Основы философской антропологии
Вопросы для обсуждения
Понимание мира через человека
Философская антропология как раздел философии
Философская антропология как научная дисциплина
Кого мы имеем в виду, когда говорим о человеке?
Сущность человека
Сущность человека
Основные характеристики человека
Теоретические концепции человека
Антропосоциогенез
«Первым человеком» является сообщество людей
А возник ли человек?
Биосоциальная природа человека
Роль наследственности и среды в развитии человека
Панбиологизм
Пансоциологизм
Индивид и личность
Социализация
Сущность человека
Сущность и существование человека
Сущность и существование человека
Экзистенциализм – философия существования
Свобода и ответственность
Развитие представлений о свободе
Развитие представлений о свободе
Развитие представлений о свободе
Развитие представлений о свободе
Проблема смысла жизни
4.32M
Категория: ФилософияФилософия

Основы философской антропологии

1. Основы философской антропологии

Лектор: к. филос.н., доцент М.Г. Федотова

2. Вопросы для обсуждения

Происхождение и сущность человека.
Социальное и биологическое в человеке.
Проблема личности в философии. Человек,
индивид, личность, индивидуальность.
Сущность и существование; свобода и
ответственность.
Проблема смысла жизни.

3. Понимание мира через человека

«знающий других — умен, знающий себя — мудр»
Лао Цзы
«человек есть мера всех вещей»
Протагор
В мировых религиях: «Царство Божие внутри нас» - христианство
«Посмотри в себя, ты есть Будда» буддизм
«Тот, кто знает себя, знает своего Бога» ислам
«Человек себя знает прежде и больше, чем мир, и потому мир познает
после и через себя. Философия и есть внутреннее познание мира через
человека… В человеке открывается абсолютное бытие, вне человека —
лишь относительное».
Н. Бердяев

4. Философская антропология как раздел философии

Антропология должна служить основой для всех
наук, которые имеют дело с человеком - медицины,
археологии, этнологии, истории и др.
Философская антропология становится
фундаментальной и центральной философской
наукой тогда, когда человек становится проблемой,
когда начинают задумываться над вопросами: что
такое человек, откуда он пришел в этот мир и чем он
отличается от других живых существ.
Философская антропология создает теоретический
образ человека

5. Философская антропология как научная дисциплина

Стала оформляться в самостоятельную философскую дисциплину с XVIII в.
В трудах французских материалистов, а затем Канта и Фейербаха обоснован
антропологический принцип, согласно которому проблема сущности
человека — «единственный, универсальный и высший» предмет
философии
Окончательно философская антропология сформировалась в 20-х годах
XX в. благодаря трудам М. Шелера, А. Гелена, Х. Плеснера. Философская
антропология призвана собрать целостный образ человека, интегрировав
его из конкретно-научного, философского и религиозного его осмысления.
В 60—70-е годы XX в. философская антропология становится частью общей
антропологии

6. Кого мы имеем в виду, когда говорим о человеке?

Шекспир или Наполеон?
Мужчина или женщина?
Взрослый или ребенок?
Может быть, мы имеем в виду самих себя?
Все люди, когда-то жившие и ныне живущие
Человечество - исторически развивающаяся
общность, которая отличается особым способом
жизнедеятельности

7. Сущность человека

«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В
своей действительности она есть совокупность всех общественных
отношений» К. Маркс
«Человек — это будущее человека» Ж. П. Сартр
«Человек есть мыслящая вещь» Р. Декарт
«Человек — не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и
вершина эволюции, что много прекраснее» П. Т. де Шарлей
Человек есть существо ущербное, это «халтура природы» А. Шопенгауэр
«Странное существо, двоящееся и двусмысленное, имеющее облик
царственный и облик рабский, существо свободное и закованное, сильное
и слабое, соединившее в одном бытии величие с ничтожеством, вечное с
тленным» Н. Бердяев

8. Сущность человека

Человек окружен со всех сторон пугающей бесконечностью: с одной стороны
- Вселенная, в которой Земля - крохотная точка, а человек вообще исчезающе
малая величина. С другой - бесконечность внутри мельчайшего атома,
бесконечность ничтожнейшего продукта природы вглубь. Человек стоит
между двумя безднами - бесконечностью и ничтожностью. Он всетаки намного значительнее этих двух бесконечностей, ибо хоть он и
песчинка в космосе, хрупкий тростник, но тростник мыслящий. Не
нужно ополчаться против него всей Вселенной, писал Паскаль, чтобы его
раздавить... Но пусть Вселенная и раздавит его, человек все равно будет
выше своего убийцы, ибо он знает, что он умирает и знает превосходство
вселенной над ним. Вселенная ничего этого не знает.
Б. Паскаль

9. Основные характеристики человека

Несводимость
человек несводим к своему биологическому виду: может жить
почти в любом климате, любых географических условиях,
приспосабливается к любой пище, человек не совпадает ни с одной
своей телесной или психологической особенностью, ни с
профессией - он всегда выше, значительнее любого своего дела.
Это признак его универсальности, возможность свободы.
Непредопределенность
Внешняя зависимость (например, от природы)не должна порождать
внутреннюю.
Незаменимость и неповторимость
выражается в том, что человек должен найти свое дело, ради
которого он пришел в мир.
Невыразимость
Человека нельзя изучать объективно как некий внешний
предмет. Человека можно познать и описать только косвенно,
прежде всего по продуктам его творчества

10. Теоретические концепции человека

Объективистские
человек и окружающий его мир
познается из самого объекта, мира,
а человек понимается как
существо, находящееся во
всецелой или определяющей
зависимости от объективных сфер,
принципов и норм космоса,
мировой разумности, вечных идей
и сущностей, божественного
провидения, природы, абсолютного
духа, исторической
необходимости.
Г. Гелель, К. Маркс, Н. Бердяев
Субъективистские
бытие человека и мира познается
из самого человека, из
субъективного «Я», через него, а
человек понимается как существо,
полностью или в основном
автономное и свободное от
объективных сфер и установлений.
Субъективисты ищут основания
общечеловеческого бытия во
внутренней жизни человека: в
спонтанно-разумной деятельности,
в духовно-нравственных,
подсознательно-иррациональных
силах, волевых импульсах и
стремлениях.
М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер

11. Антропосоциогенез

Появление человека – случайная мутация или закономерный
итог эволюции живых существ?
Эволюционная теория Ч. Дарвина: эволюция в органическом
мире осуществляется в результате трех основных факторов:
изменчивости, наследственности и естественного отбора.
Критика: мутационная теория эволюции (Хуго де Фриз)
Трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса включила
социальный фактор - трудовую деятельность. Производство
орудий труда становятся специфическим способом
жизнедеятельности человека, который воспроизводит
общественные отношения.
Э. Кассирер – символьная деятельность. "Культурная
работа" заняла более важное положение, чем утилитарный
ручной труд. Находки: предметы религиозного культа или
образцы примитивного искусства.

12. «Первым человеком» является сообщество людей

«Человек вошел бесшумно…. он шел столь тихо, что когда мы начинаем
его замечать, по нестираемым следам каменных орудий, выдающих его
присутствие, он уже покрывает весь Старый Свет — от Мыса Доброй
Надежды до Пекина. Безусловно, он уже говорит и живет группами. Он
уже добывает огонь»
Т. де Шарден
Единство биологической и социальной природы человека
Антропогенез – нелинейный процесс

13. А возник ли человек?

Ф. Ницше: в массе своей люди всё еще
супершимпанзе.
Единственными представителями истинной
человечности являются лишь философы,
художники и святые.
Большинство людей - это слишком люди,
погруженные в свои мелочные дела и заботы, в то
время как они должны стремиться к
сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим
(значит, не животным) качествам, которыми
обладают философы или святые
Надо, чтобы человек смотрел на себя как на
неудавшееся произведение природы, но вместе
с тем как на свидетельство величайших
намерений этой художницы

14. Биосоциальная природа человека

Человек — часть
природы, живое
телесное существо
Ведущая роль
общества и
культуры в
эволюции homo
sapiens
Человек — это живое, телесное существо,
жизнедеятельность которого основана на материальном
производстве, осуществляется в системе общественных
отношений в целях преобразующего воздействия на мир и
самого человека.

15. Роль наследственности и среды в развитии человека

биологические задатки, кодируемые в генах;
среда (социальная и природная);
деятельность индивида;
ум (сознание, мышление).
Коэволюция - взаимодействие биологического и
социального в развитии человека и общества
Биологическое в человеке осуществляется и
удовлетворяется в социальной форме.

16. Панбиологизм

Теория Т. Мальтуса (XVIII в. )
Социал-дарвинизм
Социобиология
Евгеника

17. Пансоциологизм

«Я установлю законы, приняв в расчет все то, что наиболее полезно всему
государству и всему роду в целом. Этой цели я справедливо подчиню
интересы каждого отдельного гражданина» Платон
«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В
своей действительности она есть совокупность всех общественных
отношений» К. Маркс

18. Индивид и личность

Индивид — это единичный представитель человеческого рода,
конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт
человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Индивид
характеризуется как доличностное существо, носитель предметнотрадиционного действия и слитного родового сознания. Этот тип является
доминирующим на заре формирования человечества, но имеет и широкое
распространение в современном обществе. Индивид — это массовидное
существо, то есть человек, который является носителем стереотипов
массового сознания, массовой культуры.
Личность — это полноценный субъект предметно-преобразовательной и
культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество
человеческой личности — свобода. Человека делает личностью его
социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для
человека социальных качеств, его социальная самобытность. Только в
деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность

19. Социализация

процесс усвоения индивидом определенной системы знаний,
норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою
жизнедеятельность адекватным для данного общества способом.
Она происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но
осуществляется прежде всего через его включенность в
определенные общественные отношения, формы общения и виды
деятельности. При этом социализация осуществляется и в
филогенезе (формирование родовых свойств и качеств
человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной
личности).
Современная наука выделяет три важнейших фактора, влияющих на
формирование личности: генетическую наследственность,
культурную среду и обстоятельства жизни.

20. Сущность человека

В основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его
сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в
рамках общественного производства. С развитием общественного
производства и трудовой деятельности развиваются и общественные
отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует,
осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений,
происходит и его собственное развитие. Речь идет именно о всей
совокупности общественных отношений: материальных и идеальных
(идеологических), настоящих и прошлых. Из этого следует, что человека
надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не
дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить
лишь к ≪экономическому человеку≫ или только к ≪человеку разумному≫,
или к ≪человеку играющему≫ и т.д. Человек есть существо и
производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и
политическое и т.д. одновременно.

21. Сущность и существование человека

Однако человек — не только результат общества и общественных
отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он
оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных
отношений.
Человек не сводится к своей сущности. И если сущность человека — это
общая характеристика рода человек, то существование каждого индивида
всегда индивидуально в своем конкретно-эмпирическом выражении и не
исчерпывается сущностью.

22. Сущность и существование человека

23. Экзистенциализм – философия существования

Человеческое существование трактуется здесь как человеческое бытие,
соотнесенное с трансценденцией, т.е. выходом человека за рамки
индивидуально-реального, посюстороннего мира. С точки зрения этой
философии существование — это всегда индивидуальное
существование. Это существование, в котором, хотя и живут вместе, но
умирают в одиночку. Поэтому в экзистенциализме индивид и общество
рассматриваются как противоположные образования, находящиеся в
постоянном и непримиримом конфликте. Индивид — это личность,
общество — это безличность. Подлинное существование связывается
с индивидуальным бытием личности, ее свободой и стремлением к
трансценденции. Не подлинное существование — это бытие в обществе,
стремление утвердиться в нем и принять его законы.
И лишь перед лицом смерти, в ≪пограничной ситуации≫ обнаруживается,
что в жизни человека было подлинно, а что нет.

24. Свобода и ответственность

Свобода становится бременем, непосильным для человека. Почему для одних
свобода – заветная цель, а для других –
угроза?
Постановка и пути решения этой проблемы
в истории философии связаны с духом
эпохи, со спецификой того или иного
периода в жизни человечества и объективно существующей тенденцией обособления
личности, увеличения ее самостоятельности и независимости.

25. Развитие представлений о свободе

Социальная история человека началась с того, что он вырос из состояния
единства с природой. Человек осознавал себя как существо, отдельное от
окружающего мира и от других людей. Эта свобода была крайне неразвита,
осуществлялась лишь в незначительных пределах, а потому весьма смутно
осознавалась.
Античные философы заметили эту двойственность положения человека: с
одной стороны, человек как часть Вселенной, как микрокосм должен
подчиняться ее законам; с другой – очевидным был факт свободы человека.
Идея подчинения человека законам космического миропорядка четко
прослеживается в учениях Гераклита, Демокрита, Эпикура. Мудрец не
должен слушаться закона, но жить свободно (Демокрит).
В средневековье проблема свободы приобретает форму соотношения
божественной предопределенности и свободы воли. Необходимо выяснить
природу зла – входило ли оно в план творения, или это результат
свободной деятельности человека? Зло не нарушает гармонии мира, оно
необходимо для нее (Августин).
Человеческая воля находится посередине между богом и сатаной: если
вселится в нее бог, она хочет и шествует, как бог, если же сатана – то как
сатана (Лютер)

26. Развитие представлений о свободе

Новое время: с развитием наук укрепляют свои позиции философские
направления, отрицающие существование свободы. Существование наук
стало возможным только потому, что мы признаем принцип
детерминизма.
XIX век: свобода и необходимость исследуются в историческом плане
(Кант, Гегель, Шеллинг). Для них свобода – не свобода отдельного
индивида, а свобода рода, человечества, общества, а необходимость –
историческая закономерность человеческой истории. Свобода
действующего в истории субъекта через результаты его деятельности
становится необходимостью.
«Во всемирной истории посредством действий людей получаются вообще
несколько иные результаты, чем те, к которым эти люди стремятся и
которых они желают. Люди осуществляют свои интересы, но благодаря
этому содержится в них то, что ими не сознавалось и не входило в их
намерения».
Гегель

27. Развитие представлений о свободе

Маркс продолжает традицию Спинозы и Гегеля в понимании свободы как
познанной необходимости: «Люди сами делают свою историю, но они ее
делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они
выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от
прошлого».
ХХ век: экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер). Свобода есть независимость
и определяемость личности «изнутри»; свобода – это выбор своей самости, ибо
выбирая, я есть. Таким образом, человек не может не выбирать, то есть он не
может освободиться от своей свободы. Человек оказывается «приговоренным
к свободе» (Сартр), не человек обладает свободой, а свобода владеет человеком
(Хайдеггер), все в человеческой жизни должно пройти через испытание
свободой (Бердяев). Быть личностью, быть свободным – трудно, это значит взять
на себя непосильное бремя

28. Развитие представлений о свободе

Прогресс свободы всегда сопровождается растущей изоляцией индивидов,
разрывом связей, утратой идентичности с остальными людьми. И, как
следствие – одиночество, отчужденность и вражда (Э. Фромм).
Цель человека – не вырваться из-под власти необходимости, а
освободиться от свободы, которая держит его в своих тисках.
Итак, в ходе исторического развития человек становится все более
свободным – экономически, политически, духовно. Но вместе с тем возрастает
и его зависимость от экономических, политических и духовных факторов.
Увеличение степени свободы человека поднимает проблему его
ответственности.

29. Проблема смысла жизни

Реальная ограниченность человеческого
существования во времени, осознание своей
смертности способны претвориться в позицию
ответственности за свою жизнь, осмысленное
отношение к своему времени.
Атеистические концепции утверждают, что
смысл человеческой жизни в самой жизни.
(Эпикурейцы)
Общественная значимость человеческого
бытия. Человек живет среди людей:
окружающих, близких и далеких. И в связи с
этими людьми заключен его реальный шанс на
бессмертие и стимул надежды. В их кругу
индивиду дана возможность
самоосуществиться, обрести признательность,
благодарность, память о себе.

30.

Спасибо за
внимание!
Вопросы????
English     Русский Правила