25.50M

Александр Николаевич Островский (1823–1886)

1.

Александр Николаевич
Островский (1823–1886)

2.

Александр Николаевич Островский (1823–1886) родился в старинном
купеческом и чиновничьем районе – Замоскворечье.
В Москве, на Малой Ордынке до сих пор сохранился двухэтажный дом, в
котором 12 апреля (31 марта) 1823 года появился на свет будущий великий
драматург. Здесь же, в Замоскворечье, – на Малой Ордынке, Пятницкой,
Житной улицах – прошли его детство и юность.

3.

Отец писателя, Николай Федорович Островский, был сыном священника, но
по окончании духовной академии избрал светскую профессию – стал
судейским чиновником.
Из среды духовенства вышла и мать будущего писателя, Любовь Ивановна.
Она умерла, когда мальчику было 8 лет. Через 5 лет отец женился вторично, на
этот раз на дворянке.
Успешно продвигаясь по службе, Николай Федорович в 1839 году получил
дворянское звание, а в 1842 году вышел в отставку и стал заниматься частной
юридической практикой.
На доходы от клиентов –
преимущественно
богатых
купцов – он приобрел
несколько имений и в 1848
году, удалившись от дел,
переехал в сельцо Щелыково
Костромской губернии и стал
помещиком.
Любовь Ивановна
Николай Федорович Островский

4.

В 1835 году Александр Николаевич поступил в 1-ю московскую гимназию,
окончил ее в 1840 г.
Еще в гимназические годы Островского привлекали литература и театр. По воле
отца юноша поступил на юридический факультет Московского университета, но
Малый театр, в котором играли великие русские актеры Щепкин и Мочалов,
притягивает его к себе, как магнит. Это не было пустым влечением богатого
шалопая, видящего в театре приятное развлечение: для Островского сцена стала
жизнью.
Эти интересы заставили его весной 1843 года
оставить университет. "Я с молодости бросил
все и весь отдался искусству", – вспоминал он
впоследствии.

5.

Отец его все еще надеялся, что сын станет чиновником, и определил его
писцом в Московский совестный суд, в котором рассматривались главным
образом семейные имущественные споры. В 1845 году Александр
Николаевич перевелся в канцелярию Московского коммерческого суда
чиновником по "словесному столу", т.е. по приему от просителей устных
просьб (до 1851 г.).
Адвокатская практика отца, жизнь в Замоскворечье и служба в суде,
продолжавшаяся почти восемь лет, дали Островскому немало сюжетов для
его произведений.
Александр
Николаевич
записывал все скольконибудь примечательные
случаи из купеческого и
дворянского быта.
Начался
1
период
творчества драматурга.

6.

1846 год – Островский задумывает написать комедию. По разным
источникам, она называлась «Несостоятельный должник» или «Картина
семейного счастья». Окончательный вариант, впрочем, был назван «Свои
люди – сочтемся!» и появился позже.
1847 год – наброски будущей комедии и
очерк «Записки замоскворецкого жителя»
опубликованы в «Московском городском
листке».
Одну сцену пьесы Островский писал в
соавторстве с провинциальным актером
Дмитрием Горевым, в результате чего под
первой публикацией стояли инициалы не
только «А.О.», но и «Д.Г.».
Недоброжелатели Александра Николаевича
впоследствии
воспользовались
этим
обстоятельством
и
раздули
большую
кампанию по обвинению драматурга в
плагиате.

7.

Весна 1848 года – семья Островских переезжает в имение Щелыково в
Кинешемском уезде Костромской губернии. Это было желание Николая
Федоровича, который решил под старость вернуться в родные места.
Александр Николаевич, который уже давно жил отдельно от семьи, тем не
менее, посещает Щелыково. Его очаровывает среднерусская природа, а
Волга производит неизгладимое впечатление. Впоследствии восхищение
великой русской рекой отразится во многих произведениях драматурга.

8.

Купчиха за чаем 1918
Купчиха с покупками 1920
Творчество А. Н. Островского и живопись Б. М. Кустодиева неразрывно связаны с
изображением патриархальной Руси, Замоскворечья, населённого купечеством.
Русское общество второй половины XIX века делилось на шесть сословий, среди них
видное место занимали купцы.
Они считались привилегированным сословием, освобождались от рекрутской
повинности и телесных наказаний. Но, по сравнению с дворянами, это сословие
считалось второсортным. Купцы играли немалую роль в жизни общества.

9.

Купчиха с зеркалом
1920 К
Кустодиев: Пасха

10.

А. Н. Островский вывел на
сцену разные типы купцов,
«поворотил нас лицом к
купцу».
Вся жизнь писателя с детства
связана с Замоскворечьем купеческим районом старой
Москвы.
Картины своеобразных нравов
и
быта
Замоскворецкого
купечества с раннего детства
глубоко
запали
в
душу
драматурга.
Здесь
живой
и
наблюдательный
мальчик
набрался впечатлений о жизни
купеческих особняков и их
обитателей,
которых
впоследствии изображал в
своих пьесах.
Купец 1920
Купец 1918
Островский писал: «Тогда ещё тихое Замоскворечье, населённое богатыми купцами и вообще людьми
достаточными, было особым миром. Там, в просторных домах, окружённых всевозможными службами и
большими садами, мирные обитатели вели совершенно замкнутую семейную жизнь».

11.

Масленичное гулянье
1919
Масленица
(фрагмент), 1916

12.

Купцы соблюдали традиции,
имели
определённые
нравственные
ценности.
Отличались
трудолюбием,
деловитостью,
смекалкой,
любовью к своему делу, умением
ценить время, умением ладить с
людьми.
Дома их были всегда большие, с
крепкими воротами, мощными
засовами, такими были и их
лавки.
Домашний уклад соответствовал
правилам «Домостроя»: младшие
слушаются
старших,
жена
подчиняется во всём мужу, дети
почитают родителей.
Выходной 1920

13.

Кустодиев. Купчихи. 1912
Купчиха. 1915
Картина «Купчиха» прекрасна живописной палитрой.
На фоне золотистой осени горделиво стоит женщина в
лиловом платье. На ней шаль с ярким народным
орнаментом. Художник восхищается статной русской
красавицей, пышущей здоровьем. И пейзаж, и платье, и
сама героиня – это яркий красочный букет.

14.

Большую популярность творчество Островского получило после публикации
в 1850 году комедии «Свои люди – сочтемся!».
В комедии высмеян грубый и жадный купец-самодур Самсон Силыч
Большов. Его самодурство не знает никаких границ, пока он чувствует под
собой твердую почву – богатство. Но жадность губит его.
Желая разбогатеть еще больше, Большов по совету ловкого и хитрого
приказчика Подхалюзина, переводит на его имя все свое имущество и
объявляет себя несостоятельным должником.
Подхалюзин, женившись на дочери
Большова,
присваивает
себе
имущество тестя и, отказываясь
заплатить даже небольшую часть
долгов, оставляет Большова в
долговой тюрьме. Никакой жалости к
отцу не чувствует и Липочка, дочь
Большова,
ставшая
женой
Подхалюзина.

15.

Это произведение по жанру комедия. Первоначально она имела название
"Банкрот". Затем Островский ее доработал и назвал "Свои люди —
сочтемся!".
Самсон Силыч Большов - лицо драматическое, не только потому, что
оказывается жертвой своего злодейского замысла, но он жертва своей веры в
то, что свой свет не обманет.
Большов заработал свое состояние собственным трудом, он принадлежат к
патриархальному миру, где возможны доверительно-деловые отношения
между родственниками без заключения соответствующих договоров.
Он решил провести денежную махинацию: взять ссуду в банке, переписать
свое имение на родственника, а потом объявить этого родственника
банкротом, но Большов не учел того, что честные отношения между
родственниками перестали существовать, таким "своим" человеком, который
обманет Самсона Силыча, в пьесе является Лазарь Елизарыч Подхолюзин,
приказчик в доме Большого.

16.

У Большого есть дочь Липочка, которую отец выдает за Подхолюзина,
несмотря на то, что она его не любит. В итоге Подхолюзин получил и имение,
и Липочку, а Большов угодил в долговую яму. Жена Большого говорит о том,
что совесть замучает и Липочку, и Подхолюзина, поступивших так
несправедливо с Большовым.
Но совесть была нравственным мерилой в патриархальном мире, а не в
зарождающемся новом, буржуазном.

17.

В новых зарождающихся как отношениях утрачивают свои ценности такие
понятия, как совесть, честность, трудолюбие. Подхолюзин нанес удар
исподтишка, он не зарабатывал этого состояния сам, а воспользовался чужим
трудом.
Таким образом, Островский показал процесс умирания патриархального мира
и его ценностей, в котором мог существовать устный закон "свои люди сочтемся", в сменивший же патриархальный мир действительности все
изменилось: здесь выживает сильнейший, главное в этом мире деньги, а не
совесть.

18.

Говорящими в этой пьесе оказываются имена и фамилии героев:
Самсон Силыч Большов - сильный, большой богатырь. Так же он типичный
представитель самодуров, это человек, в котором имелись сила, трудолюбие,
русская доверчивость случаю.
Лазарь Елизарыч Подхолюзин. Слышны такие ноты: лебезить, быть
подхалимом, "петь Лазаря". Таким образом, даже фамилия и имя указывают
на то, что он человек лживый, неискренний.
Большого предает даже его дочь. И современная Островскому критика видела
в Большове русского короля Лира.
Эта пьеса Островского была замечена и высоко оценена: А.Панаева, жена
Некрасова, вспоминала, что после появления этой комедии Некрасов очень
заинтересовался автором, захотел с ним познакомиться и пригласить в
сотрудники в "Современник".
Классическим стал отзыв В.Ф. Одоевского: "Я считаю на Руси три трагедии:
"Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор". На "Банкроте" я поставил норме
четвертый».

19.

В пьесе "Свои люди – сочтемся" уже проявились основные черты
драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать
важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не
только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная,
живая, народная речь. И у каждой из них – непростой, заставляющий
задуматься конец.
Пьеса была опубликована в журнале "Москвитянин" и имела большой успех.
Но постановка ее и повторные издания были запрещены цензурным
комитетом.
Это произведение вызвало доброжелательные отзывы в литературных кругах.
И. А. Гончаров и Н. В. Гоголь дали пьесе положительную оценку. Однако в эту
бочку меда попала и внушительная ложка дегтя.
Влиятельные представители московского купечества, обиженные за сословие,
пожаловались в высшие инстанции на дерзкого драматурга. Пьесу тут же
запретили к постановке, автор был выдворен со службы и отдан под
строжайший надзор полиции. Причем это случилось по личному
распоряжению самого императора Николая Первого. Надзор был
ликвидирован только после того, как на престол взошел император Александр
Второй. А комедию театральная публика увидела лишь в 1861 году, после
снятия запрета на ее постановке.

20.

Положение "неблагонадежного" писателя осложняло и без того тяжелые
условия жизни Островского.
Летом 1849 года он, вопреки воле отца и без венчания в церкви, женился на
простой мещанке Агафье Ивановне. Разгневанный отец отказал сыну в
дальнейшей материальной поддержке. Молодая семья испытывала тяжелую
нужду. Несмотря на необеспеченное положение, Островский в январе 1851
года отказывается от службы и целиком отдается литературной деятельности.

21.

1852–1855 гг. – «Москвитянский период»
Островский становится известным. Он начинает сотрудничать с журналом
«Московитянин», входит в круг писателей, художников и других работников
искусства.
Драматург активно сотрудничал с этим изданием и как критик, и как
редактор в 1850-1851 годах. Под влиянием «молодой редакции» журнала и
главного идеолога этого кружка, А. А. Григорьева, Александр Николаевич
сочинил пьесы «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Не в свои сани не
садись», «Не так живи, как хочется», «Утро молодого человека» и
«Неожиданный случай».
Темы творчества Островского в этот период – идеализация
патриархальности, русских старинных обычаев и традиций. Эти настроения
слегка приглушили обличительный пафос творчества писателя. Однако в
произведениях этого цикла выросло драматургическое мастерство
Александра Николаевича. Его пьесы стали известными и востребованными.

22.

1855–1860 гг. – предреформенный период
В это время происходит сближение драматурга с революционнодемократическим лагерем. Окончательно определяется мировоззрение
Островского. В 1856 году он сближается с журналом "Современник" и
становится его постоянным сотрудником. Дружеские отношения
установились у него с И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым, сотрудничавшими в
"Современнике".

23.

В 1856 г. вместе с другими русскими литераторами Островский принял
участие
в
известной
литературно-этнографической
экспедиции,
организованной Морским министерством для "описания жизни, быта и
промыслов населения, живущего по берегам морей, озер и рек Европейской
России". Островскому было поручено обследование верховьев Волги. Он
побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве и т.д. Все наблюдения
были использованы Островским в его произведениях.

24.

"Бедность не
порок"
Первоначальное название пьесы — «Гордым Бог противится». Это фраза из Священного
Писания, и продолжение у нее такое: «А смиренным дает благодать».
Комедия написана А.Н.Островским именно о таких «смиренных» добрых людях и веселых
русских святках.
Премьера состоялась в Малом Театре 25 января 1853 г при деятельном участии
Островского.
И надо же такому случиться – именно в это время шли в Москве гастроли знаменитой
Рашели! «Трудно было удержаться от сопоставления этих зрелищ — слишком нагляден был
контраст, и публика Малого театра разбилась на две враждующие партии» — пишет
Владимир Лакшин.
Часть зрителей роптала против представления на сцене «грубых» русских нравов: «Соединяя
„высокое с комическим“, в „Бедности не порок“ автор перенес на сцену изрядно подзабытый
к середине века, особенно в богатых московских домах, мир народного святочного веселья
— песен, плясок, обрядов „русского карнавала“.
Наверное, в его память эти сцены вернулись как эхо воспоминаний замоскворецкого детства.
Там было и это до замирания сердца сладкое ожидание праздника, когда на святках
появлялись чьи-то румяные лица за морозными окнами, слышались веселые голоса, топот
ног и смех в сенях, а потом возникал хоровод масок, коза и медведь с бубном, будто
сошедшие с лубочной картинки, бренчанье балалайки или гитары, и старинные песни,
гаданья, прибаутки».

25.

"Бедность не порок"
Действие пьесы происходит во время Святок. Любой святочный рассказ
должен иметь счастливый финал. Пьеса Островского соответствует этому
закону.
Гордей Торцов - отец Любы Торцовой - самодур. Он хочет выдать дочь
замуж по собственному усмотрению. Люба влюблена в Митю - приказчика в
доме, но Торцов не хочет выдавать за него свою дочь, для него важно
исполнение его воли.
Люба патриархальна, любит
своего отца, не может его
ослушаться, но в ней уже
просыпается индивидуальное
начало, и она способна
сделать
выбор:
девушка,
ничего
в
жизни
кроме
старозаветности не знавшая,
выростает
до
уровня
личности.

26.

Островский хочет этот выбор Любы согласовать с патриархальными
нормами, но обнаруживает, что это уже невозможно, только счастливая
случайность спасает Любу и Митю.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что чудесное спасение, а не
законы современной жизни приводят к счастливому концу. Любим Торцов,
брат Гордея Торцова, помогает влюбленным. Это человек, который выпал из
купеческого быта, оторвался от семьи, от рода. Это становящаяся личность,
которой Островский предсказывает большое будущее. Именно он встает на
защиту любви Мити и Любы.

27.

Два типа характеров должны были столкнуться в финале пьесы «Бедность
не порок». Любим Торцов не просто «швыряет правду в глаза», он выступает
со своей обличительной речью как раз в тот момент, «момент истины», когда
его слова возымеют поистине волшебный эффект. Он
как
психолог,прекрасно
знающий
своих
«пациентов».
На психологическом фоне разворачивается действие пьесы. Любим Торцов
апеллирует к брату с призывом устроить счастье Любови Гордеевны и Мити.
Ведь дело происходит в святочную неделю, а святки – самое время если не
для искренне добрых поступков, то по крайней мере хотя бы для
сентиментальных жестов.
Чернышевский упрекал Островского, углядев в «перевоспитании» Гордея
Торцова некую «идеализацию» купечества. Согласие Гордея Карпыча на
брак дочери и приказчика, равно как и последующее его заявление «Просите
все, кому что нужно: теперь я стал другой человек» - рождаются под
влиянием всё того же психологического момента, но говорить о каком-то
действительном, глубинном изменении натуры Гордея Торцова
преждевременно. Увидеть в финале комедии некую абсолютную идиллию
может только наивный идеалист.

28.

Идеализация патриархальной старины в настроениях Островского уступила
место критическому отношению к старозаветному укладу жизни,
поискам иных, прогрессивных форм жизни. Островский сближается с
революционерами-демократами

Чернышевским,
Добролюбовым,
Некрасовым.
В 1856 г. вышло «Доходное место» Островского, разоблачающее
тогдашний бюрократический строй с его чиновниками-взяточниками,
продажными карьеристами, подхалимами. Пьеса эта была напечатана в
журнале «Русская беседа».
Расширяется
тематический
диапазон драматурга: вслед за
купечеством
объектом
его
насмешники, обвинения и критики
становится
чиновничество
и
поместное дворянство.
В пореформенный период в театре
появлялось много
псевдоактуальных пьес:
социальные вопросы свобились к
рассуждениям о «плохом» и
«хорошем» чиновнике.

29.

В комедии «Доходное место» с замечательной художествен ной силой
драматургом разоблачено чиновничье «темное царство». Это одно из
самых ярких произведений русской обличительной литературы. Недаром
«Доходное место» запретили ставить на сцене. Только после отмены
крепостного права, в 1863 году, пьеса была разрешена к постановке.
Островский прекрасно знал быт чиновников. Вспоминая свою службу в
светском и коммерческом судах, он признавался: «Не будь я в этом аду, не
написать бы мне «Доходного места».
Вопреки либералам, полагавшим, что все недочеты
в деятельности бюрократической машины царской
России являются следствием испорченности
отдельных людей, Островский в своей комедии
вскрывает социальные корни взяточничества и
самодурства в чиновничьей среде.
Он
не
просто
описывает
темный
мир
чиновничества, живущего доходами с «кривосудия и
всяческой неправды», творимой им в судах и других
казенных заведениях,— драматург обличает само
мировоззрение этих взяточников и самодуров.

30.

Характеризуя в статье «Темное царство» самодурство в чиновничьем мире,
Добролюбов писал:
«В сфере чиновнической оно еще гаже и возмутительнее, чем в купеческой,
потому что здесь дело постоянно идет об общих интересах и прикрывается
именем права и закона... Законов никаких никто не признает, честности никто
в толк взять не может, ума не определяют иначе, как способностью нажиться,
главною добродетелью признают смирение пред волею старших »
Добролюбо

31.

Старый чиновник Юсов — самая яркая фигура в комедии по живописности
изображения и по обличительной силе.
Юсов кажется не злым и не сварливым человеком. Он даже похваляется тем,
что любит «выводить в люди» молодежь без роду, без племени, и
действительно «выводит» малограмотного чиновника Белогубова, но делает
это не по доброте душевной: покровительствуя Белогубову и ему подобным,
Юсов обеспечивает себе послушных
пособников.
Он
убежденный
взяточник. Торговля законом — для
него жизненное правило, навеки
установленное на благо чиновников.
Чиновник, не берущий взяток и
проповедущий
обязательность
честности, для Юсова — враг и
вольнодумец. Юсов не скрывает, что
берет взятки, как не скрывает свооих
нарушений нравственного порядка и
государственного закона.

32.

Таких же убеждении держится и генерал Вышневский, и молодой
чиновник Белогубов, и вдова-чиновница Кукушкина, и ее дочь Юлинька.
Они все не случайные люди, а типичные представители царской
бюрократии.
Всей сплоченной касте чиновников в
комедии противопоставлен Жадов

молодой
человек
с
университетским образованием.
Чувство
глубокого
негодования
вызывает у Жадова неправда, с какой
он
сталкивается
в
своей
практической деятельности. «Как я
буду молчать, когда на каждом шагу
вижу мерзости? Я еще не потерял
веру в человека и думал, что мои
слова произведут на них действие».
Но у Жадова не хватает силы воли
на борьбу с несправедливостью.

33.

Под давлением семейных обстоятельств он идет, в конце концов, просить
доходного места у своего дядюшки Вышневского.
Жадов сам знает, что не способен к борьбе, но он человек нового времени и
представитель демократической среды. Какова бы ни была его личная
слабость, за ним — сила новой общественной мысли. «...Всегда были и
будут слабые люди. Вот вам доказательство — я сам»,— говорит Жадов
Вышневскому, но тут же указывает старому генералу-взяточнику на людей
нового, демократического лагеря: «...слышатся энергичные возгласы против
общественного зла... начинает создаваться общественное мнение... в юношах
воспитывается чувство долга, чувство справедливости, и оно растет, растет и
приносит плоды. Не увидите вы - так мы увидим...».
Островский не скрывает слабостей Жадова, его бессилия перед
бюрократической средой, его бездейственности, хотя в уста героя писатель
вкладывает много своих мыслей. Как писал Добролюбов, Островский, «без
сомнения, сочувствовал тем прекрасным вещам, которые говорит Жадов; но
в то же время он умел почувствовать, что заставить Жадова делать все эти
прекрасные вещи — это значило бы исказить настоящую русскую
действительность».

34.

В финале комедии Островский с исключительным мастерством изображает
поведение Юсова и Вышневского.
«Юсов, - пишет Добролюбов,— узнав, что все ведомство Вышневского
отдано под суд, выражает искреннее убеждение, что это по грехам нашим —
наказание за гордость...».
Вышневский то же самое объясняет, только несколько рациональнее: «Моя
быстрая карьера и заметное обогащение — вооружили против меня сильных
людей...».
И, сходясь в этом объяснении, оба администратора остаются затем
совершенно спокойны совестию относительно законности своих действий...
Да и отчего бы не быть им спокойными, когда их деятельность, равно как и
все их понятия и стремления, так гармонируют с общим ходом дел и
устройством «темного царства»?
Комедия «Доходное место» возбудила ненависть взяточников, крепостников
и получила высокое признание со стороны лучших людей своего времени.

35.

«Доходное место» восходит к «Ябеде» Капниста, отчасти к «Горе от ума» и в
основном к «Ревизору». Это было первое произведение драматической
сатиры 50-х годов, обличавшее не отдельных чиновников, а весь
бюрократический режим.
Островский показал разложение бюрократической системы на всех
ступенях иерхаической лестницы — и важный Вышневский, и старый
чиновник Юсов, и молодой Белогубов.
Новая тема в пьесе — это интеллигент Жадов, пытающийся вести честную
трудовую жизнь. Через его образ пьеса сближается с «Горе от ума»:
1) конфликт одинокого честного героя с бесчесными, столкновение новых
тенденций с мракобесием, ретроградством, хищнеческим эгоизмом
2) взаимообусловленность личной и общественной драмы
Но! в отличие от Чацкого жизненные катастрофы заставляют капитулировать
Жадова и идти просить «доходного места» у дяди.
Внутренний драматизм образа Жадова: противоречие его нравственного
чувства и реалий жизненной судьбы. Современниками этот образ был не
понят: в нем увидели пародию на Чацкого.

36.

«Горе от ума»
«Доходное место»
Фамусов
Вышневский
Чацкий
Жадов
Скалозуб
Юсов
Молчалин
Белоусов
«Кольцовое построение пьесы: начиналось разговором о нежелании
идти просить «доходное место», закончилось решением идти «на
поклон».
«Принцип качелей» - торжество Вышневского оборачивается его крахом,
а временное падение Жадова — нравственным восхождением.

37.

Собранного в этнографической экспедиции материала хватило Островскому
на несколько драматических произведений.
Лучшим из них была «Гроза», законченная автором в 1859 г.
К этому моменту в творчестве островского сформировалось 2 мотива:
угнетения и протеста, социальной несправедливости и естественности
человеческих стремлений.
Произведение имеет обобщающий смысл, не случайно Островский назвал свой
вымышленный, но удивительно реальный город несуществующим именем
Калинов. Кроме того, в основу пьесы легли впечатления от поездки по Волге
в составе этнографической экспедиции по изучению быта жителей Поволжья.
Катерина, вспоминая о детстве, говорит о шитье по бархату золотом. Этот
промысел писатель мог видеть в городе Торжке Тверской губернии.

38.

Многоконфликтность пьесы:
1) Межличностный конфликт
2) Внутриклассовый конфликт
3) Междуклассовый конфликт
4) Эпохально-философский конфликт
5) Нравственный конфликт
Внутренний конфликт Катерины: борьба между сознанием
«греховности» и любовью, долгом и стремлением к свободе.
Победа жизнеутверждающего начала — в сценах с ключом, в сцене в
овраге.
Кульминация — гроза, уход Катерины из дома, последнее свидание с
Борисом, просьба ее «взять с собой» и как кульминация своеволия —
самоубийство (не поражение, а моральная победа).

39.

Значение названия пьесы «Гроза»
Гроза в природе (действие 4) — физическое явление,
внешнее, не зависящее от героев.
Гроза в душе Катерины — от постепенного смятения,
вызванного любовью к Борису, к мукам совести от измены
мужу и к ощущению греха перед людьми, подтолкнувшему
к покаянию.
Гроза в обществе — ощущение людьми, ратующими
за неизменность мира, чего-то непонятного. Пробуждение
в мире несвободы свободных чувств. Этот процесс тоже
показан постепенно. Вначале только штрихи: нет должного
почтения в голосе, не соблюдает приличия, затем —
неповиновение.
Гроза в природе является внешней причиной,
спровоцировавшей и грозу в душе Катерины (именно она
и подтолкнула героиню к признанию), и грозу в обществе,
которое остолбенело оттого, что кто-то пошел наперекор.

40.

Вывод. Смысл заглавия:
гроза в природе — освежает,
гроза в душе — очищает,
гроза в обществе — освещает (убивает).

41.

Сценическая исторяи постановки пьесы «Гроза»:
Малый театр (Москва), 16 ноября 1859 г.
Драма «Гроза» является одним из
самых
замечательных
художественных
созданий
Островского.
Писать «Грозу» драматург начал в
июне –июле 1859 года и закончил 9
октября того же года.
Впервые пьеса была опубликована в
журнале «Библиотека для чтения», в
том же году вышла отдельным
изданием.
Премьера прошла в Малом
театре 16 ноября 1859 в
бенефис С. В. Васильева,
исполнителя роли Тихона,
Востальныхролях:
Дикой — П.Садовский,
Борис

Чернышев,
Черкасов,
Кабаниха — Рыкалова,
Катерина —
Никулина-Косицкая,
Варвара — Бороздина1,
Кулигин - Дмитревский,
Кудряш — В.Ленский,
Феклуша — Акимова.

42.

Творческая судьба А.Н. Островского
оказалась навсегда связана с Малым
театром.
46 из 47 его пьес впервые были
поставлены именно на этой сцене.
Недаром перед фасадом Малого
театра
установлен
памятник
Островскому.
Андреев А.А. Памятник А.Н. Островскому, 1929 год,
бронза. Москва, Театральная площадь

43.

Все лучшие произведения мои писаны мною
для какого-нибудь сильного таланта и под
влиянием этого таланта», – признался
однажды русский драматург.
«Гроза», знаменитая пьеса Александра
Николаевича,
была
наполнена
воспоминаниями актрисы о годах ее детства
и юности на Волге. Рассказы ее, голос и весь
облик вызвали в душе драматурга образ
Катерины с ее независимой и гордой
натурой.
Для мироощущения Косицкой была важна
поэтическая любовь к природе, обостренное
понимание её красоты и созвучия
человеческой души. Таковым был образный
строй исполнения Косицкой. Понятие греха
для неё было так же страшно, как и для
Катерины, понятие любви также свято.
Косицкая Любовь Павловна
(Никулина)
28 августа 1827 года – 17 сентября 1868 года

44.

Впервые
пьеса
была
прочитана
Островским в октябре 1859 года на
квартире Косицкой.
Автор сам распределил роли: Тихона
отдал
тонкому,
чуткому
Сергею
Васильеву, Варвару - смешливой Варваре
Бороздиной, Дикого - своему любимому
Прову Садовскому, а Кабаниху - одной
из сильнейших актрис Малого театра
Надежде Рыкаловой.
Пьеса была срепетирована в две недели.
Островский сам руководил подготовкой
спектакля, объясняя темп и характер
каждой
сцены,
помогая
глубже
проникнуть во внутренний мир того или
иного персонажа.

45.

Декорации для спектакля собирались из уже сыгранных постановок.
Исполнители старались сделать все, чтобы обстановка в доме Кабановых,
отдельные вещи, предметы быта, детали, костюмы воссоздали подлинный
уклад жизни обитателей провинциального волжского города Калинова, где
разыгрывается действие драмы, где, по словам механика Кулигина,
"бедным гулять некогда", где в богатых купеческих домах "слез льется
невидимых и неслышимых!" Актрисы сами шили костюмы. В музее
хранится головная повязка, привезенная Островским из поездки по Волге и
подаренная В. В. Бороздиной, которую актриса использовала для
дополнения костюма своей Варвары.
Премьера "Грозы" состоялась 16 ноября 1859 года. Успех был
колоссальный. "Гроза" гремит в Москве", - писала Косицкая Островскому.
Впоследствии роль Катерины стала ведущей в репертуаре многих русских
актрис. Ее блистательно играли Г. Н. Федотова и М. Н. Ермолова.
Значительным событием в театральной жизни Москвы стало исполнение
роли Катерины на сцене Артистического кружка замечательной актрисой,
ставшей позднее актрисой Александринского театра, П. А. Стрепетовой.

46.

В Санкт-Петербурге «Гроза» впервые была представлена 2 декабря 1859 в
Александринском театре.
По мнению тогдашней критики, этот спектакль все же уступал
московскому.
Ф.Снеткова очень хорошо выражала моральную чистоту, поэтичность
Катерины, но лишила ее бытовых красок и по внешнему облику походила
более на петербургскую барышню.
Ф. Бурдин портил роль Дикого чрезмерной суетливостью и крикливостью.
Е.Левкеева в основном правильно воссоздавала образ Варвары, но в ряде
случаев придавала ему излишнюю грубость и т. д.
Кроме того, при наличии прекрасных, в основном, исполнительских сил,
спектакль, как и в Москве, весьма снижался небрежным, бедным
декоративным оформлением.

47.

В 1858 году окончила Петербургское театральное
училище, брала уроки у Веры Самойловой,
дебютировавала в роли княжны Ольги («Владимир
Заревский»
Ефимовича)
на
сцене
Александринского
театра,
где
прослужила
с 1856 по 1863 годы.
Современники называли Фанни «царицей грёз», а в
«благородной и непринужденной игре её не было
ни капли фальши или жеманности».
По настоянию А. Н. Островского Снеткова
сыграла Катерину в петербургской премьере
«Грозы».
Феодосия Александровна Снеткова
М. А. Шишков. Эскиз декорации
к спектаклю 'Гроза' петербург.
Александринский театр. 1859

48.

А. Я. Головин. Эскиз декорации к спектаклю 'Гроза'
Петроград. Александрийский театр. 1916

49.

Новые темы и жанры в драматургии Островского
пореформенного периода (1860-1875)
В конце 50—начале 60 гг. Островский создает несколько произведений
«малого жанра»: «драматические сцены» и «картины быта».
В отличие от своего раннего опыта в этом жанре - «Картины семейной
жизни» - Островский насыщает свою «малую драматургию»
напряженным драматическим действием.
Количество персонажей в этих пьесах невелико, охарактеризованы они без
тонких психологических деталей, но с предельной социально-бытовой
меткостью, являющих типичные черты современности.
Коллизии их отражают противоестественность, дикость, нелепость
человеческих
взаимоотношений,
построенных
на
корыстных
побуждениях, которые подаются через своеобразное «увеличительное
стекло» (а это — основа комического).
Приёмы: гипербола, гротеск, алогизм, элементы внешнего комизма,
фарсово-водевильная ситуация.
Сатирические средства + конкретный быт + яркая речевая характеристика.

50.

Трилогия о Бальзаминове:
«Праздничный сон — до обеда» (1857 г.)
«Свои собаки грызутся — чужая не приставай» (1861 г.)
«За чем пойдешь, то
Бальзаминова» (1861 г.)
и
найдешь»
(«Женитьба
Каждая пьеса художественно закончена. Сюжетно их объединяет погоня
бедного чиновника за богатой невестой.
Тема купли-продажи невест в буржуазно-дворянском обществе (основа
гоголевской «Женитьбы»).
Связывает все образы и драматические ситуации мотив тлетворного
влияния денег на человека:
1) добыть деньги; 2) удержать капиталы

51.

Многие критики видели в главном герое этих пьес ничтожного человека и не
понимали, зачем ему посвящено целых 3 пьесы.
У Островского были свои причины для выбора такого героя. Подобный герой
уже успел глубоко укорениться как в общелитературной традиции, так и в
творчестве самого Островского.
Для выяснения литературного Бальзаминова трилогию следует рассматривать
в ряду произведений о "маленьком человеке". Специфичный для мира
Островского и вместе очень актуальный для его роли была "культурная
проблематика", отчетливо проступающая во всех трех пьесах.
Одной из важных для творчества Островского проблемой было столкновение
двух культур: исконно русской (патриархальной) и европейской. Этой
проблеме было посвящено несколько его пьес

52.

К 50-м годам XIX века эта проблема стала особенно актуальной: раньше
"европейская культура" была достоянием дворянства, а патриархальные
формы жизни сохранились в народе. К середине же века и городские слои
населения начинают приобщаться к новым для них формам жизни. А
освоение их у малообразованных людей идет через нередко карикатурное
подражание внешним формам быта.
Миша Бальзаминов является как раз таким малообразованным человеком. В
трилогии о нем все темы пронизаны этой культурной проблематикой.
В социальном плане он принадлежит к разряду "маленьких людей", как и
герои серьезных комедий Островского, посвященных теме "маленького
человека", Миша Бальзаминов стремится к простому идеалу семейного
счастья, но в его мечтах нет того "трудового хлеба", который сглаживает
ограниченность других.

53.

Сюжет пьесы «Праздничный сон до обеда»:
В праздник Бальзаминов видит сон, обещающий женитьбу на богатой
невесте. Но, по народному поверью, праздничный сон сбывается только до
обеда.
Вскоре к Бальзаминовым приходит сваха Красавина и сообщает, что в
Бальзаминова влюблена Капочка, дочь богатой купчихи Ничкиной.
В это время к Капочке приходит Устинька, а вскоре приезжает из провинции
дядя — Неуеденов с сыном Юшей. Девушки беспокоятся, что Неуеденов
расстроит женитьбу, но не могут ничего сделать. Когда приходит
Бальзаминов, они с Капочкой уединяются в саду, где несколько раз целуются.
И каждый раз Юша кричит с голубятни: «Раз! Два!» — и т. д. Устинька
отговаривает его рассказывать об этом, но за обедом Неуеденов оскорбляет
Бальзаминовых, говоря, что «надо работать» и что он боится, как бы его дура
сестра не отдала дочь за спекулянта. Бальзаминова уводит сына.
И несмотря на то, что Капочка прибегла к обмороку и всячески выражает
своё горе, она охотно соглашается на брак с купцом-усачом.

54.

Сюжет пьесы «Свои собаки грызутся, чужая не приставай»:
Молодой человек Михайло Бальзаминов искал богатую невесту и
познакомился с молодой вдовой Анфисой Антрыгиной. Вскоре выяснилось,
что Антрыгина имела жениха по фамилии Устрашимов и завела интригу с
Бальзаминовым, чтобы жених поревновал. В итоге она помирилась с
Павлином Устрашимовым, а Бальзаминов вновь остался ни с чем.
В пьесе образ Бальзаминова дополнен новыми чертами, например, показано
его пристрастие к старомодным «чувствительным» виршам и «жестоким»
романсам.

55.

У последней части трилогии три названия:
«За чем пойдёшь, то и найдёшь», «Женитьба Бальзаминова»,
«Картины московской жизни».
И каждое, как обычно у А. Н. Островского, несет определенный смысловой
оттенок: первая часть — пословица, служащая определенным моралите;
вторая часть — уточнение сюжета; третья часть — определение жанра.
Главные противоборствующие силы:
Акулина Гавриловна Красавина (сваха) и Михаил Дмитриевич
Бальзаминов, который решил доказать ей, что он не глуп и сам сможет
найти невесту богатую и молодую.

56.

Основной конфликт:
Конфликт начался до начала пьесы «За чем пойдёшь, то и найдёшь
(Женитьба Бальзаминова)», так как она является 3-й, заключительной.
В 2-х первых «картинах московской жизни»: «Праздничный сон – до обеда»,
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» она уже 2-а раза сватала его, и
он, по глупости своей, все портил, говоря о своих мечтаниях тратить деньги
жены, потому, что хочется богато жить, прямым текстом, на смотринах.
Акулина Гавриловна Красавина (сваха) хочет женить его на богатой вдове
Белотеловой и получить свой процент от сделки.
Михаил Дмитриевич Бальзаминов решил использовать для достижения своей
мечты, жениться на богатой, офицера в отставке Чебакова Лукьян
Лукьяныча, тем самым силы и ума его себе приписать, и доказать свахе, что
он не глуп, как она утверждает.
Главное события пьесы, т.е. факт, который лежит в основе всего действия:
спор Акулины Гавриловны Красавиной (свахи) и Михаила Дмитриевича
Бальзаминова о его умственном состоянии (она утверждает, что он глуп и сам
себе невесты не найдет, а Бальзаминов берется доказать, что у него отлично
получится).

57.

Образ Б.— фарсово-комедийная
интерпретация темы «маленького
человека», характерной для русской
литературы 30-60-х годов XIXв.
Главный герой, 25-летний человек
купеческого
звания
Михайло
Дмитрич Бальзаминов, задумал
жениться и ищет невесту, что для
Бальзаминова
оказалось
делом
непростым. Бальзаминов наивен и
неказист, а главное — беден.
Нет, он с матерью не нищенствует, у них есть крыша над головой — свой домишко с
садиком, — да разве ж это богатство, да еще когда вокруг обеспеченные соседи,
презирающие семью Бальзаминовых за нерасторопность и отсутствие коммерческой
жилки. Комический образ Бальзаминова переродился в интерпретации драматурга в
персонажа лирического, вызывающего сочувствие и самого драматурга, и читателя, это
тот образ «маленького человека», который стал главным персонажем русской
литературы середины 19 столетия, — однако в его фарсово-комедийном варианте.

58.

И, судя по всему, Островский и
сам полюбил своего совсем не
«героического» героя и через
некоторое время опять вернулся
к нему. В 1861 году он посвятил
ему сразу две пьесы, создав
трилогию:
«Свои
собаки
грызутся, чужая не приставай!» и
«За чем пойдёшь, то и найдёшь».
Эта последняя пьеса стала
замыкающей в похождениях
Бальзаминова в поисках будущей
жены. Как явствует из названия
— «За чем пойдёшь, то и
найдёшь», — он нашел невесту,
причем не из бедных, так что всё
заканчивается хорошо.
А то, что невеста и не слишком юна, и не слишком привлекательна, и не
слишком добра и нежна, — так ведь этого Бальзаминов и не искал. Несчастный
забитый человек, презираемый соседями, и не мог рассчитывать на другое.

59.

Первый исполнитель роли Бальзаминова —
Александр Мартынов (1857).
Среди других исполнителей — М.П.Садовский (1868), В.Н.Давыдов (1880), Н.К.Свободин
(1926), на киноэкране — Г.М. Вицин (1965).

60.

«Пучина» (1866)
Особенно
мрачная
картина
мещанской,
купеческой
жизни
разворачивается в пьесе «Пучина».
Главный герой, Кисельников, – человек с университетским
образованием, но он по какой-то странной случайности женится на
купеческой дочери Глафире, тупенькой, ограниченной, но она ему
представляется искренней и чем-то близкой к народу.
Приятель Кисельникова Погуляев предупреждает его, что он увязнет в
пучину. Вот эта вот народная среда, которая представляется
Кисельникову средоточием некой правды и простонародной истины, для
Погуляева среда достаточно страшная, он говорит, что в ней «нет ни ума,
ни чести, ни нравственности, а только пороки, предрассудки да
суеверия».

61.

Погуляев оказывается прав.
Все больше и больше увязает в этом темном царстве Кисельников, в конце
пьесы это уже больной, полубезумный, который готов буквально за кусок
хлеба продать свою дочь за соседа-купца, и только счастливая случайность
избавляет Лизу от этой страшной участи.
Таким образом, в «Пучине» среда показана как некий сон разума, сон совести,
это соединение новых, хищнических, алчных инстинктов, приобретенных в
новое время с дикостью и самодурством прежнего, старого времени.

62.

Исторические мотивы в творчестве
Островского
По контрасту с этой мрачной безотрадной средой Островский пытается
найти в русской жизни что-то яркое, активное, живое. И он обращается к
российской истории.
В эти годы он довольно близко сходится с известным историком
Костомаровым, который интересовался народными восстаниями, в
частности, был специалистом по восстанию Ивана Болотникова.
Результатом этого общения явился целый ряд исторических пьес. Вторая
редакция пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1866), затем пьеса
«Воевода (Сон на Волге)» (1865), которая основана на народных легендах,
былинах, поверьях.
Затем две пьесы, в которых строгие исторические факты соединяются с
художественным осмыслением, – это «Дмитрий Самозванец и Василий
Шуйский» (1866) и продолжение первой «Тушино» (1866), где речь идет о
Тушинском воре, о втором самозванце.

63.

В этой пьесе Островский находит и сильные характеры, и активно
развивающееся действие. В то же время картины, нарисованные в
«Тушино», – это серьезное предупреждение современникам. Там говорится
о смутном времени, когда Россия постепенно неотвратимо погружалась в
хаос. Ужасы гражданской войны представлены очень ярко и убедительно.
Отец сражается с собственным сыном, сын готов убить отца, брат идет на
брата.
У пьесы открытый финал, видимо, все главные герои должны погибнуть. И
вот каким-то образом в середине 1860-х, когда еще были отзвуки ожиданий
народных волнений, когда перед Россией вставал очень серьезный вопрос:
выдержит ли Россия новые преобразования, не сорвется ли в бездну
гражданской войны, – эта пьеса должна была прозвучать очень серьезно.
Еще одна историческая пьеса этого времени – «Василиса Мелентьева»
(1867) – посвящена не менее грозным событиям, временам Ивана Грозного.

64.

Основная тенденция драматических хроник:
От комедии нравов — к социально-психологической драме.
Стремление постичь на опыте истории законы, определяющие судьбы
страны. Враждебность Островского реакционному романтизму:
драматург — за пушкинскую концепцию исторической драмы как
народной трагедии.
Объемно изображен народ,
но отдельные характеры не
проработаны.
Раскрытие драматизма
повседневной жизни
обычного человека.
Вера в возможность
перевоспитания,
исправления социальных
пороков.

65.

Общество русских драматических писателей и оперных
композиторов
В 1866 году Островский добился, наконец, того, о чем он говорил долго в
прежние времена. Его очень заботило воспитание актеров и зрителей. Он
хотел создать некое общество, которое бы попыталось эти проблемы решить.
И в 1866 году было создано общество, которое назвали Московский
артистический кружок. Далее, в 1874 году, Островский расширил это
начинание, и под его руководством образовалось Общество русских
драматических писателей и оперных композиторов, председателем
которого был сам Островский. Ему удалось многое сделать и в плане
улучшения и упорядочивания репертуара театров, и для образования актеров.
А.Н. Толстой
. И.С. Тургенев
Н.А.

66.

Комедии Островского конца 1860-1870 гг.
С 1868 по 1870 гг. Островский создает 4 общественно-сатирические
комедии:
«На всякого мудреца довольно простоты»
«Горячее сердце»
«Бешенные деньги»
«Лес»
Комедии были напечатаны в «Отечественных записках» (редакторы —
Некрасов, Салтыков-Щедрин). Это была новая фаза в литературной
деятельности Островского. Его пьесы стали «энциклопедией русской
жизни»: сначала объект изображения и острой критики — патриархальный
мир Замоскворечья, потом — вся Россия, а теперь — типические явления
капиталистического общества.
За исключением "Горячего сердца", своеобразного сатирического эпоса, это
комедии из дворянского быта.

67.

Основное содержание — по прежнему столкновение «двух партий», но —
при новых обстоятельствах, в капиталистическом обществе. Сохраняя
просветительский пафос, творчество Островского пронизывается
антибуржуазными настроениями.
ИСТОЧНИКИ КОМИЧЕСКОГО:
- Пережитки дореформенного прошлого в быту и сознании людей;
- Несоответствие новых, буржуазных условий потребностям свободной
личности;
- Нелепость этих условий, их жестокость, прикрытая фразами о прогрессе,
цивилизации и культуре
усиление сатирического начала

68.

Изменения в пьесах конца 1860- нач.1870 гг.:
1) Расширяются темы Островского, круг его образов.
2) Становится больше массовых сцен
3) Увеличивается число и значение внесценических персонажей
4) Убыстряется и усложняется сюжет
5) Обостряется конфликт
6) От мира купеческого — переход к мещанству и чиновникам — от
них — к новым процессам в обществе.

69.

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868 г.)
/Политическая сатира, «памфлетная» комедия/

70.

В этой пьесе драматург, прославленный как открыватель целого пласта русской
жизни — купеческого быта, впервые обращается к изображению дворянского
общества. Сам материал, выбранный для новой современной пьесы,
свидетельствует о большом историческом чутье Островского.
Реакция дворянства на реформу, социально-политические и нравственные
изменения, происходящие в дворянской среде в связи с падением крепостного
права, - это тема в высшей степени актуальная для конца 60-х годов XIX века.
Исторический момент, изображенный в пьесе, почти совпадает со временем ее
написания: вторая половина 60-х годов. Комедия допускает столь точное
приурочение благодаря тому, что нарисованные в ней состояние общества,
социальное самочувствие и общественное поведение изображенных типов
обладают четкостью и достоверностью почти научного исторического анализа.
Несмотря на то что реформы сохранили в русской жизни множество феодальных
пережитков, все-таки это были буржуазные преобразования, и они, безусловно,
дали толчок росту и развитии в России капиталистических отношений. Возникают
различного рода акционерные компании, продолжается и усиливается
строительство железных дорог. Определенные — и все большие — круги общества
охватывает стяжательская лихорадка, стремление к наживе овладевает и
вчерашними барами, благосостояние которых ранее было обеспечено трудом
крепостных. Если еще недавно единственным достойным стилем жизни в
дворянских верхах считалась барская неторопливость и свобода от какой-либо
деятельности, то теперь в моду входит деловитость.

71.

Прошло уже несколько лет с тех пор, как
в России произошли всесторонние
реформы. Но изменилось ли что-нибудь?
Итак,
пьеса
посвящена
жизни
образованного дворянского сословия.
Главный герой – молодой человек,
получивший
весьма
хорошее
университетское
образование,
Егор
Глумов. Фамилия героя не случайная,
потому что он привык глумиться. До сих
пор он пребывал в бедности и развлекал
себя сочинением яростных, едких,
забавных
эпиграмм,
посвященных
окружающему его светскому обществу.
Но такая жизнь герою надоедает. Он
честолюбив, зол, умен и жаждет
пробиться. Он понимает, что готов теперь
на всё: любыми средствами сделать
карьеру, приобрести себе богатую
невесту.

72.

Островский с беспощадной иронией и сарказмом изображает это якобы
образованное общество.
Богатый помещик Мамаев, который горько сожалеет о том, что крепостное
право кануло в лету. Раньше он мог распекать и делать внушение своим
крепостным буквально часами. Они же, стоя навытяжку, вынуждены были
его выслушивать. Теперь его поучения не хотят слушать даже слуги. Но
находится Егор Глумов, который обманом и хитростью заманивает к себе
своего дальнего родственника Мамаева и показывает ему полную
покорность. Он готов выслушивать поучения этого замшелого консерватора
сколько угодно.

73.

Мамаев польщен и готов ввести Глумова в общество богатых и знатных
людей. Тут же Глумов знакомится с Крутицким. Это общественный деятель,
махровый реакционер, который сочиняет трактат о вреде реформ вообще.
Именно этот трактат, наполненный бредом, соглашается переписать и
привести в порядок Глумов. Он низкопоклонничает, угодничает и готов даже
развлекать молодую жену Мамаева. Эта грязная, отвратительная жизнь,
казалось бы, Глумова не тяготит. Но это не совсем так. Поздние пьесы
Островского демонстрируют нам достаточно сложные характеры.

74.

Днем на людях Глумов напоминает
нам
Молчалина,
героя
пьесы
Грибоедова «Горе от ума».
Он готов стелиться перед всяким, кто
сильнее, он пишет спичи для
либерала
местного
разлива
Городулина.
Но вечером и ночью Глумов пишет
дневник,
где
он
беспощадно
расправляется с теми, кому он
пытается услужить днем.
Таким образом, вечером он Чацкий.
В
Глумове
еще
не
умерли
человеческие качества, хотя они и
сильно заглушены.

75.

Но его интрига распадается, дневник крадет взревновавшая Мамаева, правда
выходит наружу, и, казалось бы, его ждет беспощадный крах. Его должны
изгнать с позором, и все его планы должны разрушиться.
Но всем этим тупоумным консерваторам, негодяям от политики, болтунам,
оказывается, нужен умный человек.
И в самом конце пьесы Крутицкий рассуждает так: «А ведь он все-таки,
господа, что ни говори, деловой человек. Наказать его надо; но, я полагаю,
через несколько времени можно его опять приласкать…»
И, таким образом, пьеса имеет открытый финал.
Интеллектуал Глумов, очевидно, пойдет по
этой жалкой дороге, утратит совесть до
конца, пользуясь тем, что он нужен всем
этим людям.
«Глумовщина» - синоним
политической беспринципности,
карьеризма и приспособленчества

76.

«Горячее сердце» (1869), комедия в 5 действиях
В 1860-е и 1870-е гг. Островский продолжает развивать темы, посвященные
купечеству и мещанству. Действие пьесы Островский, опасаясь цензуры,
переносит на 30 лет назад, городок Калинов (где происходило действие
«Грозы». Прошли годы, но все осталось по прежнему.
Городом заправляет самодур нового типа — Хлынов, выходец из
крестьянства, миллионер, разбогатевший на подрядах. Заметно, как возрасла
власть капиала: персонажи в «Ревизоре» Гоголя боялись власти, а Хлынов и
Курослепов — нет.
Купеческая среда в «Горячем сердце» выглядит уже откровенно
распадающейся. Один из главных героев – богатый купец Павлин Кураслепов
– демонстрирует уже полное разложение личности. Он почти все время спит,
ему нечего делать, ибо нажил он уже огромное состояние. Во сне его мучают
кошмары, наяву – призраки. Ему постоянно кажется, что небо падает на
землю, что небо раскалывается пополам страшной черной молнией. Он не
знает, который час, ему кажется, что пятнадцать раз подряд бьют часы. Он
живет в тревожном и маразматическом ожидании конца света.

77.

А тем временем его вторая жена Матрена, злая и завистливая женщина,
устанавливает в доме угодные ей одной порядки. Мало того, что Матрена
бездумно расточительна и любвеобильна, она всячески старается
притеснить падчерицу — добрую и скромную Парашу.
Но постоянные упреки и недовольства мачехи — это не самое страшное, что
тревожит девушку. Самым страшным становится то, что ее любимого
жениха Василия обвиняют в краже крупной суммы денег и обещают отдать
в солдаты, хотя деньги украла у мужа Матрена — чтобы удержать
приказчика Наркиса.

78.

По задумке местного изобретателя Аристарха, придымающего постоянного
для скучающего Хлынова новые забавы, Хлынов и его прихлебатели
облачаются в доставшиеся им по случаю костюмы актеров крепостного
театра и разыгрывают в лесу спектакль: притворяются разбойниками, а
Хлынов — их атаманом.
Среди «свиты» Хлынова — и выкупленный им из-под ареста Вася,
которого Хлынов ставит перед выбором: идти в солдаты или стать его
шутом. К ужасу и потрясению Парашы, ее любимый соглашается на
фиглярство, угодничество и лизоблюдство лишь бы не идти в армию.
Градоначальник Градобоев, устроив обыск
в доме у Курослепова,
обнаруживает пропавшие деньги в сундуке у Наркиса и раскрывает
любовную связь его с женой Курослепова. Наркиса арестовывают.
Отец меняет гнев на милость, побежденный силой ив оли тягой к свободе
Параши: она может выходить замуж за кого хочет. Но к изумлению всех,
знавших о ее отношениях с Василием (она бы не даже не побоялась стать
солдатской женой), Параша объявляет о своем решении: ее избранник —
четный и верный Гаврила, а не Вася, для которого важнее всего — его
собственный комфорт и удобство.

79.

Горячее сердце в этой пьесе не только у тихой до времени купеческой дочери
Параши, готовой ради любимого в Сибирь, монастырь, а если надо, то и на
костер. Горячее сердце и у шальной Матрены, жены Курослепова, которая
мается по милому дружку Наркису, не замечая в последнем своем женском
пожарище, что не по любви с ней сошелся Наркис.
И у приказчика Гаврилы, безропотно и безответно влюбленного в Парашу,
сердце горячее. И у дворника Силана нет-нет да и распалится в сердце уголек,
и вся его «философия» вырывается наружу, и пылает он праведным гневом в
адрес Курослепова. А еще есть самоучка-изобретатель Аристарх, который
может резануть правду в глаза сильным этого мира.
Курослепов, Хлынов и Градобоев – три типа русского самодурства. Кто на
расправу горазд, кто куролесит сверх меры и кто правит и судит, как бог на
душу положит. Курослепов пребывает в полудреме, Хлынов – в поисках
развлечений, Градобоев – в желании порядка. А причуды их не от злобы,
скуки и тоски. И не получается у них сердце горячее вином залить или подругому как-то остудить.

80.

В «Г.С.» Островский показал распад старого быта, вырождение «темного
царства» патриархального купечства: пьяный разгул Хлынова, отупение
Курослепова, воровство и распутство Матрены.

81.

Буффонада и гротеск:
- Курослепову чудится «светопреставление»: «небо валится»,
- часы бьют 15 раз,
- в месяце 37-38 дней;
- сцена обмера двора (Курослепов с градоначальком Градобоевым от скуки
решают измерить шагами двор, но сталкиваются спинами, пугаются,
разбегаются в кусты, а челядь Курослепова их в темноте принимает за
разбойников)
- сцена ловли «разбойников из Брянских лесов» (костбмированной свиты
Хлынова, которых все принимают за настоящих разбойников)
Внешний комизм: водевильный прием переодевания Хланов и его свита — в разбойников;
Матрена надевает шляпу Курослепова чтобы тайком пробраться во флигель
к Наркису на ночное свидание и в разговоре с дворником Силаном
пытающаяся выдать себя за хозяина, Курослепова;
Курослепов, увидев Матрену в своей шляпе, принимает ее за себя.

82.

«Бешенные деньги» (1869 г.)
Внимание Островского привлекает новый герой — делец, капиталист,
сбросивший с себя стародавнее обличие (выходец из купеческой среды),
вооруженный новыми методами приобретательства.
Главный герой Савва Васильков (купец, новый буржуа) приезжает в Москву
и влюбляется в Лидию Чебоксарову — первую невесту столицы. Васильков
образован, знает иностранный языки, бывал в Англии, хорошо знает
русскую жизнь, старается не европеизироваться. Он — деловой человек,
хотя по московским меркам не очень богат — 50 тыс. Но про него говорят,
что он «богат будущим»: в Василькове — огромный потенциал.
Общество, в которое попадает Васильков — это люди, которые все время
живут в долг, но широко живут. Оказывается, Чебоксаровы — банкроты, их
имение продается за долги. Лидия считает, что деньги придуманы чтобы их
тратить, а Василькову только предъявлять для оплаты счета. Но Савва ведет
счет деньгам даже будучи влюбленным в Лидию.

83.

«Бешенные деньги» (1869 г.)
Внимание Островского привлекает новый герой — делец, капиталист,
сбросивший с себя стародавнее обличие (выходец из купеческой среды),
вооруженный новыми методами приобретательства.
Главный герой Савва Васильков (купец, новый буржуа) приезжает в
Москву и влюбляется в Лидию Чебоксарову — первую невесту
столицы. Васильков образован, знает иностранный языки, бывал в
Англии, хорошо знает русскую жизнь, старается не европеизироваться.
Он — деловой человек, хотя по московским меркам не очень богат — 50
тыс. Но про него говорят, что он «богат будущим»: в Василькове —
огромный потенциал.
Общество, в которое попадает Васильков — это люди, которые все
время живут в долг, но широко живут. Оказывается, Чебоксаровы —
банкроты, их имение продается за долги. Лидия считает, что деньги
придуманы чтобы их тратить, а Василькову только предъявлять для
оплаты счета. Но Савва ведет счет деньгам даже будучи влюбленным в
Лидию.

84.

Начинается безумная вакханалия «бешеных денег», за которыми без
зазрения совести гоняются, по существу, уже обреченные дворянские
бездельники. Брак по расчету, мошенничество, подлог — ничто не в
состоянии смутить этих людей, когда они добиваются возможности
заполучить средства, с помощью которых смогли бы продолжить прежнее
свое бездумное и бездельное житье, поддержать барский престиж.
Над добродетелью они смеются. Один из них, может быть самый
циничный, Егор Глумов, прямо так и говорит: «Все эти кислые
добродетели глупы уж тем, что непрактичны. Нынче век практический».
Островский хорошо показал, что понимают Глумовы под словом
«практичность».
Очутившись перед угрозой разорения, Лидия решает выйти замуж. За
кого угодно, хоть за черта. Выбор падает на Савву Геннадича Василькова,
о котором Глумов распространил слух, будто у него золотые прииски.

85.

Васильков — провинциальный дикарь, с точки зрения мамаши и дочери
Чебоксаровых. Говорит «когда же нет» вместо «да», «шабёр» вместо «сосед»,
не очень ловок в выражении своих чувств. И тем не менее Савва Геннадич
представляется единственно цельным и здоровым человеком в этом гнилом,
паразитическом болоте дворянской Москвы. Он кажется и единственным
искренним человеком среди всех этих вконец изолгавшихся людей. В нем
есть ум, характер, чувство, воля.
В Василькове есть широта души. Не нарочитая, а подлинная, от чистого
сердца. Он хочет быть приятным девушке, которая ему нравится. Но
ему известен один только путь к сердцу женщины. Когда сговор с
Лидией уже закончен, он с широкой улыбкой обращается к своей
суженой, вынимая из кармана футляр с драгоценностями:
— Позвольте в качестве жениха поднести.
И тогда волей-неволей делаешь вывод: Васильков прежде всего —
.купец.
Его положительные черты, которых у него не отнять, сами собой проступают
на фоне отвратительной картины разложения ничего не умеющих и ни к
чему серьезному не пригодных дворянских бездельников. Но и недостатки
Василькова очевидны. Измена жены сама по себе вовсе не трагедия для него.
Скорее, удар по самолюбию. И финальная победа «рыцаря бюджета» над
запутавшейся красавицей-дворянкой приобретает логическое завершение.
Как победа дельца новой формации над прежними господами положения.

86.

Ей и ее семье Василькова Глумов представил как «милионщика», поэтому
семья согласна породниться с бывшим купцом. Но после сговора о свадьбе
Лидия требует чтобы он оплатил все ее долги. Васильков соглашается, но с
условием: расходы сократить, переехать в маленький дом, на время
перестать вести светскую жизнь. Эта перспектива Лидию чрезвычайно
угнетает.
Кучумов (друг Чебоксаровых) дает кучу обещаний в помощи, но требует
взамен балагосклонность Лидии, что и получает. Кучумов часто
наведывается к Лидии и ее матери, предлагает переехатьв прежний богатый
дом, обещая на себя взять расходы по его содержанию.
Глумов задумывает интригу: стравить Василькова, Кучумова и Телятьева,
т. е. Лидия мила и с Кучумовым и с Телятьевым: ей нужны деньги.Глумов
посылает письма Василькову и Телятьеву о том, что Кучумов бываетв в доме
у Лидии ежедневно, в 2 часа.
Они приходят и застают Кучумова с Лидией. Васильков переживает, задет,
ревнует, идет на разрыв отношений. Лидочка возвращается в свой старый
особняк. Но Кучумов обманул, денег не дал, но репутация Лидии испорчена.
Лидия молит о помощи Василькова, он предлагает ей уже не статус жены, но
роль экономки. Она с радостью соглашается и на это.

87.

«Лес» (1870 г.)
Через семейный конфликт в комедии просвечивают огромные сдвиги,
происходящие в русской жизни. В “Лесе” поистине чувствуется ветер истории,
сдвинувший с привычных мест, из жестких и прочных ячеек вчерашнего
иерархически организованного государства многих и многих людей.
И вот они сталкиваются и спорят, воюют друг с другом в гостиной помещицы
Гурмыжской, люди, которых раньше немыслимо было представить в каком бы
то ни было диалогическом общении: уездная знать, неграмотный купчина,
бедная (но вовсе не бессловесная) воспитанница, недоучившийся гимназист из
разорившегося дворянского семейства, помещик Гурмыжский, ставший
провинциальным трагиком Несчастливцевым, беспаспортный актер из мещан
Счастливцев.
Почему Островский назвал комедию "Лес"? Этот образ имеет аллегорический
характер. Он является символом дикости нравов дворян, благовоспитанных
внешне, однако развращенных внутренне. Ведь дворянская усадьба, в которой
происходит действие - «Пеньки» - со всех сторон окружена лесом.

88.

Старая
барыня
Гурмыжская
выговаривает
своей
бедной
родственнице
Аксюше
за
«неблагодарность», всячески третирует
ее и доводит до отчаяния, до попытки
лишить себя жизни.
Барыне нужно до поры до времени
скрыть
свое
пристрастие
к
недоучившемуся гимназисту Алексису
Буланову, и она рассказывает всем и
каждому, будто он — жених Аксюши.
А девушка не любит его. Ей люб Петр,
сын Восмибратова. Вот только отец,
мужик прижимистый, обязательно
хочет получить приданое: — Хоть на
козе женю, — говорит он, — да с
деньгами.

89.

Лишь вмешательство актера Геннадия Несчастливцева, племянника помещицы,
помогает Аксюше и Петру добиться свободы и права на свое счастье.
Геннадий Демьяныч — пария в среде дворян. Не рожденный хищником, питая
отвращение к лицемерным нормам бытия привилегированной верхушки, он покидает
круг людей, в котором родился, и становится провинциальным лицедеем. Это вечный
«пеший путешественник», бредущий в поисках работы, как и многие его товарищи, из
Керчи в Вологду, в Ярославль, Кострому, а то еще куда-нибудь, куда занесут его ноги
и мечта о хорошем театре. О таком театре и таком городе, где люди поймут, в полной
мере оценят его талант трагика.

90.

Случай и желание хоть немного
отдохнуть привели его и комика
Аркадия Счастливцева в усадьбу
Пеньки, принадлежащую тетушке
Геннадия Демьяныча, госпоже
Гурмыжской.
Главные антагонисты пьесы - Гурмыжская и
Несчастливцев. Добытая истина закрепляется в
своеобразной
"искусствоведческой"
формуле
Несчастливцева: "Комедианты? Нет, мы артисты,
благородные артисты, а комедианты вы". Спектакль,
который разыгрывает Гурмыжская, - комедия
интриги, добродетель, и благопристойность — лишь
маски. Постепенное выяснение того, что это именно
маска, роль, и есть динамика этого характера в
пьесе.
И пусть многое в поведении этих
нежданных гостей выглядит поактерски
ходульно,
пусть
Аркашка смешон и своим
экстравагантным
видом,
и
наивным плутовством, — оба они
не случайно не могут ни принять,
ни понять здешней жизни.
Оба они лишены буржуазного
эгоизма и дворянской спеси и
легко отказываются от ценностей,
которыми здесь так дорожат.

91.

Побыв недолго в усадьбе Гурмыжской, актер Несчастливцев и сам не мог понять, как
это они с Аркадием зашли, как попали в этот дремучий лес, где деньги решают и
судьбу и счастье человека.
-— Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? — спрашивает он Счастливцева. —
Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется! Тут все в порядке, братец, как в лесу
быть следует. Старухи выходят замуж за гимназистов, молодые девушки топятся от
горького житья у своих родных: лес, братец.
— Комедианты, — бросает вслед им обоим, пожимая плечами, барыня Гурмыжская.
— Комедианты? — гордо возражает ей Геннадий Демьяныч. — Нет, мы артисты,
благородные люди, а комедианты — вы... Вы всю жизнь толкуете о благе общества, о
любви к человечеству. А что вы сделали? Кого накормили? Кого утешили? Вы тешите
только самих себя, самих себя забавляете. Вы комедианты, шуты, а не мы...

92.

Вс. Э. Мейерхольд (план), В.
Федоров (разработка).
Макет декорации к спектаклю
'Лес'. Москва. Театр Вс.
Мейерхольда. 1924

93.

«Волки и овцы» (1875 г.)
В этой драме новый уклад жизни делается предметом спокойного, вдумчивого
описания и анализа.
Драма Островского - семейно-бытовая. Ее особенность - "безгеройность": в
центре стоит женщина, именно ее судьба определяет развитие действия,
организует сюжет.
Думается, что это далеко не случайное обстоятельство: в современной жизни
Островский не видит такого героя, который мог бы отказаться одновременно и
человеком дела.
Все герои в драмах Островского либо черствые преуспевающие дельцы, либо
пошлые, циничные прожигатели жизни, либо препрямодушные идеалисты.
Таким образом, ни один из героев не может стать центром драматического
действия.

94.

Таким естественным центром оказывается женщина. Достаточное основание
для такого положения в сложении ее чистоты, бескорыстность, готовность к
самопожертвованию. Именно таковы все героини психологических драм
Островского. Эти женщины были всем: они талантливы, и искусство дает им
возможность выйти из замкнутого мира семьи, преодолеть личную драму,
обрести "дело женщин".
В художественной системе Островского драма формируется в недрах
комедии. То обстоятельство, что Островский разрабатывает такой тип
комедии, в котором наряду с отрицательными персонажами непременно
присутствуют их жертвы, вызывающие наше сочувствие и создание, уже
предопределило драматические потешки его комедийного мира. Вместе с
тем именно в них постепенно накаливаются качества, необходимые для
возникновения драмы в узком значении термина.

95.

Волчьими законами руководствуется молодой человек с румяным, загорелым
лицом Клавдий Горецкий; за небольшое вознаграждение он готов состряпать,
подделав чужой почерк, денежное обязательство умершего человека, чтобы
его предъявили наследнице.
Иначе как волчьей не назовешь жизненную повадку Горецкого, так же как и
отъявленного плута, бывшего члена уездного суда, а ныне управляющего
имением Вукола Чугунова; этот и сам без стыда и совести обкрадывает свою
хозяйку, и другим помогает делать то же самое.
К волчьей стае пытается прибиться вечно пьяный, утративший человеческое
достоинство прапорщик в отставке Аполлон Мурзавецкий; в погоне за чужим
состоянием он сам себя подстегивает звериным:
— Ограблю, начисто ограблю!

96.

К породе волков принадлежит и Глафира Алексеевна, ни перед чем не
останавливающаяся, чтобы только вырваться вперед, обеспечить себе
манящее материальное благополучие.
Той же породы и тетушка Аполлона, Меропия Мурзавецкая; в прошлом
Богатая владелица крепостных душ, теперь она пытается любыми
средствами, вплоть до обмана, вымогательства, подлога, поправить свои
пошатнувшиеся дела.
Меропия все чаще чувствует себя в уезде словно в своем удельном
княжестве. Она и сейчас известна как «особа, имеющая большую силу в
губернии». Но и ей не удалось совладать с волком нового склада, с
дворянином-капиталистом, дворянином-финансистом, которого отличает
беспощадная хватка, — помещиком Беркутовым.

97.

Перед ним и Мурзавецкая, и все остальные, как должен признать Чугунов, —
только «куры, голуби», что «по зернушку клюют». После столкновения с ним
и Мурзавецкая с племянником, и Вукол с Клавдием Горецким «чуть живы
остались». Легко отстранив претензии Аполлона, Беркутов сам женится на
Богатой вдове Купавиной. Он знает, что принадлежащим вдове лесным
массивам цены нет, и он их не упустит.
А тетушка отвергнутого жениха, вопреки прежним планам, не только сама
содействует этой женитьбе, но и обещает Беркутову полную поддержку на
выборах нового предводителя дворянства.
Так, продолжая свое художественное исследование жизни то в барской
усадьбе, то в московском особняке, то в уездном городе, обнажает великий
драматург нравы, воззрения и повадки открытого им вслед за купеческим и
чиновничьим «темного царства» российских дворян.
English     Русский Правила