Похожие презентации:
Сущность идеологии русского космизма. От антропоцентризма к гуманизму
1.
Презентация к курсу «История и философия науки»Сущность идеологии русского космизма.
От антропоцентризма к гуманизму.
Выполнила:
Аспирантка 1-ого года обучения
Решетникова В.В.
Институт физиологии им. И.П. Павлова
Санкт-Петербург
2019
2.
Русский космизмРусский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XX веках. Интерес к учениям
космистов сложился в СССР в связи с развитием космонавтики, актуализацией социальных и экологических
проблем.
Отличительные черты русского космизма:
1) Рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связи с космосом;
2) Активно-эволюционистское понимание космоса, в развитии космоса решающую роль играет
творческая активность человека, в связи с чем предполагается преображение человека;
3) Подчеркивание роли науки в преобразовании космоса;
4)Признание необходимости соединения усилий людей, единства (“соборности”) человечества.
3.
Религиозно-философский космизмИдея единства духовного, космического и человеческого, космического и нравственного.
В.С. Соловьёв
Н.Ф. Фёдоров
Н.А. Бердяев
4.
Естественнонаучный космизм«Естественные предложения» природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать
«новую» природу на основе разума, науки.
Н.А. Умов
К.Э. Циолковский
А.Л. Чижевский
В.И. Вернадский
5.
АнтропоцентризмАнтропоцентри́зм — философское идеалистическое и мировоззренческое представление, согласно которому
человек есть средоточие Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Этапы развития антропоцентризма (по Н.Г. Холодному):
1) Человек не выделяет себя из природы, скорее он “очеловечивает”
природные силы — это отношение слабого к сильному;
2) Человек, выделяя себя из природы, начинает смотреть на нее как на
объект исследования;
3) Человек возносит себя над природой, опираясь на силу духа, он познает
Вселенную;
4) Наступает кризис антропоцентрического мировоззрения.
6.
АнтропокосмизмАнтропокосмизм — философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом
единстве человека и вселенной, о их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также
о средствах достижения такого состояния.
Отличительные черты антропокосмизма:
1) Принцип функционального и структурного единства мироздания и человека (тождество микро- и
макрокосмосов);
2) Миссия человека — преодоление своей ограниченности и отчужденности от космического бытия,
познание законов и смысла мирового процесса;
3) Направление человеком стихийно действующих сил в должное русло рационального преобразования
«внешней» и «внутренней» природы вещей;
4) Ориентация на всесторонний синтез духовно-культурных и практических способностей человека.
7.
КосмоантропоцентризмКосмоантропоцентризм - становление у личности космопланетарного пространства сознания,
преобразования ее интеллекта в интеллект-для-Биосферы, Космоса, Земли, формирование чувства
ответственности за социобиосферную эволюцию, синтез Истины, Добра и Красоты в контексте
Неклассических науки, культуры и общественного интеллекта.
Этот синтез предстаёт в форме синтеза рационального и
иррационального, ума и чувства, сознания и знания,
интеллекта и нравственности, интеллекта и духовности.
Интеллект без духовного и нравственного измерений не
выполняет «функцию управления будущим и реализации
императива выживаемости». Происходит становление
нового понятия интеллигентности как синтеза интеллектной
культуры, знания и нравственности, как самореализации
«этического ума», «этического интеллекта».
8.
Гуманизм в русском космизмеВера в человека, гуманизм — одна из ярчайших черт русского космизма.
• Природа не рассматривается в качестве объекта, а человек осознает ответственность за
собственное поведение в мире;
• Решение глобальных проблем целиком зависит от человека и его нравственности. Надо изменить
нравственные установки стороннего наблюдателя космоса и отказаться от беззаботного отношения
человека к природе;
• Идея нравственной оценки и ответственности человека за его вмешательство в природные
процессы;
• Идея объединения людей для восстановления нарушенных связей человечества с природой.