Русская литература на рубеже XIX и XX веков.
Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков
Понятие «серебряный век»
Пролетарские поэты
Ленин о свободе творчества
Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов
Темы реалистической литературы
11.52M
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

Россия рубежа XIX-XX веков. Историко-культурная ситуация

1.

Россия рубежа
19 – 20 веков.
Историкокультурная
ситуация.
1

2.

Цель : проследить
взаимосвязь литературы и
общественно-политической
мысли конца 19 века - начала
20 века и исторических
процессов в стране и мире.
Задание : записать основные
положения лекции.
2

3.

Какие важнейшие
исторические события
происходили в России в
начале 20 века?
3

4.

Россия пережила три
революции:
- революция 1905 года,
- Февральская революция 1917
года,
- Октябрьская революция
Русско-японская война 19041905 г.г.
Первая мировая война 19141918
Гражданская война
4

5.

Основные политические силы России
в начале 20 века:
-защитники
монархизма,
-сторонники
буржуазных реформ,
- идеологи
пролетарской
революции.
5

6.

переустройство
«сверху»
Два пути
переустройства
России:
переустройство
«снизу».
6

7.

Переустройство «сверху» средствами
исключительных законов,
«приводящих, как говорил
Петр Аркадьевич Столыпин,
к такому социальному
перевороту, к такому
перемещению всех
ценностей…, какого еще не
видела история».
Средства переустройства «сверху»
Манифест 11 октября
1905 года
Государственная
Дума
7

8.

Переустройство «снизу» Путем ожесточенной
кипучей войны классов,
которая называется
«революцией», как
говорил В.И.Ленин.
Средства переустройства «снизу»
Теоретическая подготовка
революции
Террор
8

9.

Рубеж 19 и 20 веков
характеризуется и значительными
научными открытиями,
повлекшими за собой кризис
классического естествознания.
Какие наиболее
важные научные
открытия в
области
естествознания
были сделаны в
это время?
9

10.

открытие рентгеновских
лучей,
- определение массы
электрона.
- исследования радиации,
- создание квантовой теории,
- создание теории
относительности,
- изобретение беспроволочной
связи.
-
10

11.

Как говорил философ
Вл. Соловьев, вся прежняя
история завершена, на
смену ей приходит не
следующий период
истории, а нечто
совершенно новое – либо
время одичания и упадка,
либо время нового
варварства, между
концом старого и началом
нового нет связующих
звеньев, конец истории
сошелся с ее началом.
11

12.

В 1893 году Дмитрий Мережковский в
работе «О причинах упадка и новых
течениях современной русской
литературы» писал о приметах
грядущего перелома во всех областях
жизни: «Наше время должно
определить двумя противоположными
чертами – это время самого крайнего
материализма и вместе с тем самых
страстных идеальных порывов духа.
Мы присутствуем при великой
многозначительной борьбе двух
взглядов на жизнь, двух диаметрально
противоположных миросозерцаний.
Последние требования религиозного
чувства сталкиваются с последними
выводами опытных знаний».
12

13.

Л.Н.Толстой в 1905 году
в работе «Конец века»
отмечал:«Век и конец
века на евангельском
языке не означает
конца и начало
столетия, но означает
конец одного
мировоззрения, одной
веры, одного способа
общения людей».
13

14.

«Новый век будет
воистину веком духовного
обновления… Множество
погибнет людей, но еще
больше родит их земля, и –
в конце концов – одолеет
красота, справедливость,
победят лучшие
стремления
человечества»
(Горький в письме
к Пятницкому
( 1901)
14

15.

Фридрих Ницше,
обличая христианство,
упадок связывал с кризисом
христианства, вместо
Богочеловека нужен новый,
сильный «сверхчеловек»,
для которого не
существует старой
морали : «а нищих надо бы
совсем уничтожить»,
«укоры совести учат
кусать других»,
«падающего – толкни».
15

16.

«Это была эпоха пробуждения в
России самостоятельной
философской мысли, расцвета
поэзии и обострения
эстетической
чувствительности,
религиозного беспокойства и
искания, интереса к мистике и
оккультизму. Появились новые
души, были открыты новые
источники творческой жизни,
виделись новые зори,
соединялись чувства заката и
гибели с чувством восхода и с
надеждой на преображение
жизни»
( Н.Бердяев)
16

17.

Н. Бердяев писал:
«Мы переживаем не только
христианский ренессанс, но и ренессанс
языческий. Явление Ницше на Западе и у
нас Розанова, возрождение Диониса в
нашем современной искусстве, наш
мучительный интерес к проблеме пола,
наше стремление к освещению плоти –
все это указывает на двойственность
нашего ренессанса. Мы зачарованы не
только Голгофой, но и Олимпом, зовет и
привлекает нас не только Бог
страдающий, умерший на кресте, но и
Бог Пан, бог стихии земной, бог
сладострастной жизни, и древняя
богиня Афродита, богиня пластической
красоты и земной любви».
17

18. Русская литература на рубеже XIX и XX веков.

Цели:
Дать представление о тенденциях
русской литературы конца 19 начала 20 века.
Дать толкование понятий «Cеребряный век»,
«модернизм», «декаданс».
18

19. Традиции литературы 18-19 веков в литературе рубежа веков

Великие гуманисты
19 века – Пушкин,
Достоевский –
дорожили Россией,
исповедовали идеи
соборности, согласия,
гармонии всех классов
и сословий,
национальной
целостности.
19

20.

Куприн, Бунин, Короленко,
Шмелев продолжали
традиции Пушкина и
Достоевского, привнося
в литературу свою
эстетическую новизну и
уникальность. Воспитанные
на духовной христианской
культуре, они стали
свидетелями внедрения в
сознание русского общества
различных философских
идей и направлений,
как русских, так и
заимствованных.
20

21. Понятие «серебряный век»

Серебряный век — период в
истории русской культуры ,
хронологически связываемый с
началом 20 века, совпавший с
эпохой модернизма.
Выражение было впервые
употреблено в 1929 году
Николаем Оцупом , русским
поэтом и переводчиком ,
известным также успешной
организаторской и издательской
деятельностью в России и в
эмиграции.
21

22.

Первоначально
определение
«серебряный век»
характеризовало
вершинные явления
поэтической культуры творчество Блока, Брюсова,
Ахматовой, Мандельштама,
других выдающихся поэтов.
Определение « серебряный век»
относится и к русскому
искусству в целом – к
творчеству живописцев,
композиторов, философов. Оно
стало синонимом понятия
«культура рубежа веков». 22

23.

Серебряный век
Акмеизм
Символизм
Футуризм
Новокрестьянская
поэзия
23

24.

Направления в литературе на рубеже веков
Неореализм
Авторские
раздумья о
судьбах
человека и мира
предполагали
сотворчество с
читателями,
соучастие,
звали к диалогу,
к дискуссии.
Пролетарская
поэзия
В связи с
развитием
марксизма в
России
возникло
направление
в литературе,
связанные с
конкретными
задачами
социальной
борьбы.
Модернистские
течения
Модернизм ( от фр.
«новейший»,
«современный»)
подразумевал новые
явления в литературе и
в искусстве по
сравнению с искусством
прошлого.
Его цель : создание
поэтической культуры,
содействующей
духовному возрождению
человечества,
преображение мира 24

25.

Пролетарские поэты
- своими произведениями привлекали
внимание к тяжелому положению
трудящихся, экспрессивно передавали
некоторые общественные настроения,
- их революционные песни и
пропагандистские стихи были
ориентированы на то, чтобы внести вклад
в дело революции, принести конкретную
пользу пролетарскому движению,
способствовать идеологической
подготовке к классовым боям.
25

26. Пролетарские поэты

Смело, товарищи, в ногу!
Духом окрепнув в борьбе,
В царство свободы дорогу
Грудью проложим себе!
Л.Радин
Мы кузнецы, и дух наш молод,
Куем мы к счастию ключи!..
Вздымайся выше, тяжкий молот,
В стальную грудь сильней стучи!
Ф.Шкулев

27.

Течения модернизма
Символизм
Акмеизм
Футуризм
27

28.

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество –
Моя пустынная душа.
28

29.

В статье «Партийная организация и
партийная литература» ( 1905 г.) Ленин
вводит принцип
«партийной литературы»
в противовес «литературному
индивидуализму»:
«литература не может быть вообще
индивидуальным делом, не зависимым
от общего пролетарского дела».
Литература должна была стать, по словам
Ленина, придатком политики, орудием борьбы,
«управляемым винтиком одного единого великого
социал-демократического механизма,
приводимого в движение всем сознательным
авангардом всего рабочего класса»
29

30. Ленин о свободе творчества

О свободе творчества Ленин
высказался так: «Свобода
буржуазного писателя, художника,
актрисы есть лишь
замаскированная (или лицемерно
маскируемая) зависимость от
денежного мешка, от подкупа, от
содержания».
30

31.

Д.Философов увидел в статье
Ленина «насилие над идеями,
гнет над человеческой
мыслью», «непоправимое
умаление человеческой
личности»
В. Брюсов писал :
« … поскольку вы требуете
веры в готовые формулы,
поскольку вы считаете, что
истины уже нечего искать,
ибо она у вас, - вы враги
прогресса. Вы наши враги».
31

32. Чеховские традиции в творчестве писателей-реалистов

- все герои ищут духовную гармонию, но никак не
могут ее найти,
- жизнь по какому-либо идеологическому
шаблону, миропонимание, основанное на
фиксированной системе ценностей,
осмысливаются как пошлость,
- отсутствие острых сюжетов,
- героев на главных и второстепенных разделить
можно весьма условно,
- субъективная рефлексия ( самоанализ,
размышления героев, осмысление ими своих
поступков),
- тонкая лирическая ирония.
32

33. Темы реалистической литературы

Летопись народного разорения
( Короленко, Бунин, Лесков, Чехов)
Политическая повесть ( Вересаев)
Социалистический реализм ( Куприн, МаминСибиряк, Серафимович)
Изображение русского быта ( Бунин, Андреев,
Куприн, Сологуб, Гиляровский)
Отражение событий русской революции
1905-07 года ( Ремизов, Зайцев)
Реалистическая проза ( Шишков, Горький,
Пришвин, Шмелев, Зайцев)
33
English     Русский Правила