7.63M
Категория: ЛитератураЛитература

Женские образы в творчестве Пушкина

1.

2.

Женским образам в произведениях А. С. Пушкина
отведена крайне значимая роль. Они заключают в
себе особый мир, соприкосновение с которым
зачастую меняет мировоззрение других персонажей.
Героини Пушкина способны внушать любовь,
причем любовь эта наделена преображающими
человеческую душу свойствами.

3.

«Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя»
«Любезный мой друг
…За все ваши милости я вам всем
сердцем благодарна – вы у меня беспрестанно в
сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду
вас и ваши милости ко мне...Приезжай, мой ангел
к нам… Я вас буду ожидать и молить Бога,
чтоб он дал нам свидеться... Прощайте,
мой батюшка, Александр Сергеевич…
Я, слава богу, здорова, целую ваши ручки
и остаюсь вас многолюбящая няня ваша
Арина Родионовна».
6 марта 1827.

4.

«Евгений Онегин»
няня Филипьевна
«Дубровский»
няня Орина Егоровна

5.

Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Все в ней гармония, все диво,
Все выше мира и страстей;
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг,
Красавиц наших бледный круг
В ее сиянье исчезает.

6.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.

7.

Это застенчивая, скромная, с
непримечательной внешностью девушка: «Тут вошла девушка лет
осьмнадцати, круглолицая, румяная, с
светло-русыми волосами, гладко
зачесанными за уши, которые у нее так и
горели.
Маша, девка на выданье, а какое у ней
приданое? – частый гребень, да веник,
да алтын денег, с чем в баню сходить.
Хорошо, коли найдётся добрый человек;
а то сиди себе в девках вековечной
невестою».

8.

Марья Кириловна Троекурова –
семнадцатилетняя
красавица, воспитанная в
аристократических предрассудках
отцом Кирилой Петровичем,
«отец любил ее до безумия». Она
цельная личность, живущая по
закону своего сердца, любила
читать книги -романы о любви ,
вышивать шёлком, «она привыкла
скрывать свои мысли и чувства».

9.

«семнадцатилетняя дочь русского
барина-англомана Григория
Ивановича, принадлежит к типу
уездной барышни. Она
легкомысленная и авантюрная
девушка, черпает знание о
светской жизни из книжек, но
зато чувства ее свежи,
переживания — остры, а характер
— ясен и силен».

10.

Как тополь киевских высот,
Она стройна.
Её движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.

11.

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух, из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

12.

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан…
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило...
Оно сокрылось, изменило...
Храни меня, мой талисман.
Пускай же в век сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

13.

В отдалении от вас
С вами буду неразлучен,
Томных уст и томных глаз
Буду памятью размучен;
Изнывая в тишине,
Не хочу я быть утешен,—
Вы ж вздохнете ль обо мне.
Если буду я повешен?

14.

О ты, надежда нашей сцены!
Уж всюду торжества готовятся твои
На пышных играх Мельпомены,
У тихих алтарей любви.
Когда явилась ты пред нами
…в первый раз...

15.

Всё в ней гармония, всё диво,
Всё выше мира и страстей:
Она покоится стыдливо
В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наш бледный круг
В её сиянье исчезает…
Ты сокровенное мечтанье, Но встретясь с ней, смущённый, ты
Вдруг остановишься невольно,
Благоговея богомольно
Перед святыней красоты!

16.

Она мила - скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Ее черкесские глаза.
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!
...Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет - ангел Рафаэля
Так созерцает божество!

17.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти
безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос
нежный
И снились милые черты…

18.

Зизи, кристалл души
моей,
Предмет стихов моих
невинных,
Любви приманчивый
фиал, Ты, от кого я пьян
бывал!

19.

Среди рассеянной Москвы,
При толках виста и бостона,
При бальном лепете молвы
Ты любишь игры Аполлона.
Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновений,
И над задумчивым челом,
Двойным увенчанным венком,
И вьется и пылает гений.
Певца, плененного тобой,
Не отвергай смиренной дани,
Внемли с улыбкой голос мой,
Как мимоездом Каталани
Цыганке внемлет кочевой.

20.

Одной картины я желал быть вечно
зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с
облаков,
Пречистая и наш божественный
спаситель –
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою
Сиона.
Исполнились мои желанья.
Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя
Мадонна,
Чистейший прелести чистейший
образец.

21.

Женские образы в произведениях А.С. Пушкина
различны и многогранны, однако главное место
занимает внешне хрупкая девушка, которая обладает
удивительной стойкостью, волей и
нравственностью. Она совершает все свои поступки
от самого сердца, любит в полную силу и терпит
компромиссов с совестью.
Подготовила:
библиотекарь читального зала
Чеботарева А. Р.
English     Русский Правила