1.70M
Категория: ПравоПраво

Ритуальные убийства: история и современность

1.

ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России
Кафедра судебной медицины
Судебно-медицинский компонент в
доказывании объективной
стороны преступления по делам
об убийствах с особой жестокостью
Ритуальные убийства:
история и современность
Подготовила Яковлева Елена,
студентка 501 группы лечебного факультета.
Руководитель: к.м.н., доцент Куликов С.Н.
1

2.

УК РФ, Статья 105. Убийство
1. Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому
человеку,
наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати
лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.
2. Убийство:
а) двух или более лиц;
б) …
д) совершенное с особой жестокостью;
е) совершенное общеопасным способом
наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати
лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет,
либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.
2

3.

Как установить и оценить признаки
особой жестокости при совершении убийства?
Субъективно: наличие умысла виновного
совершить убийство определенным способом.
Объективно: перед лишением жизни или в
процессе совершения убийства к потерпевшему
применялись пытки, истязания или совершалось
глумление над жертвой.
3

4.

История культовых
человеческих
жертвоприношений
исчисляется
тысячелетиями,
этнографические
источники
свидетельствуют о
немалом количестве
случаев ритуальных
убийств во многих
религиях мира.
Григорио Лаццарини
«Авраам, приносящий в жертву Исаака»
4

5.

Что называют ритуальным убийством?
Энциклопедический словарь дает исчерпывающее, но
довольно краткое определение: лишение жертвы жизни,
имеющее своей целью исполнение определённого
религиозного ритуала.
Эксперт А.В. Хохлов дает такое определение: система
обрядовых действий, направленных на умерщвление
человека, целью совершения которых является причинение
человеку смерти в рамках исполнения ритуала религиозного
характера, основанного на выполнении определенных
ритуально-магических правил в зависимости от вида
исполняемого ритуала.
5

6.

Про ритуальные убийства писал
ещё Владимир Даль, больше
известный как автор «Толкового
словаря живого великорусского
языка», чем как военный врач, в
свободное время изучавший
судебную медицину. Его перу
принадлежит «Розыскание о
убиении евреями христианских
младенцев и употреблении
крови их», где описаны все
случаи ритуальных
жертвоприношений иудеев,
начиная с 14 века.
В.Г. Перов
Портрет писателя В.И. Даля
6

7.

Классификация ритуальных убийств по содержанию и цели
совершения религиозного ритуала:
1. Ритуальное убийство, направленное на совершение человеческого
жертвоприношения. Как вариант – ритуальное самоубийство.
2. Ритуальное убийство, направленное на совершение религиозного
ритуала мести. Подобного рода ритуальные убийства встречаются в
различных сектах. Чаще это касается человека, являвшегося членом
какой-либо секты и решившего выйти из нее.
3. Совершение ритуального убийства как необходимое испытание для
вступления в секту.
4. Ритуальное убийство, совершаемое с целью использования
человеческих органов и тканей в ритуально-магических целях. Чаще
всего используется кровь, реже сердце, печень, половые органы.
5. Совершение ритуального убийства с целью приобретения субъектом
совершения ритуальных действий каких-либо «магических
способностей». Характерно для некоторых приверженцев шаманизма.
6. Совершение ритуального убийства по мотиву религиозной
ненависти.
7

8.

Криминальную сторону деятельности
организаций сатанинского толка
характеризуют следующие преступления:
Николай Аверин даёт интервью
телепередаче
«Приговорённые пожизненно».
(Массовое убийство в Оптиной
пустыни 18 апреля 1993 года)
1) уничтожение или повреждение
памятников истории и культуры;
2) надругательство над телами умерших и
местами их захоронения;
3) приобретение, хранение, употребление
и сбыт наркотических средств;
4) вовлечение несовершеннолетних в
совершение преступлений;
5) жестокое обращение с животными;
6) похищения людей;
7) изнасилования и насильственные
действия сексуального характера;
8) ритуальные убийства людей и доведения
до самоубийства.
8

9.

Каким способом может быть совершено
ритуальное убийство?
Рассмотрим основные варианты действий:
Действия по непосредственной подготовке жертвы к совершению
ритуального убийства:
а) подавление сопротивления и обездвиживание,
б) придание нужной позы,
в) изнасилование и др.
Действия по непосредственному умерщвлению жертвы:
а) умерщвление жертвы единичным действием,
б) умерщвление жертвы путем проведения различных манипуляций,
в) действия по извлечению органов жертвы, находящейся в сознании.
Действия с телом жертвы после наступления смерти:
а) действия по изъятию из тела жертвы органов и тканей с целью
использования их в ритуально-магических целях;
б) совершение полового акта с трупом;
в) ритуальный каннибализм.
9

10.

10

11.

«Се люди яко левичища восстанут и
яко лев вознесется; не унесет донеже снест
лов и кровь посеченных испиет» (пророк
Валаам, Книга Чисел, глава 23).
11

12.

В России наиболее
известен "процесс Бейлиса",
завершившийся в 1913 г.:
киевского еврея Менделя
Бейлиса обвиняли в
совершении ритуального
убийства подростка Андрея
Ющинского, труп которого
обнаружили в марте 1911 г.
12

13.

Двенадцатилетний Андрей
Ющинский исчез утром 12 марта
1911 года, отправившись в школу.
20 марта в одной из небольших
пещер в предместье Лукьяновка
игравшими там мальчишками, а
конкретно — гимназистом
Еланским, было обнаружено его
тело, покрытое 47 колотыми
ранами, которые были нанесены
«швайкой» (большим шилом).
Труп был в значительной степени
обескровлен. Было установлено,
что пещера не является местом
убийства.
Пещера, в которой нашли тело
Андрея Ющинского.
13

14.

В первые же дни после обнаружения трупа
родственникам убитого, а
также прокурору окружного суда,
начальнику сыскного отделения и другим
должностным лицам стали приходить
анонимные письма, в которых
утверждалось, что Андрей был ритуально
убит евреями, чтобы получить
христианскую кровь для изготовления мацы.
Андрей Ющинский в гробу
Могила Андрея Ющинского
14

15.

Схема расположения ран
на теле Андрея
Ющинского.
Копия с рисунка
проф. Оболонского
Вскрытие, проведённое доктором
Карпинским 22 марта, не отметило
никаких свидетельств, позволяющих
говорить о ритуальном характере
убийства. Результаты вскрытия были
признаны неудовлетворительными.
Повторную судебно-медицинскую
экспертизу проводили сотрудники
Киевского университета проф. Н. А.
Оболонский и прозектор Н. Н. Труфанов.
Поддавшись влиянию следствия, они
отметили в экспертном заключении ряд
повреждений на теле потерпевшего,
указав, что "именно из этих ранений
можно было удобнее всего собирать
кровь, если из тела Ющинского кровь
действительно была собираема". Однако
следствие не располагало никакими
доказательствами, что кровь из ран
потерпевшего кто-то собирал.
15

16.

Косоротов Дмитрий Петрович
(1856 – 1920)
Известный русский врач, судебный
медик
После смерти проф. Н. А. Оболонского в
суд для подачи заключения пригласили
петербургского профессора Д.П.
Косоротова. Он категорично заявил, что
все повреждения на теле Юшинского
носят прижизненный характер, а места
ран располагаются вблизи магистральных
кровеносных сосудов. С критикой версии
"ритуальных повреждений" выступили на
процессе видные судебные медики и
психиатры Е.В. Павлов, А.А. Кадьян,
А.И. Карпинский, В.М. Бехтерев. Их
экспертным заключениям принадлежит
определяющая роль, обусловившая
вынесение присяжными заседателями
оправдательного вердикта Бейлису.
16

17.

Менахем
Мендель Бейлис
Сын глубоко религиозного хасида, но
сам к религии относился безразлично. Не
соблюдал большинства обрядов и работал по
субботам. Вырос в деревне и служил в армии.
Отбыв военную службу, 22-летним молодым
человеком Бейлис женился и устроился
работать на кирпичном заводе неподалёку от
Киева, в браке родились четверо сыновей и
одна дочь.
В
ночь с 21 на 22 июля 1911
года Бейлис был арестован у себя дома
нарядом из 15 жандармских чинов по
подозрению в убийстве Андрея Ющинского.
Вместе с ним был задержан и 3 дня содержался
в охранном отделении его 9-летний сын
Пинхас, друживший ранее с Андреем. В
качестве подозреваемого Бейлис просидел в
тюрьме 2 года.
17

18.

Женя Чеберяк, друг Андрея Ющинского
Вера Чеберяк с мужем и дочерью
Дом Веры Чеберяк
18

19.

С самого начала расследования на его ходе стало сказываться
конъюнктурное и дилетантское вмешательство прессы, причем не
только реакционно-правой, но демократически-либеральной. Так,
версию о причастности родных Ющинского высказал журналист
либеральной «Киевской мысли» Семён Барщевский. Когда эта версия
оказалась необоснованной, «Киевская мысль» пыталась обвинить в
убийстве цыган, стоявших табором неподалеку от места преступления.
Исследователи отмечают, что дело Бейлиса, несомненно, имело
сильную политическую подоплёку. В условиях политического кризиса
1911 года российским правым нужно было громкое событие для
укрепления их позиций и именно поэтому заурядное уголовное
убийство начало превращаться в ритуальное дело.
19

20.

20
English     Русский Правила