Тема. Появление первых государственных образований. Восточный полис и античное государство
План лекции
Дихотомия Восток - Запад
Феномен «восточного деспотизма»
Феномен «восточного деспотизма»
Деспотия как форма власти
Черты деспотии
Противники концепции «восточного деспотизма» как особого устройства восточного социума
Деспотизм и на Востоке и на Западе. Так ли это?
Аргументы против абсолютизации деспотизма на Востоке
Политическое развитие Междуречья.  
Город-государство: характерные черты на раннем этапе развития
Характер власти у шумеров, ее эволюция
ПЕРЕХОД К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ В МЕСОПОТАМИИ относят к 24-23 вв. до н. э
Изменение фигуры правителя
ХХ—ХVII вв. до н.э. Возвышение Вавилона
Ассирия – первая империя
Карта Ассирии
Понятие «Империя»
Имперская политика Ассирии (политические инновации).
Персидская держава Ахеменидов
Древнеперсидское царство
Дарий I (522–486 гг. до н. э.) Реформы
Крушение Персидского государства
1.31M
Категория: ИсторияИстория

Появление первых государственных образований. Восточный полис и античное государство

1. Тема. Появление первых государственных образований. Восточный полис и античное государство

2. План лекции

• Феномен восточного деспотизма: за и против.
• Рождение первых государств в Междуречье.
• Древний Египет и эволюция его государственности

3.

• Первые стратифицированные, государственные, городские общества в
человеческой истории возникли в Месопотамии и долине Нила.
• Именно здесь возникали и приобретали устойчивые формы
древнейшие социальные и политические институты,
совокупность которых определила очертания наиболее ранних
модификаций человеческого общества, а затем и государства.

4. Дихотомия Восток - Запад

• Понятие "Восток" появилось впервые в Европе еще в античную эпоху.
Именно древние греки мысленно разделили человечество на "Запад" и
"Восток", причем "Запад" ассоциировался с полисом, демократией,
свободой личности, а "Восток" - с Персидской империей, жестоким
подавлением человека, деспотизмом.

5. Феномен «восточного деспотизма»

• Греки считали персидскую империю олицетворением деспотического
правления.
• Греки любили противопоставлять свою жизнь свободных граждан свободной Эллады
поголовному рабству в державе «великого царя». У сановников при персидском дворе –
посуда из драгоценных металлов, они одеты в пышные одежды и, «как женщины», носят
многочисленные украшения. Но у них есть хозяин – царь, который каждого может по
своей прихоти унизить или искалечить. Провинившегося вельможу царь сажает с собой
рядом на пиру, а повар подносит тому кушанье, приготовленное из мяса его сына. И при
этом деспот еще издевательски спрашивает: «Тебе вкусно?» Он знает, что все его
подданные, не исключая самых высокопоставленных, не имеют чувства собственного
достоинства: в душе они всего лишь рабы.

6. Феномен «восточного деспотизма»

Идеальный тип" деспотизма был сформулирован еще Ш. Монтескье
в книге "Дух законов",
изданной в 1748 г., - в применении к потребностям
нарождавшегося гражданского
общества в части Западной Европы.
"

7. Деспотия как форма власти

• деспотизм определяют как "ничем не ограниченную бесконтрольную власть, не
стесненную никакими формальными правилами или законами и опирающуюся
непосредственно на силу... Государство предстает здесь как самодовлеющая сила,
стоящая над человеком".
• Это государство символизировалось обожествленной фигурой
правителя, «восточного деспота», выступавшего по отношению ко
всему обществу в функции «связующего единства».

8. Черты деспотии

• В руках восточного правителя – деспота находилась вся полнота социально-
экономической и политической власти, при отсутствии способных хоть как-то
противостоять ему общественных структур.
• Власть и собственность едины (понятие власть-собственности). Нерасчлененное единство
власти и верховной собственности. Власть имущие в этой фактически исполняли роль
господствующего класса. Понятием «власть – собственность» означает первичность власти
по отношению к собственности,
• Отсутствие гражданского общества, отсутствие гарантий человеку от произвола властей.
• Тесная взаимосвязь государства и социальной структуры.

9. Противники концепции «восточного деспотизма» как особого устройства восточного социума

• Уже в 1778 г. А.-Г. Анкетиль-Дюперрон на основании памятников и
данных о культурах и политических системах Индии, Персии и Турции
доказал в книге "Восточное законодательство", что в этих странах
политическая регуляция основывалась на устойчивых правовых
системах, а проявления деспотизма возникали лишь в условиях
срыва и нарушения этих систем.

10.

• По мнению Бориса Ерасова – автора статьи «Феномен "восточного
деспотизма" как явление "нового мышления"» элементы
деспотизма (в древнем Египте, в государствах Двуречья или древнего
Китая) складывались как одна из тенденций и большей частью не
определяли характер власти в ее зрелом виде.
• Представление о широком, если не всеобъемлющем распространении
деспотии в пространстве и времени сильно преувеличены. В настоящее
время нет оснований говорить о том, что деспотия свойственна Востоку
вообще".

11. Деспотизм и на Востоке и на Западе. Так ли это?

Первое возражение того, что деспотизм был только на Востоке возникает по поводу
идеализации афинской и римской демократий, основанных на жестком делении на "граждан"
и "неграждан", существенную часть которых представляли собой рабы.
Тираны были и на Востоке и на Западе.
Доносы, казни и репрессии - характерная черта образа правления многих европейских
режимов, начиная с римских императоров.
Нельзя забывать о духовном деспотизме католической церкви, о введении ею духовной
инквизиции и драматической борьбе этой религии против всякого инакомыслия.
Борьба против деспотизма — устойчивый сюжет всех классических восточных обществ
в истории, идеологии, религии.

12. Аргументы против абсолютизации деспотизма на Востоке

• Политическая культура Востока была основана на хорошо разработанных критериях
и принципах, которым должно соответствовать "правильное", т.е. нормативное
правление. Это зафиксировано на политических "скрижалях" Востока – например в
конфуцианском Пятикнижии.
• политические системы на Востоке носили сложный, многообразный и изменчивый
характер.
• Народное собрание, совет старейшин и общинных магистратов или вождей, была в
равной мере характерна для городов как Запада, так и Востока на наиболее ранних
этапах их развития. До определенного момента эволюция этой исходной формы
политической организации шла как в том, так и в другом регионе по одному и тому
же руслу лишь с некоторыми локальными особенностями.

13. Политическое развитие Междуречья.  

Политическое развитие Междуречья.
• Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу
произошел здесь, по-видимому, уже на рубеже IV-III тыс. до н.э.
• Конкретным выражением этого всемирно-исторического переворота
было зарождение первых городов-государств.
• Сам город в обществах этого типа, по сути дела, был всего лишь
придатком храма или в более позднее время дворца.
• Урук, Ур, Киш, Лагаш – первые города-государства Древнего Шумера.

14. Город-государство: характерные черты на раннем этапе развития

• сердцевиной и символом города обычно был храм-зиккурат, выстроенный в честь
какого-либо божества, считавшегося покровителем данной политической структуры.
Каждый город чтил своих богов.
Храм – центр религиозной, политической и хозяйственной жизни городагосударства. Характерная для этой системы концентрация материальных и людских
ресурсов общины в одном месте
поначалу городским сообществом управляло общее собрание под председательством
группы старейшин.
Эволюция политической власти шла по пути ее концентрации в руках одного
лидера. Шумеры называли его лугаль .

15. Характер власти у шумеров, ее эволюция

• С самого начала власть у шумеров носила теократический характер.
• Задача земного царя состояла в том, чтобы правильно интерпретировать волю
царя небесного и заботиться о том, чтобы тот всегда был доволен и благоволил
своему городу.
• К середине III тысячелетия до х.э. наряду с военными и культовыми вождями
(лугалями и энси), находившимися в полной политической зависимости от советов
старейшин своих номов, четко наметилась новая фигура - лугаль-гегемон.
• Концентрация власти отвечала потребностям хозяйства. Система искусственного
орошения, требовавшая для своего нормального функционирования широкой
кооперации труда и четкой его организации.

16. ПЕРЕХОД К ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВУ В МЕСОПОТАМИИ относят к 24-23 вв. до н. э

с воцарением Саргона Великого, около 2350 г. до н. э.,
объединившего под своей рукой Месопотамию и
вторгшегося в Сирию и Малую Азию, семиты приходят к власти.
Так впервые возникает царство, объединяющее под своей властью весь
известный мир, «четыре конца земли».
Во главе государства теперь стоял царь с неограниченной властью,
который назывался иногда "царем четырех сторон света".
С этого момента всемирное царство становится постоянным элементом
политических концепций и стремлений семитских народов

17. Изменение фигуры правителя

• Правитель не человек на службе богов, но человек, который через свои деяния сам
становится богом.
• Власть в государстве Саргона безраздельно принадлежала ему и должна была
переходить по наследству.
• В общегосударственном масштабе царь обладал теперь деспотической властью, т.е. не
только его собственная власть не вручалась ему никаким другим органом - советом
или народным собранием, но и рядом с ним и в помощь ему не существовало никакой
законной власти.
• Итогом 55-летнего правления Саргона (2316-2261 гг. до н.э.) было объединение под
власть одного правителя всей Месопотамии и создание крупнейшей в Передней Азии
державы с центром в Аккаде.

18. ХХ—ХVII вв. до н.э. Возвышение Вавилона

• Вавилонский царь Хаммурапи (1792— 1750 гг. до н.э.) завершил к концу своего
царствования объединение и создал единое государство, включающее всю Нижнюю
и большую часть Верхней Месопотамии со столицей в Вавилоне. Тенденция к
усилению государственного управления хозяйственной жизнью страны и
ограничения частной хозяйственной деятельности проявилась в реформах,
проведенных царем Вавилона Хаммурапи.
• Административная система государства была упорядочена и строго централизована.
• Важнейшим деянием царствования Хаммурапи было составление свода
законов.

19. Ассирия – первая империя

• Самой ранней из мировых держав I тысячелетия до н. э. было
Новоассирийское царство.
• Тиглатпаласар III (745–727 гг. до н. э.) несомненно, был наиболее
выдающимся и талантливым из царей Древнего Востока. При нем
Ассирийское государство стало первой подлинной империей
древности.
• Однако со временем Ассирия ослабла и в 612 г. до н. э. пала под
ударами мидийцев столица Ниневия.

20. Карта Ассирии

21. Понятие «Империя»

• В словаре Брокгауза и Ефрона Империя ( imperium, букв. власть). определяется как
«Обширное государство, включившее в свой состав территории других народов и
государств».
• Сравнительный анализ древних и современных империй позволил С. Айзенштадту
вывести предельно абстрактное определение империи. Он считает таковой
«политическую систему, охватывающую большие, относительно сильные централизованные
территории, в котором центр воплощен как в личности императора, так и в центральных
политических институтах, образовывал автономную единицу».
• , то Империя – это принципиально гетерогенное пространство обязанностей, культуры и языка

22. Имперская политика Ассирии (политические инновации).

• Разрушение и уничтожение всех атрибутов захваченных государств
• Депортация населения завоеванных территорий (насильственное
переселение народов)
• Ломка традиционных границ политических образований

23. Персидская держава Ахеменидов

• В конце VI в. до н.э. крупнейшим государством Ближнего Востока
становится держава Ахеменидов, объединившая в результате успешных
завоевательных войн территории Месопотамии, Восточного
Средиземноморья, Египет, северо-восточную часть Индии. Во главе ее
стал персидский царь Кир II (558-530 до н.э.) из рода Ахеменидов.
• В необычайно короткое время была создана держава, равной которой
по размерам еще не знала мировая история. Персидского царя и
древние, и современные историки называют Киром Великим.

24. Древнеперсидское царство

25. Дарий I (522–486 гг. до н. э.) Реформы

Дарий I (522–486 гг. до н. э.) Реформы
• Разделил страну на обширные округа – сатрапии (20 сатрапий), границы
которых не всегда совпадали с пределами прежних государств.
• Во главе сатрапий обычно стояли не представители местной элиты,
которые могли попытаться отделиться, а персы, часто родичи
персидского царя.
• При этом сатрап обладал властью лишь в гражданских делах, а войска того
или иного округа подчинялись не ему, а своему военачальнику.
• При Дарии I была создана уникальная система магистральных дорог,
соединявших между собой крупнейшие города.

26. Крушение Персидского государства

• Начавшиеся при Дарии в 499 г. до н.э. греко-персидские войны, несмотря на
преимущество персов в силах, не сулили успеха, а при ближайшем его
преемнике Ксерксе завершились совершенно бесславно – полным торжеством
греков во всем бассейне Эгейского моря.
• Держава Ахеменидов была гигантским и сложным организмом, зачастую
искусственно составленным из разнородных частей. когда греков удалось
объединить под началом македонского царя, гибель самого крупного
государства Древнего Востока стала лишь вопросом времени.
• Поход Александра Македонского (356-323 до н.э.) открыл новый период
мировой истории – эпоху эллинизма.
English     Русский Правила