8.92M
Категория: ИскусствоИскусство

Вторая мировая война на экране. Часть 2

1.

Вторая мировая
война на экране
Часть 2.

2.

«Рим - открытый город» (итал. Roma, città aperta) —
фильм Роберто Росселлини 1945 года, который
считается эталоном и отправной точкой в развитии
итальянского неореализма.
Жанр: Итальянский неореализм, драма
Режиссёр: Роберто Росселлини
Автор сценария: Серджо Амидеи, Серджо
Миди, Федерико Феллини
В главных ролях: Анна Маньяни, Альдо Фабрици
Оператор: Убальдо Арата
Композитор: Ренцо Росселлини

3.

СЮЖЕТ
Действие фильма происходит в 1944 году в Риме. Гестапо
охотится за инженером Джорджио Манфреди. Он находит
приют в квартире своего друга Франческо. Ему также помогает
священник Дон Пьетро и невеста Франческо — вдова Пина. На
следующий день у Франческо и Пины назначена свадьба. Венчать
их должен Дон Пьетро, хотя Пина и не очень религиозна, тем
более беременна до свадьбы. Дети взрывают ночью цистерну с
бензином недалеко от дома. Днём дом оцепляют немецкие
войска и начинают обыск квартир. Франческо схвачен. Пина
бежит за машиной с арестованными[1], и её расстреливают.
Позже на автоколонну нападают участники Сопротивления и
освобождают арестованных. Джорджио и Франческо прячутся
на квартире любовницы Джорджио, Марины. Та выдаёт их гестапо
в обмен на наркотики. На следующий день гестапо арестовывает Джорджио,
Дона Пьетро и немецкого дезертира. Последний вешается в камере.
Гестаповцы пытают Джорджио на глазах у Дона Пьетро. Священник
молится за Джорджио, чтобы тот никого не выдал. От пыток Джорджио
умирает. Дона Пьетро расстреливают на глазах у детей из его дома.

4.

Роберто Росселлини, Федерико Феллини и Серджо Амидеи
начали работать над сценарием во время немецкой оккупации
Италии.Однако Феллини в своих воспоминаниях утверждает,
что Росселлини предложил ему «участвовать в написании
сценария для фильма, который впоследствии получил название
„Рим — открытый город“» уже после того, как Рим был
оккупирован американцами.
В качестве немцев в фильме использовались пленные немецкие
солдаты. Все зверства в фильме приписываются именно немцам.
Это было обусловлено политикой национального примирения,
которая была актуальна в Италии во время съёмок фильма.Во
время съёмок сцены ареста Джорджио и Дона Петро испуг на
лице священника был настоящим: человек с револьвером из
подъехавшего такси пытался помешать «аресту». Альдо
Фабрици кричал: «Не стреляйте!»

5.

6.

7.

8.

«Уроки французского» — советский художественный
фильм (киноповесть) режиссёра Евгения Ташкова,
снятый по мотивам рассказа Валентина Распутина
«Уроки французского».
В послевоенные годы десятилетнего Володю мать
отправляет из родной деревни в райцентр на учёбу.
Мальчик поселяется у женщины, потерявшей в
прошлую войну мужа и воспитывающей своих трёх
детей. Молодая учительница французского языка
помогает Володе. Под предлогом дополнительных
занятий учительница пытается накормить мальчика.
Гордый Володя отказывается от еды. И тогда
учительница прибегает к хитрости: она предлагает
ему играть в «пристенок» на деньги и подыгрывает
ученику. Потом её увольняют из школы, она вынуждена
уехать к себе на Родину в Кубань.

9.

Жанр: драма
Режиссёр: Евгений Ташков
В главных ролях: Михаил Егоров,Татьяна Ташкова, Валентина
Талызина
Кинокомпания: Мосфильм, 1978 год

10.

11.

12.

13.

«Живи и помни» — художественный фильм
Александра
Прошкина.
Экранизация
одноимённой повести Валентина Распутина.
Жанр: драма
Режиссёр: Александр Прошкин
Продюсер: Рубен Дишдишян, Сергей Даниелян, Арам
Мовсесян
Автор сценария: Александр Родионов, Александр Прошкин
В главных ролях: Дарья Мороз, Михаил Евланов, Анна
Михалкова, Сергей Маковецкий, Евгения Глушенко
Оператор: Геннадий Карюк, Александр Карюк
Композитор: Роман Дормидошин. Кинокомпания
«Курьер», 2008 год

14.

СЮЖЕТ
В последний год войны в родную деревню возвращается
Андрей, который дезертировал, возвращаясь из
госпиталя после ранения. О том, что Андрей вернулся,
знает только один человек — жена Настя. Настя
вынуждена скрывать мужа даже от родных, лишь
изредка навещая его в укрытии. Андрей теперь —
вечный беглец, обречённый на одиночество. Со
временем Настя узнает, что ждёт ребёнка. Теперь для
всей деревни она — неверная супруга, не дождавшаяся
мужа. Наступает день Победы, мужья и сыновья
приходят домой, и только Настя знает наверняка, что
Андрей никогда не вернется. А по деревне тем временем
ползут слухи, что Андрей не пропал без вести, что он
дезертировал и скрывается где-то неподалёку…

15.

16.

17.

18.

19.

«А зори здесь тихие» — советский двухсерийный
художественный фильм, снятый в 1972 году по
одноимённой
повести
Бориса
Васильева
режиссёром Станиславом
драмаРостоцким.
Жанр военный,
экранизация
Режиссёр Станислав Ростоцкий
Автор Борис Васильев
сценария Станислав Ростоцкий
Андрей Мартынов
Ольга Остроумова,
В главных Ирина Долганова
ролях Елена Драпеко
Ирина Шевчук
Екатерина Маркова
Оператор Вячеслав Шумский
Композитор Кирилл Молчанов
Кинокомпания Киностудия им. М. Горького

20.

Основные события фильма происходят в 1942 году во время Великой Отечественной
войны, в Карелии. У железнодорожного разъезда в тылу советских войск
расквартировано два отделения взвода зенитчиков. К коменданту разъезда старшине
Федоту Васкову (бывшему разведчику, ветерану финской войны), недовольному
поведением солдат (в частности, пьянством и тягой к противоположному полу),
присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу.
Находясь в самовольной отлучке, одна из бойцов взвода — командир отделения Рита
Осянина — обнаруживает в лесу двух немцев-диверсантов. Вернувшись в
расположение взвода, она докладывает об этом старшине Васкову, и тот принимает
решение остановить вражескую группу.
Старшина Федот Васков, бойцы Женя Комелькова, Рита Осянина, Лиза Бричкина,
Галя Четвертак и Соня Гурвич выступают на перехват диверсантов, возможной
целью которых является Кировская железная дорога.
Они устраивают засаду, но из леса выходят не двое, а шестнадцать диверсантов.
Отряд Васкова вступает в неравный бой с немцами. Подкрепление не приходит —
Лиза, которую Васков послал к своим, тонет в болоте. Девушки гибнут одна за другой,
хоть старшина и старается беречь их, насколько возможно. В живых остаётся
только один старшина. Раненый и почти безоружный, он берёт в плен оставшихся
диверсантов во главе с командиром. Когда он конвоирует их в тыл, его нагоняют
советские солдаты, возглавляемые «товарищем Третьим» и Кирьяновой. После
демобилизации Васков усыновляет сына Риты Осяниной.
Через тридцать лет Васков и его приёмный сын устанавливают мемориальную доску
в районе гибели Жени Комельковой, Риты Осяниной, Лизы Бричкиной, Гали
Четвертак и Сони Гурвич.

21.

Фильм снят очень близко к тексту книги, и отличия можно
найти в незначительных деталях:
Многие реплики старшины Васкова в книге являлись его
размышлениями. В книге Рита Осянина подбила из зенитного
пулемёта наблюдательный аэростат, причём ещё на фронте. В
фильме же она подбила немецкий разведывательный самолёт —
уже на разъезде. Кроме того, в книге в ходе боя с
«мессершмиттами», также имевшего место ещё на фронте,
помимо двух раненых, была убита одна зенитчица —
«подносчица, курносая некрасивая толстуха, всегда что-то
жевавшая втихомолку». Далее в фильме происходит небольшой
конфликт между Кирьяновой и старшиной по поводу того, что
не нужно было расстреливать парашютиста, а Осянину
предлагают представить к награде, от которой она
отказывается. Майор, начальник Васкова, осматривая сбитый
самолёт, спрашивает: «Зачем им понадобилось ваше
расположение разведывать?», — намекая на последующие
события в фильме. Этого сюжетного хода в книге не было.

22.

Лиза Бричкина по книге была родом с Брянщины, по фильму же она родом с
Вологодчины, отсюда и её «окающий» говор. В книге о гибели Гали Четвертак
Рите и Жене рассказывает Васков. В фильме девушки хоронят убитую
подругу, о чём впоследствии сообщают старшине. В книге Васков
захватывает в плен четверых диверсантов, а пятого, пытавшегося
броситься к оружию, убивает последним патроном из нагана. В фильме же
один из оставшихся четверых пытается убить Васкова, всё-таки добравшись
до оружия, но старшина опережает его и убивает из автомата, который
забирает у только что застреленного диверсанта, в результате чего в плен
попадают только трое немцев, в том числе командир группы (в чине оберлейтенанта) (в книге о пленении Васковым именно командира диверсантов не
упоминается). В фильме, после захвата диверсантов, по немецкой
радиостанции, настроенной на советскую частоту, слышно обращение
Информбюро о том, что «…значимых событий на фронте не произошло, весь
день шли бои местного значения…». В книжной версии про радиостанцию и
обращение ничего не сказано.
В книге сына Риты Осяниной звали Альбертом (Аликом), а Игорь — имя
умершего в деревне перед войной сына Васкова («не уберегла маманя»). В
фильме же Игорем зовут именно сына Осяниной. Кроме того, Васкова, своего
приёмного отца, он называет «батя» (в книге — «тятя»).

23.

Названия серий:
1-я серия — «Во втором эшелоне»
2-я серия — «Бой местного значения»
Кадр из фильма. Галя Четвертак представляет себя в
образе Марион Диксон. Цитата из фильма «Цирк»

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

«Баллада о солдате»
Великая Отечественная война. Молодой солдат Алёша Скворцов
совершил подвиг — подбил два танка противника. Командование
собирается представить его к ордену, но Алёша просит дать ему
отпуск, чтобы повидаться с мамой. Получив всего шесть суток
отпуска и купив подарок матери, Алексей отправляется в путь.
В дороге солдату встречаются и хорошие, и плохие люди; Алёша
помогает обрести семейное счастье отчаявшемуся инвалиду
войны (Е. Урбанский) и встречает девушку Шуру (Ж.
Прохоренко), с которой переживает, быть может, свою первую,
едва зародившуюся любовь. В конце концов на встречу с мамой у
Алексея остаётся всего несколько минут. Обняв её и пообещав:
«Я вернусь, мама!», солдат отправляется в обратную дорогу на
фронт. Авторы фильма с самого начала не скрывают, что
обещанию Алексея не суждено было сбыться. А мать и по сей
день ходит на ту дорогу, откуда она когда-то провожала сына на
фронт…

32.

В ролях:
Владимир Ивашов — рядовой Алёша Скворцов
Жанна Прохоренко — Шура
Антонина Максимова — мать Алёши
Николай Крючков — генерал
Евгений Урбанский — Вася-инвалид
Юрий Яковлев — голос за кадром

33.

Жанр: Военный фильм
Режиссёр: Григорий Чухрай
Автор сценария: Валентин Ежов, Григорий Чухрай
Оператор: Владимир Николаев, Эра Савельева
Композитор: Михаил Зив
Кинокомпания: Киностудия «Мосфильм, 1959 год

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

«Ива́ново де́тство» — фильм Андрея Тарковского по
мотивам повести Владимира Богомолова «Иван».
Премьера состоялась 9 мая 1962 года. Это первый
полнометражный фильм режиссёра, который принёс
ему всемирную известность и завоевал высокие награды
на Международных кинофестивалях.
«В „Ивановом детстве“ я пытался анализировать… состояние
человека, на которого воздействует война. Если человек
разрушается, то происходит нарушение логического развития,
особенно когда касается психики ребёнка… Он (герой фильма)
сразу представился мне как характер разрушенный, сдвинутый
войной со своей нормальной оси. Бесконечно много, более того —
все, что свойственно возрасту Ивана, безвозвратно ушло из его
жизни. А за счёт всего потерянного — приобретённое, как злой
дар войны, сконцентрировалось в нём и напряглось.»
А.Тарковский
English     Русский Правила