Похожие презентации:
Фельетоны А.П. Чехова
1. Фельетоны А.П.Чехова
2. Напоминание
• Родился в г. Таганроге 17 (29)января 1860г., умер 2 (15)июля 1904г. в г. Баденвейлер (Южная Германия). Похоронен на
Новодевичьем кладбище в Москве.
3. Начало литературной деятельности
• В 1880 году в N10 журнала «Стрекоза» появляется первоепечатное произведение А.П.Чехова.
• Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и
тени», «Мирской толк», «Осколки».
4. «Стрекоза́»
• Еженедельныйхудожественноюмористический журнал с
карикатурами либерального
направления. Издавался в
Петербурге с 1875 по 1908 год.
• «Письмо донского помещика
Степана Владимировича к
ученому соседу д-ру
Фридриху». Подпись: «…въ».
5. Осколки
• Юмористический литературнохудожественныйеженедельный журнал.
Издавался в Петербурге с 1881
по 1916 год.
6. «Буди́льник»
• Сатирический еженедельныйжурнал с карикатурами,
издававшийся в 1865—1871 в
Петербурге, в 1873—1917 — в
Москве.
7. Фельетонные псевдонимы
Антоша Чехонте, Брат моего брата, Шампанский или Человек безселезенки.
8. 1880-е
• В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «СказкиМельпомены».
• 1886 году получает приглашение на работу от знаменитого издателя
А.С.Суворина в газете «Новое время».
• Сборники произведений этого времени — «Пестрые рассказы» (1886
г.), «Невинные речи» (1887г.).
• В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Впервые - в
Москве в театре Корша, очень популярного у московской публики.
• С началом регулярного сотрудничества с газетой Чехов отказывается от
псевдонима и подписывается полным именем.
9. 1890-е
• В 1990 году едет на Сахалин. Очерки «Из Сибири», «Остров Сахалин».• В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. В мелиховский
период (1992 — 1998 г.г.) созданы: «Палата № б», «Человек в
футляре», «Бабье царство», «Случай из практики», «Ионыч»,
«Крыжовник», написан большой «деревенский цикл» произведений,
такие как «Мужики», «На подводе», «Новая дача», «По делам
службы», повесть «Три года», пьесы «Чайка», «Дядя Ваня». Именно в
эти годы Чеховым написано свыше полутора тысяч писем к различным
адресатам.
• В 1898 году "Чайка" была поставлена на сцене Московского
Художественного театра и шла с непрекращающимся успехом.
• Знакомиться с О.Л.Книппер-Чеховой. В 1901 году – венчаются.
10. 1900-е
• Часто живет в Ялте, где у него собственный дом. Скучает посеверу.
• В 1904 году ставится еще одна пьеса Чехова «Вишневый сад».
Книппер играет Раневскую. Туберкулезный процесс усиливается
настолько, что в мае 1904 года Чехов покидает Ялту и вместе с
женой едет в Баденвейлер , знаменитый курорт на юге Германии.
11. Фельетонное творчество Чехова
• Подлинный расцвет Чехова как «беллетриста-миниатюриста»приходится на середину 1880-х годов.
• В это время, по его воспоминаниям, он писал по одному
произведению в день.
12. Два основных типа фельетонов
Чеховские фельетоны середины 1880-х годов можно условноразделить на два типа:
1. «Малые», не более 200 слов, – публиковались в «Будильнике» и
являлись откликом на реальные случаи текущей жизни.
2. Юмористические рассказы с большим объемом и разработкой
общих тем печатались в различных газетах или журналах с
подзаголовками «случай», «сценка» и тому подобными.
13. Малые фельетоны
• Фельетоны первого типа – адресные, основаны на реальном событии, фактеили высказывании (как правило, темы для таких фельетонов Чехов брал в
газетных новостях).
• В этих фельетонах четко прослеживается авторская оценка, они –
публицистические.
• По типу комического конфликта «малые» фельетоны можно отнести к
сатирическим, так как Чехов хлестко и беспощадно обличает человеческую
глупость и социальную неустроенность. Чехов не скрывает своей
иронической оценки описываемых им действий. Наибольшему осмеянию в
его фельетонах подвергаются чиновники. Например, комиссия,
рассматривавшая дело «депутатов-эпикурейцев», потративших на
командировку баснословные деньги, «порешила от депутации отчета не
требовать и признала их действия правильными. Конечно, правильные!
Разве не правильно урвать там, где можно урвать?!»
14. Приемы поэтики малого фельетона
• Авторское присутствие - «активный комментатор».• Заголовки «малых» фельетонов коротки, состоят из двух-трех слов и
содержат в себе ироническую характеристику описываемого в фельетоне
события («Новое топливо»).
• Композиционно эти фельетоны ассоциативные. Автор выстраивает
экспозицию, знакомя читателя с событиями (по объему эта часть может
достигать половины текста), попутно иронически комментируя
происходящее. Во второй половине текста Чехов явно или завуалировано
дает свою оценку/заключительную мысль/«совет» героям фельетона,
переводя внимание (опять же явно или завуалировано) на некую
общественную проблему, которая явилась причиной возникновения
конкретной ситуации (например, «Холодной воды!» или «Неунывающий
город»).
• Основными приемами сатирического заострения в этих фельетонах являются
гротеск, гипербола и пародирование канцелярской речи.
15. «Большие» фельетоны
• «Большие» фельетоны зачастую безадресные, т.е. направлены не нареальный факт, а на некую проблему в целом. Нередко объектом внимания
становится частное событие, являющееся отражением какой-либо
общественной тенденции.
• По типу комического конфликта фельетоны встречаются как
юмористические, так и сатирические.
• «Большие» фельетоны Чехова являются беллетризированными
фельетонами: они представляют собой короткую историю без ярко
выраженного «поучения» или прямого авторского мнения.
• По форме авторского присутствия: участник события («Чтение», «В почтовом
отделении»): «Хоронили мы как-то на днях молоденькую жену нашего
старого почтмейстера»; нейтральный повествователь («Смерть чиновника»,
«Лошадиная фамилия»): «Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к
двери, вышел на улицу и поплелся... Придя машинально домой, не снимая
вицмундира, он лег на диван и... помер».
16. Темы больших фельетонов
Тематика фельетонов разнообразна:• Взяточничество («Беседа пьяного с трезвым чертом», «Оратор»):
(Черт чиновнику) «Спасибо людям, научили нас взятки брать, а то
бы давно уже мы переколели...»,
• Семейные отношения («В почтовом отделении»),
• Женский вопрос («Женское счастье): «Ба-альшие, брат,
привилегии у женского пола! <…> Ну, что, ей-богу, пустили дам
вперед, разве они понимают что-нибудь в орденах?».
• Преклонение перед высшими чинами («Смерть чиновника»): «Не
мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо»,
17. Композиция
• Заголовки, как правило, назывные, без игры слов илиметафоризации.
• В завязке фабульных фельетонов Чехова четко называется
событие, о котором будет идти речь («У отставного генералмайора Булдеева разболелись зубы»), иногда с ироничной
окраской, что задает тон всему повествованию («В одно
прекрасное утро хоронили коллежского асессора Кирилла
Ивановича Вавилонова, умершего от двух болезней, столь
распространенных в нашем отечестве: от злой жены и
алкоголизма»).
18. Приемы сатирического заострения
• В отличие от «малых» фельетонов, в «больших» сатира несколькосмягчается. На первый план приходит гипербола –
гипертрофированные, но совершенно реальные ситуации, как,
например, в «Смерти чиновника».
• Основным приемом речевой игры у Чехова остается ирония. Но
Чехов при этом не саркастичен.
19. «Главное: чем короче, тем лучше…» А.П.Чехов
Главные приемы создания образов:• Реплики и диалоги.
• Описание действий героя.
• Внимание к деталям.
20. Задание на 8 февраля
• Провести сопоставительный анализ малых фельетонов Чехова ирубрики «Филантропия» в «Независимой газете» (типологических и
поэтических особенностей) по плану:
1. Сравнить типологические характеристики: тип фельетонов во всех
классификациях (сатира/юмор, адресный/безадресный,
публицистический/беллетризированный). Презентация ПОЭТИКА
ФЕЛЬЕТОНА.
2. Сравнить приемы поэтики ( в опоре на таблицу Приемы поэтики в
фельетоне).
3. Составить список: А. Общих характеристик. Б. Различий.
• Выбрать для представления на занятии пару самых похожих текстов.