Похожие презентации:
Композиция. Цель композиции
1. Композиция
КОМПОЗИЦИЯ2. Термин
Термин «композиция» происходит от латинского compositio, что означает составление, сложение, соединениечастей, приведение их в порядок.
Композиция – это способ построения картины, определяющий ее восприятие зрителем. Любое произведение
изобразительного искусства имеет определенную структуру, соответствующую его сюжету.
П. Федотова
«Сватовство
майора», 1848
3. Цель композиции
Главное в композиции — создание художественного образа. Картины, написанные вразные эпохи, в совершенно различных стилях, поражают наше воображение и надолго
запоминаются во многом благодаря четкому композиционному построению.
В. М. Васнецов. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша
Попович), 1881—1898
4. История
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные схемы.В истории искусства роль играли как процессы выполнения общепринятых
канонов композиции так и стремление избавиться от жестких канонических
схем использовать свободные композиционные приемы.
Чимабуэ, Мадонна
на троне и Поцелуй
Иуды, 13 век (пример
следованию канону)
5.
Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно сталоупотребляться начиная с эпохи Возрождения. Порой словом «композиция» называют
картину как таковую — как органическое целое с выраженным смысловым единством
Джотто, Поцелуй иуды, 14
век (пример изменения
канона)
6.
В результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементыизображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры
(треугольник, пирамида, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.).
Давид, Клятва
Горациев, 1784 г.
7.
Классическое определение композиции в изобразительном искусстве дал вэпоху итальянского Возрождения теоретик и архитектор Л.Б. Альберти в
трактате «Три книги о живописи» (1435–1436): «Композиция—это сочинение,
выдумывание, изобретение» как «акт свободной художнической воли»
Л.Б. Альберти
8. Виды композиции
Фронтальная и плоскаяОбъёмная
Пространственная
Плоская композиция. Леонардо да Винчи.
Тайная вечеря. 1498
9. Законы композиции
Закон целостности.Благодаря соблюдению первого закона композиции — закона
целостности — произведение искусства воспринимается как единое и
неделимое целое.
«Явление Христа
народу» Иванов
10.
Закон контрастов.Закон контрастов — один из основных законов композиции. Термин «контраст»
обозначает резкую разницу, противоположность сторон.
«На старом уральском
заводе» Иогансон
11.
Закон подчиненности;Закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу
обязывает художника создавать свое произведельние цельным по
замыслу и воздействию на зрителя.
«Взятие снежного
городка»,
Суриков, 1891
12.
Типизация и обобщение.Типизация – такое свойство, которое образуется путем отбора
характерных существенных черт ряда людей, предметов,
явлений, творческого соединения их и показа в образе одного
человека, предмета, явления.
В. И. Суриков
Боярыня
Морозова. 1884
-1887
13.
Закон новизны.Новизна выступает как всеобщий закон искусства,
проявляющий свое действие в том, что художественный образ
– это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию.
Архипов, Прачки, 1901 г.
14. Композиционные средства
Композиционные средстваРитм-метр
Ритм — чередование соизмеримых элементов с закономерной частотой.
Ритм может придать торжественный или динамический строй соорежению
15.
Симметрия-асимметрия;Симметрия — соответствие в расположении частей относительно центра. Это
одно из самых сильных средств композиции, которое обычно обеспечивает
ей статичность. Асимметрия — понятие, противоположное симметрии,
создает динамическое развитие композиции. Сочетание симметрии и
асимметрии влияет на баланс гармонии и равновесия
16.
Контраст-нюанс;Контраст — резкое противопоставление качеств объекта,
например объемов, пространств, вертикалей.
Нюанс, в отличие от контраста, изображает сходство объектов с
незначительными отличиями.
17.
Отношения величин-пропорции;Пропорции — один из важнейших методов достижения выразительности, выражает соотношение частей между
собой, а также по отношению ко всему произведению в целом.
18.
Конечно, никакими правилами нельзя заменить отсутствиехудожественных способностей и творческой одаренности.
Талантливые художники могут интуитивно находить правильные
композиционные решения, но для развития композиционного
дарования необходимо изучать теорию и много трудиться над ее
практической реализацией