Похожие презентации:
Держава Дария Ахеменида
1. Министерство образования и науки ДНР
Донецкий национальный университетКафедра всемирной истории
Индивидуальное научно-творческое задание на тему:
«Держава Дария
Ахеменида»
Студентки I курса
Группы «А»
Ненько Елизаветы
Преподаватель: к.и.н., доцент Разумный В.В.
Донецк 2016
2. Дараявауш Дарий I Великий Ахеменид
Дата рождения Дария I, (на др.-перс.
означает «Держащий добро», «Добронравный») согласно
краткой биографии, точно не известна. Считается, что
родился он в 550 году до н.э. Хотя по другим источникам,
Дарий стал править в 28 лет. Точно определена лишь его
дата восшествия на престол в результате убийства
заговорщиками предыдущего правителя. Это произошло в
522 году до н.э. Он относился к младшей линии династии
персидских правителей Ахеменидов. Чтобы окончательно
закрепить свою власть, Дарий I женился на Атоссе, дочери
великого Кира II, которая до этого была женой двух
прежних персидских правителей.
Взойдя на трон, первыми действиями Дария I стали
карательные походы против восставших народов. Против
него выступили Вавилон, Сирия, Мидия, Армения, сакские
племена, Египет. Волнения начались и в самой Персии, где
объявился самозванец, который под именем Бардия, сына
Кира II, начал борьбу против Дария. Несколько лет царь
Персии занимался подавлением мятежей в разных частях
необъятной империи. Всего он участвовал в 20 битвах, и
все выиграл. Победу Дарию даровали его умение правильно
рассчитать силы и преданные войска, а также
разобщенность восставших народов.
3. Дарий I, могущественный правитель Персии
Кроме военного искусства, Дарий I прославился икак реформатор. Он провел административную
реформу, в ходе которой территория государств
была разделена на сатрапии. Ими руководили
теперь не местные чиновники, а персы. Он также
разделил полномочия сатрапов.
Если раньше они исполняли и гражданские, и
военные функции, то теперь войсками руководили
военачальники. Подчинялись они только царю.
Сатрапам же оставили в подчинении только личную
охрану.
При Дарии I в государстве была введена единая
денежная система. Появилась золотая монета –
дарик, чеканить которую мог только сам царь.
Наладив порядок и относительно спокойную жизнь
в подчиненных странах, Дарий вернулся к
завоевательным походам. Он совершил неудачный
поход в скифские земли, подчинил Фракию и
Македонию. В 499 году до н.э. началась первая
греко-персидская война.
Конец жизни Дария был омрачен распрей между его
сыновьями.
Дарий I, могущественный
правитель Персии
На персидский престол после его смерти
претендовали Артобазан, старший сын от
первой жены, и Ксеркс, от Атоссы.
В 486 году до н. э. правитель персидской
державы Дарий I умер в возрасте 64 лет.
4. Держава Ахеменидов
5. Легенда о Дарии I Великом
У античных авторов сохранился интереснейший рассказ о том, каким же образом именно Дарий
получил права на престол. После убийства самозванца заговорщики стали решать, кто из них
должен стать царем. Ни один не хотел уступить другому. Наконец все же договорились разрешить
спор: на заре следующего дня претенденты должны были верхом выехать в условленное место (как
указывает Помпей Трог, у царского дворца), и тот, чей конь заржет первым при восходе солнца,
получит верховную власть.
Успех сопутствовал Дарию, он стал царем Ахеменидской державы. «Милостью» верховного бога
называет свое вступление на престол сам Дарий: Ахурамазда — великий бог небесного свода —
вручил ему царство, сделал его повелителем и законодателем, передав ему обширную землю, когда
на ней господствовали вражда и волнения, чтобы именно он установил порядок на земле и
благоденствие для людей. Так заявляет в своих надписях царь Дарий.
…На далеком небе живет высший бог Нуми-торум, хозяин неба. Далек он от земного мира и
обычно не вмешивается в дела людей. Некогда царили на земле смута, вражда и убийства. В них
приняли участие и семь сыновей Нуми-торума, отправленные отцом на землю. Решил бог
прекратить усобицы, навести на земле порядок и установить на ней единого повелителя.
Спустился Нуми-торум с неба и сказал сыновьям: тот из вас будет старшим над людьми и своими
братьями, кто завтра на рассвете первым приедет к моему дворцу и привяжет своего коня к
серебряному столбу. Раньше всех приехал Мир-сусне-хум, младший из семи братьев, и с восходом
солнца привязал коня к серебряному столбу. Так стал он повелителем земли. Велел Нуми-торум
другим братьям почитать Мир-сусне-хума за старшего, а людям — «за главного руководителя и
судью»; молодому правителю «приказал он заботиться о людях». И стали жить люди в
благополучии и богатстве под покровительством Мир-сусне-хума — «за людьми смотрящего
человека».
6.
• Эта легенда была записана у манси в XIX в. путешественником и этнографом Н. Л. Гондатти.Невольно возникают аналогии с преданием о вступлении на престол царя персов Дария I. В основе
обоих рассказов отражена традиция гиппомантии — избрание царя с помощью коня. Совпадает и
ряд характерных деталей: решающий эпизод происходит на заре следующего дня, связан с восходом
солнца; к серебряному столбу у дворца верховного повелителя должны были привязать коня братьясоперники в угорской легенде, спор знатных персов также решался у царского дворца (более того, в
рассказе Геродота упоминается и о конской привязи на месте состязания); в обоих преданиях
совпадает и число претендентов на власть.
• Нет сомнений, что обе легенды связаны друг с другом. Если обычай избрания царя с помощью коня
хорошо известен по религиозной и эпической традиции древних ариев (засвидетельствован он и у
некоторых других индоевропейских племен), то у предков манси вряд ли могли самостоятельно
возникнуть такие представления и особенно подобная практика избрания на царство. Угорские
племена, как уже отмечалось, познакомились с коневодством в результате контактов с иранскими
племенами, этим объясняется и возникновение у них культа коня (для иранских верований была
обычной и связь коня с солнцем).
• Поэтому есть все основания полагать, что мансийская версия легенды об избрании царя обязана
своим происхождением представлениям тех иранских племен, которые некогда жили в соседстве с
предками финно-угров. И вместе с тем легенда о боге таежного народа Мир- сусне-хуме позволяет
уточнить и некоторые сведения иранской традиции об избрании на престол «царя царей», Ахеменида
Дария I.
• Независимо от того, происходило ли на самом деле избрание Дария путем гиппомантии или сам
Дарий, не имея бесспорных прав на престол, заручился «поддержкой» древнего обычая, существенно
само бытование подобной традиции в древнем Иране в эпоху великой империи Ахеменидов.
7. Рельеф Дария в Персеполе
Рельеф Дария в
Персеполе
Новому царю была нужна новая официальная столица.
518-й год до нашей эры Дарий приступает к
воплощению самого грандиозного проекта Древнего
Мира. Неподалеку от нынешнего Шираза он
строит Персеполь, что по-гречески означает «Город
персов». Все дворцы сооружаются на единой
платформе из камня, чтобы подчеркнуть
незыблемость империи.
Гигантская площадь в сто двадцать пять тысяч
квадратных метров. Ему пришлось менять рельеф
местности: срывать возвышения и возводить
подпорные стенки. Он хотел, чтобы город был виден
издалека, потому и поставил его на платформе. Она
придала городу уникальный величественный облик.
Персеполь – уникальное инженерное сооружение со
стенами длиной 18 и толщиной 10 метров и залами с
причудливыми колоннами.
Рабочих свозили изо всех уголков империи.
Большинство древних империй строились на рабском
труде, но Дарий, как и Кир, предпочитал платить
тем, кто строит дворцы.
Рабочим устанавливали нормы выработки, здесь
работали и женщины. Норму устанавливали в
зависимости от сил и квалификации, и платили
соответственно.
8.
Рельеф на стене дворца
• Он потратился не напрасно: Персеполь
стал памятником величия и славы Персии.
• Нельзя забывать о происхождении персов: их
предки были кочевниками и жили в шатрах.
Уходя со стоянки, они забирали шатры с
собой. Шатры прочно вошли в традицию.
• Дворцы Персеполя – это шатры, обличенные
в камень. Абадана – это не что иное, как
каменный шатер. Абаданой называется
парадный зал Дария.
Монументальные каменные колонны
навеяны воспоминанием о деревянных
шестах, которые поддерживали
полотняную кровлю шатров. Но здесь
вместо полотна мы видим изысканный
кедр. Кочевническое прошлое оказало
влияние на архитектуру персов, но не
только оно.
Дворцы были украшены золотом и
серебром, коврами и глазурованной
плиткой. Стены покрывали рельефы, на
них мы видим мирные процессии
покоренных стран.
Но инженерные сооружения Персеполя не
ограничивались пределами города. В нем
была система водоснабжения и
канализации, первая в Древнем мире.
Инженеры Дария начали с того, что
создали систему дренажа, уложили
канализационные трубы и лишь потом
возвели платформу. Чистая вода
поступала по канатам, а сточные воды
уходили через канализацию. Вся система
была подземной и снаружи не видна.
9.
Знатный персидский всадник.Статуя Дария
На шее у него надета гривна, на руках браслеты (признак знатности), шлем
аналогичен шлему, найденному в сокровищнице в Дельфах (трофей Марафонской
битвы), доспехи персы обычно надевали под рубаху.
10. «Дарики», монеты при Дарии Великом
11. Солдаты персидского войска: эфиопский лучник, пехотинец из Хорезма, пехотинец из Бактрии, всадник из Арианы
Поход Дария I на скифовНельзя назвать счастливой его мысль
начать войну с соседями и отчасти
соплеменниками тех северных народов, в
борьбе с которыми погиб Кир. Но у
Дария выбор был только между знойным
югом, где, по недавним опытам,
опасности были еще страшней, и далеким
севером за Черным морем, где текут
судоходные реки, по которым можно
было завести торговлю и где, по
старинным сказаниям, находились
несметные сокровища, привлекавшие к
себе фантазию народа. Чтобы сделать
поход еще более заманчивым, Дарий
говорил, что идет мстить потомкам
тех скифов, которые так ужасно
опустошили Мидию за сто лет перед
тем; такой позор не должен оставаться
на персидском имени. Но, кажется, не все
одобряли поход в Скифию; брат царя
советовал ему не ходить туда. Но Дарий
остался при своем намерении и вел
приготовления так деятельно, что в
скором времени собрал 700,000 человек
войска и флот, состоявший из 600
кораблей.
Солдаты персидского войска: эфиопский лучник, пехотинец
из Хорезма, пехотинец из Бактрии, всадник из Арианы
Сомнения в успехе похода на скифов раздражали Дария I до
такой степени, что, когда знатный перс Эобаз попросил
царя оставить ему хоть одного из трех сыновей,
находившихся в войске, то Дарий отвечал, что оставит ему
всех троих, и велел тотчас же убить их. По окончании
приготовлений, Дарий повел войско через Малую Азию к
Босфору Фракийскому.
12.
Искусный греческий зодчий, Мандрокл Самосский, построил там с азиатского берега наевропейский судовой мост. Греки малоазийского прибрежья и соседних островов должны были
помогать своим флотом сухопутному войску и приготовить для него мост через Дунай.
Начальниками греческих кораблей были те люди, которых персы поставили правителями
(тиранами) их родных городов (персы повсюду покровительствовали аристократическому и
монархическому правлению). Известнейшими из этих тиранов были Гистией милетский,
Лаодамант фокейский, Эак самосский (сын Силосона), Косс лесбосский и Страттид
хиосский. Эолийскими кораблями начальствовал Аристагор кимский. Тираны городов, лежавших
на берегах Геллеспонта и Пропонтиды, – Абидоса, Лампсака, Кизика и других – тоже привели
свои корабли. На европейской стороне моря присоединились к флоту корабли Византия,
которыми начальствовал Аристон, и эскадры других греческих колоний; привел свои корабли и
афинянин Мильтиад, владычествовавший над Херсонесом Фракийским и имевший 500 человек
наемников.
Пришедши с войском к Босфору, Дарий I похвалил мост, построенный Мандроклом на судах в
самом узком месте пролива, на север от городов Халкедона и Византия. Он щедро наградил
строителя, и Мандрокл из признательности к нему поставил в самосском храме Геры
изображение той сцены, как Дарий, сидящий на престоле у жертвенника «Зевса Посылателя
попутных ветров», смотрит на проходящее мимо него войско. – Дарий велел воздвигнуть на
месте перехода две колонны белого мрамора и написать на них по-гречески и по-персидски имена
всех народов, участвовавших в походе на скифов. Переход через Босфор казался таким важным
делом, что грек Херил написал стихотворение «О переходе через мост». В этом стихотворении
между прочим говорилось о саках, «пасущих овец, справедливом кочевом народе, живущем на нивах
Азии».
13.
Переправившись через пролив, Дарий I приказал греческому флоту плыть к устью Истра и двадня вверх по Истру до того места, где река еще не делится на рукава, и построить там судовой
мост; а сам он пошел к этому месту из Византии сухим путем. Фракийские племена между
Босфором и Гебром, одрисы, скирмиады и нипсеи, покорялись одно за другим без сопротивления,
когда приближался к ним в своём походе персидский царь с бесчисленным своим войском,
сооружая по пути колонны и каменные холмы. Только четы, «храбрейшие и справедливейшие из
фракийцев», у которых было верование, что умершие отходят на вечную жизнь к великому духу
Замолксису, отважились сопротивляться, но были покорены. Войско Дария шло на скифов по
обширной «гетской пустыне», между Гемом (Балканским хребтом) и нижним Дунаем, где на
черноземе, обильно орошаемом ручьями, трава имеет вышину в рост человека.
Наконец войско достигло великой реки и перешло через нее по мосту, построенному греками.
Перешедши на северный берег, Дарий I велел начальникам греков сломать мост и идти за ним со
своими воинами. Вероятно, он думал достигнуть в походе Кавказских ворот (Дербентского
прохода), через которые сто лет тому назад прошли скифы, вторгшиеся в Мидию и Лидию. Но
Коэс митиленский сказал ему, что он должен сохранить для себя путь к отступлению, потому
что в стране, где нет ни хлебопашества, ни городов, войско может подвергнуться в походе
бедствиям. Дарий согласился, отменил свое приказание и поручил греческим тиранам охрану
моста. Уходя от реки, он дал им ремень с 60 узлами и велел каждый день развязывать по узлу;
когда последний узел будет развязан, а он еще не воротится, то они должны, сказал он,
отправиться на родину. Услышав о приближении огромного войска Дария I, скифы послали к
соседним народами, просить их помощи. На совещание съехались кроме трех скифских царей,
царь агафирсов с запада, с севера цари невров, андрофагов и меланхленов. с востока цари гелонов,
будинов и савроматов, с юга царь таврийцев.
14.
Предполагаемый маршрут Скифского похода Дария I15.
Скифы хотя и говорили, что сопротивление походу Дария и персов должна считаться общимделом, потому что они, как показывает судьба фракийцев, хотят одинаково поработить все
народы. Но только восточные племена выразили согласие присоединиться к скифам; другие
сказали, что подождут, пока персы нападут на их землю, а тогда уже сумеют защитить себя.
Потому скифы решили не давать Дарию битвы, а постоянно отступать от них, повсюду на
отступлении засыпать колодцы и родники и уничтожать траву.
Скифы выполнили этот план. Отослав на север телеги с женами, детьми и имуществом и
большую часть своих стад, оставив при себе лишь такое количество скота, какое необходимо
было для продовольствия, они разделились на два войска. С одним важнейший из их царей,
Иданфирс, к которому присоединились будины и гелоны, должен был отступать на север,
заманивая неприятеля в земли тех народов, которые отказались помогать скифам. С другим
войском, к которому присоединились сарматы, Скопасис должен был идти по прибрежью
Меотиды (Азовского моря) до Танаиса (Дона) и держаться вблизи врага, отступая, а когда
враг начнет отступать, то преследовать его. Дарий I пошел за этим вторым войском. Путь
персов лежал по пустынной равнине, на которой пастбища были сожжены скифами, ручьи
засыпаны. Персы шли до Танаиса. Скопасис перешел на ту сторону реки, Дарий пошел за ним
в землю савроматов и будинов, сжег деревянный город гелонов. вступил в обширную пустыню,
находившуюся перед страною, тиссагетов. Тут он остановился и начал строить восемь
укреплений. Воспользовавшись его остановкой, скифы ушли и соединились с тем войском,
которое пошло на север. Дарий, бросив постройку, погнался за ними. Скифы постоянно
уходили на один день пути от него и Дарий I, преследуя их, вошел в землю меланхленов, потом
в земли андрофагов и невров; все они бежали от приближающегося врага. На рубеже агафирсов,
грозно требовавших, чтобы он не входил в их землю, он остановился.
16.
Дарий I послал к царю скифов Иданфирсу требование или сражаться с ним, или прислать ему взнак покорности землю и воду. Раздраженный высокомерными словами его, Иданфирс послал ему
ответ, что не признает над собой никакого владыки кроме Зевса, своего предка, и что никогда не
обращался в бегство от страха перед кем бы то ни было. Сражаться будет время тогда, когда
Дарий посмеет разрушать гробницы скифов; другого нечего им терять, потому что у них нет ни
городов, ни нив; вместо земли и воды пошлет он Дарию другие дары. Пересказав этот ответ,
персидский вестник подал Дарию птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий хотел думать, что
эти дары скифов – знаки покорности; но Гобрий, один из семи вельмож, убивших мага Гаумату,
растолковал значение подарков так: «Если вы не сделаетесь птицами и не улетите в небо или не
сделаетесь мышами и не зароетесь в землю или не сделаетесь лягушками и не унырнете в болота,
то вы будете убиты этими стрелами и не вернетесь домой».
И действительно скифы начали действовать так, что стала видна верность этого объяснения.
Скопасис, обойдя персов сбоку, пошел со своим войском к дунайскому мосту, убедить
поставленных там ионийцев, чтобы они удалились до прибытия Дария, решившегося теперь
начать отступление из похода; а войско Иданфирса постоянно держалось вблизи персов и
изнуряло их своими нападениями. Когда персы, сделав дневной переход, становились лагерем и
начинали есть, скифская конница стремительно бросалась на них. Скифы не давали персам покоя
ни днем, ни ночью. Войско Дария очень страдало от такой войны, и он спешил к Дунаю, тем
более, что 60 дней уже давно прошли. Но скифы, зная прямые дороги, раньше его пришли к Дунаю
на своих быстрых конях, соединились с войском Скопасиса и убеждали греков сломать мост и
вернуться домой. Теперь пришло время, когда греки могут возвратить себе утраченную свободу,
говорили им скифы: персидское войско будет уничтожено, персы так ослабеют, что уже не будут
в силах нападать на другие народы.
17. Внутренняя политика Дария Ахеменида
Во внутриполитической области Дарий провел серию административных реформ,
достигших той самой цели, которой Бардия пытался добиться, ограничивая и преследуя
персидскую аристократию, — поставить царскую власть неизмеримо выше нее. Он избрал
иной путь: сохранил за персами их старые привилегии, но существенно увеличил прочность
и ресурсы самой царской власти. Царь организовал 20 сатрапий, чьи границы не совпадали
с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками сатрапами
только гражданские функции, передав военные полномочия особым командующим,
подчинявшимся напрямую царю. Чиновный аппарат, существенно увеличенный и
разветвленный, включал службу тайной полиции и инспекторов с чрезвычайными
полномочиями («глаза и уши царя»). Большое внимание уделялось связи: в огромной
державе были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная
эстафетная почта.
Для каждой сатрапии были впервые установлены строго фиксированные суммы податей,
не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов. Хотя их общая сумма со
всей империи была громадна и равнялась 232 тоннам серебра в год, из-за огромной
численности населения державы в пересчете на человека она оказывалась очень
необременительной. В итоге греки, к примеру, находили, что даже обычные жители
Персидской державы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду. Для всей
империи царем была введена новая основная монета — названный по его имени золотой
дарик весом 8,4 г., чеканка которого являлась государственной монополией. Все это давало
казне огромные доходы, намного превышавшие траты на армию, строительство и двор.
Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных
металлов. Прочный мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии,
способствовал развитию хозяйства и торговли.
18. Глазурованный кирпич рельефов из дворца Дария
Глазурованный кирпич рельефов издворца Дария
19. «Царский путь» и канал Дария
Два проекта Дария сделали империю единой: один,протяженностью в две с половиной тысячи километров,
связал отдаленные провинции, второй – Красное море со
Средиземным.
515 год до н.э. Дарий повелевает построить дорогу,
которая пройдет через всю империю от Египта до Индии.
Дорогу протяженностью в две с половиной тысячи
километров назвали «Царским путем».
Выдающееся инженерное сооружение: дорога через горы,
леса и пустыни строилась на века. Асфальта у них не
было, но утрамбовывать гравий и щебень они умели.
Твердое покрытие особенно важно там, где грунтовые
воды залегают не глубоко. Чтобы ноги не скользили, а
повозки не вязли в грязи, дорогу прокладывали по насыпи.
Сначала укладывали «подушку», которая либо впитывала,
либо отводила грунтовые воды от дороги.
На «Царском пути» было 111 застав через каждые 30
километров, где путешественники могли отдохнуть и
сменить лошадей. На всем протяжении дорога
охранялась.
Но это еще не все. Дарию требовалось держать под
контролем такую отдаленную территорию, как
северная Африка, он решил проложить путь и
туда.
Его инженеры разработали проект канала между
Средиземным и Красным морями. Строители,
знатоки гидрологии, с помощью орудий из бронзы и
железа сначала прорыли канал, затем очистили от
песка и выложили камнем. Путь судам был
открыт.
Строительство канала продолжалось 7 лет, и
строили его в основном египетские землекопы и
каменщики.
Местами канал между Нилом и Красным морем
был, собственно, не водным путем, а мощеной
дорогой: через возвышенности корабли
перетаскивали волоком, а когда рельеф местности
понижался, их снова спускали на воду.
Известны слова Дария: «Я, Дарий, Царь Царей,
покоритель Египта, построил этот канал».
Он соединил Красное море с Нилом и с гордостью
заявил: «По моему каналу пошли корабли».
20. Застава на «Царском пути»
21. Часть греческих войск пошла в атаку на персов, разбить их персам не составляло труда. Но основное войско греков разделилось на
В августе 490 год до н.э.Дарий захватил Македонию и
подошел к Марафону, где его
встретило объединенное
войско Афин и Коринфа под
командованием Фемистокла.
Персидской войско насчитывало
60, 140 либо 250 тысяч человек –
смотря кому верить. В любом
случае греков было в 10 раз
меньше, им требовалось
подкрепление.
Легендарный гонец пробежал
расстояние от Марафона
до Спарты за 2 дня. Вы слышали
про марафонский бег?
Два войска стояли лицом к лицу
на широкой равнине. В открытой
схватке превосходящие по
численности персы просто смяли
бы греков. Таким было начало
персидских войн.
Персидские воины из гвардии «бессмертных». Фрагмент
изразцового рельефа из царского дворца в Сузах
Часть греческих войск пошла в атаку на персов, разбить их персам
не составляло труда. Но основное войско греков разделилось на два
отряда: они атаковали персов с флангов. Персы попали в мясорубку.
Понеся тяжелые потери, они отступили. Для греков это была
великая победа, для персов – лишь досадный ухаб на пути к мировому
господству. Дарий решил вернуться домой в свою любимую столицу
Персеполь, но так и не вернулся: в 486 году до н.э. в походе на
Египет Дарий умирает.
22.
Дараявауш Дарий IПечать Дария Великого
23. В 331 году до н.э. Александр Македонский со своей армией вошли в Персеполь и разграбили город. Пожар, который продолжался в
Величественный дворец Дария Первого –символ города Персеполя, который Дарий
Первый основал во время своего правления
в Персии в 5 веке до н.э. Для того, чтобы
обозначить свое могущество, Дарий
Первый созвал всех знатных
ремесленников и архитекторов, которые
воздвигли для него грандиозный дворец, в
древние времена носивший имя Тачара.
Для строительства дворца было
привлечено огромное количество рабочих
из Египта, Греции и Сирии.
Талантливые художники, архитекторы и
ремесленники возводили дворец под
руководством Дария Первого.
Историки утверждают, что
строительство Тачары продолжалось
более 25 лет и сам Дарий Первый не
увидел дворец в его окончательном облике.
Так, сын Дария, Ксеркс Первый,
завершил строительство дворца и
приказал построить зал, носивший имя
«Сто колонн» и монументальные ворота.
Каждый следующий правитель Персии
вносил в облик дворца новые черты и
архитектурные элементы.
Дворец Дария Ахеменида
В 331 году до н.э. Александр Македонский со своей армией вошли в
Персеполь и разграбили город. Пожар, который продолжался в
Персеполе несколько дней, практически уничтожил дворец Дария
Первого, разрушив его богатое убранство, скульптуры и
живопись. Сегодня дворец Дария Первого представляет собой
руины. Сохранился лишь фундамент здания, нижние части стен
и каменные порталы с дверными проемами.
24. Бехистунская надпись Дария I
Первые годы правления великого царя Дария I ознаменовались кровавыми восстаниями во всех
концах персидской державы. После тяжёлой борьбы все их удалось подавить. Исполненный
благодарности к Ахурамазде, который дал победу законному монарху над царями лжи, Дарий
увековечил память об этих тяжких победоносных войнах и выражение своей признательности к
верховному богу зороастризма. В верховьях реки Хоасп, в прохладной, обильной родниками
местности, где, по преданию, Семирамида построила себе загородный дворец в парке и велела
изваять в скале барельефную группу, изображавшую ее и сто копьеносцев вокруг, Дарий
распорядился изваять изображения его подвигов на стене утеса горы Багистана («жилища богов»;
ныне – гора Бехистун).
Бехистунские барельефы представляют Дария, царя царей, победившего своих врагов, при помощи
парящего над ним бога. Фигуры изваяны с большим искусством. К изображениям
прибавлены клинообразные надписи. Перевод их, сделанный английскими, немецкими и
французскими учеными, донёс до нас сведения о войнах, в которых Дарий покорил восставшие
области. Он дал девятнадцать сражений и взял в плен девять царей – так рассказывает
Бехистунская надпись, и изображают её барельефы. Дарий признаёт себя обязанным прославить
Ахурамазду за помощь, предостерегает своих преемников от греха. Он заклинает чтить в веках
Бехистунский памятник победы и божественной помощи, считать его рассказ правдивым.
Бехистунская надпись находится на выглаженной стене скалы, обращенной к востоку.
Изображения сделаны на высоте 300 футов над подошвою скалы. В нише Бехистунской скалы
стоит царь Дарий I, с короною на голове, опираясь левою рукою на лук; его фигура больше других
ростом; рядом с ним копьеносцы. Правой ногой он наступил на человека, лежащего на спине, с
мольбою протянувшего руки кверху, – это Гаумата Лжесмердис, как объясняет бехистунская
надпись.
25. Бехистунская надпись Дария I
26. Бехистунская клинопись Дария I
27.
Перед Дарием стоят девять человек в разной одежде, со связанными руками, с открытой
головой; все они связаны вместе по шеям. Это девять царей, которые возмутились против
Дария, побеждены им и будут наказаны смертью. Над Дарием парит Ахурамазда, как на
ниневийских барельефах над ассирийскими царями бог Нисрох; подобно Нисроху, Ахурамазда
изображен в круге, к которому присоединены крылья. Выражение лица Ахурамазды на
Бехистунском рельефе величественно; у него длинные волоса и борода; в руке у него кольцо,
эмблема власти.
Над этой группой и по бокам её Бехистунский утес покрыт длинными надписями,
значительную часть которых скопировал и перевел Роулинсон. Опперт, Шрадер, Шпигель и
другие исследователи клинообразного письма исполнили и исправили его перевод. Бехистунская
надпись, как видно по нашим извлечениям, объясняет изображения растянутым, неуклюжим
слогом. Часть надписи, составляющая 413 строк (4 с половиной колонны), написана на
персидском языке; она представляет один связный рассказ и хорошо переведена почти вся. Две
другие надписи принадлежат так называемым, мидийской и вавилонской системам
клинообразного письма. Они имеют, вероятно, то же содержание, потому что клинообразные
надписи и Дария I, и других персидских царей вообще представляют один текст на трех
языках.
Историк Ранке замечает, что надпись Дария I отличается своим характером от ассирийских
надписей. «Ассирийские надписи подробнее занимаются врагами, сообщают более подробностей
об их силах; бехистунская надпись Дария ограничивается перечислением результатов. Другая
разница состоит в том, что Дарий I ведет войны больше через своих полководцев, ассирийские
цари командуют войском почти всегда сами».
28. Список используемых источников и литературы
Джекоб Эббот Дарий Великий // Владыка половины Древнего мира.
Глускина Л. М. Греко-персидские войны // История Древнего мира: в 3 т. / Ред. И. М.
Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Издание третье. — М.: Наука, 1989. —
Т. 2. Расцвет Древних обществ.
Дандамаев М. А. Мидия и Ахеменидская Персия // История древнего мира / Под
редакцией И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. — Изд. 3-е, испр. и доп. —
М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1989. — Т. 2. Расцвет
древних обществ. — 572 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016781-9.
Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. — М.: Главная редакция
восточной литературы издательства «Наука», 1985. — 319 с. — 10 000 экз.
Кайлер Янг-мл. Т. Укрепление державы и достижение пределов её роста при Дарии и Ксерксе
// Персия, Греция и Западное Средиземноморье ок. 525—479 гг. до н. э. М., 2011. С. 72-142.
(Серия: Кембриджская история древнего мира. Т. IV) — ISBN 978-5-86218-496-9
Ладынин, И. А. Статуя Дария I из Суз: к интерпретации памятника в свете религиозноидеологических представлений Египта и Переднего Востока // Вестник древней истории,
2011, № 1, 3-27.
Тураев Б.А.. История древнего Востока / Под редакцией Струве В. В. и Снегирёва И. Л. — 2е стереот. изд. — Л.: Соцэкгиз, 1935. — Т. 2. — 15 250 экз.
Древний Восток и античность. // Правители Мира. Хронологическо-генеалогические
таблицы по всемирной истории в 4 тт. / Автор-составитель В. В. Эрлихман. — Т. 1.
Дарий // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.,
1890—1907.