Похожие презентации:
Астафьев Виктор Петрович
1.
Астафьев Виктор Петрович2.
3. …спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селеОвсянка. Ведущую роль в его творчестве играет
деревенская, или онтологическая, проза. Именно в ней
автор чаще всего обращается к экологическим
проблемам. Как обновляя и изменяя, сохранить
и обогатить красоту окружающего мира? Эта проблема
становится не только экологической, но и шире —
нравственной.
4. Тот, кто живет в обнимку с природой, — добры душой и лучше. В. Астафьев
Тот, кто живет в обнимку с природой, —добры душой и лучше.
В. Астафьев
В. П. Астафьев связывает воедино экологическую
и нравственную проблемы. Так, в рассказе «Царьрыба» главному герою не так легко дается лов
крупной рыбы, потому что в молодости обидел
девушку, которой сложно оказалось его простить.
Повествователь размышляет о том, что природа
мстит за женщину, так как она женского рода. Таким
образом, на примере двух рассказов мы хотели
продемонстрировать, каковы отношения человека
и природы в зависимости от своего нравственного
облика.
5.
6.
Большое идейно-художественное значение имеет иместо действия "Царь-рыбы" - Сибирь. Эти огромные
неосвоенные пространства одновременно являются и
сокровищем, и болью России. Богатства Сибири
основываются экстенсивно, без мысли о завтрашнем
дне. "Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему?
Зачем? Нет мне ответа". Виктор Астафьев не дает
готовых ответов на поставленные в повествовании
ответы. От читателя требуется мужество, доброта,
мудрость, чтобы понять: царь-рыбу сможет спасти
только человек. Это задача настоящего и будущего.
7.
8. «Бойе»
Рассказ, а вместе с ним и повествование начинаются сраздумчивой, элегической ноты: «По своей воле и охоте редко мне
приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и
поминки – много родни, много друзей и знакомцев; много любви
за жизнь получишь и отдашь, пока не подойдет пора близким тебе
людям падать, как падают в старом бору перестоялые сосны, с
тяжелым хрустом и долгим выдохом…»
И рядом с ними совершенно естественно появляется вечный
спутник и помощник охотника – пес Бойе. Автор без всякого
умиления, но со вниманием и добротой рассказывает об этой
умной собаке: «Бойе был труженик, труженик безответный». Это
самая главная характеристика в устах Астафьева. «Он умел в
тайге делать все и соображал, как полагалось животным», –
замечает автор.
9.
10. «Бойе» - в переводе с эвенкийского означающая «Друг».
И какой странный конец ожидал этого преданногодруга и кормильца семьи – его без тени сожаления
застрелил конвоир, когда пес бросился на грудь
отплывающему с другими заключенными хозяину.
«Родившийся для совместного труда и жизни с
человеком, так и не поняв, за что его убили, пес
проскулил сипло и, по-человечески скорбно вздохнув,
умер, ровно бы жалея или осуждая кого». Бойе –
символ верности, преданности, беззащитности,
взывающий к совести и справедливости.
11. Царь-рыба
Царь-рыба - это огромный осетр.С царь-рыбой борется человек:
это символ освоения и укрощения
природы. Борьба завершается
драматически. Тяжело раненная царьрыба не сдается человеку, она уходит от
него, унося в своем теле крючки, чтобы
умереть: "Яростная, тяжело раненная,
но не укрощенная, она грохнулась где-то
в невидимости, плеснулась в холодной
заверти, буйство охватило
освободившуюся, волшебную царьрыбу". Речь в повествовании идет и о
трагедии Человека, который связан с
Природой теснейшей связью, но забыл
об этом и губит себя и ее.
12.
В этом рассказе два главных героя:многоопытный, расчётливый рыбак
Зиновий Игнатьич Утробин и Царьрыба — образное воплощение
Природы. Характер Игнатьича
неоднозначен и противоречив — перед
нами не «положительный» и не
«отрицательный» персонаж, а обычный
человек со своими плюсами и
минусами. Астафьев так представляет
нам своего героя: «Был он родом
здешний — сибиряк и природой самой
приучен почитать «опчество», считаться
с ним, не раздражать его, однако
шапку при этом лишка не ломать, или,
как здесь объясняются, — не давать
себе на ноги топор ронить».
13. Царь-рыбой называют осетра, но это и символ непокоренной природы.
.Однако, развивая повествование, показывая Игнатьича в
различных житейских ситуациях, сам автор противоречит такой
характеристике героя: в действительности Утробин не почитает
общество, не считается с ним, мнит себя выше всех. Не менее
высокомерно относится Игнатьич и к природе: он чувствует себя
не сыном её, а царём, властителем. И действительно, в избытке
обладая рыбацким чутьём и опытом, Утробин буквально покорил
реку и её обитателей: ни одна рыба даже в самом удалённом и
необитаемом месте реки не может уйти от его сетей.
Истребляя рыбу без счёта, герой рассказа сознаёт незаконность
своего «увлечения», он боится «сраму» из-за возможной встречи с
инспекторами рыбнадзора. И ладно бы нужда заставляла его
заниматься столь неблаговидным промыслом! Нет, его семья
достаточно обеспечена. Что же движет им? Здесь «царь природы»
обнажает нам ещё одну грань своей натуры: единственное, что
руководит им, это жадность
14. Образ капли
Зримо представляется образ автора-рассказчика,обеспокоенного нравственным обликом современника, судьбой
природы. Он – человек чувства, крайних эмоциональных
порывов, страстный в гневе и ненависти к мерзости и пошлости
в жизни, нежный и даже сентиментальный в минуты редкого
общения с красотой. Но главное, он – человек совестливый,
воспринимающий всем сердцем страдания людей. Он искренен,
честен, мужественен. Ему жаль человека, разучившегося думать,
любить, ценить добро и красоту. Но, вместе с тем, он понимает,
что в мире существует не только добро, но и зло, ведь добро и
зло рождаются и сосуществуют в жизненной стихии
одновременно. Однако настоящее добро не поддается
трансформации, а вот зло, становясь устойчивей и тише,
разрушает вокруг себя все. Поэтому каждое мгновение
человеческой жизни нужно посвятить борьбе за красоту и
постижению главных и вечных проблем бытия – такова
15. «Нет мне ответа»: «Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость.
Так было. Так есть. Так будет.Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насажденное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа».