Римская мифология
Маны, лары, пенаты
Гении и лары, фреска, Помпеи, 1 в.
Римский скульптурный портрет
Марк Ульпий Траян, 2 в.
Марк Аврелий 2 в.
Основные культы в Древнем Риме
Модель капитолийского храма, 509 г. до н. э.
Геркулес (Геракл) борющийся со львом, рим. копия скульптуры Лисиппа Двуликий Янус
Мельпомена, муза трагедии богиня-покровительница Камена (поющая)
Гражданские культы
Капитолийская волчица, ок. 500 — 480 г. г. до н. э.
Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме, II век до н.э.
Пантеон, архитектор Аполлодор, 126 г.
Форум Романум
Форум Траяна 2 в. н.э.
Рынок Траяна
Колонна Траяна
Амфитеатр Флавиев, 1 в.
Базилика Максенция, 4 в.
Аппиева дорога, 4 в. до н.э.
Гарский мост, 1 в. до н.э.
Вилла Адриана, 2 в.
Сад в доме Ветии.
Жертвоприношение Ифигении, фреска, Помпеи,1 в.
2.97M
Категория: ИсторияИстория

Римская мифология

1. Римская мифология

• Основы Римской мифологии известны по книгам жрецов
"Индигитаментам", где говорится о том, что в мире существуют
лишь безличные вредоносные или благодетельные силы нумина (numina), свойственные отдельным предметам, живым
существам, действиям.
• Первоначально боги представали в виде символов: Юпитер камень, Марс - копье, Веста - огонь.
• Характерной чертой ранней стадии развития мифологии была
неопределенность пола божеств, отразившаяся в наличии у
некоторых из них мужских и женских ипостасей (Фавн - Фавна),
в обращении к богам "бог или богиня".

2. Маны, лары, пенаты

• К божествам, олицетворяющим души умерших предков, относились
Manes, а также Genii и Junones - духи жизненного начала в мужчине и
женщине.
• Важную роль играл культ Ларов, покровителей полей, виноградников,
дорог, рощ и домов. В каждой семье был свой lar familiaris,
охранявший дом.
• Кроме того, были особые боги очага — Penates, к высшим ипостасям
которых причислялись Веста и Юпитер.
• Каждый шаг человека, каждое действие в разные возрастные периоды
опекались особыми богами, списки которых (indigitamenta) были
составлены в IV веке до н. э., с подробными указаниями, к какому
божеству с какой молитвенной формулой и в каких случаях жизни
надлежит обращаться.

3. Гении и лары, фреска, Помпеи, 1 в.

4.

Римский скульптурный портрет

5. Римский скульптурный портрет

Портрет ростовщика Цецилия Юкунда, 70-е гг.
Капиталийский Брут, 300 – 100 гг. до н.э.

6. Марк Ульпий Траян, 2 в.

7. Марк Аврелий 2 в.

8. Основные культы в Древнем Риме


Боги делились на небесных, земных и подземных, но могли
действовать во всех трех мирах.
Миры богов и людей были разграничены (право богов, fas, не
смешивалось с правом человека, ius) и вместе с тем взаимосвязаны
(люди не начинали ни одного важного дела, не узнав, как отнесутся к
нему боги).
Большую роль при этом играли авгуры и гаруспики, пояснявшие волю
богов по полету и поведению птиц, внутренностям (особенно печени)
жертвенных животных, удару молнии. Этой же цели служили книги
Сивиллы, связанные с культом Аполлона и хранившиеся в тайне
специальной коллегией жрецов.
Центром поклонения в Риме стал Капитолийский храм, посвященный
Верховному богу Рима, богу римской мощи и славы - Юпитеру
Капитолийский.

9. Модель капитолийского храма, 509 г. до н. э.

Модель капитолийского храма, 509 г. до н. э.

10. Геркулес (Геракл) борющийся со львом, рим. копия скульптуры Лисиппа Двуликий Янус

11. Мельпомена, муза трагедии богиня-покровительница Камена (поющая)

• Асклепий, бог
врачеватель

12. Гражданские культы

• Постепенно высшим авторитетом для римлян стала сама
гражданская община, что обусловило отсутствие религиозной
догмы.
• Граждане обязаны были чтить богов, составлявших
своеобразную часть их общины, но в праве были думать,
говорить и писать о них что угодно, вплоть до полного их
отрицания.
• Этика определялась не религией, а благом гражданской
общины,
• Своеобразным оправданием войн Рима, стоивших многих
жертв, стал миф о Риме как городе, основанном по
предначертанию богов, предназначавших ему власть над
миром, о римском народе как избранном богами.

13. Капитолийская волчица, ок. 500 — 480 г. г. до н. э.

14.

• Римская наука носила в основном прикладной характер, в то же
время её характерной чертой было изложение научных
вопросов в литературно-занимательной форме.
• Особенного расцвета в Древнем Риме достигли астрономия,
математика,
механика,
медицина,
юриспруденция
и
сельскохозяйственные науки, большое число трудов было
посвящено градостроительной и военной технике.
• Крупнейшие представители римской науки:
в естествознании - Марк Терренций Варрон, Витрувий;
в философии – эпикуреец Тит Лукреций Кар, стоики Л. Сенека
и Марк Аврелий;
в истории - Тацит, Иосиф Флавий, Тит Ливий;
в медицине - Соран Эфесский, Клавдий Гален.
• Всемирное распространение получили римская нумерация и
юлианский календарь.

15.

Архитектура
Древнего Рима
Храм Фортуны,
Бычий форум,
5 в. до н.э.

16. Храм Геркулеса Победителя на Бычьем форуме, II век до н.э.

Пантеон, архитектор Аполлодор, 126 г.

17. Пантеон, архитектор Аполлодор, 126 г.

18.

19.

Форум Романум

20. Форум Романум

• Арка Тита Флавия
Веспасиана, 81 г.

21.

Форум Траяна 2 в. н.э.

22. Форум Траяна 2 в. н.э.

Рынок Траяна

23. Рынок Траяна

Колонна Траяна

24. Колонна Траяна

Амфитеатр Флавиев, 1 в.

25. Амфитеатр Флавиев, 1 в.

26.

Базилика Максенция, 4 в.

27. Базилика Максенция, 4 в.

Термы Каракаллы, 3 в.

28.

Аппиева дорога,
4 в. до н.э.

29. Аппиева дорога, 4 в. до н.э.

Гарский мост, 1 в. до н.э.

30. Гарский мост, 1 в. до н.э.

Вилла Адриана, 2 в.

31. Вилла Адриана, 2 в.

Сад в доме Ветии.

32. Сад в доме Ветии.

33.

34.

Жертвоприношение Ифигении, фреска, Помпеи,1 в.

35. Жертвоприношение Ифигении, фреска, Помпеи,1 в.

Константин Великий, 4 в.
English     Русский Правила