Похожие презентации:
Взлёты и падения 60-х в литературе
1. и падения 60-х
Взлёты
и падения
60-х
2. Процесс «оттепели» в литературе и политике.
Опубликован «Один день Ивана Денисовича»1961
1964
Нобелевская премия
Б.Пастернака
1958
1964
«Дело» И.Бродского
снят Н. Хрущев
1966 «Дело»
А.Синявского
и Ю.Даниэля
1968
танки в Праге
1956
ХХ съезд КПСС
1953 смерть Сталина
1970
закрыт «Новый мир»
3. Эстетические принципы и психологические особенности шестидесятников.
Шестидесятники верили в идеалыкоммунизма, романтизировали эпоху
революции.
Обретя духовную свободу,
шестидесятники начали борьбу за
Человека.
Особым вопросом для поэтовшестидесятников становится роль
художника в обществе.
Б.ОКУДЖАВА - ПЕСЕНКА О БУМАЖНОМ СОЛДАТИКЕ
4. Шестидесятники верили в идеалы коммунизма, романтизировали эпоху революции.
Однажды, став зрелей,из спешной повседневности
«Но
если
вдруг когда-нибудь
мы входим в Мавзолей,
мне уберечься
удастся,
как в кабинетне
рентгеновский,
какое би новое
вне сплетен
легенд, сраженье
без шапок, без прикрас,
не
покачнуло
шар
земной,нас.
и Ленин, как рентген, просвечивает
все равно
паду на той,
Мы я
движемся
из тьмы,
на той далекой,
Гражданской,
как на
шорох
кинолентин:
и
комиссары
в
пыльных
шлемах
«Скажите, Ленин, мы —
склонятся молча
мной»,
– так
какихнадо
Вы ждали,
Ленин?!
Скажите,писал
Ленин,один
где из самых известных
шестидесятников
– Булат
победы и пробелы?
СкажитеОкуджава.
— в суете мы суть не проглядели?»
«Скажите, Ленин, в нас идея не ветшает?»
И Ленин отвечает.
На все вопросы отвечает Ленин.
Другой шестидесятник –
А. Вознесенский – создал поэму
о Ленине «Лонжюмо».
Многие шестидесятники в своем прозрении пошли вслед за
А.Солженицыным, поняв, что прогнила не тоталитарная система, а
социалистическое общество строилось на изначальной лжи.
Против этой лжи и начали выступать те, кого в 70-е годы назовут
диссиденты, чье прозрение оказалось более глубоким. Наша
литература надолго расстанется с И.Бродским, А.Галичем,
В.Аксеновым, Г. Владимовым, В.Некрасовым и др.
5.
Р.Рождественский«Поэма о разных точках зрения».
Е.Евтушенко
Людей неинтересных
Незаменим
в мире нет.
академик
Ландау.
Их судьбы — как истории планет.
Незаменима
и
Кто-то заплакал.
У каждой все особое,резкость
свое, окрыленна
Кто-то заохал.
и нет планет, похожихконструктора
на нее. Королева!..
Бодрые песни
Даже артисты
А если кто-то незаметно
жилцирков бродячих,
лезут из окон.
даже
стекольщик,
и с этой незаметностью
дружил,
И поговорка вновь торжествует:
даже жестянщик,
он интересен был
«Незаменимых не существует..."
кок,среди людей
Значит, напрасно
самою незаметностью
своей.
над которым
не светятся нимбы,—
крестили нас в загсах.
незаменимы.
У каждого — свой тайный личный мир.
Зря мы считали годы без засух.
Незаменимы...
Есть в мире этом Каюсь,
самый
лучший миг.
Зря утопали в пахоте вязкой.
Есть в мире этом самый
час,
Бредили вязью старославянской.
но я страшный
признаю неохотно:
жизнь
Зря мы пудовым кланялись щукам.
но это все неведомо для нас.
не окончится
Зря композитор тему нащупал.
И если умирает человек,
с нашим уходом.
Зря архитектор кальку изводит.
с
ним
умирает
первый
его
снег,
Внуков,
Зря над могилами
Е.Евтушенко
и первый поцелуй,
первый
бой...
чей и
путь
еще даже
не начат,
матери воют.
незаменимые
бабушки
Все это забирает
он с собой.
Зря нас дорога однажды сманила.
«Людей
неинтересных
нет».
нянчат.
Все заменимы.
Да, остаются книги
и мосты, в мире
Знаю:
Все заменимо!!
машины и художников
холсты,
родятся
под Омском и Тулой,
Я наполняю легкие
в
горной
глуши,
да,
многому
остаться
суждено,
гневом!— как материя,
завсе
сиреневой
ЛенинЯпрост
но что-то ведь уходит
равно!тундрой,—
вам клянусь
знаю:
пошатнувшимся
небом:
Таков закон безжалостной
игры.
как материя
— сложен.
взойдут на асфальтовых
нивах
лжет поговорка!
Не
люди
умирают,
а
миры.
новые
тысячи
Наш народ
не тетеря,
Врет —
поговорка!
незаменимых!
Людей мы помним, грешных
и земных.
Незаменимоего с ложечки!
чтоб кормить
Незаменимых
А что мы знали, в сущности,
о них?
катится Волга.
в деле
и силе.
Не какие-то
«винтики»,
Что знаем мы про братьев,
про друзей,
Незаменимы
Незаменимых,
ветры над
будто Россия.
что знаем о единственной своей?
авзморьем.
мыслители,
Незаменимы
Пусть
—
знаменитых,
И про отца родного своего незнаменитых —
он любил
ваши митинги,
Суздаль
«Нене
какие-то
«винтики»,
мы, зная все,
знаем
ничего. а мыслители…»
незаменимых.
и
Смольный.
Глебы,
Вани и Митьки...
Уходят люди...
А. Вознесенский
Их не возвратить.
«Лонжюмо»
Незаменимых!
Зерна морошки.
«Не
какие-то
«винтики»,
а
мыслители…»
Их тайные миры не возродить.
Тень от платана...
(А. Вознесенский «Лонжюмо») И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности
кричать...
Обретя духовную свободу, шестидесятники
начали
борьбу за
6. Особым вопросом для поэтов-шестидесятников становится роль художника в обществе.
Продолжая классическую литературную традицию, они тожесчитают себя обязанными служить своему народу, своей стране.
Поэтому в поэзии 60-х социальные, гражданственные проблемы
становятся основополагающими. Конечно, в большей степени
подобное утверждение относится к поэтам-эстрадникам, но ими
не ограничивается.
«Поэт в России – больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
Его скульптор лепил.
лишь тем,
Вернее,
в ком бродит гордый
дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет»умолял попозировать он,
перед этим,«Братская
сваяв Верлена,
Е.Евтушенко
ГЭС».
их похожестью потрясен,
бормотал он оцепенело:
«Символическая черта!
У поэтов и революционеров
одинаковые черепа!»
Поэтично кроить Вселенную!
И за то, что он был поэт,
как когда-то в Пушкина —
в Ленина
бил отравленный пистолет!
А. Вознесенский
«Лонжюмо».
7. Основные направления поэзии 60-х годов.
Как в любое переломное время, главную роль влитературе начинает играть поэзия
(как самый мобильный вид искусства слова).
В поэзии 60-х существовало несколько
направлений:
эстрадная поэзия
поэзия бардов
продолжение классических
традиций
8. Эстрадная поэзия Поэзия «Стадионов».
Поэтические вечера, собиравшие огромные аудитории,стали проводиться
на самых
больших
площадках,
чаще
Совершенно
уникальное
явление
60-х гг.,
неизвестное
ив
всего
это были
стадионы.
Сейчас впоэзия.
это трудно
поверить,
мировой
литературе
– эстрадная
Волна
свободы
но
стадион
Лужники
не мог вместить
всех
желающих
духа
требовала
духовного
выражения.
Людей
соединяло
приобщиться
к новойкогда
поэзии.
как об этом
явлении
чувство общности,
ониВот
приходили
на поэтические
говорили сами поэты:
вечера молодых литераторов, бросавших вызов
догматизму прежних времен.
9.
Р.Рождественский.ДЕНЬ ПОЭЗИИ
«Нишкни, эстрада!
Будь проклята, эстрада!
Изыди! Провались в тартарары!..»
Тебя поносят широко и страстно,
тебя опять выводят из игры.
Но им назло, почти не удивляясь,
плывет по залам «стихотворный чад».
«Дешевая»
клокочет популярность,
«дешевые» овации звучат.
Витийствует – просите не просите –
«эстрадно-поэтическая моль»…
– Но кто же в залах?
– Там?!
Наверно, психи…
– Какая туча психов!
Бог ты мой!..
А. Вознесенский «Оза».
А может, милый друг, мы впрямь
сентиментальны?
И душу удалят, как вредные миндалины?
Ужели и хорей, серебряный флейтист,
Погибнет, как форель погибла у плотин?
Аминь?
Но почему ж тогда, заполнив Лужники,
Мы тянемся к стихам, как к травам от цинги?
И радостно и робко в нас души расцветают…
…Товарищ «псих»!
Огромное спасибо
за эту вдумчивую тишину.
В поэзию кидается
Россия.
Как ливень – в лето!
Как апрель – в весну!
И наплевать на чей-то визг нелепый
и нудное дрожанье шепотка:
«Вы пишете всё время на потребу…
а надо поскромней… и – на века…»
Века веками.
Поживем – обсудим…
Но продолжайся ,ежедневный бунт!
Партийная, по самой высшей сути,
поэзия, не покидай трибун!...
По праву сердца
будь за все в ответе,
о самом главном на земле крича.
Чтоб ветер революции
и ветви её знамен
касалися плеча.
Белла Ахмадулина
ДЕНЬ ПОЭЗИИ
...Не зря слова поэтов осеняют,
не зря, когда звучат их голоса,
у мальчиков и девочек сияют
восторгом и неведеньем глаза.
10.
Эстрадные поэтыпродолжали традиции
революционной поэзии 20-х
годов с её гражданским
пафосом и стремлением
изменить мир. Кумиром
поэтов стадионов был
В.В.Маяковский, любивший
говорить с большой
аудиторией.
Наиболее известные эстрадные поэты
60-х годов: Р.Рождественский,
А.Вознесенский, Е.Евтушенко,
Б.Ахмадулина – обязательные участники
больших поэтических вечеров.