Кино как средство информационно-психологической войны
UNiVERSUM FILM AG (DEUTSCHE FILM-AKTIENGESELLSHAFT) – УФА – ГЛАВНАЯ НЕМЕЦКАЯ КИНОСТУДИЯ с 1917
«Чистка всего кинематографа»
«Чистка всего кинематографа»
Первая волна пропагандистских фильмов 1933 года
ВТОРАЯ волна пропагандистских фильмов 1934-1939 года
ТРЕТЬЯ волна пропагандистских фильмов 1939 -1945 года
пропагандистские ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ фильмы
СТАТИСТИКА
СТАТИСТИКА
Прокат американских фильмов
2.84M

Кинопропаганда. Кино как средство информационно-психологической войны

1.

2. Кино как средство информационно-психологической войны

КИНО КАК СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИОННОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ

3. UNiVERSUM FILM AG (DEUTSCHE FILM-AKTIENGESELLSHAFT) – УФА – ГЛАВНАЯ НЕМЕЦКАЯ КИНОСТУДИЯ с 1917

Одним из его учредителей выступил рейхсвер,
планировавший выпуск пропагандистских фильмов.
После поражения Германии в Первой мировой
войне киностудия долгое время не функционировала.
В 1926 году в Бабельсберге строится новый съёмочный
павильон. В 1930 году на студии был снят первый звуковой
фильм «Голубой ангел».
С приходом к власти в Германии НСДАП студия находится
под контролем министра пропаганды Йозефа
Геббельса и становится одним из центров
киноиндустрии Третьего рейха. Под контролем новой
власти на студии снимаются, главным образом,
развлекательные ленты, а также пропагандистские
фильмы о «новой Германии».
С 1946 по 1992 год на территории студии, в 1949
году отошедшей при разделе страны ГДР, находилась
студия ДЕФА, прославившаяся производством популярных
в СССР и странах «народной демократии» вестернов.

4.

Третий рейх (Drittes Reich)
Германия в период диктатуры НСДРП
(Национально-социалистическая немецкая
рабочая партия) (1933-1945).
С 30 января 1933 года ни одна другая отрасль
промышленности не испытывает такого
пристального
внимания
партии
и
правительства, как кинематограф.
Геббельс сам считал себя «покровителем»
немецкого кино. В имперском министерстве
народного просвещения и пропаганды был
образован «отдел кино» — до 1938 года
«отдел V (кино)».

5.

ВНАЧАЛЕ НАЦИСТКОГО РЕЖИМА
Принцип национал-социалистической политики в области кино состоял в том, что, с
одной стороны, она была тесно связана с «принципом фюрера», а с другой стороны,
допускала определенные свободы, до тех пор пока кинематографисты
придерживались намеченной министерством линии. Так как руководящие функции не
были строго определены, министерство пропаганды в случае необходимости могло
вмешаться в любой вопрос. Но это случалось весьма редко. Кинематографисты до
конца сохраняли свою лояльность по отношению к режиму.
Режим, в свою очередь, не остался перед ними в долгу. Например, актерам повысили
их статус в обществе. Мелкие получали социальную защиту в виде пенсии,
оплачиваемый отпуск, бесплатные путевки в дома отдыха, а крупных актеров
прельщали звездными гонорарами и декоративными званиями, подарками и
премиями.

6.

АКТРИСЫ НАЦИСТКОГО РЕЖИМА
Ольга Чехова (урожд. Книппер) 1897
Александрополь, Российская империя – 1980
Мюнхен.
Несмотря на то, что родители актрисы были
обрусевшими немцами, ее «славянское
прошлое» могло сыграть злую шутку. Но
расположение самого фюрера заткнуло рот
даже самым отъявленным недоброжелателям. Как
истинный ценитель прекрасного, Гитлер не мог не
восхищаться красотой и талантом кинодивы.
Поэтому карьера Ольги расцвела именно в
тридцатые-сороковые годы.

7.

АКТРИСЫ НАЦИСТКОГО РЕЖИМА
Марика Рёкк родилась в 1913 году в Каире в семье
венгерского архитектора и строителя Эдуарда Рёкка и его
жены Марии Каролины Шарлотты (венг. Karoly). Вскоре
родители вернулись в Будапешт. В 1924 семья переехала в
Париж, там актриса занялась хореографией и выступала
в Мулен Руж.
В 1934 году во время её гастролей в Германию киностудия
УФА заключила с ней двухгодичный контракт. В 1935 год
Марика Рёкк снялась в своём первом немецком фильме
«Лёгкая кавалерия». С этой комедии на сюжет из жизни
артистов цирка началась её головокружительная карьера
в кино Третьего рейха.

8.

АКТРИСЫ НАЦИСТКОГО РЕЖИМА
Лида Баарова – (наст имя Людмила Бабкова) 1914
Прага – 2000 Зальцбург.
Обучалась актёрскому мастерству в Пражской
консерватории. В 17 лет она уже играла в Чешском
национальном театре в Праге и получила первую
роль в кино. Баарова также записала несколько
пластинок. Немецкие кинопродюсеры увидели в
ней экзотическую женщину-вамп, и в 1934 г. Лида
Баарова получила приглашение от киностудии
«Ufa» и переехала в Германию.
Красота молодой чешки не только способствовала
успехам в кино, но и притягивала влиятельных мужчин. В
том числе и самого фюрера — он неоднократно
приглашал девушку на приемы в рейсхканцелярию. А
также с удовольствием просматривал фильмы, в которых
снималась актриса. Но, к сожалению, роман с
министром пропаганды Геббельсом полностью
перечеркнул дальнейшую карьеру Лидии. По приказу
Гитлера любвеобильную красотку депортировали, чтобы
уберечь от разрыва истинную арийскую семью.

9.

ФЕНОМЕН ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ
Лени Рифеншталь (наст имя Хелена
Берта Амалия Рифеншталь) 1902 Берлин –
2003 Пёккинг (Бавария)
Немецкий кинорежиссёр и фотограф,
актриса, танцовщица.
«Кинокоза» – так называл её Геббельс

10.

ФЕНОМЕН ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ
В 1932 году Рифеншталь сняла фильм «Голубой
свет». Это был её режиссёрский дебют. Основав
собственную фирму «L.R. Studiofilm», она убедила
продюсера Харри Сокала вложить в производство
«Голубого света» 50 000 марок.
Объясняя, почему она решила заняться
режиссурой, Рифеншталь сказала, что давно
хотела сыграть роль, совсем не похожую на те,
которые она играла у Фанка, когда женщина
всегда находилась на заднем плане, а горы
являлись главным компонентом. Однако у Фанка
она позаимствовала не только формальные
элементы, но и сюжет его «горных фильмов».
Рифеншталь работала также с исполнителями и
операторами Фанка.

11.

ФЕНОМЕН ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ
Как известно, фюрер не слишком жаловал умных,
интеллектуальных женщин. Но и у него были свои
исключения. Незаурядный талант Лени Рифеншталь —
молодой актрисы и режиссера — вызывал у него
неподдельный интерес. Тем более что женщина была понастоящему привлекательна. Возможно, поэтому он
доверил ей самые ответственные работы – фильмы,
воспевающие национал-социалистическую партию.
В феврале 1932 года Рифеншталь впервые побывала на
выступлении Гитлера в берлинском Дворце спорта и в
мае написала ему письмо. Вскоре они встретились.
В мае 1933 года Рифеншталь приняла предложение
Гитлера снять фильм о пятом съезде НСДАП в Нюрнберге,
«партсъезде победы».
В апреле 1934 года Гитлер поручил Лени Рифеншталь
съёмки «Триумфа воли», ещё одного фильма о съезде
НСДАП, «съезде единства и силы».

12.

НЕСОГЛАСНЫЕ!
Мария Магдалена (Марлен) Дитрих 27 декабря,
Берлин – 6 мая 1992 Париж)
Она ещё при жизни стала легендой, создав в кино
один из совершенных женских образов и оказав
большое влияние на моду, стиль и женское
сознание. Дитрих представляла собой
шокирующий тип прекрасной и обаятельной
женщины, одновременно порочной и невинной,
вызывающе сексуальной и неприступной. Её
судьба, замешанная на искусстве, политике и
сексе, её одиночество в конце жизни все ещё
вызывают интерес и споры. Дитрих осталась в
истории и как популярная певица. Её
жестковатое контральто с выразительным тембром
до сих пор привлекает поклонников своим
волнующим обаянием. В 1999 году Американский
институт киноискусства поставил Марлен Дитрих на
девятое место в списке величайших актрис
классического голливудского кино. 5-18

13.

НЕСОГЛАСНЫЕ!
Сара Леандр (урожд Сара Стина Хедберг) 1907 –
1981 Швеция
1936 уехала в Австрию, играла в Венском театре. В
том же году вышел первый немецкоязычный фильм
с её участием: Леандер исполнила роль певицы
ревю в детективном фильме «Премьера», действие
которого происходило в театральных кругах. В
этом амплуа она выступала и в фильмах УФА (UFA),
которая подписала с ней договор.
В 1941 – 1942 годах Гитлер отклонил предложение
министерства пропаганды о присвоении Саре
Леандер звания государственной актрисы. В 1943
году от неё потребовали принять немецкое
гражданство и отказаться от получения большей
части гонораров в валюте. В ответ на это она
разорвала контракт с УФА(UFA) и вернулась в
Швецию. Фильмы с её участием остались в прокате,
но в немецкой прессе было запрещено упоминать
её имя. В 1941 и 1942

14. «Чистка всего кинематографа»

началась с принятием 28 июня 1933 года «Четвертого распоряжения о
демонстрации заграничных кинолент», согласно которому непременным
условием для работы в кино стали немецкое гражданство и немецкое
происхождение.
«Разумеется, было не очень легко выхватить кино из рук у евреев, составлявших в
нем почти 90%. Ибо несколько скоропалительные действия могли бы губительно
сказаться на кинопромышленности. Но из творческой сферы евреи должны были
исчезнуть как можно быстрее» («Развитие и реорганизация немецкой
кинопромышленности после 1933 г.» Курт Вольф)

15. «Чистка всего кинематографа»

16 февраля 1934 года на заседании кабинета был обсужден и принят Закон о
кино. По сравнению с Законом о кино от 12 мая 1920 года, который после
многочисленных поправок действовал в варианте от 6 октября 1931 года, закон,
вступивший в силу 1 марта 1934 года, содержал ряд существенных изменений. В
соответствии с ним вводилась предварительная цензура всех игровых фильмов.
Эта задача была возложена на рейхсфильмдраматурга, пост которого Геббельс
учредил в своем министерстве. «Рейхсфильмдраматург имеет задачу
консультировать киноиндустрию по всем важным вопросам кинопроизводства,
проверять предоставленные ему сценарии и своевременно предотвращать
обращение к материалу, противоречащему духу времени», — сообщал журнал
«Лихт-Бильд-Бюне» от 3 февраля 1934 года. «Допуск запрещается, если проверка
установит, что демонстрация фильма способна поставить под угрозу жизненно
важные интересы государства или общественного порядка и безопасности,
оскорбить национал-социалистическое, нравственное или художественное
чувство, воздействовать диким и аморальным образом, поставить под угрозу
немецкий престиж или отношения Германии с другими государствами

16. Первая волна пропагандистских фильмов 1933 года

«Юный гитлеровец Квекс» о молодой жертве, погибшей от рук коммунистов;
«Ханс Вестмар — один из многих» о «мученике движения», прототипом которого
стал Хорст Вессель;
«Штурмовик Бранд» об уличных боях штурмовиков с коммунистами — должна
была послужить укреплению образа национал-социалистического человека.
Однако Йозеф Геббельс был недоволен результатом. Он понимал, какую
опасность могли таить в себе современные темы.

17. ВТОРАЯ волна пропагандистских фильмов 1934-1939 года

«Суть немецкого характера» в первую очередь выражалась в костюмных
исторических фильмах. Важные художественные постановки были посвящены
жизни крупных немецких поэтов («Фридрих Шиллер», 1939), государственных
деятелей («Бисмарк», 1940), врачей («Роберт Кох — победитель смерти», 1939),
зодчих («Андреас Шлютер», 1942), инженеров-изобретателей («Дизель», 1942),
промышленников с ярко выраженным социальным чувством («Властелин», 1937).
При этом, естественно, нельзя сказать, что Геббельс отказался от идеи
политизировать кино. Просто он предпочитал тонкие, едва заметные средства.

18. ТРЕТЬЯ волна пропагандистских фильмов 1939 -1945 года

Лишь с началом войны — в конце 1939 года — Геббельс решился на радикальный
шаг. В результате критики в его адрес со стороны Гитлера и Розенбергаон
запустил в производство ряд откровенно пропагандистских фильмов.
Оправдывавший эвтаназию фильм «Я обвиняю» (1941), антибританский «Дядюшка
Крюгер» (1941), проирландские «Лиса из Гленарвона» (1940) и «Моя жизнь за
Ирландию» (1941), антисемитские фильмы «Ротшильды» (1940) и «Еврей Зюсс»
(1940) и, наконец, призывавший к стойкости «Кольберг» (1945) — все это были
«выверенные в деталях» государственные заказы. Но эти постановки, как и
актуальные военные фильмы «Штукас» (1941) и «Подлодки на Запад» (1941),
продолжали оставиться исключением. В 1942/43 производственном году из 60
запущенных фильмов был лишь один военный — «Экипаж Дора» (1943) и один
исторический фильм о «великом немце» — «Парацельс» (1943), а также два
фильма Харлана, пропитанных идеологией «крови и почвы».

19. пропагандистские ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ фильмы

С другой стороны, положение дел компенсировали тщательно подготовленные
выпуски кинохроники, которая после жесткой критики самого фюрера, с 1940
года стала централизованно выходить под названием «Die Deutsche Wochenschau»
и была напичкана пропагандой. В вермахте были сформированы роты
пропаганды. Кинооператоры, которые в них служили, должны были снимать
военные события. Длина выпуска киножурнала достигала 1 часа.

20. СТАТИСТИКА

Из 1094 игровых фильмов, снятых в Третьем рейхе, 48% составляют комедии. За
ними следуют мелодрамы, составляющие 27%, пропагандистские фильмы
составляют 14% и заключают список приключенческие фильмы, составляющие 11%
от общего производства. Если исследовать долю четырех жанров в годовом
репертуаре, то 50% комедий и около 10% пропагандистских фильмов остаются
относительно константным показателем. С началом войны в 1939 году наметилось
значительное снижение производства комедий, которые составили 36% от общего
производства. В 1942 году, в период крупнейшей военной экспансии вермахта в
Европе, комедии составили 35%, а пропагандистские фильмы 25%. В 1943 году,
после поражения в Сталинграде, производство пропагандистских фильмов
сократилось до 8%, а доля комедий возросла до 55%. Перед лицом поражения в
1945 году доля комедий сократилась до 25%, зато доля мелодрам увеличилась до
58%

21. СТАТИСТИКА

началом войны отвлечение кинозрителя от тягот повседневности путём
развлечения также стало важной иделогической задачей. При этом и сам сюжет
некоторых развлекательных фильмов не был свободен от идеологии. Например,
мелодрама «Концерт по заявкам» (1940) повествовала о том, как еженедельный
радиоконцерт для вермахта помог через четыре года воссоединиться девушке и
военному летчику, которые познакомились и полюбили друг друга во время
Олимпийских игр в Берлине в 1936 году. Радио оказалось, таким образом,
связующим звеном между фронтом и родиной, единство которых и стало главной
темой этого фильма. Наряду c мелодрамой «Великая любовь» (1942) с
участием Цары Леандер «Концерт по заявкам» был одним из самых успешных
фильмов нацистского периода. До конца войны его посмотрели 26 млн зрителей,
а кассовый сбор составил 7,6 млн рейхсмарок.

22. Прокат американских фильмов

до середины 1940 года голливудскую кинопродукцию можно
было посмотреть во всех крупных городах рейха Последним
американским фильмом, который шел в Берлине, был
мюзикл «Бродвейская серенада». Его показ состоялся 27 июля
1940 года
Если в министерстве пропаганды узнавали, что актер или
режиссёр были евреями, то фильмы – как, например, в
случае с Сильвией Сидни – тут же снимали с экранов. Кроме
того, цензура запретила многие вестерны и гангстерские
фильмы. В то же время в Германии был показан ряд
классических комедий, таких как «Это случилось однажды
ночью» и «Желание», а также приключенческих фильмов,
среди которых «Мятеж на Баунти», «Порождение севера»,
«Жизнь Бенгальского улана». Большим успехом пользовался
мюзикл «Бродвейская мелодия». На многих сценах публика
живо аплодировала, а рецензенты писали о «чувстве
внутреннего освобождения», которое испытывали зрители
Наст имя София
Косова (1910 –
1999) в семье рум
и бел евреев

23.

После германской капитуляции в 1945 году союзники конфисковали все копии
немецких фильмов, снятых с 1933 года. В результате поверхностной проверки,
которая больше касалась изображенных символов режима, а не психологического
воздействия, они либо снова были допущены к демонстрации без купюр (категория
А), с купюрами (категория В), либо запрещены (категория С).
На сегодняшний день в списке остаются около 40 «фильмов для ограниченного
показа». Эту формулировку придумала комиссия самоконтроля, поскольку на
самом деле доступ к фильмам никогда не был запрещен полностью. За пошлину их
можно посмотреть в просмотровом зале комиссии самоконтроля в Висбадене,
каждый может заказать их на просмотр, но не каждому их могут выдать (например,
праворадикальным организаторам), а показ предполагает обязательное
вступительное слово и последующую дискуссию.
В списке до сих пор стоят фильмы «Еврей Зюсс» и «Вечный жид». Согласно приговору
федерального Верховного суда от 1963 года «Еврей Зюсс» является «враждебным
конституции, разжигающим межнациональную рознь и оскорбительным по
отношению к евреям».
В списке также находятся комедии («Венера перед судом»), уголовные драмы
(«Фальшивомонетчики»), исторические панорамы («Властелин»), памфлеты против
Веймарской республики («Тоггер»), антибританские («Дядюшка Крюгер»),
антипольские («Возвращение на родину»), антисоветские фильмы («ГПУ»). При этом в
списке уже нет ни одного фильма Лени Рифеншталь. В середине 1990-х годов
специальная комиссия вычеркнула из него фильмы «Концерт по заявкам», «Великая
любовь», «Рассвет», «Внимание! Враг подслушивает!».
В последнее время ведется дискуссия относительно снятия ограничений на показ
оставшихся в списке фильмов

24.

31 августа 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло
Постановление о выпуске на экран кинофильмов из
трофейного фонда. Министерству кинематографии
предписывалось в течение 1948—1949 годов за счет показа
иностранных фильмов на открытых и закрытых показах
обеспечить чистый доход государству в размере 750 млн
рублей[21].
В период с 1947 по 1956 год в советский прокат было
выпущено более 30 фильмов Третьего рейха. При этом
наряду с «Девушкой моей мечты» или «Индийской
гробницей» были показаны и антибританские
пропагандистские фильмы, такие как «Дядюшка Крюгер» (в
советском прокате — «Трансвааль в огне»,
1948), «Титаник» («Гибель Титаника», 1949), или «Лиса из
Гленарвона» («Возмездие», 1949).
English     Русский Правила