Сергей Николаевич Булгаков
2.12M

Сергей Николаевич Булгаков

1. Сергей Николаевич Булгаков

Презентацию
подготовил студент
группы Т-44
Александр Демидов

2.

Родился
в семье сельского священника. Учился
в Ливенском духовном училище и в Орловской
Духовной семинарии (до 1888), затем два года
в Елецкой классической гимназии.
В юности увлекается
марксизмом, встречался
с Карлом Каутским,
Августом Бебелем,
Виктором Адлером,
Георгием Плехановым.
Представитель
легального марксизма.

3.

В 1894 году окончил юридический
факультет Московского университета.
Выдержав магистерский экзамен, Булгаков
стал преподавателем политической
экономии в Императорском московском
техническом училище.

4.

В
1898 году Булгаков женился на Елене
Ивановне Токмаковой — дочери владельца
усадьбы Олеиз в Крыму, И. Ф. Токмакова.
Получив стипендию для двухлетней
стажировки на Западе, он с женой выехал в
Германию (в квартире на Клопштокштрассе
в декабре 1898 года в семье Булгаковых
появился первый ребёнок — дочь). Здесь
Булгаков получил возможность проверять
результаты своих исследований в личном
общении с представителями германской
социал-демократии; результатом его
научных изысканий стала двухтомная
работа «Капитализм и земледелие», которая
стала его магистерской диссертацией.

5.

Он участвует в сборниках Проблемы идеализма
(1902) и Вехи (1909), в религиозно-философских
журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни»,
издательстве «Путь». Религиозно- метафизическая
позиция Булгакова нашла вполне последовательное
выражение в двух его сочинениях: Философия
хозяйства (1912) и Свет Невечерний (1917). В 1918
он стал священником, в 1922 был выслан из России. С
1925 и до конца своих дней руководил
Православным богословским институтом в Париже.
Карикатура на депутата Государственной Думы С. Н.
Булгакова год.

6.

В философских и
богословских трудах
Булгакова центральную роль
играет социология. Увидев в
учении Вл.С.Соловьева о
Софии «наиболее
оригинальный» элемент
всеединства, но
«незаконченный и
недоговоренный», Булгаков
развивал софийную тему уже
начиная с Философии
хозяйства и вплоть до своих
последних богословских
творений: Утешитель (1936)
и Невеста Агнца (1945).

7.

Его богословский опыт был воспринят резко
критически в церковных православных кругах и
осужден, причем как в России, так и за
рубежом.Вл.С.Соловьева Павел Флоренский
Павел Флоренский и Сергей Булгаков. Картина
«Философы» художника М. В. НестероваМ. В.
Нестерова

8.

София, по учению Булгакова, это
сущность, возникающая в ходе
божественного творчества. Мир в
социологии Булгакова не
тождествен Богу – это именно
тварёный мир, «вызванный к
бытию из ничто». Идея Софии
играет у Булгакова ключевую роль
в обосновании единства бытия,
единства, не признающего в
конечном счете никакой изоляции,
никаких абсолютных границ между
божественным и тварным миром,
между началом духовным и
природным (мыслитель видел в
собственной мировоззренческой
позиции своего рода «религиозный
материализм», развивал идею
«духовной телесности» и др.).

9.

«Центральной проблемой социологии
является вопрос об отношении Бога и
мира, или что по существу является тем
же самым Бога и человека.
Другими словами,
социология является
вопросом о силе и
значении единства
Бога со всем
сотворенным миром в
человеке и через
человека. В этом
вопросе Христианство
в самом себе ведет
тысячелетнюю борьбу
с двумя крайностями.
В христианском мироощущении имеется
два крайних полюса, оба ложные в своей
односторонности: один есть миро
отрицающее манихейство,
устанавливающее между Богом и миром
непроходимую пропасть, другой полюс есть
пантеизм или космотеизм, принимающий
мир таковым, какой он есть, и фактически
обоготворяющий его. Первое воззрение
Бога ставит перед человеком альтернативу:
Бог или Мир.

10.

Благодаря этому человек, в обращенности к Богу,
отвращается от мира, презирает его ценности и дела и
предоставляет мир в удаленности его от Бога собственной
судьбе. Второе же воззрение обмирщающее жизнь
утверждается при общем параличе новейшего
Христианства, которое утеряло силу руководства жизнью и
само ей подчиняется. Если спасение принимается как
бегство из мира, сопровождаемое, с другой стороны,
рабством этому миру, то и мир все больше и больше
отвращается от такого Христианства и объявляет себя и
свою жизнь самоцелью. Современное безбожие, являющееся
в действительности обожествлением природы и человека,
есть поэтому особый вид язычества.» Из книги: С.Н.Булгаков
"Тихие думы"

11.

Булгаков
постулирует связь религии и
философии, утверждая, что философия
должна быть служанкой, но не богословия,
как это было принято в средние века, а
религии в целом, так как философия
исследует мир, используя данные
чувственного опыта, которые для
получения своего значения должны
соединяться с опытом религиозным,
лежащим в основе откровения.

12.

Мир
— это иерархия идейных существ,
каждое из которых жаждет “софийного
осияния”, преображения в красоте, что
достигается под руководством Софии как
универсальной ''инстинктивно
бессознательной или сверхсознательной
души мира” (это, как считает Булгаков,
обнаруживается в целесообразности
строения живых организмов и в их
инстинктах родового начала).

13.

Булгаков исследует философские основы языка и в
другой книге того же периода «Философии имени»,
посвящённой апологии имяславия и родственной
аналогичным апологиям Флоренского и Лосева. Из
соответствия выводится классификация
философских систем, позволяющая увидеть в их
главных видах различные монистические
искажения догмата троичности, который
исключает монизм и требует полного равноправия,
единосущия трёх начал, соединённых в
элементарном высказывании («Я есмь сущий») и
понятых как начала онтологические. В итоге
история философии предстаёт как история особого
рода тринитарных ересей.

14.

Булгаков
делает вывод, что адекватное
выражение христианской истины
принципиально недоступно для
философии и достижимо лишь в форме
догматического богословия

15.

Умер
13 июля 1944 в Париже, Франция 13
июля 1944 Париж Франция
English     Русский Правила