Похожие презентации:
Древнерусская литература и мы. Идеалы древнерусской литературы. «Житие Бориса и Глеба»: особенности сюжета и своеобразие жанра
1.
«Древнерусская литература и мы.Идеалы древнерусской литературы.
«Житие Бориса и Глеба»:
особенности сюжета и своеобразие
жанра»
2. Цивилизационный выбор
3. Цивилизационный выбор
4.
5.
История народа как разворачиваниябожественного Промысла о народе, о
времени до Страшного суда. До к.16 в.
Сознание эсхатологическое, через
призму Страшного суда.
6.
Нелитература
–
словесность.
Древнерусские книжники сами себя
называли «списателями», списывали
Божественные письмена, т.е. писали по
Благодати, поэтому была анонимной.
7.
Ибо что такое молитва? Это беседачеловека с Богом. А книга — это
беседа Бога с человеком, потому что
книги писались по благословению
и по благодати.
8.
Кто же герой древнерусской словесности?Каков ее идеал?
9.
10.
Как стать святым?Преподобный Нестор указал путь святого — это
исполнение 19 заповедей:
десяти ветхозаветных заповедей — как сказал
Спаситель, придя в мир: «Не нарушить пришел Я
[закон], но исполнить» (Мф. 5:17) —
и девяти заповедей уже новозаветных, это Нагорная
проповедь.
11.
Житие — жанр церковной литературы, в котором описываетсяжизнь и деяния святых.
Благочестивое происхождение героя жития, родители
которого обязательно должны были быть праведниками.
Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил
время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес,
которые происходили при жизни святого и после его
смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
12.
• Почему из всех эпитетов к слову«Русь» подошел лишь эпитет
«святая»? Почему Англия у нас
старая и добрая, Германия – великая,
Франция – прекрасная, Америка –
свободная, а Русь – святая?
13. Две составляющие:
• осознание своей греховности• и вера, что Бог силен поднять
человека с любого дна
14. Какие христианские добродетели они проявили?
15. Какие христианские добродетели они проявили?
• Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднятьруку на брата. Благоверные князья-страстотерпцы не
только прославлены от Бога даром исцелений, но они –
особые покровители, защитники Русской земли. Известны
многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества
время, например, – святому Александру Невскому
накануне Ледового побоища, великому князю Димитрию
Донскому в день Куликовской битвы. Почитание святых
Бориса и Глеба началось очень рано, вскоре после их
кончины.
• Этот подвиг учит нас быть отзывчивыми к сверстникам и
старшим.
• Подвиг Бориса и Глеба развивает способность к
сопереживанию, умению мирно решать конфликты.
16.
Борис и ГлебСвятополк
Правдивость, доверчивость, нестяжание, презрение к
земным благам
Лживость, лицемерие, корысть, властолюбие
Надежда на Бога
Упование на собственный разум
Кротость, великое смирение, любовь к Богу и ближнему, Злоба, ненависть
в том числе, к врагу
Доброта, сердечность, щедрость, блаженный плач,
непрестанная молитва
Жестокосердие, черствость
Способность радоваться успехам другого, открытость
Зависть
Блаженные, святые
«Окаянный, треклятый»
17.
• Русские князья Борис и Глебправедники
защитники
• благочестивые горячая вера в Бога мудрые
• смиренные
кроткие
мученики
• радели за
защищали землю
православную веру
русскую (Куликовская
битва)
18. Вывод:
• До 16 века: Бог и человек,построение земного Отечества.
• 17-18 в.в.: раскол. Борьба за веру.
• 19 в.: человек и Бог.
• 20 в.: человек без Бога.
• 21 в.: возвращение в Россию,
возвращение к русской вере.
19.
Две страшные опасности стоят на этомпути: «гордость чистотой своей» и
гордость ума, который на самом деле
движется вперед лишь тогда, «когда
идут вперед все нравственные силы в
человеке».