Похожие презентации:
Скульптура Степана Эрьзя
1. Скульптура Степана Эрьзя
{Влада Лаптева, уги – 453401
2.
Степан ДмитриевичНефедов (Эрьзя)
(1876—1959)
Родился 8 ноября 1876 года в
селе
Баево
Алатырского
уезда Симбирской губернии.
Его родители — Дмитрий и
Мария Нефёдовы — были
крестьянами
и
принадлежали к марийской
народности эрьзя.
3.
Его отец первым заметил художественные способности сына иотправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села
Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем
в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать
церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов
путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы
известного художника так вдохновили его, что он решил изучать
живопись и получить высшее образование.
В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
преподавателями на отделении живописи были Константин
Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные
художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры,
где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой
4.
В 1906—1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжаетобучение и находит собственный стиль.
В это же время скульптор становится известен под псевдонимом
Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы
мордовского народа, выходцем из которой он был.
В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так
Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева — кебрачо
и альгарробо.
5.
6.
7.
«Эрьзя… Это не имя, это даже непсевдоним. Это прозвище… одной из
старинных и далеких народностей –
мордвы…
Этот
маленький
народ,
затерянный среди изумрудных лугов и
безграничных
болот
Симбирской
губернии, орошаемой великой рекой
Волгой, имеет какое-то этническое
родство с финнами.»
Из книги Григория Сутеева «Скульптор
Эрьзя»
8.
«Почти десять лет перед первой мировойвойной
он
провел
за
границей,
преимущественно в Италии, а также во
Франции.
Там
он
выработал
свою
оригинальную, не лишенную внешней
эффектности манеру и освоил различные
материалы – не столько гипс и мрамор, но и
цемент, чугун, железобетон.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20
века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.
9.
В 1909 году его работа «Последняяночь осужденного перед казнью»
завоевала первое место на VIII
Венецианской биеннале.
Мастер создал ее под впечатлением от
Бутырской тюрьмы в Москве: в годы
учебы он подрабатывал тем, что
фотографировал
осужденных
революционеров.
Материал: цемент
Работа не сохранилась
10.
скульптура Иоанна Крестителя1914 год.
была создана для церковного
прихода в городке Феццано
(Италия).
На фото копия 2011 года,
сделанная
с
оригинала
хранящегося в Италии.
11.
«Будучимордвином
по
национальности, Эрьзя часто
выбирао свои модели среди
соотечественников, стремясь
выработать
образ-тип
мордовской женщины.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства
конца 19 – начала 20 века. – Москва:
издательство
Московского
университета,
1993.
Эрьзянка, 1915
12.
Голова мордовки(Эрьзянка), 1915
13.
14.
Портрет мордовки, 193815.
«Свободная деформация натуры, намеренноепреувеличение тех или иных черт , эффектно
откинутые головы и распростертые тела – вот
черты иконографии и стилистики этого
мастера.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века.
– Москва: издательство Московского университета, 1993.
16.
Автопортрет (Тоска)1908
Бронза
Русский Музей
17.
В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Тамего работы приобретали и крупные музеи, и частные
коллекционеры. В этот период мастер работал в
основном над скульптурными портретами —
«Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный
священник». Благодаря цепкой памяти и умению
работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего
за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан
Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал
санитаром в московском военном госпитале, времени
на занятия скульптурой у него почти не оставалось.
Самые известные из редких работ этого периода —
«Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой».
18.
«портрет балериныСофьи Фёдоровой»
1915
музей Государственного
академического Большого
театра , Москва
19.
«Монголка»1915
20.
После революции Степан Эрьзя работал надмифологическими и национальными
образами — скульптурными портретами
эрзянских и мордовских женщин,
библейской Евы и древнегреческой Леды.
Занимался он и агитационным искусством,
которое соответствовало советскому Плану
монументальной пропаганды: создавал
памятники Карлу Марксу и Владимиру
Ленину, фигуры рабочих и крестьян,
оформлял Дом союза горняков в Баку
21.
«Ева»1919
Мрамор
22.
«Шёпот»1922
Дерево (орех)
23.
« Уральские мастера приняли Эрьзу как своего.Европейская знаменитость, он прост в общении,
немногословен, всегда поглощён работой, не
привередлив
в
еде
и
жилье.
В нем чувствуется творческая мощь, глубокий ум,
целеустремленность. Как истинный самородок, он
изобретателен во всем. Он сам сколачивал станки для
своих работ, сваривал каркасы, сам отливал работы,
прекрасно фотографировал. Он изобрел новый
материал «железобетон», состоящий из цемента,
соединенного с помощью кислоты с металлическими
опилками»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на Урале»
24.
Памятник«Освобожденному труду»
1920
Екатеринбург
В 1920 году Степан Эрьзя создал в
Екатеринбурге
памятник
«Освобожденному
труду»,
прозванный в народе Ванькой
Голым
за
то,
что
смущал
комсомольцев
своей
откровенностью. Так что спустя пять
лет его убрали с Площади 1905 года
и, заколотив в деревянный ящик,
оставили коротать дни на заднем
дворе Краеведческого музея.
25.
«Памятник уральскимкоммунарам»
1920, Екатеринбург
С.Д.Эрьзя, Е.В.Ваулина,
Ф.Г.Самарин
« Голая женская фигура,
изображающая
Свободу
простояла до 1923 года, а
потом была демонтирована.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»
26.
«Памятник КарлуМарксу»
1920, Екатеринбург
Не сохранился
«<…>Карла Маркса сначала
«причесал»
какой-то
скульптор и в таком виде
бюст существовал до 1936
года, а потом бесследно
исчез.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»
27.
Бюст «В.И. Ленина»1922-1923 год
Туф
28.
Со временем взаимоотношения Эрьзи с советскойвластью обострились: культурной политикой
страны управляли в те годы представители
авангардных направлений искусства.
Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти:
«Повсюду
господствовали
футуристы...
В
Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили
произведения искусства, которые были плохими по
их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей
коллекционеры произведений искусства, владельцы
магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую
библиотеку...»
29.
30.
«С конца 20-х годов Эрьзя находился в ЮжнойАмерике (он вернулся на родину в 1950 году), где
материалом служили тропические деревья –
квебрахо и альгарродо, позволявшие создавать
фантастические контрасты необработанной и
гладкой отполированной поверхности.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века.
– Москва: издательство Московского университета, 1993.
31.
В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине БуэносАйреса. Он участвовал в местных выставках, на собственныеденьги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские
газеты печатали пространные статьи об известном русском
скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать
скульптуры из экзотических пород дерева — квебрахо и
альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала
долгой обработки. Но это окупалось ее качествами:
выразительной текстурой и красивыми оттенками — от
почти белого до красновато-коричневого.
32.
«Отрешенный»Из этих материалов скульптор
вырезал скульптуры
«Автопортрет»,
«Отрешенный», «Портрет
аргентинской девушки».
Всего за годы жизни в
Аргентине он создал более 180
скульптур из разных
материалов.
33.
«Портрет аргентинскойдевушки»
1935
дерево
34.
Скульптура«Лев Толстой»
1930
дерево
35.
36.
«Первый поцелуй»1940
37.
«Испанскаятанцовщица»
1937
Цемент тонированный
38.
В 1950 году Степан Эрьзя вернулся в СССР.Правительство выделило ему мастерскую в
Москве, где Эрьзя организовал постоянную
выставку своих работ. В 1956 году скульптора
наградили орденом Трудового Красного
Знамени.
Степан Эрьзя умер 24 ноября 1959 года. Его
похоронили в столице родной Мордовии —
Саранске.
Именем
скульптора
названы
несколько художественных музеев, улицы в
Москве и Саранске.
39.
Портрет ШакенАхметджановой
(Казашка)
1954
дерево
40.
«Женская фигура»1955
дерево
41.
«Любовь»1955
42.
С.Т. Конёнков«Портрет Степана Эрьзи»
1961
43.
Список источников:1. Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания. – Москва: изд-во
Политической литературы, 1988.
2. Мордовский республиканский музей изобразительных
искусств им. С.Д.Эрьзи [Электронный ресурс]: Режим
доступа http://erzia-museum.ru/ru/
3. Образ Урала в изобразительном искусстве / [сост. Е. П.
Алексеев] .— Екатеринбург : Сократ, 2008.
4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 –
начала 20 века. – Москва: издательство Московского
университета, 1993.
5. Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и
воспоминания. – Саранск, 1968.