Древние славяне исповедовали языческую веру
Источники изучения языческих верований: археологические, мифы, песни, сказки
Языческие обряды: МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
Как представляли себе мир славяне-язычники?
Трехярусный мир славян-язычников
Поклонение языческим богам
Пантеон славянских языческих богов
ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнии
СВАРОГ – Бог Огня
ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"
МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбы
ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ древних славян
Литература по теме презентации
14.94M
Категория: ИсторияИстория

Расселение славян

1.

Геродот о праславянах:
«скифы-земледельцы»,
«скифы-пахари»
«борисфениты»
«невры»
«гелоны и будины»
Термины «сколоты» и
борисфениты» —
равнозначны, эти племена
родственны между собой.
Кола-ксай — Солнце-царь
Сколоты – дети солнца

2.

славутич

3.

На конец первого века до
нашей эры приходятся
сообщения о венедах Корнелия
Тацита, который
характеризует их в виде
довольно большой этнической
группировки. Тацит пишет о
том, что венеды проживали по
соседству с племенами
певкинов и феннов,
расположившихся на
территории от Прибалтики до
Урала. Указать точную
территорию локализации
венедов не представляется
возможным. К тому же,
сложно сказать о том, были ли
славянами венеды времен
Тацита. Имеется
предположение о том, что в то
время венеды
ассимилировались со
славянами, в результате чего
стали обладателями их имени.

4.

Впервые
этноним
венеды встречается в
Естественной истории
Плиния, погибшего
при
извержении
Везувия в 79 г. н. э.
Историк VI в. Иордан
прямо
свидетельствует, что
«многолюдное племя
венетов» в его время
было известно под
разными названиями:
«…все
же
преимущественно они
называются
склавенами и антами»
или «…ныне известны
под тремя именами:
венетов,
антов,
склавенов».

5.

6.

7.

Прокопий Кесарийский—византийский историк VI века. Отрывок о славянах взят из
книги Прокопия «Война с готами»
...Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в
народоправстве [демократии], и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается
делом общим. Равным образом и во всем остальном можно сказать у обоих этих
вышеназванных варварских племен вся жизнь и узаконения одинаковы. Они считают, что
один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву
быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не
признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот
грозит смерть, охваченным ли болезнью или на войне попавшим в опасное положение, то
они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу, и,
избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими
куплено ценою этой жертвы. Они почитают и реки, и нимф, и всякие другие божества,
приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по
большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на
врагов со щитами и дротиками в руках, панцырей же они никогда не надевают. Иные не
носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в
сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по
внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной
силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не совсем черный, но все
они тёмнокрасные. Образ жизни у них, как и у массагетов, грубый, без всяких удобств;
вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей
чистоте сохраняют гуннские нравы.

8.

И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же: в древности оба эти племени
называли спорами [рассеянными], думаю потому, что они жили, занимая страну
«спораден» . (рассеянно), отдельными поселками. Поэтому-то им и земли приходится
занимать много. Они живут на большей части берега Истра по ту сторону реки. Считаю
достаточным сказанное об этом народе».
На конец первого века до нашей эры приходятся сообщения о венедах Корнелия
Тацита, который характеризует их в виде довольно большой этнической группировки.
Тацит пишет о том, что венеды проживали по соседству с племенами певкинов и феннов,
расположившихся на территории от Прибалтики до Урала. Указать точную территорию
локализации венедов не представляется возможным. К тому же, сложно сказать о том,
были ли славянами венеды времен Тацита. Имеется предположение о том, что в то время
венеды ассимилировались со славянами, в результате чего стали обладателями их имени.
Если о венедах, описываемых Тацитом, еще можно спорить, то племена венедов в
летописях более поздних авторов - это без сомнения славяне (с шестого века нашей эры).
Наиболее значимы упоминания о славянах, проживавших в середине первого тысячелетия
нашей эры. Теперь славянские народы именуются как словены, а наряду с ними
упоминаются анты. Иордан также населяется преждними венедами. Такие византийские
авторы как Прокопий Кесарийский, Менандр Протиктор, Агафий, Маврикий и
Фиофилакт Симокатта в основном описывают славян Балканского полуострова и
Подунавья, что объясняется вторжениями славянских общностей на территории ВосточноРимской империи. Византийские авторы в своих сочинениях сообщают информацию о
различных аспектах жизнедеятельности и быта древних славян.

9.

10.

11.

12.

Трипольская культура, распространённая в
VI—III тыс. до н. э. в Дунайско-Днепровском
междуречье

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23. Древние славяне исповедовали языческую веру

Язычество – взгляды людей на устройство мира, верования, обряды,
основанные на поклонении множеству богов, олицетворяющих силы
природы

24. Источники изучения языческих верований: археологические, мифы, песни, сказки

25. Языческие обряды: МАГИЯ (КОЛДОВСТВО), ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

К языческим верованиям
относятся:
Священный дуб
• АНИМИЗМ – вера в души и
духов (духов природы).
• ФЕТИШИЗМ – поклонение
священным предметам;
• ТОТЕМИЗМ – поклонение
священным животным,
основателям рода;
Священный медведь

26.

27. Как представляли себе мир славяне-язычники?

Как представляли себе мир славянеязычники?
МИР – яйцо, земля - желток
Мир живых
земля
Мир мертвых
Вокруг ЗЕМЛИ – 9 небес;
Одно – для солнца; второе – для
луны; третье – для звезд…
седьмое – «твердь», дно
небесного Океана.
В центре мира находится Мировое Дерево.
Оно соединяет нижний мир (мертвых),
верхний мир (живых), землюПосреди
и девять
Океананебес.
– остров
«ирий» или Буян

28. Трехярусный мир славян-язычников

• Идол разделен на три горизонтальных части,
которые символизируют трехярусный мир – мир
богов, мир людей и преисподняя.
• На каждой грани изображено разное божество.
Збручский идол –
четырехгранный
столб высотой 3
метра
Развернутый вид

29. Поклонение языческим богам

• ИДОЛ –
изображение
языческого бога
• КАПИЩЕ,
СВЯТИЛИЩЕ –
места поклонения и
принесения жертв
языческим богам
• ВОЛХВЫ –
служители культа
языческих богов у
древних славян

30.

31.

32. Пантеон славянских языческих богов


РОД – один из
верховных Богов,
принимавших участие в
создании Вселенной,
посылает на Землю
души людей, когда
рождаются дети.
РОЖАНИЦЫ – парные
женские божества –
Мать и Дочь. Богини
плодородия, хозяйства,
любви, помощницы при
рождении детей.
Праздник Рожаниц
справляли 22 – 23
апреля, приносили
жертвы молочными
продуктами, а потом всю
ночь жгли костры: один
большой, а вокруг 12
поменьше.
Рожаницы

33.

ДАЖДЬБОГ
– Бог Солнца (дающий все блага бог).
Солярные (солнечные) знаки
Священным
знаком Солнца был
крест
Даждьбог ездит по небу
на чудесной
колеснице,
•МЕРЦАНА
запряженной
четверкой
(Утренняя
Заря)
была
златогривых коней с
женой Солнца.
золотыми крыльями. А
В солнечный
Иванов день
свет
праздновали
брак.
происходит отих
золотого
щита.

34. ПЕРУН – славянский Бог грозы, грома и молнии

Просматривается
связь
имени
Перуна со
Представляли
разгневанным
Молнии унемолодым,
Перуна
были
двоякого
словамис «первый»,
«правый». Первый
среди
мужем
рыжей
клубящейся
бородой.
рода:славянского
лилово-синие,
«мертвые»,
Богов
языческого
пантеона.
Волосы представляют грозовую
тучу.
разящие насмерть, и золотые,
Правый,
т.к.
Перуна
считалиВучредителем
Имя
Перун
очень
древнее.
переводе
«живые»,
созидающие,
нравственного
и самым
первым
означает
«Тот,закона
кто сильно
бьет»,
пробуждающие
новую
защитником
Правды.жизнь.
«Разящий».
Изображение Перуна
на Збручском идоле
Громовый
знак Перуна
Святилище
Перуна (реконструкция)

35.

36. СВАРОГ – Бог Огня

• Третьим братом
Солнца и Молнии был
Огонь.
Особую священную
силу приписывали
Огню, полученному
древним способом –
трением.
Возжиганием такого
Огня отмечали
наступление нового
года, справляемого в
Добывание священного «живого»
день зимнего
Огня
Севернорусский
овин – место культа
солнцеворота 22
Бога Огня
декабря.

37. ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"

ВЕЛЕС – покровитель скота, «скотий бог"
• Велес или Волос (от волосатый) – бог
Изображение
Велеса на
Збручском
идоле
скотоводста, богатства, плодовитости.
Велеса чествовали с 20 по 25 марта,
на масляничную неделю и с 25
декабря по 6 января на святки. 6
января – Велесов день.

38. МАКОШЬ – богиня урожая, богиня судьбы

• Имя ее составлено из двух частей: «ма» -
мать и «кошь» - кошара, корзина. Макошь
– мать наполненных корзин, хорошего
урожая.
•Обязательный
атрибут Макоши – рог
изобилия.
•Она
покровительствовала
браку и семейному
счастью.
Изображение
Макоши на
Збручском
идоле
•Макошь – «пряха»,
метафорическое
«прядение нити
судьбы»
Изображение Макоши в
вышивке

39. ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ древних славян

• ХОРС – бог солнца, солнечный конь. «Хоро» и «коло»,
означает круг. Праславяне называли себя сколотами –
потомками солнца.
КОЛЯДА – божество молодого, рождающегося солнца,
возникло из праздника зимнего солнцеворота
ЯРИЛА – ежегодно умирающий и воскресающий бог
плодородия, неукротимой страсти.
СТРИБОГ – бог ветра, воздушной стихии.
СВЕТОВИД – верховный бог, хранитель и продолжатель
рода.
БЕЛБОГ – хранитель добра, удачи, справедливости и
счастья.
ЧЕРНОБОГ – властитель подземного мира, мира тьмы.
МОРАНА – богиня темноты, мороза и смерти.

40. Литература по теме презентации

• Александрова Л. Народный календарь. Москва, 2003
• Клиентов А. Народные промыслы. Москва, 2004
• Кузьмичев И.К. Лада, или повесть о том, как
родилась идея прекрасного и откуда Русская красота
стала есть. Москва, 1990
Мифы древних славян. Велесова книга. – Сост. А.И.
Баженова, В.И. Вардугин. – Саратов, 1993
Оборин В.А., Чагин Г.Н. Чудские древности Рифея.
Пермь, 1988
Семенова М. Мы – славяне. Санкт – Петербург, 1998
Энциклопедия для детей. История России. Том 5,
Москва, 1995
English     Русский Правила