Похожие презентации:
Иоханнес Иттен. Искусство цвета
1. Иоханнес иттен
ИОХАННЕС ИТТЕНИскусство цвета
2.
Изучение физикицвета, его
воздействию,
гармонии,
субъективному
отношению к цвету.
Один из создателей
БАУХАУСА
Создание цветового
конструктора
(цветовой шар,
цветовой круг,
цветовая звезда)
«АЗБУКА ЦВЕТА»
Связь между цветом
и формой
7 типов контрастов
Иоханнес Иттен
7 типов контрастов
3. Иоханнес иттен
ИОХАННЕС ИТТЕНЦветовая гармония
4.
Исаак Ньютон с помощью трёхгранной призмы разложилбелый солнечный свет на цветовой спектр. (1976 г.)
5.
Цветовая гармония6. Иоханнес иттен
ИОХАННЕС ИТТЕНДвенадцатичастный цветовой
круг
7.
Основные цвета8.
Дополнительные или вторичные цвета9.
Двенадцатичастный цветовой круг10.
11. Иоханнес иттен
ИОХАННЕС ИТТЕНЦветовая гармония
12.
И. Иттен утверждает, что слово и звук, форма и её цвет —суть носители трансцендентальной сущности…
— цвет словно наделяет форму душой.
Форма обладает своей «этико-эстетической»
выразительной ценностью.
В живописном произведении выразительные свойства цвета
и формы имеют согласованное воздействие.
Квадрат — символ материи, тяжести и строгого ограничения;
— соответствует египетскому иероглифу «поле»;
статичность — основное качество этой фигуры,
что сказывается напряжением при попытке выразить движение.
Все формы, в которых доминируют горизонтали и вертикали ассоциируются с квадратом:
крест (в максимальной степени — свастика), линейный прямоугольный меандр, прямоугольники и т. д.
В древнем Китае храмы планировались по принципу четырёхугольника. Квадрату соответствует
непрозрачный цвет материи, тяжести — красный.
Треугольник — символизирует мысль, выражает активность, излучает свет во все стороны; формы,
строящиеся на диагоналях — ромбы, трапеции, зигзаги и их производные, дающие динамику и даже
агрессивность; невесомости этой фигуры соответствует светло-жёлтый.
Круг — символ погружённого в себя духа, духа вечного движения;
геометрическое место точки, движущейся на постоянном расстоянии от определённого средочия; —
вызывает ощущение отдыха, ослабления напряжения и постоянного ровного движения — в
противоположность напряжению, сообщаемому квадратом.
Астрологический символ солнца — круг с точкой в центре. Все формы извилистого характера, эллипс, овал,
дуги, параболы восходят к кругу; непрерывному движению круга соответствует прозрачно-синий.
13.
На черном: желтый сильно выступаетвперед, красный в меньшей степени, а
синий кажется почти столь же глубоким,
как черный. На белом фоне возникает
обратное впечатление: синий сильно
выступает вперед, красно-оранжевый
остается почти на месте, а желтый только
слегка выдвигается вперед.
Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных компонентов. В самом цвете есть силы,
способные выявлять глубину. Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможностей
изменения насыщенности цвета и площади его распространения. Помимо этого изменения
пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и всевозможных пересечений.
Когда шесть цветов — желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном
фоне один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый желтый цвет кажется
выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют
промежуточные ступени между желтым и фиолетовым. При использовании белого фона впечатление
глубины меняется. Фиолетовый цвет выталкивается белым фоном и кажется выступающим вперед, желтый
цвет удерживается белым в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для
оценки впечатления глубины, общий цвет фона столь же важен, как и отдельный цвет.
14.
Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, ахолодные стремиться в глубину.
Если встречается контраст светлого и темного, то ощущение глубины или усиливается благодаря цвету, или
нейтрализуется, или же будет действовать в обратном направлении.
Одинаково светлые сине-зеленый и красно-оранжевый ведут себя на черном фоне так: красно-оранжевый
выступает вперед, а сине-зеленый уходит вглубь.
Если красно-оранжевый будет осветлен, то он выступит вперед еще сильнее. Если слегка осветлить синезеленый, то он произведет то же впечатление глубины, что и красно-оранжевый, а если он будет осветлен
еще сильнее, то выступит вперед, а красно-оранжевый, наоборот, отступит назад.
15.
Контраст по насыщенности вызывает следующие ощущения в восприятии цвета: чистые,насыщенные цвета будут выступать вперед по сравнению с близкими по светлоте, но
блеклыми цветами. Как только к этому контрасту прибавляется контраст светлого и темного
или холодного и теплого, впечатление глубины снова изменяется.
Контраст размеров цветовых пятен играет
большую роль в создании впечатления глубины.
Когда на большой красной поверхности имеется
маленькое желтое пятно, то красный цвет становится
как бы фоном и желтый цвет в этом случае выступает вперед.
Если мы будем увеличивать площадь, занятую желтым цветом, и уменьшать, занятую
красным, то может настать такой момент,
когда желтый цвет будет играть более значительную роль, чем красный.
Желтый цвет может стать фоном и вытеснить красный вперед.
16.
пространственные возможности диагоналей:желтый, красно-оранжевый и синий расположить на черном и белом фоне в
двух диагональных направлениях,
в одном случае — слева направо и в другом — справа налево.
Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить,
сравнивая, например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных
вертикальных и горизонтальных их положениях, пересечениях и
наложениях, используя для этого белый и черный фон.
А
А
А
А
А
А
А
А
А
А
17.
Проблемы создания живописных иллюзий глубины можно изучить, сравнивая,например, желтый и синий прямоугольники во всевозможных вертикальных и
горизонтальных их положениях, пересечениях и наложениях, используя для этого
белый и черный фон.
18.
В искусстве живописи имеетсямножество объективно
обусловленных
возможностей, которые
открываются и в
построении пространства,
и в распределении
акцентов, и в свободном
выборе форм и
поверхностей с их
колоритом и текстурой.
В европейской живописи к
объективности в цвете и форме
стремился Маттиас Грюневальд.
В то время как Конрад Витц и Эль
Греко были чрезвычайно объективны,
прежде всего, в колорите, но
предельно субъективны в передаче
форм.
Жорж де ла Тур субъективно работал и
с цветом, и с формой, так же как и Ван
Гог, предпочитавший формальную и
цветовую субъективность.
19.
В древнем Китае восхищались шрифтами, имевшими субъективнооригинальный характер. Но больше всего ценились шрифты, в которых
оригинальность и гармония были уравновешены.
То же ценилось и в рисунках тушью.
Лян Кай и другие мастера сделали следующий шаг.
Интерес к «оригинальности и индивидуальности стиля»
уступил место поиску абсолюта и
решению каждой темы на основе
общедействующих средств выразительности.
Характер письма у Лян Кай настолько различен,
что нужны большие усилия,
чтобы определить его авторство.
Субъективный характер формы преодолевался
им во имя высшей объективной правды.
20.
Если о цвете хотят судить как о силе, способной обеспечить живописную глубину, тодля этого нужно упражнять свое видение в восприятии возможностей цвета в
построении пространства. «Не устраивайте окон, не делайте дыр в картине», —
говорил Коро, призывая живописцев быть внимательными к общей целостности
живописного пространства.
21. Особо сильного ощущения глубины картины можно добиться, используя взаимодействие цвета, вертикальных и горизонтальных
направлений и пространственных планов композиции между собой. Какправило, пространство картины строится за счет двух, трех и большего количества планов. Например, Клод
Лоррен пространство своих пейзажей строит на использовании пяти планов. Но наиболее распространенный
вариант плоскостно-изобразительной передачи пространства основан на двух планах.
22.
Теория цветовых впечатленийПри изучении цвета в природе чрезвычайно важными оказываются наблюдения за цветом освещения. В этой
связи было бы полезно обратиться к методам работы импрессионистов, которые непрестанно изучали изменения
локальных цветов под действием меняющегося освещения. Само собой разумеется, что важен не только цвет
освещения, но и его интенсивность. Свет не только придает окраску предмету, но и материализует его
пластически.
при красном и зелёном свете, красные лучи отбрасывали зелёные тени, а зелёные лучи отбрасывали крас¬ные.
Перекрещивающиеся тени давали чёрный цвет, а смесь зелёного и красного света была жёлтой;
23.
Теория цветных тенейИттен продемонстрировал, что белый предмет, освещённый при дневном
свете красным светом, даёт зелёную тень. Зелёный свет - отбросил тень
красную, жёлтый - фиолетовую, а фиолетовый свет — жёлтую. Каждый
цветной свет при дневном свете отбрасывает тень дополнительного к
нему цвета.
Симеон Шарден
Братья Ленен
24.
Жан Огюст Доминик ЭнгрЕсли же цвет предметов выступает как локальный цвет живописной композиции в
целом, и объект обретает здесь свой собственный цвет как красное в общем
красном или жёлтое в общем жёлтом, то предметы теряют свою изолированность.
Они растворяются в своей собственной атмосфере, которая становится живописной
атмосферой картины.
25.
Теория цветовой выразительностиПереживания, обусловленные восприятием цвета, могут проникать глубоко в мозговые
центры и определять эмоциональное и духовное восприятие. Гёте неслучайно говорил
о чувственно-нравственном воздействии цвета.
На примере четырёх времён года можно показать, что восприятие и переживание
цвета может быть предопределено объективно, хотя каждый человек видит, чувствует
и оценивает цвет по-своему.
26.
Жёлтый.жёлтого цвет ведет себя по –разному в зависимости от его соседства с другими цветами и от его
насыщенности.
Святость, чистота, мудрость
Грюневальд Возносящийся Христос
27.
Жёлтый цвет нафиолетовом фоне
приобретает
чрезвычайно
большую
силу,
суровую
и
безжалостную.
Джотто Поцелуй Иуды
Тусклый жёлтый цвет будет выражать
зависть, предательство, двуличие,
сомнение, недоверие и безумие.
28.
Жёлтый цвет на белом фоне производитвпечатление тёмного цвета, потерявшего
свою лучистость. Белый цвет оттесняет его и
ставит в положение подчинённого цвета.
Когда жёлтый цвет наложен на оранжевый, то
он производит впечатление очищенного
светло-оранжевого тона. Оба цвета рядом
напоминают о сиянии яркого утреннего
солнца над полем зреющей пшеницы
Жёлтый цвет на чёрном фоне проявляет
себя в самом ярком и агрессивном блеске.
Он резок и остр, бескомпромиссен
29.
КрасныйЧистый красный цвет означает любовь духовную.
Мадонна Изенхеймского алтаря и
«Штуппахская мадонна» Грюневальда
изображены в красных одеждах.
30.
Красный цвет, от демонически мрачного оранжево-красного на чёрном фоне,до ангельски-нежного розового, может выражать все промежуточные
градации ощущений царства подземного и небесного.
31.
СинийДля нас синий цвет - символ веры,
Если синий цвет дан на жёлтом, то он
кажется очень тёмным и потерявшим свою
яркость.
Синий на чёрном фоне светится в полной
своей чистоте и силе.
Если мы поместим синий на лиловом фоне,
то он покажется отчуждённым, пустым и
бессильным
Синий на фоне спокойного зелёного цвета
приобретает сильный красноватый оттенок.
32.
Пьер Боннар33.
ЗелёныйАмплитуда модуляций зелёного цвета весьма велика и с помощью контрастных сопоставлений можно добиться его самых
различных выразительных проявлений.
Пьер Боннар
34.
ОранжевыйОбладает яркостью солнечного света, достигая в красно-оранжевом тоне максимума активной, тёплой
энергии. Праздничный оранжевый цвет легко принимает опенок гордой, внешней пышности. В разбелённом
виде он быстро теряет свой характер, а затемнённый чёрным цветом тускнеет и переходит в тупой, ничего не
говорящий и сухой коричневый. Если этот коричневый осветлить, то мы получим бежевые тона, создающие
своим дружелюбием тёплую, благотворную атмосферу.
Пьер Боннар
35.
ФиолетовыйФиолетовый - это цвет бессознательного благочестия, который в затемнённом или более тусклом виде
становится цветом тёмного суеверия.