Похожие презентации:
Технология создания журналистского произведения
1.
Факультет «Филологический»Кафедра «Массовые коммуникации»
Дисциплина: «Филосовские основы науки и совр.журнализма»
Тема: «Технология создания журналистского произведения »
Руководитель:
доц., д.филол.н.
Гегелова Н.С
Выполнила:
студентка гр. ФЖМ-11
У Цянь
Фэн Цюйли
Ли Далиан
г. Москва
2019 г.
2.
Биографические сведенияМАКСИМ НИКОЛАЕВИЧ КИМ
кандидат филологических наук, доцент, заведующий
кафедрой журналистики СПбГУП.
Автор окончил факультет журналистики МГУ, работал
в. газетах «Молодежь Узбекистана», «Вечерняя
Москва», в международном корейском журнале «Коре
Сарам» и в научно-профессиональном альманахе
факультета журналистики СПбГУ «Невский
наблюдатель». Последние годы преподавал на
факультете жур налистики СПбГУ и заведовал
лабораторией функционирования СМИ.
М.Н. Ким – автор более 40 научных публикаций и
нескольких книг, посвященных творческим аспектам
журналистской деятельности, среди них «От замысла
к воплощению» и «Очерк: Теория и методология
жанра», которые активно используются в учебном
процессе на факультете журналистики.
3.
Журналистское произведение: тема, замысел, идея• Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом вз
аимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск и рождени
е темы будущей публикации, формирование и разработку замысла ко
нкретного произведения, наконец, определение его идейной стороны.
• На этих этапах решаются вопросы, связанные и с выбором объекта бу
дущего отображения, и с накоплением жизненных впечатлений, и с пл
анировкой будущего материала, и с его идейной направленностью, чт
о в конечном итоге сказывается на всей последующей работе журнали
ста по реализации замысла конкретного произведения.
4.
Тема• Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен опред
елить тему.
• Тема обычно рождается из двух ситуаций – либо из редакционного за
дания, либо просто появляется какая-то идея, которая занимает все м
ысли. Начинаешь о ней постоянно думать, происходящие события пы
таешься свести к какой-то одной идее, оценивая их уже с позиции буд
ущего материала. Постепенно в голове вырисовывается конкретная т
ема, и после этого начинается подготовительная работа. При этом оче
нь важно реально себе представлять, насколько выбранная тема акту
альна, будет ли она представлять интерес для аудитории, наконец, чт
о потребуется для ее реализации. Только после этого можно приступа
ть к ее разработке.
5.
Замысел произведения: возникновение, накопление материала, структура, проблема, гипотеза
• Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к фо
рмированию его замысла. Замысел, – отмечается в литературоведческом сло
варе, – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок буду
щего произведения. У замысла существует две стороны: сюжетная (автор зар
анее намечает ход событий) и идейная (предполагаемое разрешение взволно
вавших автора проблем и конфликтов.
• В журналистском творчестве основная роль первоначального замысла заклю
чается в том, чтобы стать неким «внехудожественным заданием, общей идее
й, определенной темой, образно оформляемой в процессе художественного т
ворчества.
• Таким образом, замысел, предваряя всю последующую работу журналиста на
д будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляе
т микромодель этого произведения.
6.
«Вынашивание» произведения: планировка и конкретизация рабочей идеи
• Функция рабочей идеи состоит в том, что она во многом определяет идеоло
гическую направленность будущей публикации не только на стадии ее подго
товки, но и в процессе написания произведения. В практическом преломлен
ии рабочая идея может приобрести вид основного тезиса или главной мысл
и произведения, которую нужно развить и доказать или подтвердить систем
ой аргументации.
• Итак, мы рассмотрели различные моменты, связанные с рождением журнал
истской темы, разработкой и планировкой замысла конкретного произведен
ия, выработкой его идейной стороны. На индивидуальном уровне данный тв
орческий процесс может иметь свои неповторимые особенности, так как каж
дый автор вырабатывает свои методы работы. Но знание специфики протек
ания творческого акта безусловно может сказаться на оптимизации деятель
ности журналиста.
7.
журналистские методы• традиционные журналистские методы: наблюдение, эксперимент, интервью.
• Среди традиционных методов прежде всего выделяют метод наблюдения. Журна
листское наблюдение всегда имеет целенаправленный и четко заданный характер.На п
рактике метод наблюдения разделяют по нескольким основаниям: а) степени формализ
ованности (структурализованное и неструктурализованное), б) месту проведения (поле
вое и лабораторное), в) регулярности проведения (систематическое и несистематическ
ое), наконец, г) позиции наблюдателя в исследовании (включенное и невключенное).
• Метод наблюдения активно используется в журналистской практике. И обусловлено это
рядом причин. Во-первых, журналист, включаясь в некое событие, имеет возможность
проследить динамику его развития. Репортаж с места события отличается не только вы
сокой степенью оперативности, но и тем, что в нем создается атмосфера сопричастнос
ти тому, что происходит на глазах репортера (особенно это свойственно телевидению и
радио). Во-вторых, непосредственное наблюдение за поведением людей позволяет уви
деть неприметные на первый взгляд детали, характерные личностные черты. Информа
ция, почерпнутая из такого рода наблюдений, всегда отличается живостью и достоверн
остью. В-третьих, журналист, будучи очевидцем события, сам фиксирует наиболее знач
имые его моменты и в своих оценках независим от чьего-либо мнения.
8.
эксперимент, интервью• Термин «интервью»происходит от англ.,interview, т.е. беседа. При всей, казалось б
ы, привычности данного метода, необходимо соблюдать определенные технологиче
ские приемы, чтобы оптимально построить межличностное общение. По содержани
ю интервью делятся на так называемые документальные интервью – изучение собы
тий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которых – выявление оце
нок, взглядов, суждений и т.п.
• Метод эксперимента в журналистике зачастую отождествляют с методом включенн
ого наблюдения. Тому есть свои причины. Во-первых, как и во включенном наблюде
нии, журналист-экспериментатор поддерживает непосредственную взаимосвязь с о
бъектом изучения. Во-вторых, эксперимент, как и наблюдение, может проводиться с
крытно. Наконец, в-третьих, эксперимент относится к визуальным средствам изучен
ия социальной действительности. Впрочем, несмотря на общность основных призна
ков эксперимент имеет и свои особенные черты и характеристики.
9.
Назначение факта в журналистском произведении• Использование научных фактов в журналистских материалах носит самый
разнородный характер: от простой констатации до развернутых положений.
Точность и достоверность – основные признаки всех научных фактов. Именн
о поэтому журналисты так охотно обращаются в своих публикациях к подобн
ого рода сведениям.
• Наряду с научными фактами журналисты охотно используют в своих матери
алах так называемые обыденные факты, которые, по мнению В.М. Горохов
а, «представляют собой результат восприятия человеком окружающей дейст
вительности, восприятия непосредственного, конкретно-чувственного, запеч
атлеваемого в единстве эмоциональной реакции и логического осознания пр
оисшедшего».
• Назначение фактов в журналистском произведении многофункционально: о
ни могут стать основой информационного сообщения; могут выступать в кач
естве аргументов и научно обоснованных доказательств.