Централизация и культура России в Удельный период 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв. 2.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
Управление в Московском государстве.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.
Судебник Ивана III (1497 г.)
2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.
2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.
4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Ведущие темы в литературе XIV-XV вв.
Борьба против иноземных захватчиков
Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений
Хождения:
Летопись
Архитектура:
Масштабное строительство осуществлялось в Москве:
Успенский собор 1475-79 гг.
Благовещенский собор (1484 -1489)
Грановитая палата (1487-1491)
Архангельский собор (1505-1508)
Колокольня «Иван Великий»
Русская живопись в XIV-XV вв.
Творчество Феофана Грека
Творчество Феофана Грека
Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.)
Страшный суд
«Троица» (ок. 1412 г.)
Дионисий
Быт
Личности:
Термины:
1.05M
Категория: ИсторияИстория

Централизация и культура России в Удельный период

1. Централизация и культура России в Удельный период 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв. 2.

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И
КУЛЬТУРА РОССИИ В
УДЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
1. УПРАВЛЕНИЕ В МОСКОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕ В КОНЦЕ
XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ.
2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI ВЕКА.
3.ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV - НАЧАЛЕ XVI ВЕКА.
4.ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В XIV- НАЧАЛА XVI ВВ..

2. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

1.1. Возвышение великокняжеской власти.
Создание
единого государства с центром в Москве.
Один правитель –
великий князь, представитель
московской династии Рюриковичей.
В официальных документах того времени Русь стала
именоваться – Россия.
В 1497 г. на печати появляется изображение двуглавого
орла с коронами на головах. На другой стороне печати
был вырезан всадник, поражающий копьем змея.

3. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Иван III принял новый титул — государь всея Руси.
1. Он называл себя самодержцем, подчёркивая тем
самым, что он держит землю сам, т. е. не подчиняется
никакой другой власти (имелась в виду прежде всего
власть ордынских ханов).
2. На торжественных приёмах Иван III стал появляться
со скипетром и державой.
3. Его голову венчала великокняжеская корона — шапка
Мономаха.
____________________________________________
Князья - бояре, подчиненные князя.

4. Управление в Московском государстве.

Великий князь =
Государь Всея Руси
Боярская дума
Казна
Государев
двор
Приказы
Наместник и волостель
(управление на местах)

5. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Великий князь = Государь всея Руси.
Функции:
Только он
издавал законы;
Вел переговоры с другими странами;
Объявлял войну;
Заключал мир;
Чеканил монету.
Лично возглавлял русское войско во время наиболее
значительных походов;
В остальное время воеводы;

6. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Боярская дума – законосовещательный орган, в
которой государь заседал и с которой
совещался.
Кто
входил?
5-10 самых
знатных бояр и 2-5 окольничих;
Функции:
обсуждение важнейших вопросов жизни страны;

7. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Государев двор – правящая верхушка
Московского общества;
Кто
входил?
Представители старых
боярских родов;
Функции:
Из
членов государева двора назначались наместники,
воеводы, дворецкие, послы;
Составляли свиту правителя при его выездах;

8. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Казна – сбор государственных налогов и ведала
архивом;
При
казне служили дьяки и подьячие.

9. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

1.2. Территориальное
управление:
деление
и
местное
Вся территория России делилась на уезды
(границы совпадали с удельными княжествами)
В них великий князь отправлял своих управителей –
наместников.
Наместники не получали от государства платы за свою
работу, оставляя себе часть налогов – КОРМЛЕНИЕ.
Установился
порядок, когда люди назначались на
должности в зависимости от знатности рода и от того, какую
должность занимали их предки - МЕСТНИЧЕСТВО.
Суть местничества заключалась в следующем: если некогда
один человек был подчинён по службе другому, то и их дети, и
племянники, и внуки должны были находиться в таком же
отношении.

10. 1. Управление в Московском государстве в конце XV – начале XVI вв.

Преобразования в армии:
На смену системе княжеских дружин пришла единая
армия – дворянское поместное ополчение.
Помещик – воин, который получил землю (поместье) за
службу.
Отличия от вотчины:
Условное держание
Нельзя подарить, продать
Небольшой размер
________________________________________________
Московское войско – помещики –
+вооруженные люди (холопы, крестьяне);
на
коне

11. Судебник Ивана III (1497 г.)

Судебник Ивана III 1497 г.
Составитель – дьяк Владимир Гусев.
Содержал 68 статей :
1 – деятельность центрального суда и нормы
уголовного права
2- организация и деятельность местных
судов
3- гражданское право и гражданский
процесс (наследование, договоры личного
найма, купли продажи, переход крестьян, о
холопстве)
4 – дополнительные статьи по судебному
процессу.
Нормы процессуального, гражданского и,
частично,
административного
права
распространялись на всю территорию
страны. Судебник унифицировал правовые
установления,
упорядочивал
процесс
судопроизводства в центре и на местах.
Определялась компетенция должностных
лиц.
Смертная казнь устанавливалась за
воровство, разбой, душегубство,
ябедничество, убийство господина,
похищение людей, поджоги.
Закреплялось право перехода крестьян от одного землевладельцах другому за
неделю до и неделю после Юрьева дня (26 ноября) с уплатой пожилого.

12. 2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

Крестьяне:
Перешли
на пашенное земледелие с трехпольным
севооборотом (яровые, озимы, отдыхал);
Рожь
овес
Появился
плуг;
__________________________________________
- Юрьев день – первое ограничение кретьянской
свободы;
- Пожилое – плата за проживание на земле – 1
рубль;

13. 2. Социальная структура в конце XV — начале XVI века.

Черносошные крестьяне – лично свободные
крестьяне ( Поморье);
Дворцовые крестьяне – жившие на землях
принадлежавших великому князю;
Владельческие крестьяне – проживающие на
землях вотчинников и помещиков
Казаки – беглые крестьяне – «вольные люди» –
Дон, Днепр, Волга, Яик, Терек.
Выборные
старшины
атаманы

14. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

1448 г. – автокефалия русской православной
церкви – первый русский самостоятельный
митрополит ИОНА.
НО
в подборе митрополита великие князья играли
огромную роль

15. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Монастыри:
Троице-Сергиев
монастырь – 1337 г. – Сергий
Радонежский
Соловецкий монастырь – 1479 г. – Герман,
Савватий, Зосима;
Иосифо-Волоколамский монастырь – 1479 г. –
Иосиф Волоцкий;

16. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Ереси:
В
основном из Новгорода (ПОЧЕМУ???)
Дьякон Карп
– против мзды за посвящение в духовный
сан – стригольники;
Жидовствующие – использовали Ветхий Завет и
сочинения иудейских авторов;
Христос – пророк;
Против поклонения инокам и крестам;
Храмы – бесполезно.

17. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Разногласия внутри церкви:
Нестяжатели (Нил Сорский)
Иосифляне (Иосиф Волоцкий)
-Ликвидация монастырского
землевладения;
-Аскеза монахов;
-Церковь независима от гражданских
лиц;
-За сильную великокняжескую власть
-Защита монастырских владений;
-Большие материальные средства на
просвещение, благотворительность;
-Первенство великокняжеской власти

18. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

«МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ» - монах Фелофей в
послании Василию III
Мировой
центр христианства последовательно
перемещался из Рима «ветхого» во «второй Рим» –
Константинополь, а оттуда в Москву. А четвертому
не бывать.
____________________________________________

19. 3.Церковь и государство В конце XV - начале XVI века.

Вывод:
РПЦ
с одной сторон избавилась от византийской
зависимости, однако постепенно начинает
попадать в зависимость от великокняжеской
власти.

20. 4.Особенности русской культуры в XIV- начала XVI вв..

ОСНОВНАЯ ИДЕЯ И ТЕМА:
После победы на Куликовом поле – единство Русской земли
Борьба с ордынским владычеством
Возрождение единой русской культуры;
Центр политической и культурной жизни переместился
в Москву;
Лучшие достижения, имевшиеся в отдельных русских
землях;
Освобождение от византийского влияния;
ПОСЛЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОРДЫНСКОГО
ВЛАДЫЧЕСТВА НАЛАЖИВАЮТСЯ КУЛЬТУРНЫЕ
КОНТАКТЫ В ОСОБЕННОСТИ С ИТАЛИЕЙ;

21. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Былинный эпос:
Князь
Владимир Красное Солнышко
Купец Василий Буслаевич и богатый гость Садко
(новгородские былины)
Исторические песни:
Авдотья
Рязаночка
О Щелкане Дудентьевиче
Об Иване Грозном и взятие Казани
О Ермаке

22. Ведущие темы в литературе XIV-XV вв.

Одержанная победа на Куликовом поле явилась
громадным стимулом к творческому подъему в
стране

23. Борьба против иноземных захватчиков

«Повесть о разорении Рязани Батыем»
О
семье княжеской;
Герое-богатыре Евпатии Коловрате

24.

Поэма «Задонщина» – первый
отклик на Куликовскую битву.
Воспевание героев:
Эпический памятник, в
котором воспевается
геройство участников
и
руководителей
Куликовской битвы –
Дмитрия Донского, его
двоюродного
брата
Владимира
Андреевича и всех
«удальцов русских»
Сопоставление
событий:
События современной
жизни сопоставляются
с
событиями,
описанными в «Слове
о полку Игореве», и
признается,
что
победа на Куликовом
поле – отмщение за
поражение
войск
Игоря Святославовича
Автор поэмы Софоний
Рязанец подчеркивает
важность
объединения земель
для отпора врагу. Эта
поэма
послужила
основой целой серии
исторических
повестей и баллад.

25. Необходимость государственного объединения – тема литературных произведений

«Сказание о Мамаевом побоище» - наполнено
множеством легендарных подробностей, идеологически
ориентировано на утверждение московского князя с
церковью.
«Сказание о невидимом граде Китеже» - город вместе со
своими жителями, не сдавшимися врагу, ушел на дно
озера и стал невидимым, что является подлинным
символом непокоренного русского народа.

26. Хождения:

Афанасий Никитин, купец из Твери «Хождение
за три моря» - рассказал о своем путешествии в
далекие страны Персию, Индию, Турцию.
Произведение насыщено наблюдениями в
сфере политики, экономики и культуры этих
стран.

27. Летопись

В XVI веке возрождается общерусское
летописание:
Троицкая
летопись
Московская летопись 1479 г.

28. Архитектура:

Зодчество получило развитие в городах, менее
зависимых от монгольских ханов (Новгород и Псков)
Псковское зодчество:
-В Пскове построено 22 каменных церкви.
Новгородское зодчество:
Характерен суровый и лаконичный стиль. Почти
-традиции зодчества опирались на традиции не имели украшений.
домонгольского периода
-Псковские мастера ввели особую систему
-В некоторых сооружениях ощущались новые перекрытий - взаимно перекрещивающиеся
черты. Нарядное внешнее убранство храмов. Их арки. Зодчие Пскова завоевали на Руси
всеобщую известность и оказали значительное
фасады украшают декоративные ниши
влияние на Московское строительство.

29. Масштабное строительство осуществлялось в Москве:

В 1367 году, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены
Кремля* заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по
данным археологии каменными были башни и наиболее важные части
стены, откуда была наибольшая опасность штурма). С этого периода в
летописях часто встречается название — «Москва белокаменная».
Во второй половине XV века, при Иване III Великом, Московский Кремль
перестраивается под руководством итальянских зодчих, в частности,
Аристотель Фиораванти, Пьетро Антонио Солари. В качестве основного
материала для строительства был выбран обожженный кирпич. По
замыслу зодчих центром кремля стала Соборная площадь с
расположенными на ней Успенским собором (1475—79),
Благовещенским собором (1484—89), Грановитой палатой (1487—91),
Архангельским собором (1505—08) и колокольней Иван Великий. В
отличие от главных построек Кремля, Благовещенский собор и церковь
Ризоположения (1484—86), построенные русскими мастерами, гораздо
более связаны со старыми русскими традициями.
* До XIV века Кремль назывался «детинец»

30. Успенский собор 1475-79 гг.

Сооружён в 1475—1479 годах
под руководством
итальянского зодчего
Аристотеля Фиораванти.
Главный храм Русского
государства. Старейшее
полностью сохранившееся
здание Москвы.

31. Благовещенский собор (1484 -1489)

Благовещенский собор (1484 1489)
Собор был построен в 1489 году
псковскими мастерами на
белокаменном конца XIV —
начала XV веков (оставшегося
от старого собора) и изначально
был трёхкупольным.

32. Грановитая палата (1487-1491)

Грановитая палата —
памятник архитектуры в
Московском Кремле, одно
из древнейших
гражданских зданий
Москвы. Построена в 1487
— 1491 годах по указу
Ивана III архитекторами
Марко Руффо и Пьетро
Антонио Солари. Название
получила по восточному
фасаду, отделанному
гранёным
«бриллиантовым» рустом,
характерным для
итальянской архитектуры
эпохи Возрождения.

33. Архангельский собор (1505-1508)

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под
руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на
месте старого собора XIV века

34. Колокольня «Иван Великий»

церковь-колокольня, расположенная на
Соборной площади Московского Кремля

35. Русская живопись в XIV-XV вв.

Преобладала иконопись. Т.к. возводились
деревянные храмы, не приспособленные к
стенной росписи.
Фресковая живопись. В XIV в. искусство
совершенствуется – фрески получают новые
черты: композиция, пространственный охват,
вводится пейзаж, усиливается психологизм
изображения.

36.

Феофан Грек (около 1340 —
около 1410)
Новгородский этап:
Выступал новатором и бунтарем.
Росписи в новгородской церкви
Спаса Преображения на Ильиной
улице. Изображенные святые
отличаются
строгой
индивидуальностью, у каждого
из них обособленная жизнь и
наполненность
внутренним
движением, одухотворенностью,
внутренней силой.
Московский этап:
Выполнены росписи в церкви
Рождества
богородицы
и
Архангельском соборе Кремля. В
1405 г. Феофан Грек совместно со
старцем Прохором и Андреем
Рублевым осуществил росписи в
Благовещенском соборе Кремля.

37. Творчество Феофана Грека

Росписи в
новгородской
церкви Спаса
Преображени
я на Ильиной
улице

38. Творчество Феофана Грека

Успение 1392
Преображение 1408

39. Андрей Рублев (около 1360 – 1428 гг.)

Возвышенная одухотворенность образов. Его
работы отличаются совершенством
художественной формы.

40. Страшный суд

Эта фреска сохранилась во
Владимире. Если традиционные
изображения этого сюжета
Отмечаются суровостью, то у
Рублева, изображение полно
человечности

41. «Троица» (ок. 1412 г.)

В этой иконе выражена гуманистическая
Идея согласия и человеколюбия. Художник
выразил обобщенный идеал нравственного
совершенства и чистоты.
Великое искусство иконописца
Оказало воздействие на всю
Русскую культуру в целом. Благодаря
творчеству Андрея Рублева XV век
На Руси золотой век русской живописи.

42. Дионисий

Дионисий (ок. 1440—1502) — ведущий
московский иконописец (изограф) конца XV —
начала XVI веков. Считается продолжателем
традиций Андрея Рублёва.
«Сошествие во ад» 1495—
1504 гг.

43. Быт

Города:
Опорные
военные пункты – в основном земляные
или деревянные укрепления;
Административные здания
Приказная изба
Двор
воеводы
Пушечный амбар
Государева житница
За
городом – тюрьма;
Посад – торгово-ремесленное население. Илицы
по именам церквей или по занятиям;

44.

В XV – XVI вв. стало резче проявляться
имущественное расслоение людей, но основы
жизни еще были общие.
Общие
праздники
Говорили на одном языке
Носили сходную по фасону одежду

45. Личности:

Нил Сорский –
Иосиф Волоцкий Феофан Грек Дионисий –
Андрей Рублев Аристотель Фиораванти –
Алевиз Новый –
Митрополит Иона –
Филофей –
Афанасий Никитин -

46. Термины:

Судебник –
Государь всея Руси –
Окольничий –
Дворянин –
Дворецкий XV в. -
Воевода XV в. -
Кормление -
Посол –
Приказы –
Государев двор –
Боярская дума –
Дьяк –
Подьячие –
Уезд –
Дворянское ополчение –
Юрьев день -
Волость –
Приказы –
Стан –
Ересь –
Жидовствующие –
Автокефалия -
English     Русский Правила