Похожие презентации:
Потешные картинки. Русский лубок
1. Потешные картинки. Русский лубок.
2. В одном царстве-государстве жил-был царевич Алексей. Некогда было царю-батюшке заниматься своим сыном, всё своё время он тратил
на делагосударственные. Вот и загрустил
царевич. Как только ни старались
мамки и няньки его рассмешить
– ничего не получалось.
Бросил тогда царь клич: кто
рассмешит и потешит царевича,
того он щедро наградит. Стали во
дворец приходить скоморохи и
бродячие актёры, только
царевичу все их песни, шутки и
пляски не нравились, не хотел он
их слушать.
3. Царь уже совсем отчаялся, когда во дворец пришёл один старичок с котомкой. Удивился царь: ни музыкального инструмента, ни
яркогокостюма у старичка не было.
– Как же ты рассмешишь царевича? –
спросил он.
– «Потешными листами», – сказал
старик и достал из котомки цветные
картинки.
Увидел их царевич и расхохотался.
Обрадовался царь и предложил
старичку остаться, чтобы тот создавал
для царевича новые картинки, но старик
отказался, правда, обещал, что теперь
царевичу весь город будет «потешные
картинки» носить. Так и случилось. И
купцы, и бояре, и простые крестьяне
каждый день приносили новые
картинки царю, а тот не скупился, за
каждую по копейке платил.
Нужно ли быть
рофесспиональным
Чтохудожником,
вас удивилочтобы
в этой
создаватьсказке?
такие картинки?
4. Эти картинки называли по-разному: то «потешными листами», то «потешными картинками», оказывается, у них есть ещё одно название.
Это название произошло от луба.Так называли твёрдую древесину липы.
Как вы думаете, какое отношение имела твердая
древесина к «потешной картинке», к лубку?
5. Лубок - это раскрашенная народная гравюра с забавной или поучительной подписью. Лубочные картинки украшали дома российских
Лубок - это раскрашенная народная гравюра с забавной илиПозже лубки стали печатать с медных досок. Эта техника
поучительной подписью. Лубочные картинки украшали дома
позволяла крестьян
выполнить
тонкий рисунок.
Поэтому
российских
и очень
ремесленников
(а в VII веке
бояр и царя).
сюжеты
картинок
стали сразнообразнее,
а тексты
Первые лубки
печатались
деревянных досок.
Нередко- над их
длиннее.
изготовлением трудились целыми семьями. Потом этим делом
стали заниматься городские ремесленники, профессиональные
резчики.
6.
Рассмотрите лубочные картинки, посовещайтесь в парах иответьте, что их отличает от обычных рисунков?
Какие изобразительные средства использовали
авторы лубков?
7.
Какие выбирали цвета? Эти цвета тёплые илихолодные?
Как изображали шерсть животных?
8. Сюжетами лубочных картинок служили религиозные сцены и сценки народной жизни, русские былины и сказки. Главное изобразительное
средство в лубке - это линия, которая чёткоочерчивает фигуры. Штрихи часто напоминают геометрический
орнамент. Яркая раскраска.
Мастера лубка любили тёплые цвета: красный, жёлтый и оранжевый,
которые придавали картинкам жизнерадостное и праздничное
настроение.
9.
Техника выполнениялубка была интересная.
– на липовой доске
мастер вырезал
картинку и получался
лубок;
– на лубок наносили
краску;
– прикладывали бумагу
и прижимали, чтобы
отпечатался рисунок.
Такой способ называют
гравюрой.
Из лубочных картинок
составляли книги.
Именно по таким
книгам и выучились
читать наши
прадедушки и
прабабушки.
Зерно в колоске – не валяйся в холодке.
Рассмотрите лубочные картинки
современной художницы Марины
Русановой, каждая из которых
иллюстрирует русскую пословицу.
10. Увидишь скворца - весна у крыльца.
11. При большом тираже раскрашивались пятнами
12. Лубок выполнял значение газетной хроники, заменявшей современный телевизор.
13. В лубке сообщалось о событиях, которые происходили в стране. Например, рассказывалось о том, что в России появились слоны,
которых привели из Персии в подарок императрицеАнне Иоанновне. Путешествие слонов, за которым с любопытством следила вся Россия,
описывалось в лубке: слоны изображались на Волге, переправляющиеся через Москвареку, оказавшиеся в Петербурге.
14.
Хроникой можно назвать и знаменитый лубок, который назывался «Как ловили китав Белом море». Рассказ, лежавший в его основе, не был придуман, а заимствован из
газеты «Московские ведомости», в которой сообщалось, что такого-то числа, дня и
года в Белое море заплыл кит и был выловлен сетями.
15. Лубок являлся не только праздничным искусством, использовавшимся для украшения интерьеров домов, но и оружием сатиры.
Существовали, к примеру,политические картинки, направленные против Петра I и его реформ. В них
появились сатирические портреты Петра I в виде кота. Этот образ был создан,
видимо, кем-то со стороны оппозиции, может быть, в старообрядческой среде,
противостоявшей Петру, которого воспринимала антихристом. На лубковых
картинках с изображениями котов делались смелые надписи, с прямым намеком
на деятельность Петра.
16.
Кот казанский, ум астраханский, разум сибирскийславно жил, сладко ел….
Этот лубок был сатирой
на Петра Первого ещё
при его жизни аккуратно
подстриженные усы
(народ не принял указ
царя о бритье бороды и
платил сбор), а так же
пародия на длинный
титул царя.
Кот свиреп, его глаза следят за тобой, он напряжен и
готов к решительным действиям.
Богатырь Алеша Попович.
Конец XVIII века
17.
«Котово погребение»Вот он, кот
казанский.
Теперь он
беспомощен.
Все тот же кот казанский, но только мертвый.
Лежит в санях, которые тащат мыши. И по всей
«Мыши кота погребают, недруга
картинке расположены тексты:
своего провожают …. Знатные
подпольные мыши напоследок коту
послужили, на чухонские дровни,
связав лапы, положили»
18.
«Мышка тянет табачишка»«Мышь пищит пироги тащит»
«Мышь веселая в
волынку играет
песни напевает
кота проклинает»
«Мышь едет на колесах, а заступ в
тороках да склянца вина в руках»
19.
В 19 в. лубок еще более усилил свою роль как«иллюстрации русской действительности».
Изображение Куликовской битвы.
Вторая половина 1890-х гг.
Художник И. Г. Блинов.
Во время
Отечественной войны 1812
было издано множество
патриотических лубков
с рисунками и подписями.
Панорама Выговского и Лексинского
общежительств и поклонение иконе Богоматери.
1838 год. Художник Тарасов
Лубок про можайских
крестьян-партизан
1812 года отряда
Кондратия
Кондратьева.
20. В Москве, на подходах к Спасским воротам Кремля, вдоль стены Китай города жались друг к другу дощатые и бревенчатые палатки.
Все от крыш доземли увешаны яркими
лубочными картинками. В
шесть утра открывались
ворота в Кремль, и у
палаток сразу же
появлялся народ.
Виктор Васнецов. Книжная лавка
21. А ещё в Москве, неподалеку от Сретенских ворот, в переулке сохранилась церковь "Святая Троица в Листах». К её ограде обычно
А ещё в Москве,неподалеку от Сретенских
ворот, в переулке
сохранилась церковь
"Святая Троица в Листах».
К её ограде обычно
приносили типографские
мастера на продажу листы
с картинками.
22. Каждый год, лишь устанавливался санный путь, тысячи крестьян суздальского уезда Владимирской губернии покидали родные деревни.
Это отправлялись назаработки офени –
бродячие торговцы мелким
ходовым товаром.
Многие месяцы, а то и
годы после ухода
офени в деревенских
избах продолжали
листать азбуки и
разглядывать картинки,
прозванные
«лубочными»
Н.А. Кошелев.
Офеня-коробейник
1865.
23. Многие крестьяне имели в своей избе целую «картинную галерею». К каждому празднику вывешивалась своя лубочная картинка.
И как отмечаетодин из
бытописателей
начала XX века,
«почти каждый
крестьянин,
даже бедный,
перед Пасхой
непременно
зайдет в лавку,
чтобы купить
несколько картин»
Андрей Попов. Демьянова уха. 1865
24. Благодаря лубку тысячи русских людей познали грамоту и узнали произведения И. Крылова, А.Пушкина, М.Лермонтова, Н. Некрасова.
И.А.Крылов.Слон и Моська.
1860-1870 гг.
Иллюстрация к сказке
«Сильный богатырь
Буслай Буслаевич»
(гравюра на дереве, 1766).
А.С.Пушкин.
Сказка о рыбаке и
рыбке. 1860-1870 гг.
25. Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть.
26. Не красна изба углами, а красна пирогами.
27.
Любишь кататься – люби и саночки возить.28. Алгоритм выполнения работы
1. Маркером нарисовать контур животного,растительности.
2. Шерсть нарисовать штрихами.
3. Внести цвет цветными карандашами.
5. Добавить текст.
29. Алгоритм рисования курочки
Лубок-курочка рябушечка.30. Алгоритм рисования петушка
31. Нарисуйте «Кота Казанского» на предоставленных распечатках с намеченным рисунком
32.
33. Рефлексия
РЕФЛЕКСИЯ1. – Что нового вы сегодня узнали,
чему научились?
2. – Что вас удивило на уроке?
3. – Пригодится ли в жизни то, чему
вы сегодня научились?