Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
5.67M
Категория: ИскусствоИскусство

Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

1. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

2.

Государственный музей
изобразительных искусств Республики
Татарстан является одним из
крупнейших художественных музеев
Российской Федерации.
Он располагается в историческом
центре города и занимает особняк
начала 19 в. постройки, в котором
раньше размещалась резиденция
командующего Казанским военным
округом генерала Александра
Генриховича Сандецкого. Помимо
здания, где размещается экспозиция
музея, на территории есть также
небольшой парк, хранилище фондов,
архив, библиотека, центр детского
творчества и конференц-зал для
проведения мероприятий.

3.

В основу музея была положена
художественная коллекция
казанского ученого-археолога,
нумизмата, краеведа Андрея
Фёдоровича Лихачева. Его
коллекции еще при жизни
собирателя стали культурным
явлением российской провинции. В
интересах А.Ф. Лихачева как
коллекционера переплетались две
тенденции – усадебная дворянская
традиция коллекционирования
искусства и «древностей», не
прерывавшаяся в роду Лихачевых на
протяжении столетий, и научноисследовательские интересы
общества того времени, связанные с
развитием археологии, этнографии.

4.

Казанская губерния и, в
особенности, родной для Лихачева
Спасский уезд предоставлял
богатейший исторический и
археологический материал.
Коллекция была собрана в течение
трех десятилетий, небольшой для
коллекционирования срок.
Благотворительный шаг брата
Андрея Федоровича - Ивана
Федоровича Лихачева, вицеадмирала русского флота,
выкупившего у наследников в 1891
году и передавшего коллекции
брата в дар городу, послужил
основанием для создания
казанского Городского музея в 1895
году.

5.

Этому способствовал обширный и
разнообразный состав собрания А.Ф. Лихачева –
предметы археологии, нумизматики,
западноевропейское, восточное и татарское
декоративно-прикладное искусство, живопись,
графика, скульптура. Значительная часть
собрания А.Ф. Лихачева – русское искусство, состояло из 98 произведений художников
передвижнического круга с которыми Лихачев
был лично знаком. Музейная коллекция
изобразительного искусства пополнялась на
протяжении 1-й половины ХХ века из разных
источников. Большое пополнение коллекции
произошло в 1920 году из Государственного
музейного фонда – работы К.Ф. Богаевского,
И.Э. Грабаря, Н.С. Гончаровой, М.Ф. Ларионова
и других, а также в 1930 – из Государственной
Третьяковской галереи.

6.

Музей изобразительных искусств был организован 1959 году, на базе
картинной галереи Государственного музея РТ (ныне Национального
музея РT). В 1967 году музей переехал в отреставрированное,
расположенное в центре города здание начала XX века, построенное
по проекту архитектора Ф.Р. Амлонга.

7.

Здание является памятником
архитектуры начала XX века. Оно
строилось как резиденция
главнокомандующего Казанским
военным округом, и до сих пор среди
старожилов города бытует название
«дворец генерала Сандецкого» по имени
генерала, занимавшего особняк около
семи лет. В его архитектуре соединены
элементы разных стилей, от барокко до
модерна, что было характерно для
рубежа XIX-XX веков. Характерной
особенностью является оригинальное
решение фасадов, не повторяющих друг
друга. В композиции объема и фасадов
основным принципом построения
является асимметрия. Обилие
декоративных элементов и
четырехгранные призмы-башенки,
венчающие крышу, придают зданию
неповторимый вид. После революции
1917 года «дворец Сандецкого» занимали
общественные, затем медицинские
учреждения. С 1967 года здесь
располагается МИИ.

8.

Интерьер, претерпевший за
прошедшие годы немало
изменений, тем не менее, еще
хранит атмосферу дворцовой
изысканности благодаря
анфиладе просторных залов с
хорошо сохранившимися на
первом этаже изразцовыми
печами и каминами,
массивным дубовым дверям,
парадной мраморной лестнице
с лепниной стен и плафона.

9.

Современное собрание насчитывает
более 26-ти тысяч произведений
живописи, графики, скульптуры,
декоративно-прикладного искусства.
Наибольшую ценность представляют
произведения европейской гравюры
XV–XVI вв. (А. Дюрер, Л.
Лейденский), скульптуры (Дж.
Дюпре, А. Канова) и живописи XVI–
XVIII вв. (Д. Пулиго, И. Люттихейс, И.
Сваненбурх), памятники
древнерусской иконописи XVI в.,
портреты кисти Д. Левицкого, Ф.
Рокотова, И. Репина, крупные
коллекции работ И. Шишкина, Н.
Фешина, произведения русского
авангарда начала ХХ в. (В.
Кандинский, Н. Гончарова, М.
Ларионов и др.), собрания
художников Татарстана (Б. Урманче,
Х. Якупов, И. Зарипов и др.).
English     Русский Правила