Понятие о пропорциях в изобразительном искусстве и архитектуре
Академический рисунок
Признаки предмета -это свойства предмета, его приметы.
Определения
Немного истории
Древний Египет
Античность. Древняя Греция
Поликлет. Дорифор
Пракситель. Афродита Книдская.
Средневековье
Ренессанс. Эпоха Возрождения
Пропорции человека
Соблюдение пропорции при рисовании
Конструктивный рисунок садовой лейки
Построение пропорций в академическом рисунке
21.61M
Категория: ИскусствоИскусство

Понятие о пропорциях в изобразительном искусстве и архитектуре

1. Понятие о пропорциях в изобразительном искусстве и архитектуре

Любое правдивое изображение какого-либо предмета
передает в рисунке или картине его основные,
характерные признаки, понятные зрителю
ПОНЯТИЕ О ПРОПОРЦИЯХ В
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ
ИСКУССТВЕ И АРХИТЕКТУРЕ

2. Академический рисунок

Академический рисунок — это система реалистичного
изображения предметов, исходя из их конструктивных
особенностей.
Пропорции - отношения частей к целому и друг
другу.
Движение - наклонные линии в рисунке.
Характер формы - лучше понятен через сравнение,
на что похожа какая-либо форма, угловатость или
мягкость, стройность или тяжеловесность и т.д.
Конструкция формы - сведение формы к простым
геометрическим составляющим: кубу, шару,
цилиндру, конусу.
Светотень - характеристика формы через
особенности столкновения света и тени на исходных
геометрических формах.
Тон - распределение и настройка шкалы от светлого
тона до темного в изображаемом объекте.
Пространство - создание впечатления трехмерного
пространства на плоскости
«Академический рисунок является источником и душой всех видов живописи и
корнем всякой науки». Микеланджело Буонаротти

3. Признаки предмета -это свойства предмета, его приметы.

На языке изобразительного искусства отличительные черты
объектов рисования называются пропорциями и
конструкцией.

4. Определения

Пропорции (лат. proportio — соразмерность) соразмерность всех частей художественного
произведения или архитектурного сооружения, их
соответствие друг другу и определенное соотношение
их между собой.
Красота предмета образуется пропорциями, становясь
строгой соразмерностью, гармонией всех частей, такой,
что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя, и все детали,
части должны взаимно соответствовать друг другу
Конструкция (лат. constructio — оставление, построение)
— строение, взаимное расположение частей предмета,
структура его формы
Все предметы характеризуются не только
конструктивным строением, но и размерами.

5. Немного истории

Древний мир
Античность
Средневековье
Ренессанс

6. Древний Египет

1.Пирамиды в Гизе
2.Золотое сечение
3.Канон
Само слово "канон" в переводе с греческого означает "закон", "правило".
Платон упоминает об "образцах" служивших в Египте наглядными моделями
для выражения правил канона, которые, очевидно, существовали для
каждого вида искусства, почитались священными и были причислены к
области сокровенных знаний.
В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты,
позы, жесты, размеры фигур и предметов.
Кроме этого, правила канона распространялись также на
выбор материала и цвета в различных видах искусства.

7.

8.

1
3
2
5
4
7
6

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего,
идущего, сидящего, коленопреклоненного и т. д

17.

18. Античность. Древняя Греция

Пропорции:
в архитектуре;
в скульптуре
Французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:
«Удовлетворение, которое мы испытываем, глядя на
прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что
в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас
вызывает единственно лишь пропорции. Если же они
отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти
наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и
привлекательность…».
Исследования показывают, что поиск «правила и меры» в
архитектурных сооружениях, как правило, приводят к
Золотому сечению .

19.

Понятие золотого сечения ввели в обиход античные математики.
Последователи учения Пифагора — пифагорейцы — считали, что все явления
на Земле можно объяснить с помощью цифр.

20.

"Для грека характерно очеловечивание сил природы -
антропоморфизм... Ордер классического греческого храма
является также главным носителем человеческого начала:
он осуществляет на языке архитектуры
монументализированного человека-героя". Н.Брунов

21.

Природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до
верхней линии лба и корней волос составляет десятую часть тела... голова
вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до корней волос, шестую часть, ступня составляет шестую часть.
Желая сделать так, чтобы колонны были пригодны к поддержанию
тяжестей и обладали правильным и красивым обличьем, они измерили
след мужской ступни по отношению к человеческому росту и, найдя, что
ступня составляет шестую его долю, применили это соотношение к
колоннаде и, сообразно с толщиной ее ствола, вывели ее высоту в шесть
раз больше, включая сюда и капитель.
Таким образом, дорийская колонна стала
воспроизводить в зданиях пропорции, крепость и
красоту мужского тела.

22.

Модуль(лат.)
единица измерения, с которой части здания
связаны простыми соотношениями. В античной архит. это обычно
диаметр или радиус нижней части ствола колонны.

23.

24. Поликлет. Дорифор

Поликлет в V в. до н. э. (его сочинение на эту тему
так и называется – «Канон») . По его мнению,
идеальное тело должно быть таким: голова – 1/7
всего роста, кисть руки – 1/10, ступня – 1/6, а центр
тела должен приходиться на уровень пупка.
Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал,
очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние,
не чувствуешь числовых соотношений.
В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или
отвлеченной геометризации форм. Поликлет
придерживался того же взгляда на художественное
произведение, что и неизвестный античный поэт,
написавший:
«Лишнее все – бесполезно. Старинная
есть поговорка:
Если не в меру, – и мед желчью
становится нам».

25. Пракситель. Афродита Книдская.

Рост – 164 см,
грудь – 86,
талия – 69,
бедра – 93

26. Средневековье

В искусстве средневековья
последовательно сменили друг друга
романский стиль, характерный для X—XII
веков, и готический (XII—XV века).
Искусство было культовым по
назначению и религиозным по тематике.
Отсюда символико-аллегорический
характер его художественных образов.
Если для древних греков и римлян
внутренний мир и телесный облик
человека были лишь различными
сторонами человеческой сущности, то в
сознании людей средневековья душа и
тело чаще всего воспринимались как два
противоположных начала.
В отличие от ваятелей античности
мастера раннего средневековья
стремились передать не телесную
красоту человека, а возвышенные
чувства его души.
Для готической скульптуры, словно
слитой с вытянутыми формами соборов,
была характерна некоторая условность
пропорций человеческого тела,
выразительность ритмов и силуэтов.

27.

28. Ренессанс. Эпоха Возрождения

Особенное значение в этом направлении придаётся формам античной архитектуры:
симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно
свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры.
Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным
расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям
приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Архитектура снова становится ордерной.
Собор св.Петра в Риме

29.

Витрувианский человек — рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в
1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и
помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого
мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны
руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными
вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют
каноническими пропорциями.

30. Пропорции человека

Модуль – высота головы

31.

32. Соблюдение пропорции при рисовании

Искусство рисования – это удивительный процесс
создания иллюзии видимого мира, основанный
на реалистическом изображении.

33. Конструктивный рисунок садовой лейки

Предмет сложной
комбинированной
формы с неполной
симметрией частей.
Рисовальщик обязан
следить за
соотношением
основных величин
предмета — его
высотой и шириной,
определяя их на глаз

34.

В рисунке мы сталкиваемся с тем обстоятельством, что изображаемый
объект может быть больше или меньше, чем наш лист бумаги
Для соблюдения пропорций вам всего лишь необходимо убедиться, что
ширина и высота объектов на вашем рисунке пропорциональны
размерам объектов, которые вы изображаете.

35.

Чтобы правильно измерить пропорции таким способом, вытяните руку прямо
перед собой, держа карандаш строго вертикально, и зафиксируйте
положение. Охватите взглядом и карандаш, и объект, который вы измеряете.
Согнутая рука может привести к неточным измерениям, потому что каждый
раз вы можете сгибать руку под разным углом объемные элементы
натюрморта.

36. Построение пропорций в академическом рисунке

Построение пропорций – одна из семи основных
задач, которые мы должны решить в
академическом рисунке
English     Русский Правила