Культура России в начале ХХ века
Особенности художественной культуры на рубеже веков
Просвещение
Периодическая печать
Наука и техника
Наука
Техника
Гуманитарные науки
Экономическая наука и социология
Филология
Литература
Живопись и графика
Экспрессионизм
Кандинский
Супрематизм
Примитивизм
Архитектура
Особняк Морозовой
Дом Рябушинского
Ярославский вокзал
Дом на Моховой, арх Жолтовский
Особняк Тарасова. Арх Жолтовский
Гостиница «Метрополь», арх Валькотт
Гостиница «Метрополь», арх Валькотт
Скульптура
Музыка
Театр
Опера
Балет
Кинематограф
4.34M
Категория: ИсторияИстория

Культура России в начале ХХ века

1. Культура России в начале ХХ века

2. Особенности художественной культуры на рубеже веков

Распад традиционного Рост национального
уклада жизни
самосознания
Переход от
отображения мира к
преображению его
художественными
средствами
Ощущение
неустойчивости бытия,
рост интереса к
мистицизму
Новые
художественные стили
– МОДЕРН (символизм,
футуризм,
экспрессионизм и др)
Рост влияния
национальных
традиций и народной
культуры

3. Просвещение

• Начальное образование
• В начале ХХ века число грамотных людей
выросло в 1,5 раза
• Средняя и высшая школы
• Среднее образование
• Выросла численность гимназий и реальных
училищ
• Создана сеть высших начальных училищ
(готовили к поступлению в среднюю школу)

4.

• Профессиональное образование
• Действуют горные, речные,
железнодорожные, фабричные,
коммерческие училища
• Педагогическое образование
• Создано 47 учительских институтов, более
170 учительских семинарий (училищ)

5.

• Высшее образование
• Восстановлена автономия вузов, выросла
их численность (к 1916 г в 135 вузах
обучалось127 тыс.студентов)
• Создаются народные вузы: университет А.
Шанявского, педагогический институт П.
Шалапутина

6. Периодическая печать

• В конце 19 в выпускалось 105 ежедневных газет, в
1912 г – 1131 газета на 24 языках
• «Дешевая общедоступная массовая книга – книга,
всем своим характером рассчитанная на народ,
прославила имя Сытина. Празднование
пятидесятилетия его книгоиздательства в 1916 году
стало подлинным национально- культурным
торжеством…Сытин дал России самые дешевые
издания собраний сочинений Пушкина, Гоголя,
Толстого, Чехова и других классиков нашей
литературы, издал популярные «народную»,
«Детскую», «Военную» энциклопедии.

7. Наука и техника

• Бурное развитие промышленности →
• 1. Быстрое развитие естественных и
технических наук, усиление их связи с
производством
• 2. Наука превращается в непосредственную
производительную силу

8. Наука

• Н.Е Жуковский (1847-1921) – развитие основ
аэродинамики. В 1904 г. создан институт
аэродинамики
• К.Э. Циолковский (1857-1935) – «отец»
современной космонавтики
• С.А. Чаплыгин (1869-1942) – исследования в
области математики и механики
• П.Н. Лебедев (1866-1912) - физика, установил
общие закономерности волновых процессов

9.

• В.И. Вернадский (1863-1945) – геохимия и
биохимия. Заложил основы современной
экологии. Выдвинул идею о ноосфере –
поверхности Земли, преображенной
человеческим разумом
• И.П. Павлов (1849-1936) – физиология, теория
условных рефлексов (Нобелевская премия
1904 г)
• К.А. Тимирязев (1843-1920) – процессы
усвоения углекислоты зелеными растениями
под воздействием света

10. Техника

• Развитие авиа и автомобилестроения,
химической и электротехнической
промышленности
• И.И. Сикорский – четырехмоторный
самолет «Илья Муромец», «Русский
витязь» (1913). Только в Петербурге 2
завода выпускали до 600 самолетов в год

11.

• В повседневную жизнь постепенно входят
трамвай, телефон, радио, электрическое
освещение
• На вооружение армии поступают
автомобиль, пулемет, миномет, противогаз,
подводная лодка

12. Гуманитарные науки

• Социально-политический кризис начала ХХ в →Рост
интереса к гуманитарным наукам
• →
• ФИЛОСОФИЯ
• 2 основных направления:
• А) материалистическое (Г. Плеханов, А. Богданов, В.
Ульянов)
• Б) религиозно-философское (Н. Бердяев, С. Булгаков, П.
Флоренский) – идеи «нового религиозного сознания»
сочетались с литеральной идеей о самоценности
личности и духовной свободой человека.
• В 1909 г. Выходит сборник «Вехи» (Н. А. Бердяев. ,
С. Н. Булгаков. , П. Б. Струве. , С. Л. Франк. )

13.

• ИСТОРИЯ
• С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, Н.П. ПавловСильванский, М.Н. Покровский – «Русская
история с древнейших времен», первая
попытка освещения истории с марксистских
позиций
• Свои первые исследования печатают Е.В.
Тарле, Б.Д. Греков

14. Экономическая наука и социология

• П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М.
Ковалевский создали Высшую школу
общественных наук (Париж, 1901)
• П. Сорокин – исследования в области
социологии

15. Филология

• Ф.Ф. Фортунатов
• А.А Шахматов

16.

• В конце ХIХ – начале ХХ в. в стране
действуют более 700 научных и научнотехнических обществ ( географических,
ботанических, астрономических,
химических и др), возникших не только в
крупных, но и в провинциальных городах.

17. Литература

Продолжается
расцвет
критического
реализма
Л.Н. Толстой – «Живой труп», «После бала»
А.П. Чехов – «Три сестры», «Дядя Ваня», рассказы
А.И. Куприн – «Гранатовый браслет», «Поединок»,
«Яма»
И.А. Бунин – «Темные аллеи», лирика
Д.Н. Мамин-Сибиряк – «Приваловские миллионы»
Л.Н. Андреев – «Жизнь Человека», «Царь Голод»,
«Бездна»

18.

Модернизм
Символизм (теоретик – В.Я Брюсов):
К.Д.Бальмонт
А.А. Блок – «Стихи о Прекрасной Даме»
Мифотворческое восприятие мира
обусловило такой взлет поэзии, что Н.
Бердяев определил начало ХХ в. Как
«серебряный век русской поэзии»
Амеизм:
АКМЕИЗМ - Н.С Гумилев
А.А. Ахматова
О.Э. Мандельштам
Вернули поэзию из мира символов в
мир человеческих чувств, личных
переживаний

19.

Авангардизм
Футуризм
В. Хлебников
Д.Бурлюк
И. Северянин
В. Маяковский
Б. Пастернак
1912 г. – «Пощечина
общественному вкусу», «Дохлая
Луна», «Рыкающий Парнас» абсолютная свобода «творить не
искусство, а творить реальность»

20. Живопись и графика

Сохраняются лучшие традиции
русской академической школы
И.Е. Репин. Портрет П. Столыпина
И.Е. Репин – портреты П.
Столыпина, Л. Толстого, В.
Короленко, В. Бехтерева
В.А. Серов – портреты
современников: врачей, артистов,
писателей

21.

22.


И.Е. Репин.
Портрет В. Короленко

23.

Модернизм
А.П. Рябушкин
М.В. Нестеров
К.А. Коровин
М.А. Врубель
1898 – 1924 гг «Мир
искусства»:
А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А.
Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К.
Рерих, Б.М. кустодиев, А.
Остроумова-Лебедева
Переход от
драматизации прошлого
к его поэтизации. Акцент
на фантастический
вымысел,
недосказанность,
символику

24.

Авангардизм
«Бубновый валет»(1910): Состав объединений был
П.П. Кончаловский, А.В.
текуч, непостоянен,
Лентулов, Р.Р. Фальк
члены одного союза
переходили в другие
«Голубая роза»:
П. Кузнецов, М. Сарьян, С.
Судейкин
Экспрессионизм:
В.В. Кандинский
Супрематизм:
К.Малевич «Черный
квадрат»
Бытовой символизм
(примитивизм):
М. Шагал
Аналитическая живопись:
П.Н. Филонов

25. Экспрессионизм

• ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. еxpressionismе, от лат.
expressio – выражение, выразительность) –
направление в искусстве и литературе первых
десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в
Германии и Австрии; а также тенденция,
периодически возникающая в изобразительном
искусстве, литературе и кино, характеризующаяся
стремлением к деформации или стилизации форм,
динамизму, экзальтации и гротеску ради создания
мощной выразительности художественного образа
и отражения мировоззрения

26. Кандинский

27.

28. Супрематизм

• Течение искусства, относящееся к геометрическому
абстрактивизму или геометрическому конструктивизму,
позиционирующийся как способ «выражения высшей
реальности». С такой трактовкой связано и само название
течения, которое происходит от слова «supremus». Оно
переводится с латинского как «последний, крайний,
наивысший».
• Картины, созданные в духе супрематизма, изображали
комбинации самых простых геометрических линий. Каждая из
этих комбинаций могла быть связана с каким-либо предметом
реальности либо оставаться абсолютно самостоятельной.
Ощущение реальности в таких работах передается с помощью
свободного сочетания треугольников, прямоугольников,
квадратов, кругов.

29. Примитивизм

30. Архитектура

Господствует модернизм
Особенности :
1. Свободная
планировка
2. Подчеркнутая
индивидуализирован
ность зданий
3. Отказ от симметрии
4. Единый
орнаментальный
ритм
5. Образносимволический
замысел
Ф.О. Шехтель – особняк
Морозовой на
Спиридоновке, дом
Рябушинского на Малой
Никитской, здание
Ярославского вокзала

31. Особняк Морозовой

32.

33.

34.

35. Дом Рябушинского

36.

37.

38.

39. Ярославский вокзал

40.

41.

42.

Неоклассицизм
И.В. Жолтовский,
В.Ф. Валькотт
Создавались проекты
новых городов,
разрабатывались планы
перестройки Петербурга

43. Дом на Моховой, арх Жолтовский

44. Особняк Тарасова. Арх Жолтовский

45. Гостиница «Метрополь», арх Валькотт

46. Гостиница «Метрополь», арх Валькотт

47. Скульптура

Неоклассицизм
Импрессионизм
Р.Р. Бах
С.М. Волнухин
П.П. Трубецкой – памятник Александру
III в Петербурге, портреты Л.Толстого, С.
Витте, Ф. Шаляпина
Н.А. Андреев – памятник Гоголю в
Москве
С.Т. Коненков – сочетание античной
пластики с модерном и фольклорными
элементами – «Самсон, разрывающий
цепи», «Нике», «Лесовик»,
«Камнебоец»

48.

49.

50.

51. Музыка

• В творчестве ряда композиторов
проявляется музыкальный символизм,
импрессионизм, экспрессионизм.
• И.Ф. Стравинский – «Петрушка», «Весна
священная», «Жар-птица»
• А.Н. Скрябин – «Поэма экстаза»

52. Театр

• Традиции театрального искусства ХIХ века
продолжали Малый и Александринский
театры.
• 1898 г. – основан Московский Художественный
театр, ставший центром новаторских
экспериментов (К.А. Станиславский, В.И.
Немирович-Данченко)
• К.А. Станиславский - выходец из торговопромышленных кругов Москвы, актер и
режиссер, создатель новой театральной
системы.

53.

• 1904 г. – основан Драматический театр в
Петербурге (В.Ф. Комиссаржевская).
• Ставятся пьесы А. Толстого, М. Горького, А.
Чехова, Л. Андреева, К. Гамсуна, Г. Ибсена.

54. Опера

• Большой и Мариинский театры
• Основываются частные оперные театры
(С.И. Мамонтов, 1895 г.)
• Искусство вокала представлено
творчеством Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова,
А.В. Неждановой.
• Ставятся оперы Н. Римского-Корсакова
«Садко», «Царская невеста», «Кощей
Бессмертный»

55. Балет

• Постановки М.М. Фокина, балеты
Стравинского.
• Танцовщики – А. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т.П.
Карсавина.
• Оформление спектаклей – художники «Мира
искусства» - А. Бенуа, Л. Бакст, К.Коровин.
• С. Дягилев – «Русские сезоны» в Париже,
представленные балетом, музыкой,
театральной живописью.

56. Кинематограф

• Становится одной из массовых форм
искусства.
Крупнейший русский кинопромышленник в
начале XX века - А.А. Ханжонков, открыл
первую русскую кинофабрику.
В 1908 году режиссер и предприниматель
Александр Дранков поставил первый
русский фильм с актерами под названием
«Понизовая вольница» («Степан Разин»).

57.

• К 1914 г. в России было более 4 тысяч
кинотеатров и 30 киностудий.
• Режиссер – Я.А. Протазанов.
• Актеры – И. Мозжухин, В. Холодная, В.
Максимов.
• 1908 г – первая игровая картина «Степан
Разин»
• 1911 г. – первая полнометражная картина
«Оборона Севастополя»
English     Русский Правила