1.01M
Категория: ИскусствоИскусство

Экспозиция. Три основных параметра, влияющие на экспозицию

1.

Занятие №3. Экспозиция.

2.

«ЭКСПОЗИЦИЯ» - КОЛИЧЕСТВО СВЕТА, ПОПАДАЮЩЕГО НА
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛОЙ (МАТРИЦА, ФОТОПЛЕНКА) ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ.
Математическая формула, описывающая экспозицию, в простейших случаях
выглядит так:
H=E*t
H — экспозиция,
E — освещенность, регулируемая диафрагмой,
t — выдержка в секундах.

3.

От экспозиции, полученной светочувствительным элементом, зависит передача
изображением тонов объекта съемки.
Слишком малая экспозиция (НЕДОДЕРЖКА) производит малое воздействие и
приводит к получению слабого -НЕДОЭКСПОНИРОВАННОГО - изображения, в
котором отсутствуют тёмные участки объекта съемки,
а иногда изображение отсутствует вообще.
Слишком большая экспозиция - ПЕРЕДЕРЖКА - приводит к получению
изображения с отсутствующими деталями в светлых местах, а иногда и полному
отсутствию изображения.
Экспозиция должна быть такой величины, чтобы позволить материалу с
определённой светочувствительностью получить количество света, необходимое
для воспроизведения максимального диапазона сюжетно важных яркостей в
пределах доступной шкалы.
Чем больше светочувствительность матрицы (фотоплёнки), тем меньшая
требуется экспозиция.

4.

Слева направо: недоэкспонирование, нормальная экспозиция, переэкспонирование

5.

Три основных параметра, влияющие
на экспозицию:
- диафрагма;
- выдержка;
- светочувствительность.

6.

Для каждого кадра требуется определённое количество света
(экспозиция).
В фотоаппарате есть три возможности дозировать световой поток:
диафрагма, выдержка и чувствительность.
Чувствительность используется лишь в тех случаях, когда ситуация
не позволяет изменять выдержку и диафрагму.
Кроме контроля поступления света на матрицу, выдержка и
диафрагма – это эффективные художественные инструменты.
Сперва их надо понять, а со временем и опытом придёт лёгкость
применения. Опытный фотограф использует эти инструменты на
уровне подсознания.

7.

Диафрагма (diaphragma – перегородка, греч.), в английском «апертура» (aperture,
англ.)
Диафрагма – элемент конструкции объектива, отвечающий за диаметр отверстия
пропускающего свет на светочувствительную поверхность (плёнку, либо матрицу).

8.

ДИАФРАГМЕННОЕ ЧИСЛО— ЗНАЧЕНИЕ ЗНАМЕНАТЕЛЯ ТЕКУЩЕГО ОТНОСИТЕЛЬНОГО
ОТВЕРСТИЯ ОБЪЕКТИВА.
ДИАФРАГМА ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВОЙ F
Возможные значения f-чисел описываются специальной шкалой диафрагм,
представляющей собой последовательность чисел:
1 - 1 , 4 - 2 - 2 , 8 - 4 - 5 , 6 - 8 - 1 1 - 1 6 - 2 2 - 3 2 и т.д.
В современных камерах число диафрагмы как правило задается с шагом в 1/3
ступени (EV), поскольку такой шаг совпадает со шкалой светочувствительности
фотоматериала ISO.
Типичная третичная шкала f-чисел
1.0 1.1 1.2 1.4 1.6 1.8 2 2.2 2.5 2.8 3.2 3.5 4 4.5 5.0 5.6 6.3 7.1 8 9 10 11 13 14 16 18 20 22 25 29 32

9.

10.

Немного о ГРИП
Основным показателем, на который влияет изменение диафрагмы, является ГРИП глубина резко изображаемого пространства.
Давайте более детально разберемся с тем, что нам дает увеличение или уменьшение
отверстия диафрагмы. Чем меньше отверстие диафрагмы, тем больше глубина резко
изображаемого пространства, кратко – глубина резкости, то есть область четкой
фокусировки вокруг снимаемого объекта, и наоборот.

11.

ВЫДЕРЖКА— интервал времени, в течение
которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или
светочувствительной матрицы.
Выдержка всегда измеряется в секундах и миллисекундах.
Обозначается как: 1/200, в камере отображается только знаменатель: 200.
Если выдержка секунда или длиннее, обозначается так 2″ т.е. 2 секунды.
В затворах современных фотоаппаратов используется стандартная шкала
выдержек в долях секунды, причем для коротких выдержек (меньше 1 секунды)
числитель опускается, и выдержка описывается знаменателем:

12.

8000 (1/8000 c)
4000 (1/4000 c)
2000 (1/2000 c)
1000 (1/1000 c)
500 (1/500 с)
250 (1/250 с)
125 (1/125 с)
60 (1/60 с)
30 (1/30 с)
15 (1/15 с)
8 (1/8 с)
4 (1/4 с)
2 (1/2 с)


B — «Bulb». Ручная выдержка (затвор открыт до тех пор, пока нажата
кнопка спуска затвора или не поступит сигнал с пульта дистанционного
управления).

13.

ВАЖНО
Минимальная выдержка при съёмке с рук
(для получения резкого кадра) не постоянна и зависит от
фокусного расстояния.
Зависимость обратная, т.е. для 300 мм лучше
использовать выдержки короче 1/300.

14.

Длительность выдержки влияет на экспозицию, но помимо того является
также одним из наиболее мощных творческих инструментов в фотографии.
Она может передать движение, заморозив его или отследив, выделить
предметы и сгладить воду.
Передача движения
Выдержка: 3 секунды
Выдержка: 30 секунд

15.

Короткая выдержка- заморозка движения.

16.

ЭКСПОПАРА - представляет собой пару значений диафрагмы и
выдержки, при этом одно и то же значение экспозиции могут обеспечивать
несколько экспопар, например 1/30 и f8, 1/60 и f5.6, 1/125 и f4 и так далее.
Если вы не знаете какие значения уставнавливать, то можете
воспользоваться несложным универсальным
Солнечным правилом шестнадцати:
Чтобы получить нормальную экспозицию в яркую солнечную погоду
поставьте значение диафрагмы f/16, а выдержку и ISO – обратные
значения, т.е например,
1/100 и ISO 100; 1/200 и ISO 200; 1/400 и ISO400 и т.д.
Если же день облачный, откройте диафрагму до f/8, а остальные значения
поставьте по аналогии с предыдущим примером.

17.

Обычно принято считать, что параметров экспозиции два,
диафрагма и выдержка, однако это было верно до последнего
времени, когда фотограф, привыкнув к пленке, считал,
что этот параметр неизменен.
Сегодня он меняется также быстро, как и выдержка с диафрагмой,
хотя и отдельного колесика не придумали под него даже в зеркалках.

18.

Чувствительность ISO — это восприимчивость светочувствительного
элемента к потоку света, ограниченному диафрагмой и временными рамками
выдержки при проецировании на площадь светочувствительного элемента.
Для измерения чувствительности во всем мире приняты стандартные единицы
Международной организации по стандартам (ISO), откуда и получили свое название.
Чувствительность матрицы может меняться перед каждым кадром, также вдвое за
один шаг.
Цифровые фотоаппараты сегодня могут менять чувствительность и в треть шага, но
стандартные значения лежат в пределах ряда
ISO 25, 50, 100, 200, 400, 800, 1600, 3200, 6400, 12800, 25600 и т.д.
Повышая чувствительность, вы увеличиваете зернистость пленки и шумы матрицы,
уменьшая, сокращаете.

19.

ТРЕУГОЛЬНИК ЭКСПОЗИЦИИ

20.

График зависимости диафрагмы, выдержки и чувствительности

21.

На графике видно взаимозависимость всех трех параметров экспозиции.
- диафрагма, как наиболее важный параметр экспозиции, на графике представлена
диафрагменными числами и по координатному вектору
уменьшается от открытой до закрытой.
- выдержка, как зависящая от диафрагмы, у нас тоже уменьшается от 1 секунды до
1/2000 сек, что ее никак не ограничивает в жизни (фотоаппараты могут задавать
выдержки «от руки» и до 1/8000, если не считать суперкрутых моделей).
- чувствительность, в отличие от двух первых, по вектору растет — но у нее просто нет
выбора.

22.

Любая цифровая фотокамера имеет несколько пользовательских режимов
отработки экспозиции.
К таким стандартным режимам относятся:
«пейзаж»,
«портрет»,
«ночной пейзаж»,
«спорт»
и некоторые другие.
Так, если задан режим «пейзаж», то значение диафрагмы выставляется возможно большей величиной
(например, в ф16), при этом компьютер следит за тем, чтобы продолжительность выдержки не вышла
за максимально-допустимые пределы (для текущего фокусного расстояния) и изображение не
смазалось вследствие так называемой «шевелёнки». Благодаря большому значению диафрагмы,
снимок получит наибольшую глубину резко изображаемого пространства, что особенно важно для
съёмки большинства пейзажей.

23.

В режиме «портрет», напротив, желательна небольшая глубина резкости.
Поэтому тут предпочтительней диафрагма, открытая до предела (скажем,
ф2.0), что даёт возможность отделить резко-изображаемый объект от менее
резкого или нарочито «размытого» фона. Для того, чтобы количество
упавшего на матрицу света соответствовало требуемой величине
экспозиции, камере приходится существенно укорачивать выдержку.
В режиме «спорт» ключевым параметром является уже выдержка, которая
должна быть как можно короче: а вдруг ноги футболиста или рука
теннисистки смажутся? Поэтому выдержка и выставляется минимально
возможным значением. Забота о поддержании правильной экспозиции при
этом доверяется диафрагме.
В полностью автоматическом режиме Auto, который также называют
«зелёным» режимом, выдержка и диафрагма имеют примерно равные
приоритеты. Это же относится и к режиму программной экспозиции «P».

24.

Кроме так называемых «сюжетных» режимов, цифровая камера имеет и
другие режимы экспозиции:
«T» (приоритет выдержки) и «A» (приоритет диафрагмы).
Первый из них подходит для съёмки динамичных сцен, таких как, например,
течение быстрого водного потока, движение машины и так далее. Фотограф задаёт
желаемую выдержку, а камера сама подбирает величину диафрагмы.
Второй режим, с приоритетом диафрагмы, используется в тех случаях, когда фотограф
хочет управлять величиной поля резкости, то есть, в портретной съёмке, при
макросъёмке, натюрмортах и, конечно же, в пейзаже. Для этого нам надо выбрать
желательную диафрагму, а камера сама позаботится о правильной выдержке.
Наконец, цифровые фотокамеры имеют и полностью ручной режим, чаще всего
обозначаемый буквой «M».
Выбрав его, фотограф запрещает процессору использовать данные со встроенного
экспонометра, а выдержку и диафрагму задаёт по собственному разумению. Тем не
менее, на экране камеры или в видоискателе, на специальной шкале всё равно будут
показаны данные экспонометрии, а также информация о том, насколько расходятся с
ними параметры, задаваемые фотографом.

25.

Приборы для замера экспозиции:
- экспонометр;
-флешметр.

26.

Как работает экспонометр?
Поскольку радикально черный и белый тона, в действительности, не существуют в
природе, а являются всего лишь пределами измерения того или иного прибора
(будь то глаз человека или экспонометр), то основу для измерения составили
промежуточные оттенки серого.
Такой тон был выбран, и за эталон приняли серый оттенок, получающийся в результате
смешения белой и чёрной красок в пропорции 18% к 82% (иногда говорят - 20% и 80%).
Как выглядит такой 18% серый тон, можно видеть справа.

27.

Почему был принят именно этот, а не другой стандартный
тон, скажем 50% среднесерый?
Принято считать, что 18 процентов соответствует средней
отражательной способности средней сцены, на основании
анализа статистики всех встречающихся сюжетов.
Существует и вторая теория – при поиске часто
встречающегося при фотографировании эталона взяли
отражающую способность обычного человеческого лица,
которая в среднем очень близка к 18%.

28.

Типы экспозамера – матричный, центровзвешенный и точечный.
При МАТРИЧНОМ ЭКСПОЗАМЕРЕ - весь кадр равномерно разбит на равнозначные зоны по числу
сенсоров, например, на 1005. Каждый из этих примитивных сенсоров, являясь маленьким
экспонометром, анализирует яркость только «своей» зоны, и передаёт её в мозг компьютера.
Затем компьютер обращается к памяти, сравнивая полученную световую картину с имеющимися в
памяти схематическими образцами, число которых может достигать десятков тысяч.
Найдя похожий образец, компьютер использует
соответствующую ему экспопару.
Нетрудно догадаться, что при этом общая яркость
сцены принимается равной 18%.
Матричный тип экспозамера подходит только
для съёмки сцен, не имеющих ярко выраженного
основного объекта и с более-менее
ровной освещённостью.

29.

ЦЕНТР(АЛЬН)ОВЗВЕШЕННЫЙ - экспозамер, является разновидностью матричного.
Как и при матричном, в расчёт экспозиции берутся данные со всех сенсоров,
однако «вес» информации от каждого сенсора зависит от его расположения в кадре.
Так, данные с периферии кадра практически не используются в расчёте, в то время
как наибольшее влияние имеют данные с тех сенсоров, которые находятся внутри
небольшой округлой зоны размером примерно в треть кадра, расположенной по
центру кадра. Как вы понимаете, если положение
снимаемого лица совпадёт с этой областью,
то его яркость будет соответствовать
пресловутым 18%, то есть тому, чему ей и
положено быть.

30.

ТОЧЕЧНЫЙ ЭКСПОЗАМЕР - при таком способе в расчёт экспозиции берётся яркость
только очень маленькой области, расположенной либо в центре кадра, либо в одной из зон
автофокусировки, той, что активна в данный момент. Это позволяет экспонометру не
принимать во внимание яркости других, маловажных частей кадра, целиком и полностью
отдавшись основному объекту.
Если в плёночной технике такой тип замера
встречается только в дорогих моделях,
то в «цифре» сегодня распространён
настолько, что имеется почти в каждой
«цифромыльнице». Его можно использовать
при съёмке пейзажа, портрета, натюрморта,
и так далее. Не подходит он лишь для
фотографирования динамичных сцен.
Можно сказать, что этот метод является
наиболее точным из всех встроенных в
вашу фотокамеру, но оговорившись:
при условии его правильного применения.
В противном случае он испортит вам всю
картину.
English     Русский Правила