Итоговое сочинение
Что требуется от участников?
Что проверяет итоговое сочинение?
Ох, нелегкая это работа…
В итоге… попутали с ЕГЭ
Основные направления (антиномии)
Проблемное поле обозначено в теме
«Боевики» на все времена… и темы
Разум и чувства
Честь и бесчестие
Победа и поражение
Опыт и ошибки
Дружба и вражда
Путь постижения противопоставления – сравнение и сопоставление
Допуск к проверке. Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Критерии оценивания
Критерий № 1 «Соответствие теме» (содержание)
Оригинальные пути
Внимание!
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
пути привлечения литературного материала
Проблемы с аргументацией
Реанимация русской литературы
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
От особенностей построения основной части – к типичным логическим ошибкам сочинения в целом
Критерий № 4 «Качество письменной речи» (речевое оформление)
Ошибки мышления
Ошибки коммуникации
Критерий № 5 «Грамотность»
Скорая помощь. Мотивация
Формируем концепт (широкое семантическое поле)
Если учащиеся испытывают затруднения…
От ключевых слов к мысли
Туфли честного человека
От личного опыта переходим к литературному контексту
Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба
Вывод
На пути к сочинению
5.55M
Категория: ОбразованиеОбразование

Итоговое сочинение

1. Итоговое сочинение

Андреева О.С., к.ф.н., доцент кафедры
филологии и искусства ГБУ ДПО РО РИПК
и ППРО

2. Что требуется от участников?

письменное высказывание на
публицистическую тему с привлечением
литературного материала и опорой на
текст хотя бы одного литературного
произведения.

3. Что проверяет итоговое сочинение?

Надпредметный
характер
Нацелено на проверку
общих речевых
компетенций
обучающегося,
выявление уровня его
речевой культуры,
оценку умения
выпускника рассуждать
по избранной теме,
аргументировать свою
позицию.
Литературоцентричны
й характер
Содержит требование
построения
аргументации с
обязательной опорой
на литературный
материал.

4. Ох, нелегкая это работа…

Ученики трудно слышат и видят тему, особенно
если она в виде цитаты, как например: «Ум с
сердцем не в ладу»
Есть трудности с выделением ключевого слова в
формулировке темы.
Нехватка базового литературного опыта.
Короткая оперативная память – детям трудно
вспомнить произведения, которые они читали в
основной школе.
Есть трудности с выстраиванием логичного
стройного текста.
Нет привычки рассуждать, видеть и строить
причинно-следственные связи между
явлениями, событиями, фактами.

5. В итоге… попутали с ЕГЭ

Непонимание темы; неумение увидеть в
ней вопрос, проблему.
Опора на домашние заготовки; как
следствие – несоответствие сочинения
теме.
Несоответствие аргументов теме –
искусственно «притянутые» аргументы.
Констатация фактов, перечисление
литературных примеров, но не
рассуждение.
Нарушения логики.
Речевые ошибки: косноязычие, штампы.

6. Основные направления (антиномии)

1.
2.
3.
4.
5.
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

7. Проблемное поле обозначено в теме

Выбор человека
Приоритет (что важнее?)
Влияние на жизнь человека
Определение феномена
Соотношение понятий в мире
(философское , нравственное осмысление)

8. «Боевики» на все времена… и темы

«Капитанская дочка» А.С. Пушкин
«Евгений Онегин» А.С. Пушкин
«Песня про купца Калашникова…» М.Ю.
Лермонтов
«Отцы и дети» И.С. Тургенев
«Преступление и наказание» Ф.М.
Достоевский
«Война и мир» Л.Н. Толстой
«Судьба человека» М.А. Шолохов

9. Разум и чувства

Направление предполагает раздумье о
разуме и чувстве как двух важнейших
составляющих внутреннего мира человека,
которые влияют на его устремления и
поступки. Разум и чувство могут быть
рассмотрены как в гармоническом единстве,
так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт
личности.
Тема разума и чувства интересна для
писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко
оказываются перед выбором между велением
чувства и подсказкой разума.

10. Честь и бесчестие

В основе направления лежат полярные
понятия, связанные с выбором человека:
быть верным голосу совести, следовать
моральным принципам или идти путем
предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали
внимание на изображении разных
проявлений человека: от верности
нравственным правилам до различных
форм компромисса с совестью, вплоть
до глубокого морального падения
личности.

11. Победа и поражение

Направление позволяет размышлять о победе
и поражении в разных аспектах: социальноисторическом, нравственно-философском,
психологическом. Рассуждение может быть
связано как с внешними конфликтными
событиями в жизни человека, страны, мира,
так и с внутренней борьбой человека с самим
собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко
показана неоднозначность и относительность
понятий «победа» и «поражение» в разных
исторических условиях и жизненных
ситуациях.

12. Опыт и ошибки

В рамках направления возможны
рассуждения о ценности духовного и
практического опыта отдельной
личности, народа, человечества в целом,
о цене ошибок на пути познания мира,
обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о
взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте,
предотвращающем ошибки, об ошибках,
без которых невозможно движение по
жизненному пути, и об ошибках
непоправимых, трагических.

13. Дружба и вражда

Направление нацеливает на рассуждение о
ценности человеческой дружбы, о путях
достижения взаимопонимания между
отдельными людьми, их сообществами и
даже целыми народами, а также об истоках и
последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных
произведений связано с теплотой
человеческих отношений или неприязнью
людей, с перерастанием дружбы во вражду
или наоборот, с изображением человека,
способного или не способного ценить
дружбу, умеющего преодолевать конфликты
или сеющего вражду.

14. Путь постижения противопоставления – сравнение и сопоставление

1. Выявить общие черты, позволяющие
начать сравнение (похожие герои или
сходные обстоятельства);
2. Выявить различия между героями (статус,
характер, поведение в сходных ситуациях,
отношения с окружающими, речь, детали,
ценности, особенности мировоззрения и
т.д.) ;
3. Выявить причины сходства и различия;
4. Формулировка выводов.

15. Допуск к проверке. Требование № 1. «Объем итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от
350.
Максимальное количество слов в
сочинении не устанавливается.
Если в сочинении менее 250 слов (в
подсчёт включаются все слова, в том
числе и служебные), то выставляется
«незачет» за невыполнение требования
№ 1 и «незачет» за работу в целом
(такое сочинение не проверяется по
критериям оценивания).

16. Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно.
Не допускается списывание сочинения
(фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста
(работа другого участника, текст, опубликованный
в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с
обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в
свободной форме). Объем цитирования не должен
превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то
выставляется «незачет» за невыполнение
требования № 2 и «незачет» за работу в целом
(такое сочинение не проверяется по критериям
оценивания).

17. Критерии оценивания

1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение
литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения «зачета» за итоговое
сочинение необходимо получить «зачет» по
критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета»
по одному из этих критериев автоматически
ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно «зачет» по одному из других
критериев.

18. Критерий № 1 «Соответствие теме» (содержание)

Участник должен рассуждать на
предложенную тему, выбрав путь ее
раскрытия (например, отвечает на
вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной
проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если
сочинение не соответствует теме или в
нем не прослеживается конкретной цели
высказывания, то есть коммуникативного
замысла. Во всех остальных случаях
выставляется «зачет».

19. Оригинальные пути

• Выпускник не пытается сразу дать готовый ответ на
вопрос темы, а на примере нескольких литературных
источников рассматривает разные грани темы по
принципу «один пример – один аспект», собирая
постепенно из них развернутое рассуждение.
• Выпускник идет по пути постепенного нащупывания,
«накопления» своего ответа на вопрос темы на основе
сочетания «за» и «против», положительных и
отрицательных примеров из литературных произведений
• обогащение основного тезиса в процессе рассуждения с
попутным привлечением литературного материала
• способность подойти к проблеме с разных сторон
• многоаспектное осмысление проблемы, «панорамный»
подход (наряду с литературным материалом
привлекаются сведения по истории, обществознанию,
искусствоведению)

20. Внимание!

следование стереотипу, несвобода от алгоритма
соответствие сочинения не конкретной теме, а
открытому тематическому направлению
частичное или полное несоответствие теме:
корректировка, «дописывание» темы по своему
желанию (частичная подмена темы), подмена темы
вследствие невнимательного ее прочтения,
отступления от темы
неумение дать на явный или скрытый в теме вопрос
краткий, ясный ответ
категоричность выводов, нарочитая прямолинейность
суждений;
использование словесных клише, проговаривание
общеизвестных мыслей
перегрузка тезисами в ущерб их аргументации
стремление наполнить работу максимальным
количеством примеров в ущерб глубине рассуждения
на заданную тему.

21. Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»

Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать
литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары,
публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением
малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей
позиции.
Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не
менее одного произведения отечественной или мировой литературы,
избирая свой путь использования литературного материала; при этом он
может показать разный уровень осмысления художественного текста: от
элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет,
характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы
и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения
литературного материала или в нем существенно искажено содержание
произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе,
не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях
выставляется «зачет».

22. пути привлечения литературного материала

смысловой анализ текста,
интерпретация тематики и проблематики,
сюжета и литературных характеров (путь
комплексного анализа произведения в
единстве формы и содержания избирался
крайне редко).

23. Проблемы с аргументацией

Преобладание пересказа при обращении к
литературному произведению
Есть пример, но не аргумент
Формальное привлечение текста, искусственное
соединение содержательных элементов текста
(литературные примеры не являются основанием для
вывода).
Искажение художественного текста как следствие
его незнания.
Непонимание проблематики произведения, которое
влечет за собой неправильную трактовку текста и
приводит к ошибкам в аргументации.
Литературный материал вовсе не иллюстрирует и не
углубляет тему, а существует автономно, сам по
себе, в виде краткого аналитического разбора или
прокомментированного эпизода.

24. Реанимация русской литературы

25. Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»

Данный критерий нацеливает на
проверку умения логично выстраивать
рассуждение на предложенную тему.
Участник должен выдерживать
соотношение между тезисом и
доказательствами.
«Незачет» ставится при условии, если
грубые логические нарушения мешают
пониманию смысла сказанного или
отсутствует тезисно-доказательная часть.
Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».

26. От особенностей построения основной части – к типичным логическим ошибкам сочинения в целом

Анализ выявил множество
разнообразных
вариантов
организации основной части, с
трудом
поддающееся
обобщению
В подавляющем большинстве случаев внутренняя логическая
структура основной части не продумана. Выпускники
предпочитают идти интуитивно-эмпирическим путем, развивая
свое рассуждение от мысли к мысли и не задумываясь о его
общей архитектонике.
Композиция и логика сочинения: типичные ошибки
Неумелое
использование домашних
заготовок,
неумение
преломить их в ракурсе,
конкретной темы, ведущее
к логическим ошибкам
различного
масштаба
(нередко
учащиеся
одновременно
воспроизводят несколько
заготовок,
изначально
ориентированных
на
разные темы и проблемы,
что усугубляет ситуацию).
Пример использования заготовок:
«Тема мимолетности времени / дома/ любви … с давних времен
интересует человечество. О нем написано множество научных
исследований, книг, снято фильмов./ Над этим понятием/ вопросом/
проблемой задумывались многие мыслители, ученые, художники».
Облако тезисов в функции вступления (тема: «Чтение
литературного произведения – труд или отдых?»):
«Книга имеет огромное значение в жизни человека. Чтение –
важный источник знаний о мире и о людях. Чтение помогает нам лучше
понимать прошлое, знать историю своего народа. Трудно представить
себе жизнь современного человека без чтения. Ведь знакомство с
разными источниками, не только с бумажными, но и электронными,
обогащает нас информацией».

27.

Композиция и логика сочинения: типичные ошибки
Несвязанность
смыслового наполнения
трех
главных
частей
сочинения,
то
есть
отсутствие
содержательных связей:
между вступлением и
основной
частью
работы,
между вступлением и
заключением,
между основной частью
сочинения
и
заключением
Пример вступления и заключения из сочинения на тему
«Какого человека можно назвать героем своего времени?»
«Во все времена рождались и по сей день рождаются герои. Их
много было, но человечество помнит только великих. На вопрос, какого
человека можно назвать героем своего времени, каждый ответит поразному. Кто-то с уверенностью, а другой впадет в раздумья, начиная
перебирать множество великих людей, так и не определившись, ни
одного не озвучит. В течение истории было немало людей, которых посвоему можно назвать героями своего времени. <…>
Итак, по приведенным выше примерам можно с уверенностью
сказать, что Том – герой своего времени. Он не повелся на всеобщий
праздник веселья, не повелся на искушение остальных разорвать
картину, а наоборот сохранил клочок произведения героя того
времени».
Постепенная, происходящая на протяжении всей работы подмена темы другой, близкой по
звучанию и набору ключевых слов, но непохожей на первую по характеру вопроса,
содержательному акценту и пр.
Отсутствие навыков общей композиционной компоновки собственного текста; неумение
строго следовать теме сочинения на протяжении всего своего рассуждения
Диспропорции в объеме смысловых частей работы; несоответствие между объемом
вступления, основной части и заключения

28.

Композиция и логика сочинения: типичные ошибки
Наличие
во
вступлении
избыточной
информации,
неоправданно
распространяющей
его
и
уводящей от раскрытия темы
Отсутствие
во
вступлении постановки
проблемы,
которая
будет разрешаться в
основной части
Искажение
пропорций
сочинения,
вызванное
неумением
ученика
разграничить вступление и
основную часть
Пример неоправданно распространенного вступления из сочинения на тему
«Мой дом — моя крепость?»
«Что же каждый из нас представляет, когда сталкивается с таким понятием, как
дом? Для кого-то это уютный семейный особняк, для кого-то любящая семья, для других –
это наше Отечество. Так или иначе, для каждого дом это что-то теплое, светлое, доброе
и родное. С самого первого вздоха на этом свете ребенок окружается заботой и любовью
своих родителей, родных и близких. И эта любовь будет оберегать его на протяжении.
Однако не все люди могут похвастаться своим личным домом, родными, даже семьей. Для
них домом могут быть люди, не имеющие абсолютно никакой родственной связи, просто
друзья, однако для них они будут самыми ценными и дорогими. Что же касается меня, то
с самого детства меня и мою сестру воспитывала и растила одна мама, но, несмотря не
это, мы всегда старались быть опорой друг для друга, всячески помогать: делом и словом.
Я считаю, что в жизни каждого человека встречается уйма проблем и жизненных
испытаний, однако они все преодолимы, если рядом есть твой дом».

29.

Композиция и логика сочинения: типичные ошибки
Несоразмерность
объема своего размышления
и объема аргумента
Слабая доказательная база в основной части
сочинения, недостаточная для убедительной аргументации
или не соответствующая доказываемым тезисам
Несоразмерно короткое и необоснованное
заключение,
не
содержащее
выводов
и
обобщений
Содержательное несоответствие заключения
вступлению/ теме/ основному тексту сочинения
Отсутствие заключения, что для сочинениярассуждения является серьезным
логическим
нарушением
Пример слишком краткого заключения без
необходимых по теме выводов и обобщений (тему:
«Мой дом — моя крепость?» )
«Я желаю, чтобы каждый в своей жизни
смог обрести свой «дом», ведь пока он его не
найдет, он не сможет быть по-настоящему
счастлив».
Отсутствие логических «мостиков» между
смысловыми частями работы
Необоснованные повторы одних и тех же
мыслей
Ошибки в структурировании текста на абзацы.
Несоответствие между тезисом и аргументом,
между тезисом и приведенным примером
«Обнажение» в ходе рассуждения структуры
сочинения
Выход за пределы сочинения в область
неформального диалога с самим собой или
экспертом
Примеры выхода за пределы сочинения в область
неформального общения
1. «Сейчас я сижу и пишу сочинение. Для меня это
большое событие, и я буду помнить этот момент,
оно сохранится в моей памяти, в моей истории».
2. «Должен заметить, что я не полностью раскрыл
тему своей работы, потому что для этого
требуются глубокие знания в психологии и много
времени. Но я сделал все что мог. Надеюсь, всем
понравилось. Думаю, пора заканчивать. Всем
спасибо и до новых встреч!»

30. Критерий № 4 «Качество письменной речи» (речевое оформление)

Участник должен точно выражать мысли,
используя разнообразную лексику и
различные грамматические конструкции,
при необходимости уместно употреблять
термины.
«Незачет» ставится при условии, если
низкое качество речи (в том числе
речевые ошибки) существенно затрудняет
понимание смысла сочинения. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».

31. Ошибки мышления

искаженное восприятие социальных явлений: «И он
привел в пример другого народа в лице Штольца»;
искаженное восприятие терминов и понятий: «В этой
семье свои нравственные ценности. По праздникам
приглашать всех родных, ставить спектакли…»;
искаженное восприятие пословиц, поговорок,
метафорических высказываний: «Когда мы
произносим эти слова «моя хата с краю», мы
оскверняем свой родной дом»;
незнание исторических реалий, искажение
социокультурного контекста: «Гринев стал
грамотным к 12 годам благодаря Савельичу»;
смешение фактов различных историко-культурных
пластов: «Графиня Ростова была очень хорошей
домохозяйкой»

32. Ошибки коммуникации

чрезвычайно обобщенные и
безапелляционные оценочные суждения:
«На мой взгляд, я полностью раскрыл тему,
и я в ней не могу не согласиться «Дом – это
место или люди?»»;
коммуникация с нулевым восприятием: «И
при изучении литературы разных веков и
народов можно понять, на какой
направленности развивалось наследие
нашей нынешней литературы»

33. Критерий № 5 «Грамотность»

Данный критерий позволяет оценить
грамотность выпускника.
«Незачет» ставится при условии, если на
100 слов приходится в сумме более пяти
ошибок: грамматических,
орфографических, пунктуационных.

34. Скорая помощь. Мотивация

Почему выдающиеся писатели, поэты, ученые,
общественные деятели размышляли над этой
проблемой? Почему им это было интересно?
(почему? – это вопрос мотивации)
Почему важно рассуждать о чести и бесчестии?
Зачем человек должен следовать законам чести?
Что это ему дает? Что честные люди привносят в
мир? Какова польза для окружающих?
Встречались ли вы когда-нибудь с бесчестными
поступками окружающих? Как вы себя
чувствовали в этой ситуации? Почему?
Представьте мир без чести? Каково в нем
живется?

35. Формируем концепт (широкое семантическое поле)

имена существительные,
имена прилагательные,
глаголы, причастия,
наречия, связанные с данным
понятием,
синонимы,
антонимы,
фразеологизмы,
пословицы и поговорки,
ассоциации

36. Если учащиеся испытывают затруднения…

Задаем вопросы:
Что делает человек чести?
Как ты поймешь, что ты или твой друг
поступают честно?
Какими чертами характера должен
обладать честный человек?
Каким ему нужно быть, чтобы
отстаивать свою честь и своих близких?

37.

Честь-бесчестие
Имена
существительны
е
Имена прилагательные
глаголы
Наречия
фразеологизмы
Достоинство,
благородство,
мужество,
целеустремленн
ость, благие
намерения,
нравственность,
порядочность,
совесть,
высокие
моральные
принципы,
кодекс
Воинская, девичья,
гражданская,
человеческая,
сильный духом,
отважный,
преданный идее,
надежный,
ответственный,
отважный,
неравнодушный,
справедливый
Потерять, защищать,
следовать законам
чести, поступиться,
восстановить,
постоять за честь,
беречь, дорожить,
забыть,
уважает
окружающих, не
обманывает, следует
нравственным
принципам,
защищает слабых,
помогает
страждущим
Свято,
преданн
о, без
оглядки,
дело чести,
cуд чести,
долг чести,
дело идет о моей
чести,
оказать честь,
клянусь честью,
имею честь,
я считаю за честь,
в честь кого-либо,
чего-либо,
с честью выйти из
чего-либо,
он делает честь
своей стране,
быть в чести разг.,
отдать честь воен.,
пора и честь знатьразг.,
была бы честь

38.

Свет, добро, любовь, сила,
вера, уважение, страдание,
мытарство, угроза. Воин
Ассоциации
Чистый, светлый,
Страдать, идти вперед, любить, жертвовать,
горящий, жертвенный, уважать себя, дарить
вечный
Пословицы
Жертвуй головой, а не честью.
Живи своим умом, а честь расти трудом.
За доброе имя и честь приготовься и голову снесть.
Без труда чести не получишь.
Безмерная хвала чести вредит.
Береги одежду с нова, а честь смолоду.
Бесчестье хуже смерти.
Боевым подвигом честь берут.
Боец чести не кинет, хоть головушка сгинет.
Была честь, да не умел ее несть.
В знамени — твоя честь, в оружии — слава.
В ком честь, в том и правда.
Вода все моет, только бесчестия не может смыть.
Честь добра, да съесть нельзя.
Честь лучше бесчестья.
Честь на волоске висит, а потеряешь, так и канатом не привяжешь.

39. От ключевых слов к мысли

Следующий шаг связан с составлением
словосочетаний, простых
нераспространённых предложений, рядов
однородных членов. Это поможет ввести
ключевые слова в контекст.

40. Туфли честного человека

Если вы человек чести, какие проблемы подстерегают
Вас на жизненном пути?
Трудно или легко быть честным? С чем это связано?
Как к Вам относятся окружающие?
Кому сложнее жить честному или бесчестному?
Почему? Почему человек встает на сторону бесчестия?
Что может Вас заставить сделать это шаг? Как должны
сложиться обстоятельства, чтобы Вы потеряли честь?
Что должно угрожать, чтобы человек поступился
честью?
Представьте, что вы потеряли честь. Как Вы себя
чувствуете? Как к Вам относятся ваши близкие? Что вы
чувствуете, чего боитесь? Как Вы теперь живете в мире?
Другой вариант: составить вопросы для интервью с
честным человеком

41. От личного опыта переходим к литературному контексту

Сравниваем, находим общее на уровне сюжета,
композиции действующих лиц, деталей,
идейного содержания.
Вопросы, которые были заданы в процессе
накопления материала, теперь соотносятся с
художественными произведениями,
публицистическими, научно-популярными
текстами.
Что делать, если литературная эрудиция не
развита? Рецепт: анализ поэтических текстов и
эпизодов из художественных произведений,
комментирование афоризмов выдающихся
людей, поисковое чтение по проблеме, изучение
публицистики, составление тематических кейсов
для итогового сочинения – стратегия
ликвидации литературной безграмотности.

42. Маша Миронова А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Матрёна А.И.Солженицын «Матрёнин двор» Андрей Соколов М.А.Шолохов «Судьба

незапятнанная
репутация
чистая совесть
благородство
души
верность
порядочность
честное имя
достоинство
справедливость

43. Вывод

Что стало понятно в результате работы над
сочинением? На что посмотрели поновому? Какое открытие совершили?
Или составляем сначала синквейн по теме,
а потом записываем в виде текста.

44. На пути к сочинению

анализ формулировок тем сочинения, выявление ключевых слов темы и способов
продуктивного сужения темы;
осмысление возможной проблематики сочинения, тренировка в формулировании
его главной мысли;
отбор материала, необходимого и достаточного для раскрытия темы сочинения;
включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на
выбранный материал;
формулировка тезисов сочинения, умение строить доказательные рассуждения
(тезис – доказательства – примеры – выводы);
продумывание композиции сочинения, работа над вступительной и
заключительной частью сочинения, способы аргументации, логические связи между
частями сочинения, логика фразы;
речевое оформление текста;
оптимальные формы работы с черновиком.
При подготовке к сочинению эффективны следующие приемы работы:
создание устных сочинений на разные темы;
написание отдельных частей сочинения;
многоаспектный анализ готовых ученических сочинений;
развитие навыка рецензирования собственной и чужой работы;
редактирование текста.
English     Русский Правила