Преступление и наказание Федор Михайлович Достоевский
Пьяный в телеге, ЗАПРЯЖЕННОЙ ОГРОМНЫМИ ЛОМОВЫМИ ЛОШАДЬМИ
Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние Раскольникову
Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние Раскольникову
Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения
Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения
Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения
Сцена на …ском мосту
Сцена на …ском мосту
смерть Катерины Ивановны Мармеладовой
Ссора писаришек в городском саду
Ссора писаришек в городском саду
Вывод
852.64K
Категория: ЛитератураЛитература

Федор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание»

1. Преступление и наказание Федор Михайлович Достоевский

ПРЕСТУПЛЕНИЕ
И
НАКАЗАНИЕ
ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
Дзвоник Валентин
Мельчакова Елизавета
Коблова Катерина
Бухаова Ольга
Москалева Анастасия
Архипова Ульяна

2. Пьяный в телеге, ЗАПРЯЖЕННОЙ ОГРОМНЫМИ ЛОМОВЫМИ ЛОШАДЬМИ

ПЬЯНЫЙ В ТЕЛЕГЕ, ЗАПРЯЖЕННОЙ
ОГРОМНЫМИ ЛОМОВЫМИ ЛОШАДЬМИ
"..пьяный, которого неиз вестно
почему и куда п ро воз или в это
время п о улице в о гро мно й
телеге, зап ряженно й о гро мною
ло мо во ю ло ша дью, крикнул ему
вдруг,
п ро езжа я:
« Эй
ты,
немецкий шляпник!» — и зао ра л
во всё горло, указывая на него
рукой..«

по шёл,
уже
не
з а мечая
окружающ его и не желая его
за мечать" . Ему п левать , что о
нём подумают.
"О глядевшись, о н за метил, что
сто ит
по дле
ра спивочно й,
в
кото рую вхо д был с тротуара п о
лестнице вниз, в по д ва льный
этаж. И з д верей, как ра з в эту
минуту, выходили двое пьяных
и, друг д руга по д держи ва я и
ругая, взбирались на улицу."

3. Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние Раскольникову

СЦЕНА НА НИКОЛАЕВСКОМ МОСТУ, УДАР
БИЧА И ПОДАЯНИЕ РАСКОЛЬНИКОВУ
«Небо было без малейшего
облачка,
а
вода
почти
голубая, что на Неве так
редко
бывает»
«сквозь
чистый воздух можно было
разглядеть даже каждое его
[собора] украшение
«Необъяснимым
холодом
веяло от этой великолепной
панорамы; духом немым и
глухим полна была для него
эта пышная картина…»
«Даже чуть не смешно ему
стало и в то же время
сдавило его грудь до боли».

4. Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние Раскольникову

СЦЕНА НА НИКОЛАЕВСКОМ МОСТУ, УДАР
БИЧА И ПОДАЯНИЕ РАСКОЛЬНИКОВУ
«Уж одно то показалось ему дико и чудно, что он на том же
самом месте остановился, как прежде, как будто и
действительно вообразил, что может о том же самом мыслить
и теперь, как и прежде, и такими же прежними темами и
картинами интересоваться, какими интересовался… еще так
недавно.»
«В какой-то глубине, внизу, где-то чуть видно под ногами,
показалось ему теперь все это прежнее прошлое, и прежние
мысли, и прежние задачи, и прежние темы, и прежние
впечатления, и вся эта панорама, и он сам, и все, все.
«Сделав одно невольное движение рукой, он вдруг ощутил в
кулаке своем зажатый двугривенный. Он разжал руку,
пристально поглядел на монетку, размахнулся и бросил ее в
воду;»
«Ему показалось, что он как будто ножницами отрезал себя
сам от всех и всего в эту минуту

5. Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения

ШАРМАНЩИК И ТОЛПА ЖЕНЩИН У
РАСПИВОЧНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«По
старой
привычке,
обыкно венным
п утем
сво их
прежних п рогулок, о н прямо
напра вился
на
Сенную.
Не
дох одя Сенно й, на мо сто во й,
перед мело чно ю ла вкой, сто ял
молодо й
черно воло сый
шарманщик и вертел ка кой -то
весьма чувствительный романс.»
«О н акко мп аниро ва л стоявшей
вперед и
его
на
тротуа ре
девушке, лет пятна дцати, одето й
как барышня, в кринолине, в
ма нтильке, в перчатках и в
со ло менной шляпке с о гненно го
цвета перо м; всё это было ста рое
и
иста ска нное .
Уличным,
дребезжащ им,
но
до вольно
приятным и сильным голо со м
она
выпевала
рома нс,
в
ожида нии
д вух копеечника
из
лавочки»

6. Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения

ШАРМАНЩИК И ТОЛПА ЖЕНЩИН У
РАСПИВОЧНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
«Большая
группа
женщин
толпилась
у
входа;
иные
сидели на ступеньках, другие
на тротуаре, третьи стояли и
разговаривали.
Подле,
на
мостовой,
шлялся,
громко
ругаясь,
пьяный
солдат
с
папироской и, казалось, кудато хотел войти, но как будто
забыл куда. Один оборванец
ругался с другим оборванцем,
и
какой-то
мертво-пьяный
валялся
поперек
улицы.
Раскольников остановился у
большой группы женщин. Они
разговаривали
сиплыми
голосами; все были в ситцевых
платьях, в козловых башмаках
и простоволосые. Иным было
лет за сорок, но были и лет по
семнадцати,
почти
все
с
глазами подбитыми.»

7. Шарманщик и толпа женщин у распивочного заведения

ШАРМАНЩИК И ТОЛПА ЖЕНЩИН У
РАСПИВОЧНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
« – Я, м и л ы й б а р и н , все г д а с в а м и р а д а б у д у ч а сы р а з д ели т ь, а т е п е р ь во т
к а к - то со в е ст и п р и в а с н е со бе р у . П о д а р и т е м н е , п р и я т н ы й к а в а лер , ш е ст ь
копеек на выпивку!
Р а ско л ьн ико в в ы н у л ск о л ь ко в ы н у л о сь: т р и п я т а к а.
– А х , к а к о й д о бр е ю щи й ба р и н !
– К а к т е бя з о в у т ?
– А Д у к ли ду сп р оси т е .
– Н е т у ж , э т о ч т о ж е , – в д р у г з а м ет и ла о д н а и з г р у п п ы , к а ч а я г о л о в о й н а
Д у к л и ду . – Э т о у ж я и н е з н а ю , к а к э т о т а к п р о си т ь ! Я бы , к а ж е т ся, о т о д н о й
т о л ь к о со в е ст и п р о в а л и л ась…
Р а ско л ьн ико в л ю бо п ы т н о п о г л я д ел н а г о в о р и в ш у ю . Э т о бы л а р я ба я д е в к а,
л е т т р и д ц а т и, в ся в си н я к а х, с п р и п у хшею в е р х н ею г у бо й . Го в о р и л а и
о су ж д а л а о н а сп о к о й н о и се р ь ез но .
Гд е э т о, – п од у м а л Р а скол ьн ико в , и д я д а л ее, – г д е э т о я ч и т а л, к а к од и н
п р и г о в о р е н н ый к см е р т и , з а ч а с д о см е р т и, г о в о р и т и л и д у м а ет , ч т о е сл и бы
п р и ш л о сь е м у ж и т ь г д е - н ибу дь н а в ы со т е , н а ск а л е, и н а т а к о й у з е н ь ко й
п л о ща д ке, ч т о бы т о л ь к о д в е н о г и м о ж н о бы л о п о ст а в и т ь , – а к р у г о м бу д у т
п р о п а ст и , о к е а н , в е ч н ы й м р а к, в е ч н о е у е д и нен ие и в е ч н ая бу р я , – и
о ст а в а т ь ся т а к , ст о я н а а р ш и н е п р о ст р а н ст в а, в сю ж и з н ь , т ы ся ч у л е т ,
в е ч н о ст ь , – т о л у ч ш е т а к ж и т ь , ч е м се й ч а с у м и р а т ь! Т о л ь к о бы ж и т ь , ж и т ь и
ж и т ь ! К а к бы н и жи т ь – т о л ь к о ж и т ь ! . . Э к а я п р а в д а! Го сп од и , к а к а я п р а вд а !
П о д л е ц ч е л о в ек! И п о д л е ц т о т , к т о е г о з а э т о п о д л е цо м н а з ы в а ет », –
п р и ба в и л о н ч е р е з м и н у т у . »

8. Сцена на …ском мосту

СЦЕНА НА …СКОМ МОСТУ
«Ск л он и вш ись
над
водою,
маши наль н о
см о т рел
он
на
п о след ни й ,
р о з о вы й
о т блеск
з ака та, на ряд д о м о в , тем не вших
в сгу ща вши хся су мерках , на о д н о
о т да лен н ое
о к о шк о ,
г де-т о
в
ма нса рде , п о лев о й на бе ре ж н о й,
бли ста вшее, точ н о в п ламен и , о т
п о след нег о
со л неч н о г о
луча ,
у дар и вшег о в н ег о на м г н ов ен ие ,
н а темне вшую в од у ка нав ы и ,
ка зал о сь ,
со
в н има нием
в сма тр и вал ся
в
э ту
во д у …»
« …г л ядела на не г о п рямо , н о ,
о че вид н о, ниче г о не ви дала и
н и к ог о не раз ли чала .» « Гря зная
в о д а ра здалась, п о гл о т ила на
м г н о в е н и е ж е р т в у …»
« Ут о пи лась!
Ут о п ила сь!

к ри чал и де сят к и г ол о со в ; л юд и
сбе гались ,
обе
на береж н ые
у н изы ва ли сь
з ри тел ями,
на
м о сту ,
к ру го м
Раск оль ни к о ва,
ст о л п и л ся н а р о д …»

9. Сцена на …ском мосту

СЦЕНА НА …СКОМ МОСТУ
«Раскольников
смотрел
на
всё
с
странным
ощущением равнодушия
и безучастия. Ему стало
противно. «Нет, гадко...
вода...
не
стоит,

бормотал он про себя. —
Ничего
не
будет,

прибавил он, — нечего
ждать…
«Сердце его было пусто
и глухо. Мыслить он не
хотел…»
«Даже
тоска
прошла,
ни
следа
давешней
энергии…
Полная апатия заступила
ее место…»

10. смерть Катерины Ивановны Мармеладовой

СМЕРТЬ КАТЕРИНЫ ИВАНОВНЫ
МАРМЕЛАДОВОЙ
«Иссосали мы тебя, Соня…»
«Что?
Священника?..Не
надо…Где у вас лишний
целковый?
На
мне
нет
грехов!..Бог
и
без
того
должен
простить…Сам
знает, как я страдала!.. А не
простит, так и не надо!..»
«…Уездили
клячу!..Надорвала-а-сь!»

11. Ссора писаришек в городском саду

ССОРА ПИСАРИШЕК В ГОРОДСКОМ
САДУ
«С в идр и га йл ов п о ил и Ка т ю, и
шарма н щика , и пе се нн ик о в , и ла кеев ,
и д вух как их-т о п и сар ишек . С э т им и
п и сар ишкам и
он
св яза лся ,
со бст в ен н о , п о т о му , ч т о о ба о н и
бы ли с кр и вым и н о сам и : у о д н о г о н о с
шел к р ив о в пра в о , а у дру го г о в ле в о .
Э т о п ора зи ло С видр и гайл о ва . О н и
у в лекл и ег о , нак о не ц, в ка к о й - т о
у ве сел и тельны й сад , г де он зап лат ил
з а н их и за вх о д. В э т о м сад у была
о д на т о не нькая , трех ле тняя ел ка и
т р и ку ст ика . Кр о ме т о г о , в ы стр ое н
бы л
"вокзал",
в
су щн о сти
ра спи в о ч ная , н о там м о ж н о был о
п о лу чи ть и чай , да сверх т ог о ст оя ли
н еск о льк о
зеле ных
ст о л ик о в
и
ст улье в . Хо р ск вер ных песе нн ик о в и
как о й - т о пьян ый м ю нхен ск и й неме ц
в р оде па яца , с кра сным н о со м , н о
о т че г о- т о
чре з выча й н о
у ныл ый ,
у в е се ляли п у бл и к у ……

12. Ссора писаришек в городском саду

ССОРА ПИСАРИШЕК В ГОРОДСКОМ
САДУ
…Писаришки
поссорились
с
какими-то
другими
писаришками и затеяли было
драку. Свидригайлов выбран был
ими судьей. Он судил их уже с
четверть
часа,
но
они
так
кричали
что
не
было
ни
малейшей
возможности
чтонибудь разобрать. Вернее всего
было то, что один из них что-то
украл и даже успел тут же
продать
какому-то
подвернувшемуся
жиду;
но,
продав, не захотел поделиться с
своим
товарищем.
Оказалось,
наконец, что проданный предмет
была
чайная
ложка,
принадлежавшая
вокзалу.
В
вокзале хватились ее, и дело
стало
принимать
размеры
хлопотливые.
Свидригайлов
заплатил за ложку, встал и вышел
из сада.»

13. Вывод

ВЫВОД
Петербург Достоевского — это отвратительные трущобы,
грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и
мрачные закоулки — всевозможные Садовые, Гороховые,
Столярные с тесными дворами-колодцами и темными
задворками.
Петербург в «Преступлении и наказании» — это уже не
просто фон, на котором разворачиваются события, а
своеобразное «действующее лицо» — город, который
давит, душит, навевает кошмарные видения и внушает
безумные идеи, больше похожие на бред. Создается
впечатление, что Петербург болен и больны, кто
нравственно, кто физически, все его жители.
English     Русский Правила