Похожие презентации:
Мысль ХІХ века
1. Мысль 19 века
ШАХВЕРДОВ Р.С.2. Общественная мысль при Александре I
Впечатление от событий французской революции (принципы«Декларации прав человека и гражданина»; взятие Бастилии и
т.п.)
«Клич свободы звенит у меня в ушах, и лучшим днем моей жизни
будет день, когда я увижу Россию, возрожденною подобной
революцией» – П.А.Строганов.
Изменение после событий 1793 года
«Если я в прошлом симпатизировал революции, то сейчас я
сторонник контрреволюции» – В.П.Кочубей
3.
Политический характер общественной мысли.События 11 марта – «Тирана истребить есть долг, не
преступление»
«Ужасы Французской революции излечили Европу от мечтаний
гражданской вольности и равенства, но что сделали якобинцы в
отношении к республикам, то Павел сделал в отношении к
самодержавию: заставил ненавидеть злоупотребления оного»
(Н.М.Карамзин)
Давление дворянской мысли на Александра I – тенденция,
свойственная 19 веку.
Усиление дворянской инициативы (издание журнала «Вестник
Европы», дворянские проекты).
Деятельность особых литературных общественных объединений
(«Арзамас», кружок вокруг А.С.Шишкова)
Н.М.Карамзин – «Записка о древней и новой России»
А.С.Шишков – «Мысли вслух на красном крыльце»
4. Патриотизм в период деятельности антифранцузских коалиций
После Аустерлица подъем национальных чувств.Особо привлекали события Смутного времени (конкурс в 1807
году на памятник Минину и Пожарскому)
Тильзитский мир подорвал авторитет Александра I в обществе
«Русский вестник» – журнал Ф.Н.Глинки. Идея - идеализация
патриархальной старины.
Укрепление национального единства после победы над
Наполеоном. Развитие идеи о единстве исторического пути
русского и европейских народов.
1813 год – «Состояние умов в настоящую минуту таково, что
смешение понятий дошло до последних пределов».
Усиление веры в особую судьбу русского народа и его
избранность Богом.
5. Разговоры о свободе
Всплеск после даровании Александром I конституции Польше ипринятии Людовиком XVIII конституции (под непосредственным
давлением и участием в ее разработке императора).
Варшавская речь 1818 года – всплеск обсуждений
(«Варшавские речи сильно отозвались в молодых сердцах»)
Статья А.П.Куницына «О конституции»
Аракчеевский период – неблагоприятный для «либералов»
После восстания Семеновского полка и Чугуевского восстания
открытое обсуждение крестьянского вопроса и будущего
устройства Росси стало под запретом. («кочующий деспот»)
Выход из сложившейся ситуации – тайные общества.
6. Особенности Александровского времени
Патриотическая ориентация и консерваторов, и либералов.Формирование мысли народного и национального
самосознания, которая порой противоречила принципам
самодержавной, крепостнической власти.
До периода Аракчеева либеральные идеи подпитывались
государственным реформизмом.
Самодержавная инициатива – «единственный европеец»
Не сложилось четкого противовеса самодержавной
инициативы.
7. Декабристы
8. Организации
Расцвет различного рода кружков, литературных объединений идворянских обществ.
Около двухсот (!) организаций (!) к 1818 году.
Роль масонских лож (официально разрешены до 1822 года)
Обилие различных обществ – Библейское общество, общество
любомудрия и т.п.
9. Декабристские организации
«Дети 1812 года».Унизительное крепостное право.
Идеал будущих декабристов – не реставрация и не революция,
а реформаторская деятельность.
Ориентация и обсуждение немецких тугендбундов, европейских
философов (Шеллинг, Гегель, Сен-Симон)
«Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы
клокотать».
10.
Первые организации - 1814 – 1816 года. «Орден русскихрыцарей» (М.Ф.Орлов и М.А.Дмитриев-Мамонтов).
Устав религиозен (больше похож на устав масонской ложи)
Православная орденская республика
Завоевательные походы от Греции до Индии
Идея объединения «недовольных офицеров» вылилась в создание
Союза Спасения.
1816 год – Союз Спасения.
«Общество истинных и верных сынов Отечества»
Воздействие александровских идей единой европейской
христианской нации и конституционализма.
А.Н. И Н.М.Муравьевы, С.И.Муравьев-Апостов, П.И.Пестель,
С.Д.Трубецкой, И.Д.Якушин.
Сближение дворянства и крестьянства.
План цареубийства из-за идеи о восстановлении Польши.
11.
1818 год – Союз благоденствия.Зеленая книга – устав.
«распространение просвещения», подготовка общества к
конституции.
Совет Коренного союза – главный орган организации.
Отсутствие единства взглядов в союзе.
Изучение опыта испанской революции.
План выступления М.Ф.Орлова.
Разногласия вспыхнули после принятия в 1820 году предложения
П.И.Пестеля о «выгодах республиканского правления».
1821-1822 – созданы Южное и Северное общество.
Южное общество – П.И.Пестель, А.П.Юшневский, С.Г.Волконский,
С.И.Муравьев-Апостол.
«Русская правда»
12.
Северное обществоН.М.Муравьев, С.П.Трубецкой, Н.И.Тургенев, Е.П.Оболенский,
К.Ф.Рылеев.
«Конституция»
Постоянная взаимосвязь между обществами.
Переговоры об объединении в 1824 году не привели к итогу.
В 1825 году к Южному обществу присоединилось общество
Соединенных славян (А.И. и П.И.Борисовы и И.И.Горбачевский)
Идеи славянского братства, освобождение славянских народов от
гнета османов и создание славянской федерации.
«Правила Соединенных славян»
ВСЕ общества выступали за ликвидацию самодержавия и
крепостничества (несмотря на то, что далеко не все декабристы
отпускали своих крепостных), потому и важен их принцип –
сохранение помещичьего землевладения.
13.
Поражение декабристов оказало существенное влияние наобщественную мысль.
Мысль, исходящая от радикального меньшинства, а не от
самодержавия угасла на долгий период.
Значение декабристов не только в том, что, по выражению
Ленина, они «разбудили Герцена», но и в том, что они очертили
необходимость соизмерения идеалов с реалиями.
14. Общественная мысль николаевской эпохи
«В развитии нашей общественности последовалнасильственный перерыв» – Ю.Самарин.
Испуг и желание оправдаться в дворянской среде.
Противостояние государственного патриотизма и общественных
настроений александровского времени (различие в единстве
или отличиях исторического пути России и Европы)
Роль журналов («Московский вестник» - вокруг него объединено
общество любомудров, « Европеец» )
Обращение к вопросу свободы и просвещения (например,
В.И.Киреевский в своей статье «девятнадцатый век».)
15.
Кружок Н.В.Станкевича (1831-1840 гг.)В среде студентов Московского университета.
Представители после декабристского поколения.
Углубление в идеи Гегеля и Шеллинга.
Из этого кружка вышли абсолютно разные во взглядах люди
(В.Г.Белинский, К.С.Аксаков, М.Н.Катков, М.А.Бакунин).
Характерное александровской эпохе существование множества
различных общественных организаций ушло в прошлое. В эпоху
Николая организации либо разгонялись III отделением, либо не
были столь известны.
Твердые меры в отношении журналов (например, закрытие
журнала Н.А.Полевого «Московский телеграф).
Доминирование мысли над делом.
Студенческие кружки
1827 год – кружок братьев Критских (отвращение к монархическому
режиму)
1831 – кружок Н.П.Сунгурова и Я.Костенецкого (реакция на подавление
польского восстания)
16. Противопоставление России и Европы
Идеология Уварова (знаменитая триада; казенный патриотизм)Николаевская идеократия
Идея превосходства России над Европой
М.Н.Погодин (один из сторонников казенного патриотизма): «
Александровским царствованием завершился европейский
период русской истории, а Николай I начал ее «своенародный»,
национальный период.
Разрыв с идеями Екатерины и Александра.
На смену сопоставление русских и европейских порядков прочно
укоренилось их противопоставление.
В противовес этой идеи – идея об отсталости России
(«философское письмо» П.Я.Чаадаева)
17. Оживление общественной жизни
Публикация письма ( в журнале «Телескоп» в 1836 году) потрясломысль России.
Уваров обвинил Чаадаева сумасшедшим, а главный редактор
журнала «Телескоп» Н.И.Надеждин был сослан.
В литературных салонах первое письмо (опубликовали только
его) вызвали споры, которые привели к возникновению двух
течений на рубеже 30-40-х годов: западничества и
славянофильства.
18. Славянофильство и западничество
«И мы, как Янус, или как двуглавый орел, смотрели в разныестороны, в то время как сердце билось одно»
«Замечательное десятилетие» – сороковые года.
«Люди сороковых годов»
Воспитанники Московского университета образовали два
полемических кружка: западников и славянофилов
(формирование раннего российского либерализма).
Обсуждение:
1.
Положение народа
2.
Крепостное право
3.
Реформы Петра и наша связь с Европой
4.
Власть
19.
Славянофилы: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков,И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, Ф. В. Чижов, К.Д.Кавелин
Западники: П. Я. Чаадаев, В. С. Печерин, И. А. Гагарин, В. С.
Соловьёв, Б. Н. Чичерин, И. С. Тургенев, В. Г. Белинский, А. И.
Герцен, Н. П. Огарёв, М. Н. Катков, Е. Ф. Корш, А. В. Никитенко, Т. Н.
Грановский, П. Н. Кудрявцев, С. М. Соловьев.
Первые попытки создания концепций преобразований.
Спор о выборе предстоящих преобразований.
Критиковали внутреннюю и внешнюю политику Николая.
Отстаивали свободу слова, печати, совести, общественного
мнения, проведения реформ.
Цель – прекращение крепостных отношений.
«Отечественные записки» и «Современник» – под влиянием
западников.
«Сельское благоустройство» - журнал, где обсуждались проекты по
отмене Крепостного права.
20. Зарождение «русского социализма»
В 1861 году славянофилы и западники фактически прекратилисвое существование. («В настоящую минуту и прежнее
славянофильство, и прежнее западничество суть уже отжитые
моменты, и возобновление прежних споров и прежних
причитаний было бы чистым византинизмом»)
На смену либеральным идеям развитие получили идеи
социалистические.
Идеи Сен-Симона, Р.Оуэна и Ж.Прудона.
На смену екатерининскому времени от французских
энциклопедистов мысль перешла к немецким гуманистам, а
далее, по словам А.С.Хомякова, к «тридцатилетним»
социалистам.
Кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева в 1831 году.
«Социальность, социальность – или смерть!» (В.Г.Белинский и
его идея социализма)
21.
Кружок петрашевцевМ.В.Буташевич-Петрашевский
Середина 40-х годов
«Карманный словарь иностранных слов»
Упор на идеи Фурье – общественную организацию труда и
социальной гармонии.
Отвергали казенный патриотизм
Главное зло – крепостное право.
Весной 1849 года арестованы.
Правительство не считало идеи социализма опасными.
Герцен:
«Русский социализм» по Герцену должен опираться на общину.
Вольная русская типография 1853 года в Лондоне.
Первый говорил о возможности победы в России социалистической
революции
22. Основные выводы по периоду Николая I
1.Периодизация
1.
Период от восстания до рубежа 40-х годов. Общество в неведении
и ищет пути к новым мыслям и социальным парадигмам.
2.
40-е годы – золотое десятилетие русского либерализма.
3.
48-55 – мрачное семилетье, общество в летаргическом сне
(одновременно с этим развитие идей социализма).
2.
Безрезультатное стремление николаевских идеологов
установить контроль над обществом.
3.
Оформление либерального и социалистического
направлений движений.
4.
Взаимодействие и развитие различного рода общественных
сил, вне зависимости от давления правительства, в итоге это
развитие мысли и стало в дальнейшем определять состояние и
судьбу России.
23. Общественная мысль во второй половине XIX века
«Зима железная дохнула» (Ф.И.Тютчев)С воодушевлением встречены первые шаги императора
(упразднение Бутурлинского комитета, разрешение на выпуск
журналов, например, «Русской беседы» и «Русского вестника»)
Свобода общественного мнения
«Шестидесятники» – часть русского общества, играющая
заметную роль в обсуждениях политических и социальноэкономических реформ (часто их называли нигилистами, так
как основная масса – разночинная интеллигенция, радикальная
в суждениях).
24. Деятельность А.И.Герцена
1855 год – альманах Герцена «Полярная звезда» (А.И.Герценутверждал о «кровном родстве» с декабристами)
1856 год – «Голоса из России»
1857 год – «Колокол» (совместно с Н.П.Огаревым)
«Освобождение слова от цензуры! Освобождение крестьян от
помещиков! Освобождение податного состояния от побоев!»
Александр II ежедневно читал «Колокол»
Издания Герцена создали некую свободную платформу для
образованных представителей общества.
Б.Н.Чичерин – программное положение российского либерализма
(«Надобно, чтобы каждый человек мог сознавать себя
гражданином»)
К.Д.Кавелин: «При казенном управлении никакая отрасль
промышленности хорошо идти не может»
25. «Современник»
Некрасовский журналН.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов
Идеи общинного социализма
Н.Г.Чернышевский считал, что Россия могла бы воспользоваться
опытом развития Европы.
Н.А.Добролюбов писал о «темном царстве» социального
неравенства.
Статьи Н.А.Добролюбова стали поводом для разрыва между
либералами и разночинной интеллигенцией.
Полемика между «Современником» и «Колоколом»
26. Общественное мнение после 19 февраля 1861 года
«Старое крепостное право заменено новым. Вообщекрепостное право не отменено. Народ царем обманут»
(Н.П.Огарев)
«В народ! К народу!»
Оживление студенческого движения.
Как следствие, «Временные правила», ограничивающие доступ в
университеты.
Ответ студентов – прекращение занятий.
Н.Г.Чернышевский – прокламация «Барским крестьянам от их
доброжелателей».
А.И.Герцен – прокламация «К молодому поколению»
Первая «Земля и воля» – 1862 год.
27. Формирование либеральной оппозиции и противовеса ей
Полемика Ю.С.Самарина, К.Д.Кавелина и И.С.Аксакова.Дворянский конституционализм.
Проект упразднения дворянства.
В.П.Орлов-Давыдов, А.П.Платонов, Н.А.Безобразов.
Газета «Весть»
Беседа императора с Д.П.Голохвастовым (сентябрь 1865 год)
«Я даю вам слово, что сейчас на этом столе я готов подписать
конституцию, если был бы убежден, что это полезно для России»
В противовес либеральной оппозиции после польского
восстания 1863 года формируется идеология самодержавной
власти.
М.Н.Катков (в «Русском вестнике»)
Критика А.И.Герцена и М.А.Бакунина
Оформление консерватизма после сочинения
Н.Я.Данилевским «России и Европы».
28. Народничество
Оформление идей русского социализма (в периодпореформенного десятилетия).
«Человек будущего в России – мужик»
«Под социалистами-народниками мы понимаем всех тех
социалистов, по мнению которых община должна составлять
главный экономический базис социалистической революции в
России».
Мирное
Народничество
Революционное
29.
1869 год – нечаевщина«Катехизис революционера»
1870-е – кружок «чайковцев»
1871 год - чайковцы объединились с кружком С.Л.Перовской.
Результат – создание «Большого общества пропаганды».
Формирование идеологии панславизма.
Анархизм М.А.Бакунина
Революционная этика П.Л.Лаврова («Исторические письма»,
журнал «вперед!»
Весна 1874 года – «Хождение в народ». («идти и бунтовать
народ»).
1876 год – вторая «Земля и Воля»
1879 год – Воронежский съезд – выход из организации Г.В.Плеханова.
Петербургский съезд – раскол на «Черный передел» и «Народную
волю»
30.
Черный передел – пропагандаНародная воля – терроризм
Теория захвата власти П.Н.Ткачева (журнал «Набат»).
«Самодержавие не имеет ничего общего с существующим
социальным строем»
Исполнительный комитет народной воли
А.Д.Михайлов, А.И.Желябов, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская,
Н.Е.Суханов, Л.А.Тихонова, В.Н.Фигнер, М.Ф.Фроленко.
В августе 1879 года исполнительный комитет вынес смертный
приговор императору.
Дело первомартовцев – казнены
Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков
Народная воля фактически прекратила свое существование
после ареста Лопатина в 1884 году.
31. Итоги
Развитие марксистских идей.Безрезультатность либеральной полемики.
Мысль, вылившись в террор, перестала быть субъектом
отношений с императором и императорской идеологией.