Политическая культура
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
1. Сущность и содержание политической культуры
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
2. Типология политических культур
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
3. Политическая культура в современной России
4.55M
Категория: ПолитикаПолитика

Политическая культура

1. Политическая культура

Сущность и содержание
политической культуры
Типология политических культур
3.
Политическая культура
современной России
1.
2.

2. 1. Сущность и содержание политической культуры

Впервые исследование политической культуры
предприняли Г. Алмонд и С. Верба в книге
«Гражданская культура» (Almond and Verba,
The Civil Culture, 1963)
Определение политической культуры, данное Г.
Алмондом и С.Вербой:
«Политическая культура – это разнообразные, но
устойчиво повторяющиеся, когнитивные,
аффективные и оценочные ориентации
относительно политической системы вообще,
ее аспектов «на входе» и «на выходе», и себя
как политического актора»
Г. Алмонд и С. Верба рассматривают
политическую культуру как отношение
отдельных граждан, социальных групп к
политике и как степень влияния населения на
политику
Ценности и убеждения людей имеют громадное
значение для стабильности и
жизнеспособности общественного строя
1. Сущность и
содержание
политической
культуры

3. 1. Сущность и содержание политической культуры

«Простой человек» не причастен к принятию
значительных политических решений, но его
традиции, нормы, ценностные ориентации
являются подлинной основой политического
режима
Существуют и другие определения
политической культуры
Л. Пай: «Политическая культура –
совокупность политических идеологий,
национального характера и духа,
национальной политической психологии,
фундаментальных ценностей народа»
Л. Дитмер: «Политическая культура – система
символов, включенная в более широкую
систему политической коммуникации»
Р. Патнэм: «Политическая культура – комплекс
ответов на вопросы, связанные с
политической сферой: в чем состоит
сущность человека? Что такое общество и
что лежит в его основе: гармония или
конфликт?»

4. 1. Сущность и содержание политической культуры

Политическая культура формируется десятилетиями и
столетиями
Политическая культура выражает суть политической
системы, определяет «правила игры» в политике, базовые
политические ценности и общественные цели
Политическая культура отражает многообразие
политической жизни:
многообразие интересов и предпочтений граждан и
социальных групп,
степень осознания людьми их общественных задач,
многообразие политических ролей и статусов
Политическая культура населения - это тот фундамент, на
основе которого должна строиться реальная практическая
политика
Если политика не учитывает имеющуюся в обществе
культуру, то она либо отторгается населением, либо
искажается до неузнаваемости

5. 1. Сущность и содержание политической культуры

Политика формируется в том числе и нашими идеями,
ценностями, представлениями о том, как должно быть
организовано общество, нашими ожиданиями, надеждами
и опасениями в отношении государства
Все это, вместе взятое, может быть даже более важным, чем
то, как в обществе распределены власть, ресурсы и
возможности
Убеждения и ценности людей формируют их отношение как
к политике вообще, так и к тому государственному строю,
при котором они живут, так как важнейшими остаются
вопросы:
справедлив ли этот строй?
есть ли у него право на существование?

6. 1. Сущность и содержание политической культуры

1)
2)
Политическая культура:
Совокупность политико-правовых ценностей и норм,
выработанных человечеством за период его
существования («политическая культура
человечества»)
Степень освоения этих политико-правовых ценностей и
норм отдельными людьми и сообществами людей
(национальные, групповые и индивидуальные
политические субкультуры)
3)
Избирательное отношение к политико-правовым
ценностям и нормам, «психологическая матрица»,
выражающаяся в убеждениях, ценностных ориентациях
и символах
Политическая культура общества, политическая
субкультура устойчивой социальной группы дает
отдельному человеку руководящие принципы
политического поведения

7. 1. Сущность и содержание политической культуры

Политическая культура общества обеспечивает единство и
взаимодействие политических институтов и
организаций, придает целостность политической сфере
Структура политической культуры
1. Познавательные (когнитивные) элементы
2. Эмоционально-оценочные элементы
3. Поведенческие элементы
Познавательные (когнитивные) элементы – знания о
политике, уровень политической образованности
граждан и социальных групп, способность к
политическому мышлению
Политическое сознание (знания о политике) необходимо,
прежде всего, профессиональным политикам
Но в обществе также формируется и массовое политическое
сознание, складывающееся под воздействием СМИ

8. 1. Сущность и содержание политической культуры

Эмоционально-оценочные элементы – чувства,
испытываемые к политической системе и политическому
режиму, выраженные в форме взглядов, политических
установок, оценок; суждения и мнения о политике,
политические позиции граждан
Отношение может быть как позитивным, так и негативным
Например, население Великобритании проявляет устойчиво
позитивное отношение к своей государственной власти и
политическому режиму
Важными эмоционально-оценочными элементами являются
политические символы (герб, флаг, гимн)
Они способны играть мобилизующую роль
Одним из традиционных политических символов России
является монархия
В массовом политическом сознании с ней связывалось
единство государства и общества, она возбуждала у
россиян до 1917 г. патриотические чувства

9. 1. Сущность и содержание политической культуры

Монархии уже почти сто лет нет, а традиция наделения
первого лица государства практически неограниченной
самодержавной властью осталась
Политические символы есть и у групп интересов:
партийные цвета,
символизирующие образы (слон, осел, свастика и т.п.),
музыкальные произведения и пр.
Политический смысл могут иметь даже неполитические в
своей основе произведения искусства (например,
М.Горький – роман «Мать», «Песня о соколе», «Песня о
буревестнике»)

10. 1. Сущность и содержание политической культуры

Поведенческие элементы – различные формы участия
граждан в политической деятельности
Политическое поведение – это проявление широкой системы
общественных отношений, в которой взаимодействуют
политическая система, политические партии, движения,
политические ценности и индивидуальное поведение
гражданина
Э. Фромм: «Активность является высшим критерием
демократичности общества»
Г. Алмонд и С. Верба, напротив, всеобщее участие в
политике считали утопией
Образцы, стереотипы политического поведения опираются
на политические традиции
В политических традициях заключен предшествующий
политический опыт

11. 2. Типология политических культур

Не существует общемировой политической культуры
Политическая субкультура каждого гражданина, устойчивой
социальной группы, нации и народности обладает
спецификой, что позволяет политологам создавать
различные типологии
Г. Алмонд и С. Верба разделяли политическую культуру
отдельных граждан на
1)
«активную культуру» (культуру политического участия,
активистов);
2)
«пассивную культуру» (культуру законопослушания,
подданных);
3)
«локальную культуру» (патриархальную, «культуру
прихода»)

12. 2. Типология политических культур

Для «активистов» характерен самый живой интерес к
политике:
участие в ней они считают важным и необходимым;
они хорошо знают политику своей страны и разбираются в
политической ситуации в мире;
они гордятся политической системой и политическим
режимом своей страны, готовы поддерживать его
«Подданные» выступают скорее объектом, чем субъектом
политики:
практически не участвуют в политических действиях, за
исключением участия в выборах в качестве избирателей
(электората);
не разбираются в политике, заняты в других сферах
общественной жизни;
имеют ограниченные возможности политического влияния;
готовы подчиняться авторитету существующей
государственной власти;
законопослушны

13. 2. Типология политических культур

«Прихожане» отличаются полным отсутствием
гражданского чувства;
не отождествляют себя с гражданами своей страны, а
отождествляют себя с группами, членами которых
являются
(«богема», домохозяйки, «растворившиеся» в семье и детях,
опустившиеся «на дно» алкоголики, наркоманы, члены
тоталитарных религиозных сект, члены экстремистских
политических организаций, выступающих за
насильственное свержение существующего
политического режима и пр.)
Политической культуре демократического режима полнее
всего соответствует активная культура
Но в реальной жизни в каждом обществе переплетаются все
три типа политической культуры

14. 2. Типология политических культур

Г. Алмонд и С. Верба:
устойчивость демократии гарантирует такая политическая
культура, в которой найдена золотая середина между
«активистами» и «подданными»
Политические субкультуры различных стран политологи
сравнивают с помощью выделения наиболее
существенных их характеристик
Ближе всех к демократическому идеалу политическая
культура Великобритании: оптимальное сочетание
активистов и подданных; британцы убеждены, что могут
и должны влиять на правительство, но готовы и
подчиняться властям
Слабое место в политической культуре США – элементы
активной культуры явно преобладают над культурой
подданных, в результате чего американцы менее
законопослушны, чем англичане

15. 2. Типология политических культур

Выстроить и перестроить политическую культуру народа
крайне непросто
В Германии и Италии потребовалось почти полвека для
преодоления элементов политической культуры
фашизма
В начале XXI в. политологи отмечают в Великобритании и
США снижение уверенности в завтрашнем дне, гордости
за страну
В России существуют все типы политической культуры и ее
субкультур: патриархальная, подданническая,
активистская
Однако доминируют патриархально-подданническая и
подданническо-активистская

16. 2. Типология политических культур

Основные ценности англо-американской политической
культуры:
индивидуализм;
слабая идеологизированность гражданских позиций;
склонность к состязательности;
толерантность к людям, придерживающимся других
взглядов;
приверженность легитимным формам политического
поведения;
ярко выраженный символизм;
критичность и взыскательность по отношению к
существующей государственной власти

17. 2. Типология политических культур

Основные ценности российской политической культуры:
коллективизм, слабо развитая индивидуальность;
низкий статус личных притязаний на власть;
предрасположенность к конформизму;
легковерность;
подвижность политических принципов;
подданническое отношение к любому центру реальной
власти;
заидеологизированность мышления;
низкая компетентность в управлении государством;
правовой нигилизм

18. 3. Политическая культура в современной России

Генотип российской политической культуры
В Древней Руси политическая культура приобрела вечевую
форму
Ее специфика заключалась
в неприятии инноваций, угрожающих установившимся
порядку и правилам,
в нацеленности на воспроизводство локальных миров, что
вступало в противоречие со стремлением формировать
государство
Географическое расположение России между Европой и
Азией оказало серьезное влияние на российское общество
Страна оказалась на месте пересечения двух
социокультурных типов:
европейского (личностно-центрического), ставящего в центр
внимания личность, ее свободу, естественные права, и
азиатского (социоцентрического), ориентирующегося на
общество, коллектив, государство

19. 3. Политическая культура в современной России

Взаимодействие этих двух социокультурных
типов в российском обществе предполагает
непрерывную борьбу между ними
Т.И.Заславская:
«В культурном плане Россия – маргинальный
член европейской семьи, занимающий в
ней примерно такое же место, как Плутон в
Солнечной системе»
Православная церковь выступала духовной
опорой русских, противостояла
мусульманскому Востоку и католическому
Западу
Православная вера сыграла важную роль в
формировании идей о величии России, ее
масштабности, патриотизме и преданности
отечеству, особом пути России
3. Политическая
культура в
современной
России

20. 3. Политическая культура в современной России

Церковь возвела в ранг святых выдающихся политических
деятелей (княгиня Ольга, князья Владимир, Александр
Невский, Дмитрий Донской и другие)
Являясь последовательницей византийской цивилизации,
Россия восприняла от нее имперскую идею, реализация
которой привела к превращению страны в
многоэтническую, разноязыкую империю
Удержать целостность такой огромной империи можно было
только с помощью деспотической власти, сильного
централизованного государства
Понимание этого подводило к осознанию необходимости
подчинения власти и государству
Власть терпели, не принимая сердцем, что отражалось в
негативном отношении населения к ее представителям,
особенно к чиновникам
Мощное централизованное государство в сознании многих
людей воспринималось и воспринимается как основное
историческое достижение русского народа и его союзников

21. 3. Политическая культура в современной России

Из Византийской империи массовым сознанием был
воспринят и космополитизм – надэтничный,
наднациональный характер как самой политической
власти, так и государственности, что проявилось в
интернациональной политике советского государства и в
отсутствии потребности в формировании русского
национального государства
Мессианская направленность российской политической
культуры проявилась на рубеже XV-XVI вв. в
провозглашении Москвы Третьим Римом, а также с
приходом к власти в 1917 г. большевиков с мессианской
целью – распространить на весь мир идеи коммунизма
Раскол в политической культуре часто приводил к
взаимному насилию, к столкновению противоположных
идеалов вплоть до гражданской войны, стимулировал
стремление подавить противоположный культурный
потенциал силой оружия

22. 3. Политическая культура в современной России

При Петре I сформировалось как общегосударственная
ценность представление об «общем благе», что нашло
воплощение в форме утилитаризма, признающим пользу
или выгоду критерием нравственности
Человек начинает отходить от ценностей традиционализма и
искать принципиальные решения за его рамками,
осознавать себя субъектом, способным влиять на
реализацию целей
Появился реформаторский импульс, направленный на
преодоление отсталости страны, реализуемый через
повышение уровня образования и культуры,
использовании элементов западного потенциала
Оказалось, что новым средством саморазвития обществу
необходимо научиться пользоваться, иначе оно становится
средством разрушения, о чем свидетельствовало как
правление после Петра I, так и царствование некоторых
государей в XIX веке

23. 3. Политическая культура в современной России

Победа России в войне с Наполеоном укрепила
национальную гордость, консолидировала общество и
выступила стимулом в поисках своего пути развития
Создавая индустриальное общество, Россия одновременно
усиливала свою ориентацию на традиционные
культурные ценности
Патернализм как поведенческий стереотип пронизывал
политическую культуру
Сложившаяся в постсоветский период ситуация
продемонстрировала потребность народа в опеке со
стороны государства, в гарантиях социальной помощи и
защиты, которые он рассматривает как нечто априорное,
как обязательную функцию власти
Трудовой ритм способствовал выработке мобилизационных
форм общежития, для которых наиболее адекватной
чертой властных отношений в семье был авторитаризм

24. 3. Политическая культура в современной России

Глава семьи был вправе распоряжаться жизнью домочадцев
по своему усмотрению, а они должны были принять любое
решение как неизбежность, поскольку такое поведение
гарантировало выживание семьи как целостности
Патерналистские черты закрепились в русской крестьянской
культуре
Православие освятило эти отношения авторитетом церкви
Патернализм стал аксиомой, культурным архетипом,
закрепленным в российской ментальности и политической
культуре
Н. Карамзин: в России самодержавное правление есть
отеческое правление
На российскую политическую культуру ХХ века решающее
влияние оказал В.И. Ленин
Ленин разработал коммунистическую теорию, создал партию
нового типа, привел ее к власти, заложил основы
советской системы – «однопартийную демократию» и
полностью управляемую государством экономику

25. 3. Политическая культура в современной России

Тоталитаризм оказал большое влияние на политическую
культуру россиян
Для тоталитарного типа советского периода характерны
унифицированность политического сознания и поведения,
жесткость предписаний со стороны государства,
расхождение слова и дела политической элиты, а
следовательно и рядовых граждан
Экстремальные условия России, ставящие ее в течение
длительного времени на грань выживания, породили
мобилизационный тип политической культуры общества,
ориентирующий на достижение чрезвычайных целей
Поэтому широко распространены в обществе идеи
экстремизма, склонности к силовым методам решения
вопросов и одновременно не популярны идеи
компромиссов, консенсусов, переговоров

26. 3. Политическая культура в современной России

Русский человек, будучи человеком государственным, вместе
с тем боялся государства, избегал иметь дело с властями,
не доверял государственным учреждениям
Чем страшнее проявляла себя власть, тем сильнее у человека
было стремление приобщиться к ней, войти в неё, стать её
частью
Это свидетельствовало об антиномичности политической
культуры
Н.А.Бердяев: «Россия – страна бесконечной свободы и
духовных далей, скитальцев и искателей, страна мятежная
и жуткая в своей стихийности»

27. 3. Политическая культура в современной России

Всю политическую историю России можно представить как
картину постоянного противоборства либеральных и
патриархально-традиционных ценностей:
с одной стороны –
частная инициатива,
жажда самоутверждения индивида в соревновании с
равными себе,
свобода собственности и трудолюбие,
максимальное ограничение роли государства в обществе;
с другой –
соборность,
общинность,
коллективизм, при одновременной склонности к
авторитаризму, сильному лидеру харизматического типа,
сильное государство

28. 3. Политическая культура в современной России

Россия продолжает оставаться крупнейшей по площади
страной мира; она обладает огромными энергетическими
и другими ресурсами
Это сказывается на образе мышления россиян, их
снисходительном, не восторженном отношении к другим,
даже самым передовым и технически вооруженным
народам, их политической культуре, в том числе таким ее
составляющим, как конституционализм, парламентаризм,
демократия, политическое участие
Огромные размеры России и гигантская протяженность ее
границ позволяют россиянам иметь контакты не только с
европейцами, но и с самыми разными народами Азии, что
также не способствует принятию европейских
политических ценностей
Россия продолжает оставаться крупным игроком мировой
политики;
она обладает всеми видами оружия массового поражения, в
том числе ядерным,

29. 3. Политическая культура в современной России

она постоянный член Совета Безопасности ООН,
она стала членом «Большой восьмерки»;
Россия сохраняет высокий геополитический статус и
довольно высокий международный авторитет
Всем этим гордятся многие россияне
Они не торопятся перенимать ценности и образцы
поведения западной политической культуры
Военные союзы и военные противостояния оказывают
огромное воздействие на формирование политической
культуры
Россия соседствует с Западной Европой, и из трех самых
кровавых и разрушительных нашествий на Россию два
(Наполеон и Гитлер) пришли из Европы
Последнее противостояние в холодной войне также не
забыто россиянами

30. 3. Политическая культура в современной России

С XVIII в. большинство научных, технических, социальных
и политических новаций поступало в Россию именно из
Европы
Но так уж сложилось по многим причинам, что именно
политические новации принимались в России в
последнюю очередь
Россия – многоконфессиональная, многонациональная
страна, что существенно замедляет рост политической
активности и общей политической культуры
Либеральная тенденция, не успев закрепиться в результате
усилий очередных реформаторов, сменяется возвратом к
традиционным массовым ценностям
Жители нашей страны веками ориентировались главным
образом на нормы общинного коллективизма
Для российского политического сознания характерно
выдвижение на первый план идеала не свободы, а
равенства

31. 3. Политическая культура в современной России

В России каждая очередная попытка модернизации
воплощалась в политическом радикализме,
игнорирующем основополагающий принцип
преемственности нарабатываемого опыта
предшествующих поколений
Важнейшей чертой российской политической культуры
остается патернализм – доктрина и деятельность с
позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и
группам, менее защищенным в социальном и
экономическом отношениях
Существование большой патриархальной семьи долгое
время было экономической необходимостью,
обусловленной климатом средней полосы России, где
короткое лето нередко заставляло почти одновременно
проводить разные полевые работы, и это закрепилось в
массовом сознании

32. 3. Политическая культура в современной России

Крайне опасной политической традицией российской
политической культуры является этатизм
Государство неизменно занимает в российском обществе
доминирующее положение
Исторически не государство естественным путем вырастало
из общества, а общество развивалось под жестким
контролем государства
Государство всегда было инициатором всех существенных
общественных преобразований
Права и свободы не завоевывались российским народом, а
даровались монархом
Вот и демократия в середине 80-х гг. была вновь дарована
политической элитой

33. 3. Политическая культура в современной России

Большевистская власть сделала все возможное для
этатистской направленности советской политической
культуры
В постсоветское время этатистская традиция была
ослаблена, однако она вскоре возобновилась вместе с
усилением роли федерального центра, что явилось
причиной усиления вертикали власти
Государствоцентричность (этатизм) оборачивается
сакрализацией верховной власти, т.е. стойким ее
восприятием как санкционированной нечеловеческими
силами
Неизменным атрибутом образа лидера в массовом сознании
выступает не способность согласовывать позиции и
достигать компромисса, а умение навязывать свою волю
Сложилось убеждение, что только от государя, его ума и
просвещенности зависит благосостояние страны

34. 3. Политическая культура в современной России

Сформировалась ярко выраженная этатистская ориентация
политической культуры
В России государство воспринимается как становой хребет
цивилизации, гарант целостности и существования
общества, устроитель всей жизни
Очень развит в российской политической культуре
клиентеллизм – выстраивание вертикали неформальных
отношений «господин-слуга» сверху донизу во всем
государственном аппарате
Гражданский чиновник, офицер армии, спецслужб, если он
нацелен на продвижение по службе, служит в России не
закону, и даже не государственному институту, а вполне
конкретному руководящему лицу

35. 3. Политическая культура в современной России

Неспособность власти решать задачи, основываясь на
принципах справедливости, стала причиной
деполитизации масс
Тенденция преобладания ценностей неучастия и пассивности
становится все более угрожающе стабильной
Отсутствие интереса к политике у всех слоев населения
независимо от уровня образования напоминает
доперестроечное время и ярко контрастирует с состоянием
политической эйфории и, как теперь уже стало
очевидным, несбывшимися надеждами на быстрое
формирование демократических институтов,
господствовавшими в обществе в начале 1990-х гг.
Радикальный выбор становится преобладающим для всех
субъектов политического процесса на фоне усиления
национальной исторической традиции - недоверия к
политике и политикам

36. 3. Политическая культура в современной России

Общество в результате проведенного над ним эксперимента
по “мгновенному” внедрению западных ценностей стало
еще более разорванным и пронизанным фронтальным
отчуждением
В политической культуре России центральную роль играют
личности, люди, а не институты
Власть олицетворяется одним человеком
В этом одна из основ стабильности русской политической
культуры
В такой системе нет места для права, для формализованных
отношений
Подобный тип власти блокирует возможности
эволюционного изменения системы
Поэтому в России нередки случаи краха всего социальнополитического порядка

37. 3. Политическая культура в современной России

Политической культуре личности среднего россиянина
свойственна политическая незрелость (инфантильность)
Политически зрелую личность отличает мировоззренческая
убежденность, гражданственность, проявляющаяся в
сознательном, постоянно присутствующем интересе к
политическим процессам, событиям, в потребности
постоянного обновления политических знаний,
самостоятельности политического анализа и принятии
индивидуального решения, в чувстве ответственности за
судьбы своей страны
И если общество со стабильной политической системой
может позволить себе освободить часть своих граждан от
прямого и непосредственного участия в политическом
процессе, то для современного российского общества, еще
не вышедшего из кризиса, политическая пассивность
граждан может привести к его полному развалу

38. 3. Политическая культура в современной России

Большинство россиян уверены, что политическая культура
России самобытна и сильно отличается от политической
культуры других развитых стран
Об этом свидетельствует новый опрос, проведенный
социологической службой ВЦИОМ
Политическая культура России отличается от политической
культуры других стран:
согласились 67 % респондентов,
24 % не видят разницы
Для российской политической культуры характерны:
пассивность, равнодушие и нежелание людей участвовать
в политической жизни – 68 %,
неверие в идеалы и принципы - 52 %,
коллективизм, стремление решать вопросы сообща – 51 %,
неумение и нежелание соблюдать законы – 56 %

39. 3. Политическая культура в современной России

Отечественная политика следует традициям авторитаризма
и привержена антидемократическим началам – согласны
44 %
В современной политике очевидны демократические
принципы – согласны 37% респондентов
54% россиян считают, что им свойственно уважение к
государственным символам
53 % отмечают открытость и восприимчивость к опыту
других народов
Из различных политических институтов и организаций в
России лучше всего прижились
развитая многопартийная система – 45% респондентов,
свободные и независимые СМИ – согласны 42%, и
свободные выборы в органы власти – 40%

40. 3. Политическая культура в современной России

Хуже всего, по мнению участников опроса, в России обстоят
дела с равенством перед законом - 52 % считают, что в
нашей стране это недостижимо
В то, что это возможно в будущем ("приживаются с трудом,
но рано или поздно приживутся"), уверен 31 %, и только
12 % респондентов считают, что в России перед законом
все равны уже сейчас
English     Русский Правила