Похожие презентации:
Социальная структура и правовое положение остальных групп населения
1. Социальная структура и правовое положение остальных групп населения
Выполнила Монгуш А. АПроверила Ховалыг А. С
2.
Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы посвоим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу.
Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому
либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона
характерно неравенство различных слоев формально свободного
населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:
I. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын
человека»).
II. «Мушкенум» (в переводе – «покорный»).
3. «Авилум»
– это свободный человек-общинник, права которогозащищались в полном объеме. Среди авилумов с
ростом имущественной дифференциации выделяются
два социальных полюса:
Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и
купцы, то есть те, кто не принимал
непосредственного участия в производстве.
Широкий слой крестьян-общинников,
обрабатывающих свои мелкие участки практически
без применения рабского труда. Большая часть
продукта, производимого этой группой,
присваивалась эксплуататорской верхушкой.
4. «Мушкенум»
этосвободный человек, но утративший связь с
общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни
собственности. Землю он получал за службу в
условное владение и был ограничен в правах. Вместе с
тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество
мушкенума, например, если авилум украл у
мушкенума имущество, то платил штраф в
десятикратном размере. Если вор не мог уплатить
штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума
каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя
приниженное
положение
мушкенума,
законы
Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.
5. «Вардум»
Рабство было патриархальным либодворцовым. В законах Хаммурапи
выделяются
царские
рабы,
принадлежащие
общине,
и
частновладельческие рабы. Раб мог
иметь небольшое имущество, но
после смерти оно становилось
собственностью хозяина. Труд рабов,
влияя на всю систему общественных
отношений,
не
являлся
преобладающим, так как основная
масса
земли
обрабатывалась
свободными
6.
7. В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:
Тяжеловооруженные воины, которые назывались«Редум».
Легковооруженные воины, которые назывались
«Баирум».
Воины получали за службу у государства неотчуждаемые
наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов
от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена.
Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от
которой его могли казнить.