается поэтически или же как что-то несерьезное,
даже легкомысленное. Но Бунин утверждает, что это совсем не так: “Часто эта “первая
любовь” сопровождается драмами, трагедиями, но совсем никто не думает о том, что как
раз в это время переживают люди нечто гораздо более глубокое, сложное, чем волнения,
страдания, обычно называемые обожанием милого существа: переживают, сами того не
ведая, жуткий расцвет, мучительное раскрытие, первую мессу пола”. Эта “первая месса
пола” изменяет до основания внутренний мир человека, обостряет его чувствительность
ко всему вокруг. Каковы же были отношения Елагина и Сосновской? Горячее чувство его
наталкивалось на капризное и переменчивое настроение ее. Елагин мучительно
переживает переходы чувств своей возлюбленной от внезапных проявлений любви к
равнодушию, почти безразличию. Герой был близок к самоубийству, метался от отчаяния
к взрывам нежности, от ярости к прощению.
Как говорит на суде свидетель Залесский, “она то распаляла его (Елагина), то обдавала
холодной водой”. Елагину приходилось постоянно страдать от ревности, так как
Сосновская постоянно была окружена поклонниками.
Очень похожая ситуация описана и в повести “Митина любовь”, в романе “Жизнь
Арсеньева”, в рассказе “Сны Чанга”. По мнению писателя, страстную любовь и жестокую
ревность вызывают определенного типа женщины, которые являются вопло
English     Русский Правила