«Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…»
Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю.
В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне
В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл
Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и
9.86M

Основные мотивы поэзии С. Есенина

1. «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла…»

2.

Самой главной темой в
творчестве С. Есенина была тема
Родины. В ранних стихах поэт
постигает душой и воплощает в
живые зримые образы свою
«малую»
родину

село
Константиново и его окрестности.
Родина, Россия предстает в ранней
лирике Голубой Русью, чудесной
страной в черемуховом снегу.
Любовь
к
Родине
находит
выражение в любви к родной
природе. Поэт ощущает свою
слитность с родным краем: «Я
хотел бы затеряться в зеленях
твоих стозвонных…»

3.

Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и
нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
1915-1916

4.

Стихи С.Есенина о природе пронизаны легкой грустью,
какой-то щемящей нежностью. Приглушенные, как бы сквозь
дымку просвеченные солнцем пейзажи воссоздают Родину,
Русь в разное время года и дня. Особенно Есенин любит
восходы и закаты («Там, где капустные грядки…», «Выткался
на озере алый свет зари…», «Вот уж вечер. Роса…»). Любовь
к родной земле выливалась в проникновенные поэтические
строки:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

5.

Постепенно пределы «страны
березового ситца» расширяются.
Понятие Родины становится
более емким, наполненным.
Поэт видит не только ширь
степных раздолий, синь озер,
как в ранних стихах («Край
любимый! Сердцу снятся…»,
«Гой ты, Русь, моя родная…»,
«Спит
ковыль.
Равнина
дорогая…»), но «черную, потом
пропахшую выть», «деревню,
потонувшую в ухабинах».

6. Любовь к природе России переливается в любовь к ее людям, в сопричастность их горю.

Он видит крестьян, у которых «сохнет рожь и
не всходят овсы», старого деда, который,
согнувши спину, «чистит вытоптанный ток»,
деревенских парней-рекрутов. От идеализации
природной,
патриархальной
Руси
(«Преображение», «Сельский часослов») Есенин
переходит к постижению России начала ХХ века.

7.

После Октябрьской революции творчество Есенина
характеризуется поворотом.
Поэт принимал революцию, по его же выражению, «с
крестьянским уклоном», ждал идиллического земного рая. В
стихотворениях
«Иорданская
голубица»,
«Небесный
барабанщик», в поэме «Иония» он говорит о том новом, что
несет Родине революция. Есенин надеется на преображение
России, с восторгом причисляет себя к когорте обновителей
земли русской:
Небо – как колокол,
Месяц – язык,
Мать моя – родина,
Я – большевик.

8.

Но надежды поэта не
оправдались.
Он
переживает
духовный кризис, не принимая
путей развития советской России:
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму, Куда несет нас рок событий.

9. В поэзии Есенина появляется тема противопоставления города деревне

В поэзии Есенина появляется
противопоставления города деревне
тема
Противоречивое
отношение
к
индустриализации, к вторжению «железного
гостя», представление о будущем как о царстве
железных машин, убивающих красоту природы,
обусловили
появление
пессимистических,
пронизанных тревогой стихов.

10.

Поэт с грустью называет себя «последним поэтом деревни».
Он стремится преодолеть отъединенность от революционных
преобразований, понять суть событий («Возвращение на Родину», «Русь
уходящая», «Русь советская»).
В послереволюционной поэзии Есенина усиливается импульс
трагического. Он ощутим в неприятии «железного Миргорода», обостряется
от предчувствия возможной утраты человеком единства с природой.
Вместе с тем Есенин понимал, что поворот назад в истории не
возможен. Отсюда его тревожные раздумья о будущем крестьянской Руси,
противоречивые, мучительные:
Я не знаю, что будет со мною…
Может, в новую жизнь не гожусь,
Но и все же хочу я стальную
Видеть бедную, нищую Русь.

11.

Вся поэзия Есенина, по его словам,
«жива одной большой любовью,
любовью к родине. Чувство
родины – основное в моем
творчестве». Все годы Есенин
оставался
верен
чувству,
пропетому им в юношестве:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

12.

13.

Врача на помощь не зови –
он не излечит от любви.
Легко разбрасывает роза
дары багряные свои.
Я другу сердце открываю –
оно горит, оно – в крови.
Взойди, любимая, как солнце,
все озари и обнови.
Твоя любовь – ларец закрытый.
Где спрятаны ключи твои?
Отдай их мне без сожаленья,
будь щедрой, бога не гневи.
Не будь скупой, спаси Хафиза,
смягчи страдания мои.
(Хафиз. Газели)

14.

Сергея Есенина до глубины души трогали стихи поэтов
Востока. В газелях Хафиза земная любовь – это бесценный дар,
величайшая ценность бытия. Он утверждает, что торжество любви
– приговор силам зла, лжи и насилию. Его произведения отличает
вера в лучшие качества человека – жажду добра и правды.
Классическая поэзия средневековой Персии была очень
популярна на рубеже XIX – XX столетий. Сергею Есенину хотелось
своими глазами увидеть Шираз, пройти узкими улочками к могилам
великих лириков Персии. Но он сумел осуществить только
путешествие на Кавказ, куда отправился в 1920 году. Поэт доехал
только до Тифлиса и возвратился в Москву.

15.

Большими событиями в жизни Есенина были его
поездки в закавказские республики. За последние два года
жизни он бывал там трижды, каждый раз набираясь новых
впечатлений и с радостью отдавая себя творческому
труду.
Первая поездка растянулась на целое полугодие.
Выехав из Москвы в начале сентября 1924 года,
Есенин до конца февраля 1925 года пробыл в Баку,
Тифлисе, Батуми. Он много печатался в закавказских
газетах «Заря Востока» и «Бакинский рабочий», выпустил
две книги стихов («Русь Советскую « - в Баку и «Страну
Советскую» - в Тифлисе) и с необыкновенной
продуктивностью работал.
Это был период подъема, вдохновения, радостей
и плодотворной работы.

16.

В письмах из Батума в Москву поэт сообщал:
«Работается и пишется мне дьявольски хорошо. До
весны я могу и не приехать. Меня тянут в Сухум, Эривань,
Трапезунд и Тегеран, потом опять в Баку».
И в другом письме:
«Только одно во мне сейчас живет. Я чувствую себя
просветленным, не надо мне этой глупой шумливой славы,
не надо построчного успеха. Я понял, что такое поэзия… Я
скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в
жизни очень редко. Это просто потому, что я один и
сосредоточен в себе. Говорят, я очень похорошел. Вероятно,
оттого, что я что-то увидел и успокоился»

17.

В Закавказье Есениным за шесть месяцев были написаны
«Баллада о двадцати шести», стихотворения «Памяти Брюсова»,
«Письмо к женщине», «Капитан земли», «Русь уходящая», «Русь
бесприютная», «Цветы», «Воспоминание», «Мой путь» и др., начата
работа над поэмой «анна Снегина» и циклом «Персидские мотивы».
Период с конца марта до конца мая 1925 года Есенин провел в
Баку и Мардакьянах, он интенсивно сотрудничал в «Бакинском
рабочем», написал стихотворения «Заря окликает другую…»,
«Письмо к сестре», «Неуютная жидкая лунность…», «Прощай,
Баку!».
В тех же местах он провел последние дни июля и весь август,
создал четыре новых стихотворения, написал памфлет «Дама с
лорнетом» и закончил «Персидские мотивы».

18.

В «Персидских мотивах» значительно усилен метафорический и
экзотический элемент. Объясняется это тем. Что Есенин здесь не
стремился ни к полноте, ни к точности пейзажной картины: в Персии, в
Багдаде, на Босфоре он не бывал и, работая над циклом своих
стихотворений, во многом «примыслил» эти места.
«Никогда я не был на Босфоре…»

19.

Известная доля экзотической
условности проглядывает и в синих
цветах Тегерана, и в «свете вечернем
шафранового края», и в садах и в стенах
Хороссана. Но все это, как бы
увиденное самим поэтом, воссоздано с
силой
живого,
непосредственного
чувства. Воображение художника дает
нам
возможность
погрузиться
в
романтический мир сказочной природы
– мир осязаемый, видимый, ощутимый.
Его отличие от всех «восточных миров»,
встречавшихся в живописи, в поэзии, тот преломленный луч, который из
волшебного Шираза, из босфорской
дали проливает свет на неброскую, но и
неповторимую красоту рязанских полей.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.
Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

20.

Видя в чужой стране то, что радует его душу, поэт готов это взять с
собой, воспеть на своей отчизне:
В Хороссане есть такие двери,
Где обсыпан розами порог.
Там живет задумчивая пери.
В Хороссане есть такие двери,
Но открыть те двери я не мог.
У меня в руках довольно силы,
В волосах есть золото и медь.
Голос пери нежный и красивый.
У меня в руках довольно силы,
Но дверей не смог я отпереть.
Ни к чему в любви моей отвага.
И зачем? Кому мне песни петь? —
Если стала неревнивой Шага,
Коль дверей не смог я отпереть,
Ни к чему в любви моей отвага.
Мне пора обратно ехать в Русь.
Персия! Тебя ли покидаю?
Навсегда ль с тобою расстаюсь
Из любви к родимому мне краю?
Мне пора обратно ехать в Русь.
До свиданья, пери, до свиданья,
Пусть не смог я двери отпереть,
Ты дала красивое страданье,
Про тебя на родине мне петь.
До свиданья, пери, до свиданья.

21.

Встречаясь с тем, с чем не может смириться
душа – чадрой на лице персиянки, - он возвращается
мыслью к родной стране и готов петь такое, что на
Востоке не пел еще никто:
«Свет вечерний шафранного края…»

22.

Своеобразие цикла усиливают некоторые традиционные
формы восточной поэзии, рефрены, повторы, а также
обрамляющие строки в строфе:
«Голубая родина Фирдуси…»

23. В есенинском цикле слышатся отзвуки древнеперсидской поэзии, в нем видятся очертания благодатной, сказочной страны. Но цикл

этот нельзя прочесть
– а тем более понять, - если не слышать в нем биения сердца
русского поэта, в экстазе своего мистифицированного
путешествия восклицающего:
«В Хороссане есть такие двери…»

24. Нельзя не ощутить всей прелести и своеобразия этого цикла, если не заметить и того, с какой тонкостью, душевностью и

поэтичностью художник ввел в созданную им
композицию мотивы русской природы.
English     Русский Правила