Похожие презентации:
Акустика помещений
1. Акустика помещений
• Джон Уильям Стретт (Лорд Рэлей)«Теория звука» 1877
• Уоллес Клемент Сэбин
реверберация звука
Бостонский симфонический зал 1900
• Эйринг Bell Telephone Lab
начало 20 века
статистическая акустика
общая теория реверберации
• Верн Оливер Кнудсен
«Архитектурная акустика» 1932
• Лео Беранек
«Музыка, акустика и архитектура» 1962
2. Джон Уильям Стретт (Лорд Рэлей) 1842-1919
3. Уоллес Клемент Сэбин 1868-1919
4.
• Волновая акустика(волновое уравнение для трехмерного пространства)
• Статистическая акустика
(методы статистической физики плюс эмпирические поправки)
• Геометрическая акустика
(звуковой луч, подчиняющийся законам геометрической оптики)
5. Волновое уравнение (в общем случае в однородной изотропной среде)
12
2
2
2
2
x
y
z
V t
2
2
2
для плоской волны
1
2
2
2
x
V t
2
2
2
6.
p p p 1 p2
2
2
2
2
x
y
z
v t
2
2
2
2
7.
8.
Хорошим акустическим качествоммогут обладать только те помещения,
в которых звуковое поле диффузно
9. Диффузное звуковое поле
характеризуется тем, чтово всех его точках
усредненные во времени
уровни звукового давления
и потоки звуковой энергии,
приходящие по любому направлению,
постоянны
Постоянство уровней звукового давления – однородность поля
Постоянство потоков звуковой энергии по всем направлениям –
изотропность поля
10. Основные допущения, принятые в статистической теории
• При рассмотрении распространяющихся звуковыхволн не учитывают интерференционные
явления, поэтому в каждой точке звукового поля
плотность звуковой энергии есть сумма плотностей
энергии каждой волны (энергетическое
суммирование)
• Звуковое поле в помещении принимается
диффузным, т.е. плотность звуковой энергии в
любой точке звукового поля принимается
одинаковой
11. Реверберация
– процесс постепенного замирания звукав помещении после выключения
источника звука
12. Изменение плотности звуковой энергии при включении и выключении источника звука
13.
После включения источника плотность звуковой энергии возрастает по законуw(t ) w0 (1 e
v S
ln(1 ) t
4 V
4 P
w0
v S
P
S
V
v
- средний коэффициент звукопоглощения
- звуковая мощность источника, Вт
- общая площадь внутренних поверхностей помещения
- объем помещения
- скорость звука в воздухе
w(t ) w0
при
t
)
14.
После выключения источника звуковая энергия затухает по законуw(t ) w0 e
v S
ln(1 ) t
4 V
4 P
w0
v S
Стандартное время реверберации соответствует
w0
e
w(t )
v S
ln(1 ) t
4 V
10 6
w0
6
10
w(t )
формула Эйринга
для определения стандартного времени реверберации
0,16 V
t T
S ( ln(1 ))
15.
Форма помещенияk
Крестообразное в плане, с куполообразным потолком 0,177
Близкое к "золотому сечению"
0,164
Трапециевидное в плане, театрального типа
0,160
Кубической формы
0,157
Очень широкое в плане, с низким потолком
0,152
16.
Время реверберацииФормула Эйринга
для прямоугольного помещения
0,16 V
T
S ( ln(1 ))
для помещения произвольной формы
T
Формула Сэбина
0,163 V 0,163 V
T
A
S
0,163 V
S ( ln(1 ))
Формула, учитывающая поглощение звука в воздухе
0,163 V
T
S ( ln(1 )) 4 V
V
S
- объем помещения
- общая площадь внутренних поверхностей
- средний коэффициент звукопоглощения
A - полное звукопоглощение помещения
- показатель затухания звука в воздухе
17. Зависимость коэффициента затухания звука в воздухе от его влажности
18.
19.
Время реверберации можно измеритьпутем записи процесса спадания уровня
звукового давления
20.
21.
22. Ориентировочные значения времени реверберации на частоте 500 Гц
V=1000 м3 V=5000 м3 V=10000 м3Аудитория
0,83
0,92
0,99
Кинотеатр
0,86
1,08
1,18
Оперный
театр
1,21
1,49
1,64
23.
24.
25.
26. Структура звуковых отражений
Очертания потолка и стендолжны способствовать
правильному распределению
отраженного звука,
направляя большую долю его
на удаленные от источника
слушательские места
27. Построение геометрических отражений с помощью мнимого источника
28. Отражения звуковых волн можно считать направленными, если
• наименьший размер отражающейповерхности не менее чем в 1,5 раза
превышает длину волны
• наименьший радиус кривизны
поверхности не менее чем в 2 раза
превышает длину волны
• отражения возникают от точек
отражателя, удаленных от его краев не
менее чем на половину длины волны
29. Лучевой эскиз
30. Время запаздывания отражений
( R1 R2 ) Rt
v зв ука
31. ОПТИМАЛЬНОЕ ВРЕМЯ ЗАПАЗДЫВАНИЯ
• АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
0,01 – 0,015 С
• ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
0,015 – 0,02 С
• ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
0,02 – 0,03 С
• ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
0,07 С
• ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА)
0,09 С
• КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ
0,10 – 0,15 С
32. -
ОСЛАБЛЕНИЕ ПРЯМОГО ЗВУКАL = L0 – 20lgR – 8
-
УРОВЕНЬ ОДНОКРАТНО ОТРАЖЕННОГО ЗВУКА
L = L0 – 20lg(R1+R2) – 10 lg(1/(1- )) – 8
ЗВУКОВАЯ МОЩНОСТЬ ИСТОЧНИКА
АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ, ФИЛАРМОНИЯ
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ
65 – 70 ДБ
80 ДБ
90 ДБ
100 ДБ
110 ДБ
Если разница уровней прямого и отраженного звука превышает 8 дБ,
то такое отражение не формирует характера звучания,
а имеет вредное влияние
33. Формирование отражений от плоского горизонтального потолка
34. Устройство отражателя над авансценой
35. Рациональное примыкание потолка к задней стенке
36. Расчленение потолка секциями
37. Звукоотражатели в передней части боковых стен
38. Наиболее рациональная форма зала в плане
39. ТИПИЧНАЯ ФОРМА КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА 19 СТОЛЕТИЯ
40. ТИПИЧНАЯ ФОРМА СОВРЕМЕННОГО КОНЦЕРТНОГО ЗАЛА
41. По ряду объективных и субъективных критериев в число 3-х лучших театров мира входят (см. L.L.Beranek, Subjective Rank-Orderings
and Acoustical Measurements for Fifty-Eight ConcertHalls, Acta Acustica, 2003, vol.89, 494-509)
венский Grosser Musikvereinssaal (Австрия) - концертный зал Музикферайн (венская
филармония),
амстердамский Concertgebouw (Голландия) - Концертный зал Концертгебау,
бостонский Symphony Hall (США).
42.
43. БЛАГОПРИЯТНЫЕ ОЧЕРТАНИЯ БОКОВЫХ СТЕН ЗАЛА ОПЕРНОГО ТЕАТРА
44. ЦЕЛЕСООБРАЗНАЯ ФОРМА ПОТОЛКА ПРИ ЗНАЧИТЕЛЬНОЙ ДЛИНЕ ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА
45. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ЛЕКЦИОННОГО ЗАЛА
46.
47. ОТРАЖЕНИЕ ЗВУКА ОТ ВОГНУТОЙ ПОВЕРХНОСТИ Q - ИСТОЧНИК ЗВУКА, О - ЦЕНТР КРИВИЗНЫ, Ф - ФОКУС
48.
49.
50.
51.
52.
53. «Полезные» отражения
• Отражения от плоских и выпуклыхповерхностей, находящихся вблизи
источника
• Отражения от потолка, направленные в
зону расположения слушателей
• Отражения от боковых поверхностей
стен, расположенных на уровне голов
слушателей
54. «Вредные» отражения
Отражения от удаленных поверхностей
Отражения от вогнутых поверхностей
Отражения от параллельных поверхностей
Отражения от верхней части стен
Отражения, приходящие к слушателю сзади
55.
Расчет первых отражений – основной способконтроля правильности выбора формы зала и
очертания его внутренних поверхностей.
Расчет включает:
• Проверку допустимости применения
геометрических отражений
• Построение лучевых эскизов
• Определение времени запаздывания
отражений
• Определение уровней отраженного звука
56.
Для обеспечения достаточной степенидиффузности звукового поля
необходимо,
чтобы значительная часть
внутренних поверхностей помещения
создавала рассеянные отражения
57. Обеспечение достаточной степени диффузности звукового поля.
58.
59.
60. 3D панели диффузные
61.
62.
63.
64.
65. ОПТИМАЛЬНЫЙ ОБЪЕМ ВОЗДУХА НА ОДНОГО СЛУШАТЕЛЯ
• АУДИТОРИЯ, ЛЕКЦИОННЫЙ ЗАЛ,КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ
• ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
• ЗАЛ МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
• ЗАЛ КАМЕРНОЙ МУЗЫКИ И ОПЕРЕТТЫ
• ОПЕРНЫЙ ТЕАТР
• ФИЛАРМОНИЯ,
КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ (БЕЗ ОРГАНА)
• КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ С ОРГАНОМ И ХОРОМ
4
5
4—6
6
6—7
КУБ.М
КУБ. М
КУБ. М
КУБ. М
КУБ. М
8—9 КУБ. М
10—12 КУБ. М