ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
3 глобальных этапа развития теоретического знания
Общая периодизация
I период – c VI в. до н.э. – натурофилософия
II период – до 2й пол. ХV в. – схоластика
III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание
IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи в естествознании
V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического естествознания
VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания
Античная философия. Первые научные программы.
I. Математическая программа Пифагора и Платона (VI век до н.э)
2. Корпускулярная атомистическая программа Демокрита (IV в. до н.э.)
3. Континуальная программа Аристотеля (IV в. до н.э.) Первая научная картина мира.
Естествознание в средние века
Естествознание в эпоху Возрождения
Естествознание Нового времени
Черты классической науки
511.00K
Категория: ФилософияФилософия

История естествознания

1. ИСТОРИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

В сознании людей на протяжении десятков
тысячелетий знания о реальных свойствах
вещей, полученные практически,
переплетались с фантастическими
представлениями, составляющими
содержание мифологии.
Люди очеловечивали все явления природы и
общества. В мифе нет разделения материи и
сознания, мышления и чувств, различения
естественного и сверхъестественного.

2. 3 глобальных этапа развития теоретического знания

Натурфилософский – непосредственнее
созерцание природы как нерасчлененного
целого.
Аналитический – анализ природы,
расчленение ее на части, поиски отдельных
причин и следствий
Синтетический - ученые воссоздают
целостную картину мира на основе уже
изученных частностей
21 век – формирование НОВОГО этапа
(например, технологический)

3. Общая периодизация

I период – c VI в. до н.э. до начала н.э.
(Рождества Христова) – натурофилософия
II период – н. I в. до 2й п. ХV в. – схоластика
III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. –
механистическое естествознание
IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи ест-я
V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение
механистического естествознания
VI период – ХХ в. – современное развитие
естествознания
VII – XXI в. – Микро-, Нано-, Космо-, Техно-,
Инновация, Модернизация, Интеграция

4. I период – c VI в. до н.э. – натурофилософия

1 этап: ИОНИЙСКИЙ – учение о первоначалах
мира – пифагореизм (Фалес 625-547, Анаксимен 585-525,
Анаксимандр 610-546, Пифагор ок.570-ок.500, «пифагорейская школа»).
2 этап: АФИНСКИЙ – Атомистика (Демокрит 460- ок.370,
Эпикурий, «эпикурейская школа»). Учение Аристотеля
(Аристотель 384-322).
3 этап: ЭЛЛИНИСТСКИЙ – развитие математики
и механики (Евклид III в.до н.э, Архимед 287-212).
4 этап: ДРЕВНЕРИМСКИЙ – атомистика,
астрономия (Тит Лукреций Кар 99-55, Клавдий Птолемей ок. 90).

5. II период – до 2й пол. ХV в. – схоластика

1 этап: НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – астрология,
химия, магия, кабалистика, оккультизм, др.
2 этап: СХОЛАСТИКА – главный вопрос
«отношение знания к вере», основной тезис «вера
выше разума», философский вопрос «отношение
общего к единичному» (П. Абеляр 1079-1142, Ф. Аквинский
1225-1274, Д. Скот 1265-1308, У. Оккам 1285-1349, Н. Орем 1320-1382).
3 этап: НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ – астрономия,
математика, медицина (Абу Наср аль-Фараби 870-950, Мухамед
аль-Беттани 850-929, Ибн Юнас 950-1009,) Ибн Сина (АВИЦЕННА)
980-1037, Ибн Рушд (АВЕРРОЭС) 1126-1198, Т. Брадвардин 1290-1349;
И. Неморарий – 2я пол.17в.,).

6. III период – 2я пол. ХV- ХVШ в. – механистическое естествознание

1 этап: создание гелиоцентрической системы мира
и учения о множестве миров
(Николай Коперник 1473-1543, - гелиоцентрическая картина мира.
Джордано Бруно 1548-1600, - учение о множестве миров, отрицал наличие
центра Вселенной, отстаивал тезис о бесконечности Вселенной).
2 этап: классическая механика, экспериментальное
естествознание и механистическая картина мира
(Галилео Галилей 1564-1642, - заложил основы механистического
естествознания, доказал справедливость гелиоцентрической системы.
Иоганн Кеплер 1571-1630, - установил три закона движения планет
относительно Солнца. Исаак Ньютон 1643-1727, - создал классическую
механику (три закона движения, закон всемирного тяготения и др.),
завершил построение механистической картины мира).

7. IV период – ХIХ в. – эволюционные идеи в естествознании

И. Кант 1724-1804 и П. Лаплас, - космогоническая гипотеза
Ж. Кювье 1769-1832, - теория катастроф
Ч. Лайель, - теория геологического эволюционизма
Ж.Б. Ламарк 1744-1829, Ч. Дарвин, - теория эволюции
Т. Шванн 1810-1882 и М.Я. Шлейден 1804-1881, клеточная теория
Ю. Майер и Г. Гельмгольц, - закон сохранения и превращения
энергии
Д.И. Менделеев 1834-1907, - периодический закон (система)
А.М. Бутлеров 1828-1886,

8. V период – к. ХIХ в. – н. ХХ в. – крушение механистического естествознания

Д. Максвелл 1831-1879, М. Фарадей 1791-1867,
Г.Р. Герц 1857-1894, - классическая электродинамика
П. Кюри 1857-1894 и А.А. Беккерель 1852-1908, радиоактивность
Д.Д. Томсон, 1856-1940, - открытие ЭЛЕКТРОНА
Э. Резерфорд 1871-1937, - открытие АТОМНОГО ЯДРА
М. Планк 1858-1947, - квантовая гипотеза
А. Эйнштейн 1879-1955, - СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ (СТО)
А. Пуанкаре 1854-1912
К. Циолковский 1857-1935

9. VI период – ХХ в. – современное развитие естествознания

А. Эйнштейн 1879-1955, - ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
А.А. Фридман 1888-1925, - модель расширяющейся Вселенной
В. Гейзенберг 1901-1976 и Э. Шредингер, - квантовая
механика
Н. Бор 1885-1962, - квантовая теория атома
О. Ган и Ф. Штрассман, - РАСЩЕПЛЕНИЕ ЯДРА урана
Н.Винер, - создание кибернетики
Д. Уотсон и Ф. Крик, - модель молекулы ДНК
М. Ниренберг, Х. Корана и Р. Холли, - ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД
Луи де Бройль 1892-1987
М. Борн 1882-1970
П. Дирак 1902-1984

10. Античная философия. Первые научные программы.

Опиралась на чувственное наблюдение,
интуицию, эмпирическое знание .
Античные философы создали логику и
диалектику – важнейшие способы
познавательной деятельности.
Натурфилософия носила созерцательный
характер.

11. I. Математическая программа Пифагора и Платона (VI век до н.э)

Создал пифагорейскую школу в основе
которой лежало представление о том, что мир упорядоченное выражение целого ряда
первоначальных сущностей, которые представил в
виде первоосновы мира.
Пифагорейская школа сформулировала 2 важнейших
тезиса:
Явления природы четко выражаются языком
математики;
Количественные отношения отражают гармонию и
порядок мира, симметрию его частей.

12.

Свое завершение математическая
программа получила в философии Платона,
который нарисовал грандиозную картину
мира – мира идей, представлявшего собой
иерархически организованную структуру.
Мир вещей, в котором мы живем,
возникает, подражая миру идей, из мертвой
косной материи.

13. 2. Корпускулярная атомистическая программа Демокрита (IV в. до н.э.)

Корпускула – наименьшая видимая часть вещества
(сахар из корпускул сахаринок и т.д.) Но! Растворим
сахар – вода сладкая, а частиц нет?! Что сохраняет
свойства? АТОМ – «неделимый» (гр.) и невидимый,
учение Левкиппа. Атомистический материализм.
Атомизм – одна из самых плодотворных программ в
истории науки. Она ориентировала на поиски причин
всех возможных изменений в природе, на развитие
представлений о структуре материи.
Окружающий мир состоит из некоей субстанции,
которая существует независимо от человека, сегодня
это термин – материя.

14. 3. Континуальная программа Аристотеля (IV в. до н.э.) Первая научная картина мира.

Материя – пассивное начало, материал.
Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой. В
каждой вещи обнаруживается соединение материи и
формы.
Картину античного мира замыкала сфера неподвижных
звезд, за которой находился перводигатель мира – Бог
Аристотель считал, что всему материальному присуща
некоторая внутренняя сущность – Душа, которая имеет
несколько уровней бытия.
Самый низкий уровень – у неживых объектов. Далее
живая среда: следующий – растения, затем – насекомые и
т.д., на самом высоком – Человек, его душа бессмертна

15.

Аристотель разделяет науки на теоретические, цель которых — знание ради знания, практические
и «поэтические» (творческие). К теоретическим относятся физика, математика и «первая
философия» (она же — теологическая философия, она же позднее метафизика).
К практическим наукам — этика и политика (наука о государстве).
Учение «первой философии» - учение о четырёх причинах, или первоначалах:
Материя — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно;
материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего,
увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна.
Бесформенная материя представляет небытие. Первично оформленная материя
выражена в 5 первоэлементах (стихии): воздух, вода, земля, огонь и эфир(небесная)
Форма — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления
многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных
вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Идея единичного бытия вещи,
явления: оно представляет собою слияние материи и формы.
Действующая, или производящая причина — «то, откуда». Характеризует
момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал
является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть
действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое
универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта
и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с
действующим началом и целевой смысл.
Цель, или конечная причина — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя
частная цель. Высшей целью является Благо.

16. Естествознание в средние века

Важнейшей чертой средневекового мировоззрения
становится теоцентризм - представления о Боге как
единственной реальной сущности. Инквизиция.
К середине Х в. начали появляться элементы новой
культуры. Появляются средневековые города,
элементы демократичного управления, развиваются
ремесла , характерны такие науки, как, алхимия,
магия и др. проявления оккультизма, тайного знания.
В Азии VIII в. и Европе X в. открываются первые
университеты. Математика, химия, философия,
языкознание, астрономия (с астрологией), медицина
(с анатомией и фармакологией).
ХIII в. Снижение влияние церкви на науку. Новые
открытия. XIV в. - ослабление инквизиции. Начало
Великих географических открытий. Новое видение
мира и культуры.

17. Естествознание в эпоху Возрождения

А. Данте (1265-1321) – «Божественная комедия»,
Ф. Петрарки (1304-1374) – сонеты,
С. Рафаэль (1483-1520) – картины, искусство
Леонардо да Винчи (1452-1519) – Высокое
возрождение, «универсальный человек» homo
universalis, ученый и художник
Б. Микеланджело (1475-1564) – живопись, поэзия
У. Шекспир (1564-1616) – литература
В эпоху Возрождения исчезает грань между наукой и
практико-технической деятельностью. Стало важным
не только открывать законы мира, но и использовать
их при творении нового. Тезис – все на пользу
человеку

18. Естествознание Нового времени

Основные идеи механической модели мира
Мир – совокупность взаимодействующих тел, которые состоят
из частиц – атомов.
Все тела находятся в вечном движении в пространстве,
заполненном гипотетической упругой средой – эфиром,
подобным легкому газу
Пространство абсолютно, 3–х мерно. Время абсолютно,
однородно, одно направленно, необратимо. Пространство и
время не связаны между собой.
Положение тела в пространстве в любой момент времени
можно указать с помощью системы координат
Тела природы отличаются массой и энергией, взаимодействие
тел носит гравитационный характер
Законы сохранения обеспечивают вечность и неизменность
мира, непрерывность и периодичность движения
Все явления связаны причинно – следственными связями,
которые описываются законами механики
Законы механики универсальны и применимы к любым
процессам.

19. Черты классической науки

Натурализм - исходное положение классической науки –
материальный мир - единственная реальная сущность,
существующей вне и независимо от человеческого сознания.
Механистичность - весь мир подобен гигантским часам,
которые завели раз и навсегда. Механика рассматривалась в
качестве эталона любой науки и универсального метода,
применимого к любым закрытым системам- физическим,
химическим, биологическим, социальным
Редукционизм - редукционистский подход с к исследованию
систем – сведение высшего к низшему, объяснение сложного
через более простое, попытка свести любые процессы к
простым механическим перемещениям
Метафизичность - мир – признание природы неизменным
статичным, не меняющимся из века в век объектом,
тождественным самому себе
Ориентированность на практику - Знание – сила! Если в
античности наукой занимались из любопытства, то новое время
– это средство покорения природы. Наука всесильна, она может
заставить мир служить человеку.
English     Русский Правила