ПЛАН УРОКА
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ
УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
8.77M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Причины Реформации и Реформация в Германии

1.

2.

В XVI в. происходит ещё одно крупнейшее явление
европейской и всемирной истории, связанное с появлением
новых христианских вероучений и отходом от католицизма
большой части верующих. Происходит раскол римскокатолической церкви и образование новых христианских
церквей. Этот процесс называется Реформацией.
Реформация –
это движение за
переустройство
церкви.

3.

ПРОБЛЕМА
понимание того, что не бывает вечных и
неизменных теорий и учений; что популярность
светского или религиозного учения зависит от его
актуальности
ЦЕЛИ УРОКА
определить причины реформации;
охарактеризовать особенности
лютеранского учения; рассмотреть
распространение лютеранства.

4. ПЛАН УРОКА

1.
2.
3.
4.
5.
Причины Реформации
Кризис папской власти
Мартин Лютер и начало Реформации
«Спасение верой»
«Чья страна, того и вера»

5.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
Революция – коренной переворот,
перелом в жизни людей
Революция может быть в сфере
общественных отношений, техники,
культуры, науки, сфере сознания.
Реформация – революция в сфере
сознания.
Реформация – движение за
переустройство церкви.

6.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Вопрос: Проанализируйте исторический источник и
ответьте на вопрос: Чем были недовольны верующие?
Ульрих фон Гуттен. “Вадиск, или римская правда”:
“Тремя вещами подчиняет себе Рим все: насилием,
хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы
выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями,
несуществующая война с турками, и власть
папских легатов в варварских землях.
Тремя вещами постоянно заняты в
Риме, хотя никогда не доводят их до конца:
спасением душ, реставрацией
развалившихся храмов и турецкими
походами. О трех вещах нельзя говорить
правду: о папе, об индульгенциях и о безбожии» …»

7. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

В эпоху Возрождения мир
стремительно менялся, а
католическая церковь оставалась
прежней. Новые научные
открытия вступали в противоречие
с религиозными догмами.
Обряд
миропомазания в
священники
Церковные обряды были
сложными и малопонятными
простым людям. Большинство
населения хотело сделать веру
более простой и искренней,
упростить обряды. Разочарование
усиливалось невежеством и
алчностью многих
священнослужителей.

8. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

Священники призывали к смирению и рассказывали, что
бедные будут вознаграждены после смерти за страдания на
земле. Но людей все больше интересовала жизнь земная.
Теперь они осознали, что от самого человека, а не от высших
сил, зависит жизнь, успехи и поражения.

9. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

В обществе сформировался новый класс – буржуазия,
которые обеспечивали свою жизнь самостоятельно. Им было
не выгодно вкладывать огромные средства в содержание
священников, строить пышные и дорогие соборы.

10.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Папа и католические богословы. Карикатура 16 в.
Многие верующие, совершившие паломничество в Рим, были
возмущены двуличием папы и кардиналов. Призывая народ к
смирению, высшие руководители церкви вели роскошную
жизнь, развлекались пирами и охотой, строили роскошные
особняки себе и своим приближенным.

11. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

Продажа
индульгенций
Для
Родиной
пополнения
Реформации
папской
стала
казны
Германия,
на каждом
где это
углу
движение
монахи
Что это?
поддержали часть
продавали
князей,
индульгенции.
горожане и крестьянство.
Особое возмущение политика католической церкви
вызывала в раздробленной Германии, где во главе
некоторых земель стояли духовные владыки.

12. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

Индульгенция —
освобождение от
временной кары
за грехи, в
которых грешник
уже покаялся.

13. ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ

Было давней традицией платить
деньги, чтобы за твое здоровье или
упокой отслужили мессу. С каждым
годом этот обряд становился все
менее доступным для большей части
населения Европы. Бесплатных
обрядов церковь не признавала.
Папа Юлий II
Все католики должны были отдавать
десятую часть своих доходов церкви
(десятина). Огромные деньги папской
казне приносили назначения на высшие
духовные должности. Рим погряз во
взяточничестве.

14.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Денежные
пожертвования,
которые собирались во
всех странах Западной
Европы высшее
руководство
католической церкви
тратило на свои
прихоти. Высшие
католические иерархи
жили, подражая
светским феодалам.
Итальянские дворяне 16 в.

15.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Потребность верующих в духовном обновлении
Менялся мир, менялся
человек, а церковь
оставалась прежней.
Публичные молитвы,
посты, строгое соблюдение
обрядов вместо истинной
веры – это уже не
удовлетворяло многих,
толкало их к поиску другой
церкви, более простой и
искренней. Из новых веяний
католическая церковь
восприняла дух наживы
и предпринимательства.

16.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Сбор десятины
Платили ее все, начиная от
крестьянина и заканчивая
князем.
Помимо десятины большие
суммы приноси в казну
церкви плата за назначения
на высшие духовные
должности, взятки церковных
властей и дары с которыми
ездили в Рим.
Сбор десятины

17.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Продажа индульгенций
(лат. indulgentia, «прощение»),
в римско-католической церкви —
частичное или полное
освобождение церковью
верующего от наказания
за грехи путем покупки бумаги,
Продажа индульгенций в начале XVI в.
Гравюра на дереве
и на этом основании
— от соответствующего
искупительного действия,
покаяния, налагаемого на грешника
священником.

18.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Вмешательство духовенства в
вопросы светской жизни
гонения церкви на науку
Князья жаловались на
вмешательство духовных лиц
в их дела, города – на поборы
Монастырей, расположенных
в городской
Сожжение еретиков во Франции
Миниатюра XV в.
Монахи. Средневековая миниатюра
округе , крестьяне – на
увеличение церковных
владений и огромные
поборы.

19.

ПРИЧИНЫ РЕФОРМАЦИИ
Слой
Князья, феодалы
населения
Горожане
Крестьяне
Общее
1. Потребность верующих в духовном обновлении
2. Возмущение образом жизни духовенства, его
роскошью и развлечениями.
3. Недовольство обязанностью платить церковную
десятину
4. Продажа духовных должностей, получение взяток,
продажа индульгенций.
5. Вмешательство духовенства в вопросы светской
жизни, гонения церкви на науку
Особенное
1. Вмешательство
духовенства в
дела князей.
2. Стремление
получить часть
церковных земель
1. Недовольство
поборами
монастырей,
расположенным
и в городской
округе
1. Недовольство
увеличением
церковных
владений.
2. Огромные
поборы церкви с
крестьян.

20. МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Родиной Реформации стала Германия – в раздробленной
стране, где во главе некоторых земель стояли духовные
владыки и не было сильной центральной власти, способной
защитить своих подданных, это движение поддержали часть
князей, горожане, крестьянство

21.

МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В
ГЕРМАНИИ
Огромное влияние на
Реформацию в Европе оказал
Мартин Лютер (1483-1546).
Он закончил религиозную школу,
затем Эрфуртский университет,
после окончания которого
постригся в монахи. Позднее
продолжил изучение теологии в
Виттенбергском университете,
где стал профессором, доктором
богословия.
Л. Кранах. Мартин Лютер.

22. МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Торговля индульгенциями
Как же произошел разрыв
между Лютером и Римом?
В 1517 г. монах Иоганн Тецель
разъезжал по Германии с
ворохом индульгенций. В
городах и деревнях предлагал
он всем свой товар. Его
бесстыдство поражало.
«Гоните монету, — кричал
Тецель, — спасайте ваших
близких! Как только монета
окажется в моей кружке,
душа грешника попадет в
рай!»

23. МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В ГЕРМАНИИ

Мартин Лютер
начал реформирование.
31 октября 1517 г. Мартин Лютер
прикрепил к дверям церкви
несколько листков бумаги. Это
были знаменитые «95 тезисов» —
возражения против торговли
индульгенциями. Переведенные
на немецкий язык с латыни, они
всколыхнули всю Германию.
Поступок Лютера вызвал
возмущение Папы Римского,
подписавшего отлучение от церкви
для непокорного профессора. И
Мартина Лютера вызвали на
имперский суд в город Вормс.

24.

МАРТИН ЛЮТЕР И НАЧАЛО РЕФОРМАЦИИ В
ГЕРМАНИИ
Начало реформации было положено 31 октября 1517 г.,
когда Мартин Лютер на дверях собора г. Виттенберга
поместил изложение 95 тезисов
95 тезисов Лютера.
Репродукция из архива
Библиотеки Конгресса США

25.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
Выдержка из "95 тезисов" М. Лютера
"... Каждый христианин, если он только действительно
раскаивается, получает полное отпущение вины без
индульгенции. Настоящим сокровищем церкви есть, конечно,
не отпущения, а святое Евангелие величия и милости Божьей.
... Христиан надо учить, что тот, кто видит бедного и несмотря
на это, отдает деньги на индульгенции, получает не
отпущения папы, а гнев Бога ...
... Утверждать, что крест отпущения, украшен гербами папы и
установлен в храмах, имеет одинаковую ценность с крестом
Христовым, является кощунством ...".
Подумайте:
1. Против чего выступал М. Лютер?
2. Какие последствия для католической церкви могло вызвать
его выступление?

26.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
Основные положения
учения М. Лютера:
1. человек спасется только
верой,
2. вера обретается только
через милость божью и не
зависит ни от каких заслуг
человека,
3. единственный авторитет
в делах веры – Священное
писание.
Мартин Лютер

27.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
Мартин Лютер учил, что
- священники должны растолковывать
Библию,
- должность священников должна быть
выборной, на которую может быть
избран каждый верующий,
- не признавал монашество,
- считал, что церковь не должна владеть
землями и большим имуществом, должна
стать дешёвой,
- утверждал, что церковь должна
подчиняться не папе, а светским
владыкам и богослужение должно
вестись на родном языке
Мартин Лютер в
Эрфурте

28.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
• Человек спасается только верой,
• Вера обретается только через милость Бога и не зависит
ни от каких заслуг человека,
• Только Священное Писание, слово Божие, является
авторитетом в делах веры.
Церковь
Бог
Священники –
наставники верующих
Человек
Дешёвая церковь
на родном языке
ЛЮТЕРАНСКАЯ

29.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
Весной 1521 г. дело Лютера рассматривалось на Вормском
рейхстаге в присутствии императора Карла V. Рейхстаг осудил
новую ересь. В ответном слове Лютер сказал:
«Если я не буду убежден свидетельствами Священного Писания
и ясными доводами разума — ибо я не признаю авторитета ни
пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, —
совесть моя Словом Божьим
связана. Я не могу и не хочу ни
от чего отрекаться, потому что
нехорошо и небезопасно
поступать против совести. На
этом я стою. И не могу иначе.
Бог да поможет мне. Аминь».
Лютер в Вормсе: «На сём я стою…».

30.

УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»
В 1521 г. римский император Карл V издал т.н. Вормский
эдикт (указ), согласно которому Мартин Лютер был
объявлен еретиком, а его работы подлежали
уничтожению. Каждый, кто оказывал ему поддержку,
отныне мог быть отлучен от
папской церкви. Лютер
прилюдно сжег императорский
указ и объявил, что борьба
с папским засильем – дело
его жизни.
Мартин Лютер сжигает буллу .Гравюра на
дереве, 1557

31. УЧЕНИЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА – « СПАСЕНИЕ ВЕРОЙ»

Многие боялись, что после суда Лютера ждёт судьба Яна Гуса,
однако саксонский князь Фридрих помог ему бежать, укрыл в
одном из своих замков, где Лютер жил под именем рыцаря
Георга и переводил на немецкий язык Библию и другие
религиозные тексты.

32.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
В это же время в немецких землях
началось массовое движение против
католицизма. Бродячие проповедники
призывали сбросить власть не только
папы римского, но и светских
феодалов. Борьба за Реформацию
ширилась. В Германии она проходила в
форме крестьянской войны (15241526). Вождем народной Реформации
стал Томас Мюнцер. Лютер не мог
принять этих призывов. Он резко
выступил против своих вчерашних
Крестьянин, выступающий
сторонников и призвал князей
с речью.
установить над церковью свою власть

33.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Мюнцер решительно отвергал тезис Лютера о необходимости
пассивного смирения в светских делах. Призывая народные
массы к устранению зла, к свержению безбожных князей и
уничтожению своих угнетателей,
Мюнцер указывал, что в этом
заключается основная задача
реформационного движения.
Он резко выступал против
представления о «милосердном» Боге,
стоящем над миром и требующем от
людей смирения и подчинения
существующему насилию. Согласно
воззрениям Мюнцера, нет Бога вне нас
самих, вне земного мира…
Томас Мюнцер. Гравюра
Хр. Зихема

34.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Летом 1524 г. в Германии на
юге страны восстали
крестьяне. В 1525 г. уже
почти все германские
земли охватило движение,
названное
историками Великой
крестьянской войной.
Крестьянская война в Германии
1524-1525 гг.

35.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Формами борьбы восставших крестьян были сожжение
документов с записями повинностей, дележ господского
скота, захват земель, грабеж
монастырей .
Ландскнехт нападающий на мирных
жителей. Гравюра У. Франка.
Немецкое крестьянское оружие
XV - XVI вв.

36.

НАРОДНАЯ РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА
Дворяне разбили
крестьянские отряды
поодиночке
Раненый Мюнцер попал
в плен, его казнили
Было уничтожено
100 тыс. человек. Итогом
войны стало ухудшение
положения крестьян. Лютер
выступления народа не
поддержал.
Взятие Т. Мюнцера в плен

37.

«ЧЬЯ СТРАНА - ТОГО И ВЕРА»
После разгрома крестьянской войны началась княжеская
Реформация. Князья стали захватывать монастырские земли,
некоторые духовные князья отказывались от своего сана и
объявляли себя государями. Часть князей, напуганная
Крестьянской войной осталась верной
католицизму. Вся Германия оказалась
ввергнутой в вооруженное
противостояние, князья и дворяне
оказались разделенными на два
лагеря. В 1529 г. император Карл V
запретил лютеранство и
присвоение князьями церковного и
монастырского имущества.
Император Карл V

38.

«ЧЬЯ СТРАНА - ТОГО И ВЕРА»
Сторонники Лютера заявили ему протест. Так родилось слово
протестант. Протестанты – сторонники реформации
церкви.
В Германии начались
религиозные войны – войны
между католиками и
протестантами . Боясь потерять
Титульный лист первого
издания текста Аугсбургского
религиозного мира. 1555 г.
власть, Карл V в 1555 г. в Аугсбурге
заключил мир с протестантскими
князьями. Устанавливалось
равенство католиков и
протестантов, князья получили
право устанавливать религию на
своих землях.

39.

«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
Жители земель должны были
придерживаться веры своего
князя, появился принцип
«Чья страна, того и
вера». Церковь была
подчинена власти князей,
протестантские проповедники
(пасторы) находились на
государственной службе.
Пышные обряды отменили, из
церкви убрали скульптуры,
отменили поклонение иконам и
святым мощам, церковь стала
дешевой.
Лютеранская церковь

40.

«ЧЬЯ СТРАНА- ТОГО И ВЕРА»
Аугсбургский религиозный
мир признал
равноправными
католичество и
протестантство. В то же самое
время он закрепил
политическую
раздробленность страны.
Вопрос: как вы оцениваете
значение этого мира для
Германии?
Подумайте, что дала
Реформация в Германии
князьям, дворянам ,
горожанам и крестьянам.
Распространение протестантизма
в Европе

41.

Мартин Лютер и герои Реформации. Репродукция из архива Библиотеки
Конгресса США

42.

Аугсбургский религиозный мир закрепил
политическую раздробленность Германии, что
надолго затормозило процесс создания единого
национального государства.
СИМВОЛ
ЛЮТЕРАНСКОЙ
ЦЕРКВИ

43.

В немецком городе
Виттенберге не первую
сотню лет жители
ухаживают за памятником
Мартину Лютеру.
Почему же в наши дни Папа Римский
Бенедикт XVI говорит о необходимости
оправдания действий Мартина
Лютера и о его прощении
католической церковью?

44.

Выберите один правильный ответ.
1. сторонников Реформации в Германии называли
А) протестантами
Б) пуританами
В) гугенотами Г) иезуитами
2. В результате распространения Реформации в Германии
А) сложилось единое национальное государство
Б) были уничтожены феодальные порядки
В) установилась пресвитерианская церковь
Г) церковь стала дешевле
Выберите несколько ответов
3. Слои населения Германии выступавшие за Реформацию церкви
А) духовенство Б) горожане В) крестьяне Г) монахи Д) князья
4. Причины вызвавшие недовольство католической церковью
А) строительство новых храмов
Б) уплата церковной десятины
В) обязанность верить в бога
Г) продажа индульгенции
Д) дорогие обряды
5. Впишите недостающий элемент в предложение: Коренной переворот,
перелом в жизни человеческого общества обозначается термином __________________.

45.

Выбери домашнее задание.
1. Написать характеристику Мартина Лютера.
2. Заполнить таблицу . § 11, в.6
3. Пересказ по материалам §11 ( по выбору ).
4. Знать даты начала и окончания реформации в
Германии, уметь объяснять новые термины и понятия.
English     Русский Правила