Лирика
Вопросы
Устройство текста лирического произведения
Буквы и звуки
Эмма Мошковская «Бульдог» (выслушивание и наблюдение)
А.С. Пушкин «На холмах Грузии» (звуковой рисунок)
Метр и размер
Правило различения размеров
Рифма
Словарь стихотворения
Синтаксис (М.Ю. Лермонтов «Утес»)
Синтаксис (А.С. Пушкин «К…»)
Композиция (М.Ю. Лермонтов «Парус»)
Герой (М.Ю. Лермонтов «Утес»
Пространство и время (М.Ю. Лермонтов «Утес»)
Пространство (А. Фет «Весенний дождь»)
Сюжет и событие (М.Ю. Лермонтов «Утес»)
Визуализация
В.И. Тюпа «Мастерская стиха»
Лимерик
Игра с лимериком
Источники
35.98M
Категория: ЛитератураЛитература

Методы и приемы работы с лирическими текстами

1. Лирика

Методы и приемы работы с лирическими текстами на уроках
литературы

2. Вопросы

• Устройство лирического произведения (внутренний мир и текст)
• Принципы аналитической работы с текстом (метрический
рисунок, рифма, словарь)
• Особенности аналитической работы с внутренним миром
произведения (герой, хронотоп, событие)
• Творческая работа с лирическим произведением (визуализация,
«Мастерская стиха» В.И. Тюпа)

3. Устройство текста лирического произведения

• Субъект речи (лирический герой, лирическое я, повествователь,
герой ролевой лирики)
• Язык (ритмическая упорядоченность, роль грамматических
категорий)
• Композиция (синтаксис и строфика, изменение точки зрения)

4. Буквы и звуки

• Акростих
• Звукопись (символисты: А. Белый «Глоссолалия»)
• Звукоподражание
• Анаграммирование (цикл А. Блока «Кармен»)
• Звуковой рисунок (ударные «а» и «о» «На холмах Грузии» А.С.
Пушкина)

5. Эмма Мошковская «Бульдог» (выслушивание и наблюдение)

Идёт бyльдог,
Две пары ног,
Приплюснyт нос,
Обрyблен хвост,
На шею емy дали
большие
медали.
Ветром сдyло ей панамy!
За панамой
Надо прямо,
Премированный бyльдог
От панамы
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Тянет вбок,
Идёт бyльдог,
Вырывает поводок!..
Идёт бyльдог,
Панама,
Хозяйка держит поводок. Панама,
Хозяйка малолетняя,
Вкатилась в лyжy прямо.
На ней Панама,
Панама летняя.
Панама,
Что скажет наша мама?..
Идёт бyльдог,
Идёт бyльдог
Звенит медалями бyльдог.
Бyльдог такой yродливый,
Такой неповоротливый!
Медали,
Медали,
Блестят его медали,
Медали,
Медали,
За что их только дали?..

6. А.С. Пушкин «На холмах Грузии» (звуковой рисунок)

• О-у-и-а-а
И-а-о
У-о-а-я-а
А-я-а-о
• О-о-о
Ы-о-о-у-о
Е-о-и-ю-о
Е-о-о

7. Метр и размер

•ХЯДАМАН

8.

9. Правило различения размеров

• Двусложник – 1\3
безударных слога между
ударными
• Трехсложник – 2\4
безударных слога между
ударными

10.

11.

12. Рифма

• Женская\мужская\дактилическая\\парная\кольцевая\перекрестн
ая
• Запись шифра рифмы (кириллица/латиница; одна буква-одно
окончание; Ж/м)

13.

•АбАб ВбВб ВбВб АгАг АбАб АдАд
(А.С. Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»)
•аБаБ вГГв дЕЕд аЖЖа
(А.С. Пушкин «Во глубине сибирских руд»)
•АбАб ВгВг ДеДе
(М.Ю. Лермонтов «Парус»)
•АбАб ВгВг ДеДе ЖеЖе ЗиЗи
(М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я..»)

14. Словарь стихотворения

15.

16.

17. Синтаксис (М.Ю. Лермонтов «Утес»)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

18. Синтаксис (А.С. Пушкин «К…»)

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

19. Композиция (М.Ю. Лермонтов «Парус»)

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом. —
Что́ ищет он в стране далекой?
Что́ кинул он в краю родном?
Играют волны, ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит;
Увы! — он счастия не ищет
И не от счастия бежит! —
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой: —
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!

20. Герой (М.Ю. Лермонтов «Утес»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

21. Пространство и время (М.Ю. Лермонтов «Утес»)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

22. Пространство (А. Фет «Весенний дождь»)

23. Сюжет и событие (М.Ю. Лермонтов «Утес»)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.

24. Визуализация

25. В.И. Тюпа «Мастерская стиха»

Элегический дистих
Сонет
Занятия 1-5 …………………………………………………….. Рубаи
Занятия 38-47 ……………………………………………….
3
99
Занятия 22-25 …………………………………………………
56
Рифма
Ода
Занятия 6-8 ……………………………………………………. Катрен
Занятия 48-53 ………………………………………………..
12
128
Занятия 26-28 …...…...………………………………………..
65
Бейт
Басня
Занятия 9-12 …………..………………………………………. Ритмические основы русского стихосложения Занятия 54-57 ………………………………………………..
24
150
Занятия 29-32 …………………………………………………
73
Хокку
Баллада
Занятия 13-17………………………………………….………. 2 год обучения
36
Октава
Занятия 58-63…..……………………………………………..
163
Терцет
Занятия 18-21…………………………………………………...
46
Занятия 33-37………………………………………………….
87
Занятие 64. Заключительное
…………………………………198

26. Лимерик

27. Игра с лимериком

Правила
• Пять строчек
• Рифма аабба
• Первая строчка – называние
героя и географического места
• Вторая строчка – действие (чаще
смешное, нелогичное) героя
• Третья и четвертая строчки –
описание действия или его
результат
• Пятая строчка – вывод
Пример
Безрассудный старик из Остравы
Вел себя неумно и нездраво.
Даже будучи сытым,
Груши ел с аппетитом
Тот печальный старик из Остравы.

28. Источники

• Квятковский А.П. Поэтический словарь. М., 1966
• Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972
• Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.,
2003
• Малкина В.Я. Визуализация как метод анализа художественного текста
(презентация)
• Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского
стиха /Сост. Холшевников В.Е. Л., 1987
• Тамарченко Н.Д. Мир лирического произведения: пространство-время,
событие и сюжет // Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак.
высш. учеб. заведений: В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1:
Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса.
Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С.
347-354
• Тюпа В.И. Мастерская стиха (рукопись)
English     Русский Правила