3.26M
Категория: ИскусствоИскусство

Древняя Русь и ее соседи - картины

1.

Васнецов, Виктор
Михайлович.
“Нестор-летописец“
(1919 г.).

2.

3.

Гюдженов, Димитар. “Хан Кубрат с сыновьями“ (1926 г.).
В VII веке, когда распался Тюркский каганат, на территориях от реки Дунай и до Кубани
тюркоязычные булгары создали государство Великая Булгария со столицей в Фанагории. Объединил
булгарские племена хан Кубрат, оставленный ещё в детстве дядей в качестве залога мира в
Константинополе, и воспитывавшийся поэтому при дворе византийского императора.
Всё время своего существования булгары вели борьбу с хазарами. Кубрат завещал своим сыновьям
оставаться едиными. На картине болгарского художника Димитара Гюдженова «Хан Кубрат с
сыновьями» изображена сцена завета отца. Известный сюжет, когда отец предлагает сыновьям сначала
сломать по одной ветке, а потом всю связку разом, чтобы продемонстрировать слабость каждого в
отдельности и силу единства.
Напор хазар заставил сыновей изменить завету отца и искать для булгар новую родину. После смерти
Кубрата примерно в 665 г. 5 его сыновей разделили государство на отдельные орды.
Старший сын унаследовал саму Великую Булгарию, но после ухода братьев его покорили хазары.
Второй сын Котраг перешёл реку Дон и двинулся на север. Впоследствии в IX веке в районе слияния
Волги и Камы возникнет Волжская Булгария. В 922 г. Волжская Булгария приняла государственной
религией Ислам. Просуществовала она вплоть до нашествия войск Бату-Хана в 1236 году.
Третий сын Аспарух ушёл на Дунай, где заключил союз с южными славянами и основал Дунайскую
Болгарию. Культурное влияние Византии привело к принятию болгарами восточного христианства.

4.

Присекин,
Сергей
Николаевич.
“Да будет здесь
земля
Болгария. Хан
Аспарух“ (2001
г.).

5.

Хузин, Рустем Фаитович. “Принятие булгарами ислама в 922 году“ (2005 г.).

6.

Ольшанский,
Борис
Михайлович.
“Рось
Великая“
(2005 г.).

7.

Иванов,
Всеволод
Борисович.
“Заброшенный
волок“ (2005 г.).

8.

Иванов, Сергей Васильевич.
“Жизнь восточных славян“.

9.

Нагорнов, Владислав
Анатольевич.
“Славяне в походе“ (1997 г.).

10.

Рерих, Николай
Константинович.
“Заморские гости“ (1901 г.).

11.

Иванов, Сергей Васильевич.
“Съезд князей“ (1910 г.).

12.

Семирадский, Генрих
Ипполитович. “Похороны
знатного руса в Булгаре“ (1883 г.).

13.

Васнецов, Виктор Михайлович.
“Баян“ (1910 г.).

14.

Рерих, Николай Константинович.
“Строят ладьи“ (1901 г.).

15.

Васнецов, Виктор Михайлович. “Бой скифов со славянами“ (1881 г.).

16.

Доведова,
Елена.
“Викинги“.

17.

Васнецов, Виктор Михайлович.
“Варяги“ (1909 г.).

18.

Кившенко, Алексей Данилович.
“Призвание князя – встреча князя с
дружиной, старшинами и народом
славянского города“.

19.

20.

Орленов, Артур Олегович. “Основание Киева“ (2011 г.).
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Отрывки)
Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла
Русская земля
Предание об основании Киева. Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой
речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата:
один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел
на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив – на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей. И построили городок во имя
старшего своего брата и назвали его Киев. Был кругом города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и
назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.
Некоторые же, не зная, говорят, что Кий был перевозчиком: был-де тогда у Киева перевоз с той стороны Днепра, отчего и говорили: «На
перевоз на Киев». Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду; а между тем Кий этот княжил в роде своем, и ходил он к
царю, и великие почести воздал ему, говорят, тот царь, при котором он приходил. Когда же возвращался, пришел он на Дунай, и
облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нем со своим родом, да не дали ему близживущие; так и доныне называют
придунайские жители городище то – Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их
Лыбедь тут же скончались…
Вслед за тем, по смерти братьев этих (Кия, Щека и Хорива), притесняли полян древляне и иные окрестные люди. И нашли их хазары
сидящими на горах этих в лесах и сказали: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу, и отнесли их хазары к
своему князю и к старейшинам, и сказали им: «Вот, новую дань нашли мы». Те же спросили у них: «Откуда?» Они же ответили: «В лесу
на горах над рекою Днепром». Опять спросили те: «А что дали?» Они же показали меч. И сказали старцы хазарские: «Не добрая дань эта,
княже: мы доискались ее оружием, острым только с одной стороны, – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи. Станут они когданибудь собирать дань и с нас и с иных земель». И сбылось сказанное ими, так как не по своей воле говорили они, но по божьему
повелению. Так вот было и при фараоне, царе египетском, когда привели к нему Моисея и сказали старейшины фараона: «Этот унизит
когда-нибудь Египет». Так и случилось: погибли египтяне от Моисея, а сперва работали на них евреи. Тоже и эти: сперва властвовали, а
после над ними самими властвуют; так и есть: владеют русские князья хазарами и по нынешний день…

21.

Орленов, Артур Олегович.
“Кий с отцом принимает гунских послов.
450 год“
(2010 г.).

22.

Орленов, Артур Олегович. “Приём князя Кия
в Константинополе. 485 год“ (2011 г.).

23.

Орленов, Артур Олегович. “Оборона Киевца на Дунае. 487
год“ (2011 г.).
English     Русский Правила