Похожие презентации:
Легенды и предания древних жителей Прикамья
1. Легенды и предания древних жителей Прикамья
2.
• Топоним Пермь, образованный от Перамаа, что с финно-угорского обозначает
«земля дальняя», также может быть
связан с Перой. По мнению
ленинградского ученого Владимира
Соловьева, Пера маа можно перевести
и как «земля Перы». Он же
отождествляет северную КамскоВычегодскую Пермь с легендарной
Биармией, а Перу-богатыря со
славянским богом громовержцем
Перуном. Вот только кто чьим
прототипом стал неясно: то ли Перун
предок Перы, то ли наоборот.
3. Кудым-Ош
• Предания о Кудым–Ошесвязаны с родовым тотемом
- медведем (ош - медведь).
Кудым–Ош, племенной
вождь, сын медведя,
наделен качествами
культурного героя: он
открыл железо, научил свой
народ ремеслам. Кудым-Ош
- сильный и мужественный,
может превращаться в
медведя; медведи «ему
родня были, служили его
народу». В других
преданиях Кудым-Ош «пам», князь, основатель
Кудымкара, храбрый воин;
ездил к вогулам, женился
на дочери вогульского
князя, накопил богатство,
торговал пушниной.
4. Пера - богатырь
• защитник своего народа от врагов;сохранилось множество вариантов преданий
о народном заступнике и добром помощнике.
Многие предания говорят о помощи Перы
русскому народу; о борьбе Перы против
угнетателей, в том числе и Строгановых.
Пера - отважный богатырь, совершающий
подвиги во имя спасения народа от любых
5.
Алексей Домнин.
Сказания о Кудым – Оше и Пере –
охотнике (по мотивам коми-пермяцких
преданий).
На широких крыльях песни
Унесу вас в край преданий,
Пусть слова мои, как зерна,
В вашем сердце прорастают.
Есть запев у древних песен.
Есть начало у народа.
Сероглазые Чудины
Жили в Парме в давний век.
***
Первым Ош взошел на кручу,
Указал, где ставить крепость.
Из сосновых желтых бревен…
Время дерево источит,
Не иссякнут реки жизни.
Так с бревна, землянки первой
Началась столица края
Город Оша - Кудым – кар.
***
Жил Пера в давние года.
Глаза – что неба просини,
Огнем пылает борода
Как лист рябины осенью.
Родимый дом ему - тайга.
Силен он был на диво,
Лосей упрямых за рога
В деревню приводил он.
К сосне прислонится - сосна,
Не скрипнув, рухнет наземь.
Была и силушка дана,
Был Пере дан и разум.
В краю пермяцком оттого
И чтут его в особицу,
Что был народа своего
Он силой, правдой, совестью.
6. Памятник Кудым-Ошу в г. Кудымкаре
7.
«Много лет назад жили два друга-богатыря. Одногозвали Полюд, другого Ветлан. Высок и строен, как
лиственница был Полюд. Обладал он силой великой,
мог с корнем вырвать любое дерево, бросал камни
пудовые на сотни шагов. Ветлан был меньше ростом,
зато широк в плечах. Походил он на могучий кедр. А вот
силы и ловкости у них было поровну........…Беда пришла
нежданно-негаданно. Повстречалась богатырям красна
девица. Стройная, словно березонька, очи черные горят,
как звездочки, голос – что ручей журчит.- Откуда ты,
как зовут тебя, красавица?- Вишера я, дочь уральских
лесов и гор.- Так живи с нами и дружи с нами. Мы тебя
не дадим в обиду, одевать будем в мехасоболя.Понравились ей друзья-соколы. Согласилась у
них погостить Вишера, да и полюбилась им обоим. Вот
Полюд и говорит:- Будь моей женой-хозяюшкой… И
Ветлан говорит то же.Растерялась красавица: оба любы
ей, оба по сердцу. Кто из них милей, не смогла решить.
И схватились добры молодцы в рукопашном бою.
Бросилась к ним Вишера, молила слезно, пламенно
прекратить бой. Но не вняли ее мольбе добры молодцы.
А разбежались они в разные стороны и через голову
красы-девицы стали метать камни пудовые. Шесть дней
и ночей длился страшный бой. Гром и стон стоял по
горам и лесам. На седьмой день из сил выбились бойцы,
кровь пролили, искалечились. Поникли их буйные
головы, престали биться сердца горячие. Превратились
молодцы в горы каменные. Да и Вишера чуть живая
стоит. Упала она меж двух гор-камней, и свет ей стал не
мил. И течет с тех пор быстрой реченькой краса Вишера.
А вода в ней так и осталась слезой чистой. И стоят
богатыри Полюд и Ветлан, как стражи, охраняя покой
всего края».
Легенда о Ветлане и Полюде
8.
Биармия,таинственная и
загадочная
северная страна,
богатая и
могущественная,
будоражит умы
историков и
романтиков уже не
первое столетие.
9. «Чудь белоглазая»
• В старину на Урале родиласьлегенда о «чуди белоглазой» —
безымянном народе, жившем в
древности по берегам уральских
рек и озер. При вспашке земли
крестьяне
нередко
находили
«чудские» вещи: орудия труда,
оружие,
украшения,
черепки
посуды.
Следы,
«чуди
белоглазой»
встречались почти у каждого села
или деревни. Это были древние
поселения с валами и рвами —
городища.
В легендах о «чуди белоглазой»
рассказывается, что чудью был
народец маленького роста. Жил
этот народ в землянках. Когда
чудцы узнали, что их хочет
покорить
Белый
царь,
они
подрубили столбы своих землянок и
погребли себя.
«Чудь белоглазая»
10. Николай Рерих. Чудь подземная
11. Николай Рерих. Чудь под землю ушла
12.
Ю. Дырин «Чудь и меря»13.
Владимир Конев "Хозяйкамедной горы"
Степан и Хозяйка Медной
горы. Художник Вячеслав
Назарук
14. Источники
1. http://turfront.ru/pub-1652. https://uraloved.ru/ludi-urala/chud
3. http://uralsky.info/legendy-urala.html
• Посмотреть мультфильмы: «Сказание о
Кудым-оше»
• https://www.youtube.com/watch?v=Bqhr4
rAM1ho
• «Сказ о Пере богатыре»
• https://www.youtube.com/watch?v=nBZ5
OKDJt7I