Концепции международных отношений после окончания холодной войны
Концепция «конца истории» Френсиса Фукуямы
Основные постулаты концепции:
Тезисы работы:
Выводы:
Основные работы автора:
Концепция «Столкновение цивилизаций»
Этапы истории на основе конфликтов:
С. Хантингтон определяет цивилизации как социокультурные общ­ности самого высшего ранга и как самый широкий уровень культурной
С. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций
Цивилизационный фактор в международных отношениях будет постоянно усиливаться, исходя из вы­водов:
Выводы конфликта между христиан­ской и мусульманской цивилизациями:
Основные работы автора:
Эммануил Валлерстайн «Мир-системный анализ»
Весь современный мир представляет собой один единственный мир-систему — капиталистическую мировую экономику.
Взаимодействие между государствами мир-системы:
Современная мир-экономика
1.31M
Категории: ЭкономикаЭкономика ПолитикаПолитика

Концепции международных отношений после окончания холодной войны

1. Концепции международных отношений после окончания холодной войны

доц. Резников В.В.

2. Концепция «конца истории» Френсиса Фукуямы

Книге «Конец истории и
последний человек» (1992).
Провозгласил, что
распространение
либеральных демократий во
всём мире может
свидетельствовать о
конечной точке
социокультурной эволюции
человечества и стать
окончательной формой
человеческого
правительства.
27 октября 1952
Американский философ, политолог,
политический экономист и писатель
японского происхождения.
Старший научный сотрудник Центра
по вопросам демократии, развития и
верховенства права в Стэнфорде.

3. Основные постулаты концепции:

Исторические эпохи:
1) «эпоха закона силы»,
2) «мракобесия»,
3) «нерационального менеджирования
социальной реальности»
4) разумный строй – капиталистической
западной цивилизации конца XX в.
(с ее рыночной экономикой и либеральнодемократическими ценностями)

4. Тезисы работы:

• по мнению политолога, наступил «конец
истории», т.е. состояние
бесконфликтности;
• провозгласил начало нового существования
человечества — планетарного, где будут
существовать Рынок и Демократия;
• новый универсальный международный
порядок.

5. Выводы:

триумф западных
ценностей;
всеобщее
распространение
плюралистической
демократии;
идеалы
индивидуализма и
рыночной экономики;
завершение
идеологической
эволюции
человечества;
универсализация
западной либеральной
демократии как
окончательной формы
правления.

6.

• «Конец истории» для сферы МО
означает фактически консервацию
ситуации, сложившейся после
холодной войны – ситуации
гегемонии Запада.
• После события 11 сентября
пересмотрел свои позиции,
склоняясь в пользу воззрений
Хантингтона.

7. Основные работы автора:

• «Конец истории и последний человек»
(1992);
• Великий разрыв (2003);
• «Великий разрыв» (2006);
• Сильное государство: Управление и
мировой порядок в ХХI веке (2006);
• Америка на распутье: демократия, власть и
неоконсервативное наследие (2006).

8. Концепция «Столкновение цивилизаций»

Известный ученыйполитолог и геополитик.
Основатель и главный
редактор журнала
«Foreign Policy»
(«Международные
отношения»).
Автор всемирно
известной статьи
«Столкновение
цивилизаций?».
18.04.1927 –
24.12.2008
(США)
Сэ́мюэл Фи́ллипс
Ха́нтингтон

9. Этапы истории на основе конфликтов:

1) конфликты между
монархиями
(Тридцатилетняя
война (1618-1648) Вестфальский мирный
договор);
2) конфликты между
нациямигосударствами
(1793 г.,
Великая Французская
Революция);

10.

3) по идеологическому и
социальнополитическому
принципам (1917г. Либералистический,
коммунистический,
националистический);
4) между Западом и
не западными
цивилизациями
(христианский и
конфуцианскоисламский блок).

11. С. Хантингтон определяет цивилизации как социокультурные общ­ности самого высшего ранга и как самый широкий уровень культурной

С. Хантингтон определяет цивилизации как
социокультурные общности самого высшего ранга и
как самый широкий уровень культурной
идентичности людей.
Объективные признаки:
общности истории;
религии;
языка;
обычаев;
особенностей
функционирования
социальных институтов.
Субъективные
признаки:
самоидентификации
человека

12. С. Хантингтон выделяет 8 цивилизаций

13.

14. Цивилизационный фактор в международных отношениях будет постоянно усиливаться, исходя из вы­водов:

Цивилизационный фактор в международных отношениях
будет постоянно усиливаться, исходя из выводов:
Во-первых, различия между цивилизациями, основу которых составляют религии,
наиболее существенны; эти различия складывались столетиями, и они сильнее,
нежели различия между политическими идеологиями и политическими режимами.
Во-вторых, усиливается взаимодействие народов различной цивилизационной
принадлежности, что ведет как к росту цивилизационного самосознания.
В-третьих, возрастает роль религии, причем последняя нередко проявляется в форме
фундаменталистких движений.
В-четвертых, ослабевает влияние Запада в не западных странах, что находит
выражение в процессах девестернизации местных элит и усиленном поиске собственных цивилизационных корней.
В-пятых, культурные различия менее подвержены изменениям, чем экономические
и политические, и, следовательно, менее способствуют компромиссным решениям.
В-шестых, происходит усиление экономического регионализма, который
неразрывно связан с цивилизационным фактором, — культурно-религиозная
схожесть лежит в основе многих экономических организаций и интеграционных
группировок.

15. Выводы конфликта между христиан­ской и мусульманской цивилизациями:

Выводы конфликта между христианской и
мусульманской цивилизациями:
распространение
оружия;
права человека и
демократия;
контроль за добычей
нефти;
миграция;
исламский
терроризм;
западное
вмешательство;

16. Основные работы автора:

• Столкновение цивилизаций;
• Политический порядок в меняющихся
обществах;
• Кто мы? Вызовы американской
национальной идентичности.

17. Эммануил Валлерстайн «Мир-системный анализ»

Работы:
Анализ мировых систем и ситуация в современном
мире. / Пер с англ. П. М. Кудюкина под общей ред. Б.
Ю. Кагарлицкого. — СПб.: Университетская книга, 2001.
— 416 с.
После либерализма = After Liberalism / Под ред. Б. Ю.
Кагарлицкого. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 256 с.
Совм с Э. Балибаром Раса, нация, класс.
Двусмысленные идентичности = Race, nation, class.
Ambiguous identities / Общая ред. Д. Скопина, Б.
Кагарлицкого. — М.: Логос-Альтера, Ессе Homo, 2003. —
272 с.
Конец знакомого мира: Социология XXI века = The
End of the World as We Know It: Social Science for the
Twenty-First Century. — М.: Логос, 2004. — 368 с.
Миросистемный анализ: Введение / пер. Н. Тюкиной.
М.: Издательский дом «Территирия будущего», 2006. —
248 с.
Исторический капитализм. Капиталистическая
цивилизация. — М.: Товарищество научных изданий
КМК, 2008. — 176 с.
- 28 сентября 1930
(84 года)
- профессор, PhD,
Йельский университет
(США)
- http://iwallerstein.com

18. Весь современный мир представляет собой один единственный мир-систему — капиталистическую мировую экономику.

Весь современный мир представляет собой один единственный мирсистему — капиталистическую мировую экономику.
Исторические этапы
развития мир-системы
1. Минисистемы (англ. mini-systems) были
характерны для первобытных обществ.
Они основаны на отношениях
взаимообмена.
2. Мир-системы (англ. world-system)
характерны для сложных аграрных
обществ.
3. Мир-экономики (англ. world-economies)
представляют собой системы обществ,
объединённых тесными экономическими
связями, выступающие в качестве
определённых эволюционирующих
единиц, но не объединённые в единое
политическое образование.
4. Мир-империи (англ. world-empire)
характеризуются взиманием налогов
(дани) с провинций и захваченных
колоний.
Мир-экономика
(современная)
Центр - группа высоко развитых
(экономически) и мощных
капиталистических стран, которые
доминируют в мировой экономике и
политике.
Семипериферия (полуперифирия) группа средне или неравномерно
развитых стран, которые, несмотря на
относительно независимое положение,
находятся под влиянием Центра.
Периферия - экономически отсталые
страны, которые полностью зависят от
Центра и находятся под его
опосредованным контролем.

19. Взаимодействие между государствами мир-системы:

Центр:
-
демократические правительства;
Высокий уровень жизни;
Импорт: сырье;
Экспорт: промышленные товары;
Инвестиционные доноры;
Развитая сфера услуг
Семипериферия
(полупериферия):
-
Периферия:
-
Недемократические
правительства;
низкий уровень жизни (бедность);
Импорт: промышленные товары;
Экспорт: сырье;
Инвестиционные потребители;
Неразвитая сфера услуг
-
Авторитарные правительства;
Средний уровень жизни;
Импорт: промышленные товары
и сырье;
Экспорт: отдельные виды
промышленной продукции и
сырья;
Незначительный
инвестиционный обмен;
Среднеразвитая сфера услуг

20. Современная мир-экономика

C XVI в. феодальная Европа
трансформируется в
капиталистический
мир-экономику.
Капиталистическая мирсистема состоит из ядра
(наиболее высокоразвитые
страны Запада),
полупериферии (в ХХ веке —
социалистические страны) и
периферии (Третий мир).
История ядра — история
борьбы за гегемонию.
Согласно И. Валлерстайну:
• Все докапиталистические
мир-экономики рано или поздно
превращались в мир-империи через
их политическое объединение под
властью одного государства.
• Единственное исключение из этого
правила — это средневековая
европейская мир-экономика,
которая трансформировалась не в
мир-империю, а в современную
капиталистическую мир-систему.
• Относительно будущего
Валлерстайн отрицал теорию
модернизации, согласно которой
возможно построить ядро без
периферии.
English     Русский Правила